Использование театрализованной деятельности для развития речи, памяти и воображения у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Мартынова Ирина Александровна

Из опыта работы по театрализованной деятельности с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы23.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Из опыта работы

"Использование театрализованной деятельности для развития речи, памяти и воображения у детей с ОВЗ"

Подготовила: Мартынова Ирина Александровна

           Воспитатель МАДОУ №49

г. Кемерово - 2020

В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

       У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития творческой деятельности детей. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей дошкольного возраста  просты, носят циклический характер- многократное повторение сюжета.  Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают побудить интерес    к слову, с их помощью дети знакомятся с окружающим миром, легче переносят адаптационный период. Анализируя уровень речевого развития детей с ОВЗ  (он очень низок, многие дети совсем не разговаривают), я пришла к выводу, что наиболее эффективным методом развития речи детей будет использование сказок и других произведений устного народного творчества (потешек, песенок) в повседневной деятельности детей.

  Исследования учёных доказали ,  что театральная деятельность для детей с их участием играют важную роль в развитии потенциальных возможностей детей младшего дошкольного возраста. Имея опыт работы в данном направлении,  и опираясь на изученную литературу, я начала работу по теме: "Использование театрально-игровой деятельности в развитии воображения, речи и памяти детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Цель моей работы: развивать воображение, память и речь детей посредством использования театрально-игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Смех и  радость  присущие детству, неотделимы от него. Ребёнку нравиться играть, особенно со сверстниками. Но, часто, присмотревшись к малышам, играющим самостоятельно, не увидишь не улыбок, не смеха. Их лица напряжены, серьёзны. Да и не удивительно, ведь в игре дети подражают взрослым. А какими они нас видят? Всегда озадаченными ,  спешащими, занятыми делом. Известно, что игра-дело серьёзное, но и весёлое в то же время. В игре воплощают   дети всё своё воображение. Театральные сказки, игры со сказочными героями, подражание им способствуют развитию воображения детей, создают радостную, непринуждённую обстановку. С помощью сказки я знакомлю детей с окружающим миром, с миром природы во всём его многообразии.

Работу над сказкой начинаем с чтения или показа в одном из видов театра и обсуждения: что детям запомнилось в этой сказке? Понравились ли им герои  сказки? Какие герой - хорошие или плохие? Добрые или злые? Это позволяет привлечь детей к более глубокому восприятию произведения, привлечь их к общению, желанию высказать своё мнение. Продолжая работу над сказкой можно использовать речевые игры, такие как "Доскажи словечко" или "Закончи фразу", привлекая детей к совместному рассказыванию произведения. Дальнейшая работа строится на использовании игр-имитаций, где дети учатся имитировать движения и звукоподражания героев (игра "Кто как кричит", "На бабушкином дворе" ,  где  баба месит тесто, раскатывает колобок, или дед сажает репу, или медведь несёт тяжёлый короб и т.д), что способствует развитию воображения детей. В процессе рассказывания, обыгрывания сказок активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность. Сказочные сюжеты используются мной и в двигательной деятельности: вместе с героями сказок дети учатся прыгать, ползать, ходить змейкой, преодолевать различные препятствия, играть в подвижные игры.

Эстетическое влияние театральных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к  негативному вызывают нравственно-эстетическое переживание, которое, в свою очередь, создаёт соответствующее настроение, эмоциональный подъём, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театральные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, но и активные участники.

В подвижных играх сначала  исполняю    сама роль главного героя, используя кукол театра или маски-шапочки, а затем предлагаю обыграть эту роль детям, что помогает ребёнку быть более раскрепощённым, эмоциональным. "Вышел Мишенька гулять", "У медведя во бору", "Лиса и куры", "Снеговик", "Собачка и воробьи" и т.д.) Любимые герои детей становятся образцами для подражания, дети стремятся говорить как любимый герой, двигаться. Это помогает учить детей доброте, отзывчивости, смелости, честности, умению дружить быть хорошими. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят быть добрыми, честными .  А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Но многие сказки предполагают борьбу, противостояние добра и зла путём эмоциональной характеристики положительных и отрицательных персонажей. Дети, наряду с положительными героями могут подражать и отрицательным героям, но это    более сложно для детей младшего возраста. Всё же эти образы помогают понять, что добрым, хорошим быть лучше, чем плохим. Ещё одна проблема отрицательного героя-  последствие его поступков: колобка съела лиса , потому что он был неосторожным, разговаривал с незнакомцами, а этого делать нельзя! Для того, чтобы сказка закончилась добром можно предложить детям придумать добрую ситуацию, чтоб никто не пострадал: лиса предложила поиграть, послушала песенку и стала танцевать и т.д. Театрально-игровые приёмы включаю во все виды непосредственно-образовательной деятельности, где вместе со сказочными героями дети знакомятся с новым, учатся лепить и рисовать, стремятся помогать героям, что способствует воспитанию доброжелательного, заботливого отношения к окружающему миру.  Потешки используются мною,  как комплексы утренней гимнастики, пальчиковые игры, игры-имитации.

В нашей группе создан центр театрально-музыкальной деятельности "Теремок", где расположены кукольные, пальчиковые, настольные театры. С помощью родителей создан театр на фланелеграфе, с помощью которого мы не только смотрим представления, но и учимся считать, составлять короткие рассказы. Маски-шапочки помогают детям приблизиться к образу героев, обыграть их поведение, доставляют детям радость.

 В свободное время дети рассматривают знакомые книжки, вспоминают их содержание, что вызывает желание поиграть в сказку. Картинки сказочных сюжетов позволяют играть в игру "Отгадай сказку", "Что было потом?" что способствует развитию памяти и речи детей.

В работе с родителями большое внимание обращаю на то, как важно читать детям сказки, беседовать с ними, побуждать к самостоятельному рассказыванию и обыгрыванию. Кроме того родители привлекаются к пополнению и обновлению театрального центра новыми атрибутами. Мною представлена консультация "Устное народное творчество и малыши". Наблюдение за детьми и анализ работы по данной теме, помогло мне создать план работы с использованием  театрально-игровых приёмов во всех видах детской деятельности, состоящую из следующих этапов:

1.этап-подбор произведения сказки, чтение, знакомство с персонажами, проговаривание, обсуждение. этап-подготовка различных видов театров, показ спектакля.

1.        этап-включение сказки в НОД, использование персонажей в повседневной жизни, во время игры в различных зонах детской деятельности

2.        этап-умение детей поддержать игру в сказку со взрослыми и друг с другом.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

•        развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

•        активизируется собственная речь

•        активнее  и успешнее формируются навыки невербального общения

•        обогащается словарный запас( у «говорящих» детей)

•        совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений

•        развивается эмоционально-волевая сфера

•        корректируется поведение

•        формируется самостоятельность и активность

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 - 5 лет

Ребёнок постепенно переходит:                                                 ...

Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"

Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...

Самообразование «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3-4 лет».

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей      дошкольного возраста»...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»

План самообразования воспитателя средней группы...