Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет.
материал (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Работа по самообразованию. Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет (средняя группа)». (примерный план работы, теоретическая часть) Средняя группа Ребёнок постепенно переходит: - от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя; - игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; - игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); - создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Цели и задачи работы: 1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения. 2. Развитие речевой активности дошкольников. • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов. • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. • Пополнять словарный запас. • Учить строить диалог. • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. 3. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование… 4. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. 5. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу. 6. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров). План работы по самообразованию (примерный !). Август. 1. Проанализировать содержание театрализованной деятельности детей (структуры и компонентов театрализованной игры как процесса) по программе М.А.Васильевой. 2. Составление плана работы по самообразованию. Сентябрь. 1. Продолжить работу, начатую во второй младшей группе, по развитию и совершенствованию артикуляционного аппарата: артикуляционная гимнастика «Язычок-выдумщик», артикуляционные упражнения по рекомендациям логопеда детского сада. 2. Уделять большое внимание развитию звуковой культуры речи на занятиях и в повседневной жизни, проводить специальные дидактические игры, дыхательную гимнастику. 3. Беседа – диалог: «Мы идем в театр». Цель: Формировать представления о театре. Закрепить знания детей о правилах поведения в театре. 4.Театралльный досуг(2-я половина дня). Показ кукольного спектакля. С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке» (пальчиковый театр). 5. Оформление театрального уголка (ширмы, разнообразные куклы, декорации). Октябрь. 1. Разучивание с детьми стихов, чистоговорок, считалок. Цель: Развивать память, звуковую культуру речи (темп, ритм, высоту голоса). 2. Беседа-диалог: «Театральные профессии». Цель: Расширять кругозор детей. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, и т. д.). 3. Театральный досуг. Показ кукольного спектакля по русской народной сказке «Два жадных медвежонка». Ноябрь. Творческий месяц. Закрепляем знания, полученные в предыдущих месяцах. 1. Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами кукловождения верховых кукол. Познакомить детей с разными видами театров: настольный (готовой игрушки; самодельный), кукольный (би-ба-бо), пальчиковый, плоскостной (магнитный; на фланелеграфе). 2. Приобщать детей к изготовлению кукол для театра. Изготовить кукол из пластиковых ложек, стаканчиков, бумажных конусов (по выбору). Организация выставки детских работ. 3. Предлагать детям принимать посильное участие в оформлении костюмов и декораций, приобщение родителей к процессу (перед новогодним праздником). 4. Театральный досуг. Чтение русской народной сказки «Репка», далее игра-драматизация. Декабрь. 1. Разучивание дидактической игры «Кто я?»: представь, расскажи и покажи, не называя (я рыбка, ветерок, и т.д.). Цель: Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения. Развитие речевой активности дошкольников. 2. Рассказать детям о московских театрах, показать иллюстрации. Предложить посетить театры с родителями, собрать фотоматериалы и оформить папку. 3. Подготовка к новогоднему празднику. Разучивание стихов, ролей. Январь. 1. Подбор наглядного материала для родителей. Сформулировать советы родителям по развитию театральной деятельности и расширению кругозора детей. 2.Театральный досуг. Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Инсценировка сказки с использованием полумасок. Февраль. 1. Занятие-игра: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”. Цель: Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение. 2. Театральный досуг. Чтение и драматизация русской народной сказки «Теремок». Март. 1. Подготовка к празднику «8 Марта». Разучивание стихов, песен, ролей. 2. Интегрированное занятие по украинской народной сказке «Рукавичка» (сказка+ аппликация). 3. Театральный досуг. Показ детьми русской народной сказки «Гуси-лебеди» (плоскостной театр). Апрель.1. Продолжать учить детей кукловождению: би-ба-бо, пальчиковые куклы, игрушки, плоскостные бумажные куклы. 2. Продолжаем разучивать стихи, скороговорки, чистоговорки. Делаем дыхательную гимнастику. Повторяем пройденный материал. Играем в игры-драматизации по желанию детей. 3. Театральный досуг. Викторина «В гостях у сказки». Май. 1.Оформление папки (ширмы) по театральной деятельности. Расположение материала в книжном уголке. 2. Спортивный досуг «По дорогам сказок». 3. Мы рисуем на асфальте: «Мой любимый сказочный герой». 4. Подведение итогов работы. Обследование детей логопедом. Рекомендации родителям на летний период. «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». Б. М. Теплов. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий: * Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. * Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. * Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.). При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо. * Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов). * Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей. Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов. Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д. В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость. Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы. Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: 1 Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса). 2 Пауза (временная остановка голоса в речи). 3 Мелодия (движения голоса по высоте и силе). 4 Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени). 5 Изменения громкости голоса. 6 Тембр. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно. Роль педагога в организации театрализованной деятельности Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Используемая литература. 1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год. 2. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год. 3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, 2008 год 4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год. 5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009. 6.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997г. 7.Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г. 8.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г. 9.Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Москва, 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4 - 5 лет
Ребёнок постепенно переходит: ...
Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"
Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...
Самообразование «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3-4 лет».
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детст...
родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа. 1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
План самообразования воспитателя средней группы...
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»
Консультация для родителей...