Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми с ТНР в старшей группе «В гостях у Дедушки Лесника»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сваткова Лариса Александровна

Занятие составлено для детей 5-6 лет с тяжелым нарушением речи с опорой на лексические темы и в соответствии с Рабочей программой. Занятие комплексное, проводится в ноябре, как закрепление полученных знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_dedushki_lesnika.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

I

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

с  детьми с ТНР в старшей группе

«В гостях у Дедушки Лесника»

Цель: закрепления знаний по лексической теме «Дикие животные»

Программные задачи:

  1. Образовательные:
  • Создать условия для закрепления знаний по лексической теме «Дикие животные»;
  • закрепить обобщающее понятие – дикие животные;
  • совершенствовать умение понимать и отгадывать загадки;
  • совершенствовать грамматический  строй речи: образование и употребление существительных в форме множественного числа; образование притяжательных прилагательных;
  • формировать умение детей давать оценку работе, используя доказательную речь;
  • совершенствовать умение составлять коллаж: подбор картинок, наклеивание деталей.

2. Коррекционно - развивающие:

  • Активизация речевой деятельности;
  •  развитие связной речи;
  •  уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные», «Птицы»;
  •  развитие пространственных отношений;
  •  развитие общей координации и мелкой моторики;
  •  развитие  психических процессов: памяти, зрительного и слухового  внимания, воображения, логического мышления.

3. Воспитательные:         

  • совершенствование навыков сотрудничества, положительной установки на  участие в занятии;
  • воспитывать чувство коллективизма и поддержки друг друга;
  • воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Материал к занятию: магнитофон, ноутбук, кассета с записью «Шумы леса», слайды с заданиями, корзинка, сосновые шишки, плоскостные листья, грибы с заданиями, мешочек с орешками, силуэтные разрезные картинки, листы А-4 зеленого цвета, листы А-4 с заданием «Проведи дорожку», картинки для коллажа, клей, кисточки, подставки для кисточек, тряпочки, карандаши, ягодки – смайлики, познавательная литература по теме «Дикие животные».

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, коррекционные, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии.

Предварительная работа: чтение художественной и познавательной литературы о диких животных, отгадывание загадок по теме, дидактические и развивающие игры, выполнение занимательных заданий по теме «Дикие животные и их детеныши», просмотр мультфильмов и познавательных передач по теме, продуктивная деятельность по теме, сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», слушание  аудиозаписей «Звуки леса».

Ход занятия:

Дети играют в группе.

  1. Организационный момент.

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса» и убирает ширму, за которой подготовлена лесная поляна.

Дети походят  к магнитофону, у которого стоит воспитатель.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда я хочу сегодня вас пригласить?

Дети: - В лес. 

Воспитатель: - А почему вы так решили.

Ответы детей.

Воспитатель: - Да ребята, я приглашаю вас в лес. Сегодня утром, когда я подошла к нашей группе, я нашла большой конверт. Вам интересно, что там? Посмотрим? Воспитатель открывает конверт и читает: «Дорогие ребята, мне очень нравиться наблюдать за вами на прогулке.  Я видел, что вы летом очень умело ухаживаете за огородом и цветами, а осенью убираете листья, зимой – подкармливаете птиц. Ребята, вы очень заботливые, трудолюбивые и дружные, поэтому я приглашаю вас в гости в мой лес. Я подготовил вам интересные задания и подарок от меня и моих зверей.

Хозяин ближайшего леса — Дедушка Лесник»

Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться к путешествию.

Ответы детей.

Воспитатель: - Но сначала мы подготовимся к дальней дороге, и поможет нам то, что лежит в корзиночке, которую мы с вами должны найти. Я вам буду подсказывать дорогу, а вы слушайте внимательно: два шага направо, три шага вперед, пять шагов влево, три шага вперед и пять шагов вперед.

Дети под елочкой находят корзиночку с сосновыми шишками.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сегодня массаж рук сделать при помощи шишек.

Педагог вместе с детьми делает массаж рук и пальцев.

Воспитатель: - Все готовы отправиться в путь? Вставайте скорее друг за другом, дорога у нас дальняя, будьте внимательны, смотрите под ноги.

Дети идут за воспитателем под музыку по тропинкам, перешагивают через препятствия, прыгают с кочки на кочку, идут по мостику (тропинка подготовлена заранее).

  1. Основная часть.

Воспитатель: - Ой, ребята, куда же мы с вами попали?

Дети: - Мы в лесу, как тут интересно. Смотрите, а тут на ёлочке лежит большой конверт, а на пенечке ноутбук.

Воспитатель: - Вот так чудеса!

Воспитатель достаёт из конверта  листочки и грибочки с цифрами и разными символами.

Воспитатель: Марина, найди, пожалуйста, листок с цифрой 1, и назови от какого он дерева.

Девочка находит кленовый лист с цифрой, на котором нарисована координатная сетка, и что-то написано.

Воспитатель читает: «Кого вы встретите в моем лесу, вы узнаете, если расшифруете моё слово, а поможет вам в этом мой лесной волшебный ноутбук»

Воспитатель: - А кого мы сможем встретить в лесу, как вы думаете?

Дети перечисляют животных, которые живут в лесу: медведь, заяц, лиса, волк, белка, ёж, бобёр, лось, кабан и т.д.  

Появляется слайд «Координатная сетка». Работа проводится на слайде.

Воспитатель читает задание.

- Ребята, что это?

- Координатная сетка

- Давайте попробуем её расшифровать.

Педагог напоминает детям порядок работы с координатной сеткой.

Дети расшифровывают слово - ЗВЕРИ

Воспитатель: - Да, ребята, нас сегодня ждет встреча со зверями, которые обитают в наших лесах. А как их можно по-другому назвать?

Дети: - Дикие животные.

Воспитатель: - Максим, найди, пожалуйста, нам второе задание. Ребенок находит белый гриб с цифрой 2.

Воспитатель: - Ребята, а здесь дедушка Лесник предлагает нам отгадать загадки, а при правильном ответе на слайде появляется картинка животного.

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы. А Петя нам найдет третье задание.

Мальчик находит дубовый листок с цифрой 3.

Воспитатель читает задание «У всех наших диких животных есть детеныши, назовите, пожалуйста, их»

Воспитатель называет животное, а дети называют детенышей во множественном числе: медведь - медвежата, лиса – лисята, и т.д. При правильном ответе на ноутбуке на слайде появляется картинка.

Воспитатель: - Молодцы!  Ребята, мы справились и с этим заданием.

Воспитатель: - Лиза,  достань, пожалуйста, следующее четвертое задание.

Ребенок достает сыроежку с цифрой 4, воспитатель уточняет, какой это гриб, и читает «Звери решили с вами поиграть и запутать вас, вы должны определить и назвать, чьи лапы и хвосты перепутались»

Детям раздаются силуэты животных без лап и хвостов, дети должны подобрать недостающие части и назвать их (даются лиса, медведь, заяц и волк).

Воспитатель: - Миша, чей хвост ты взял – лисий (волчий, медвежий, заячий). Даша, чьи  лапы ты взяла – лисьи (волчьи, медвежьи, заячьи)  

Воспитатель: - А теперь, давайте немного отдохнем.

Физминутка  «Звериная зарядка»
Раз - присели, два - присели. (Присесть два раза)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Очень любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
А потом, обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть,

Раз, два, три, четыре, пять. (Движения бедрами в стороны)
А волчата озорные спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут.

Раз, два, три, четыре, пять. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на ногу
то одну, то обе вместе и раскачивать туловище в стороны)
Долго, долго топчется на месте.
Ну, а если вам зарядки мало -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Давайте, будем начинает сначала!

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Семен, твой выбор с цифрой 5.

Ребенок выбирает листок со следующим заданием, воспитатель уточняет, с какого дерева лист и читает задание «Поселите животных в домики и назовите их»

Воспитатель: - Ребята, представьте, что эти листы бумаги – лес, вам надо разместить животных так, как я вам скажу.

Каждый ребенок на своем листе раскладывает животных по инструкции воспитателя: в правом верхнем углу живет белка, в нижнем левом – медведь, в верхнем левом бобер и т.д.

Воспитатель: - А теперь назовите, чей домик как называется.

Дети называют полным предложением: Белка живет в дупле и т.д. При правильном ответе на слайде появляются животные и их домик.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Соня загляни в конверт.

Соня: - В конверте остался один березовый листочек, на котором нарисованы орешки и записка.

Воспитатель читает записку: «Спасибо вам ребята, вы молодцы, выполнили все мои задания. Мы вместе со зверями хотим вас угостить орешками с нашего леса, которые вы найдете в мешочке на елочке. Ребята, в нашем лесу все звери очень дружат, и мы желаем вам тоже быть добрыми и дружными»

Воспитатель: -  Вот и закончились задания Дедушки Лесника. Вы помните, что он приготовил для нас подарок. Давайте и мы сделаем подарок для него. Я предлагаю вам сделать коллаж на тему «Звери в лесу».

Воспитатель:- Давайте вспомним, что при выполнении коллажа мы используем картинки, цифры, буквы. Давайте вы все выберите, что считаете нужным и подходящим к нашей теме и сделаете подарок для дедушки Лесника и зверей.

Дети под Звуки природы выполняют задание.

Воспитатель: - Ребята, а давайте, и мы скажем добрые, приятные слова для животных.

Проводится игра «Добрые слова» - дети подбирают прилагательные: животные, какие? – добрые, смелые, красивые, дружные, быстрые, хитрые, быстрые, отважные и т.д.

  1. Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети за воспитателем под музыку по тропинкам, кочкам возвращаются в детский сад.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось? Какие задания для вас были легкими, а с какими было тяжело справиться? Что бы вы хотели узнать о животных наших лесов? 

Воспитатель: - Я предлагаю вам выбрать ягодки со смайликами, выложить их на мольберт, и мы узнаем, как вы оценили наше путешествие.

Воспитатель: - А еще я вам подготовила несколько познавательных книг о диких животных, обитающих в наших лесах, которые вы можете рассмотреть после нашего путешествия.

1

2

3

4

5

А

З

И

Б

В

В

Р

Г

Е

Д

Приложение

 «Координатная сетка»

А 2 -

Б 5 -

Г 4 -

В 2 -

А  4 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС «В деревне у бабушки и дедушки»

Тема: «Домашние животные»Цели: Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитан...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «В гостях у дедушки Ау».

Конспекторганизованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «В  гостях  у  дедушки  Ау»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС Тема недели : «Домашние птицы». Тема «В деревне у бабушки и дедушки»

Цели: Развитие связной речи.Задачи: - Актуализация словаря по теме «Домашние птицы-  Совершенствование грамматического строя речи.- Развитие фонематического слуха, логического мышления- Вос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «В гостях у черепахи Чапы».

Задачи:1. Образовательная: Сформировать представление детей о море и его обитателях. Учить их самостоятельно творчески отражать свои представления о море использовать технику кляксография с элементами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика»

Образовательная область: речевое развитие.Цель: систематизировать знания, умения и представления детей по речевому развитию....