Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Речевика»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: систематизировать знания, умения и представления детей по речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе

«В гостях у профессора Речевика».

Образовательная область: речевое развитие

Раздел: развитие речи

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.

Задачи:

Образовательная:

  • Формировать умения обобщать, классифицировать;
  • Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;
  • Упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающая:

  • расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

Воспитательная:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, словесные, наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).

Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно- печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: 

Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми! У меня сегодня с утра хорошее настроение? А какое настроение у вас? Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Предлагаю вам взяться за руки и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись». 

Сюрпризный момент:

Ребята, нам в группу сегодня почтальон принёс письмо от Профессора Речевика:

«Здравствуйте, ребята. Давно я наблюдал за тем, как вы хорошо занимаетесь. Я приготовил вам подарки. Но лежат они в сундуке. А сундук закрыт на замок. Ключ можно получить, выполняя задания. Для этого я приглашаю вас в страну Красивой речи»

Ребята, хотите получить подарки от Профессора? (ответы детей) Что для этого надо сделать? Куда мы с вами отправимся?

Правильно, мы отправимся в страну красивой речи. Но вот и первая сложность: на чём мы туда отправимся?

Упражнение «Назови ласково»

Взрослые ездят на машине, а дети … (на машинке)

Взрослые плавают на корабле, а дети … (на кораблике)

Взрослые летают на вертолёте, а дети … (на вертолётике)

Как одним словом назвать машину, корабль, вертолёт? (транспорт)

Основная часть

Отгадывание загадки

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром. (Самолёт)

А на двери самолёта – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли!

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

Ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Замок, мы открыли, молодцы! Полетели

Логоритмическое упражнение

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Полетел наш самолёт.

Левое крыло вперёд,

Повернул наш самолёт.

Мы летели высоко,

Мы летели низко.

Мы летели далеко,

Прилетели близко.

Вот мы с вами и оказались в стране Красивой Речи.

1.Сначала мы с вами отправимся  в город Обобщение. Жители этого города подготовили для вас два задания.

Упражнение «Назови одним словом»

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;

Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;

Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;

Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн – планеты солнечной системы;

А, Б, В, П – буквы;

Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;

1, 2, 4, 5 ,7 , 8, 0 – цифры;

Фикус, астра, герань, фиалка – цветы.

Упражнение  «Что лишнее?»

Бинт, банан, бочка, белка.

Заяц, комар, медведь, волк.

Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.

Самолет, машина, корабль, стол.

Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность жители города Обобщение дарят вам одну часть ключа.

2. Дальше наш путь пойдёт через реку Наоборот. Чтобы её перейти, нам надо выполнить следующее задание:

Упражнение «Скажи наоборот»

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

Узкая – широкая  

Длинное – короткое  

Сильный – слабый

Весёлая – грустная  

Высокий – низкий

Смеётся – плачет

Лежит – сидит

Закрыть – открыть

Взлетает – садится

3. Вот мы и перешли через реку и оказались в городе Букв и Звуков.

Жители этого города приготовили для вас задание.

Игра « Доскажи словечко»

Наша речь состоит из… предложений

Предложения состоят из… Слов

Слова состоят из… букв и звуков.

Ребята, а чем отличаются буквы от звуков? На какие две группы делятся все звуки русского языка? ( На гласные и согласные.)

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки? (губы, зубы, язык).

Игра «Где спрятался звук?»

А сейчас мы узнаем, где спрятался звук. Но какой звук, вы отгадаете в загадке.

Это кто жужжит сердито,

Жу-жу-жу да жу-жу-жу,

И летит к цветкам с нектаром,

Всех, пугая на ходу! (Жук)

Итак, где же спрятался звук Ж в слове

Жар, мороженое, еж?(в начале, в конце, в середине слова).

Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)

За то, что вы правильно выполнили задание, жители города Букв и Звуков дарят вам вторую часть ключа. А мы отправляемся дальше.

4. Перед нами Ласковая поляна. Здесь живут очень добрые жители.

Игра «Назови ласково» (игра с мячом).

Птица – птичка, дерево – деревце, сказка – сказочка, рука – ручка

ребенок – ребёночек, ручей – ручеёк, кольцо – колечко, сердце – сердечко, стол – столик, кошка – кошечка, мама – мамочка.

Молодцы, вам понравились ласковые слова?

Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Жители Ласковой поляны дарят вам третью часть ключа.

5. Нам с вами осталось получить последнюю часть ключа. Для этого предлагаю отправиться на остров Слогов.

Игра "Буквы заблудились"

(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры).

Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).

Какое слово получилось? (солнышко) Сколько слогов в слове - солнышко? (3 слога).

Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук С). Назовите слова, в которых есть звук С.

А какой последний звук в этом слове? (звук О). Назовите слова со звуком О.

Молодцы, вы справились с заданием, и получаете четвёртую часть ключа от сундука.

Игра «Разрезные картинки»

Сундук откроется, только если вы правильно соберёте ключ. Дети собирают ключ из частей.

Дети открывают сундук.  В сундуке шоколадные медали.

Ребята, предлагаю вам вернуться обратно в детский сад.

3. Заключительная часть

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране Красивой речи и получили подарки от профессора Речевика. Вам понравилось путешествие?

А сейчас, я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданием – пусть возьмёт звёздочку, а кто считает, что не всё у него сегодня получилось – тот пусть возьмёт флажок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе по теме "Мы - юные пожарные!"

С помощью данного занятия мы закрепляем знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; активизируем употребление в речи названий пре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детей с ОНР по теме: «Азбука маленького пешехода»

Учить составлять рассказы по картинно - графическому плану. Учить синтактической стороне речи. закрепить знание детей о правилах дорожного движения....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»

Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...