Визуальная поддержка и метод наглядного моделирования в работе с детьми с РАС.
статья по коррекционной педагогике

Яковлева Ирина Кимовна

Визуальная поддержка и метод наглядного моделирования в работе с детьми с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование визуальной поддержки и наглядного моделирования в работе с детьми с РАС

Мы, учителя-логопеды, дефектологи работаем с детьми различных нозологий. Это дети с ЗПР , ТНР, РАС.

В своей работе с такими детьми мы используем различные методики. Но одним из условий успешности занятий для нас, является применение метода наглядного моделирования и визуализации.

Особенно эффективен метод визуализации и наглядного моделирования для детей аутистического спектра, т.к. эти дети имеют мышление буквального восприятия, т.е. визуальное мышление. Опыт работы с детьми с РАС показывает, что они не готовы учиться в типичной обстановке, но многие из них могут усваивать соответствующие наглядные инструкции.

Обработка зрительной информации им дается легче, чем обработка вербальной информации.  То есть, таким детям нужна дополнительная наглядная визуальная опора, поддержка, т.к. они не удерживают слуховую информацию.

Одной из характерных особенностей аутичных детей является стереотипность поведения. Выражается оно в том, что ребенок привыкает к определенным действиям, месту, к одному и тому же маршруту. Когда возникает внештатная ситуация, допустим, та же смена обстановки, или появляются новые, непривычные раздражители внешней среды (шум,

 крики детей, громко звучащие игрушки) - аутичные дети испытывают стресс.  У них возникает когнитивный диссонанс, психический дискомфорт. Это может выражаться  в крике, агрессии по отношению к детям, или  аутоагрессии. (т.е. возникает некая нежелательная реакция на всё новое). Одна из причин сложного поведения этого ребенка, как правило, возникает от того, что окружающая обстановка ему непонятна.

Для лучшего понимания происходящего, мы разделили помещение группы на несколько зон с различным назначением.

Чтобы помочь ребенку ориентироваться в группе, вход в туалетную комнату и в спальню мы обозначили визуальными подсказками.

У аутичных детей навыки бытовой социализации не всегда

развиваются естественным образом.

 Обучение ребенка навыкам бытового поведения мы проводим с помощью опорной схемы, например, в раздевалке висит схема действий, в какой последовательности ребенок должен одеваться и раздеваться.

В туалетной комнате - алгоритм мытья рук.

 

Ребенок с РАС часто имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своего поведения, нуждается в большом объеме и длительности организующей помощи взрослого.

Существует оригинальная эффективная система по преодолению нежелательных форм поведения, таких как крик, бег, агрессия и так далее.  В начале занятия детей знакомят с символами желательного и нежелательного поведения. В ходе занятия педагог обращает внимание на символы в случае проявления нежелательного поведения. В конце занятия мы проводим сравнительный анализ, и дети раскрашивают нужный смайлик.

Для детей мы создаём зрительно организованное пространство всего образовательного процесса.

Чтобы выработать некий стереотип действий, во время занятий мы опираемся на визуальное расписание. Оно подсказывает ребенку, какой пункт предстоит выполнить, чтобы получить поощрение.

Каждый завершенный этап подкрепляем фишкой или другим стимулом (это может быть стимул пищевой или эмоциональный).

Визуальное расписание повышает независимость ребенка и развивает его самостоятельные навыки.

Чтобы накопить предметный словарь ребенка, сначала мы используем реальные предметы или игрушки.  А затем предметы заменяем их изображениями.  

 Многие понятия дети усваивают по карточкам с написанными на них словами. Глобальное чтение опирается на зрительную память аутичного ребёнка и наиболее понятно ему, т.к. графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

Таким образом, ребенок аутист накапливает достаточно хороший предметный словарь.

Трудности возникают при овладении глагольным словарем и словарем прилагательных.

Глагол — это основа фразы, поэтому накапливая словарь глаголов, мы параллельно ведем работу над становлением фразовой речи.

Первые задания составляются с опорой на предметные действия.

Подбираем фигурки в виде человечков или игрушки в различных позах, имитирующих действия людей.

Оформляем карточки с нужными глаголами (стоит, сидит, лежит...)

Ребенок учиться подбирать к фигурке нужную карточку с соответствующим глаголом и называть действие (если у ребенка есть речь).

Затем используем плоскостные изображения.

Например, на двух игровых полях напечатаны известные ребенку глаголы. Ребенок учиться класть картинку на нужное поле.

 Аутичный ребенок не умеет дифференцировать многие действия, поэтому, сначала используется глагольная лексика более общего, недифференцированного значения.

Фразы сначала строим из 2 слов, Каждое слово обозначаем

каким- нибудь символом или фишкой. Ребенок учится проговаривать фразу сначала с педагогом, затем самостоятельно, прикасаясь указательным пальцем к каждой фишке.

Работая над словарем прилагательных используем карточки вкладыши. Например, отрабатывая словосочетание, состоящее из прилагательного, обозначающего цвет и существительного.

Применяя метод глобального чтения в работе с аутичными детьми, параллельно мы формируем у них навык побуквенного и послогового чтения.

Обучение чтению для нас не является ведущей целью. Первичная задача - привлечь внимание к губам педагога в момент проговаривания звука.

Введение букв служит одним из самых действенных способов растормаживания речи. При показе буквы легче вызвать правильное произношение.

Навык слогового чтения формируем с помощью слоговых таблиц.

 А упражняя детей в звуко – буквенном анализе, используем

большие карточки с буквами, на которые ребенок раскладывает картинки на заданную букву.

Все дети с расстройством аутистического спектра разные.

 Есть дети, у которых развита эхолаличная речь и они идут на контакт, а есть дети, которые совсем не хотят взаимодействовать с педагогом.  

В таких случаях, разнообразить формы поддержки образовательного процесса нам помогают информационные технологии. Они

 дают возможность обучать, не контактируя напрямую с ребенком.

Например,

 1.видеомоделирование — это метод обучения, через наглядность и через видео, в котором используется собственная видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка.

(Используя собственные видеоролики, мы обучаем ребенка рисовать, играть, читать, считать, лепить … материалы и игрушки, используемые в ролике точно такие же, какие используются и на занятиях с ребенком).

2. Также мы используем готовые обучающие видеоигры, такие как

Например, на сайте мерсибо.

3 Подбираем обучающие презентации, тематические карточки по методике Гленна Домана. (Используя красочные картинки, видео знакомит детей с окружающими их предметами, объектами, живыми существами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательн...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Метод наглядного моделирования  довольно широко применякется в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает познакомить ребенка с миром символов и схем, которые сопровождают нас на протяжении в...