Психодиагностика и психокоррекционные технологии для детей с ДЦП.
презентация по коррекционной педагогике

Велигорская Елена Викторовна

Материал предназначен для педагогов и психологов, работающих с детьми с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihokorrektsionnye_tehnologii_dlya_detey_s_dtsp_-_3.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Велигорская Е.В. , педагог-психолог МБДОУ № 55 «Радость» г. Лесосибирска

Слайд 2

Детский церебральный паралич – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга (термин ВОЗ, 1958г.). В мировой литературе – более 20 классификаций. В России выделяется 5 основных форм ДЦП. Основная цель психокоррекции – исправление имеющихся нарушений в психическом развитии детей, гармонизация их личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психических нарушений (дефектом), так и внешней (факторы среды).

Слайд 3

Психокоррекционные технологии - включают: разработку психокоррекционных программ, выбор методов и психокоррекционных техник, формы проведения коррекционной работы, подбор и комплектование групп, продолжительность и режим занятий. В книге представлена также классификация видов проблемного развития детей.

Слайд 4

Важен принцип единства диагностики и коррекции. У многих детей, страдающих ДЦП, отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в недостаточности перцептивных действий. Перцептивные действия – ВОСПРИЯТИЕ, направленное на создание образа предмета. ВОСПРИЯТИЕ – основа для развития МЫШЛЕНИЯ.

Слайд 5

1.Зрительное восприятие (активность при зрительном восприятии, ищет ли глазами упавший предмет, захватив его рукой пытается ли рассмотреть – отсутствие единого поля зрения и поля действия и т.д.) (наблюдение). 2. Зрительное восприятие (возможность и длительность фиксации взора на яркой игрушке, возможность прослеживания ее во всех направлениях.) 3. Восприятие цвета (сличение цветов).

Слайд 6

4. Восприятие объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением (ложка, ботинки, мячик, собака, яблоко ). Усложнение – сличение геометрических форм. 5.Слуховое восприятие (особенно, если ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь), может ли указать жестом или взглядом на звучащий предмет). Выводы: присутствует ли нарушение сенсорной функции = нарушение познавательной активности = наблюдается у детей с задержкой в развитии или психическим недоразвитием.

Слайд 7

1. Восприятие формы на доске Сегена. 2. Восприятие цвета предметов. 3. Восприятие величины предметов (2-3 составные матрешки, пирамидки). 4. Осязательное восприятие предметов ( набор предметов / геом.фигур / предметы различной фактуры )(«Волш. мешочек») 5. Исследование конструктивной деятельности, этапы: а) конструирование объемных построек из цветных кубиков с помощью образца-рисунка, б) выкладывание фигур на плоскости по образцу-рисунку в) конструирование по методике кубики Кооса.

Слайд 8

6. Исследование особенностей рисования ( графические умения, качество изображения фигур). 7. Исследование мыслительных процессов: выделение лишнего предмета (яблоко, слива, шар, груша) классификация предметных картинок (3 карточки - животные, 2 - одежда, 1 - посуда) 8. Обследование счетных навыков (дифференциация понятий «мало-много», «один - много» и т. д.).

Слайд 9

В систему психокоррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП вошло обязательное обучение детей конструированию и рисованию. ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ. 1. Конструирование по образцу - предлагается постройка и указывается на способы ее воспроизведения («башни», «дорожки», «заборы») 2. Конструирование по моделям . 3. Конструирование с образца-рисунка нерасчлененного, объемного изображения. 4. Свободное конструирование. Данные методы обучения считаются чрезвычайно эффективными для развития детей.

Слайд 10

1. Рисование «ниточек» по опорным точкам. 2. Рисование по трафаретам, закрашивание . 3. Конструирование фигуры из частей, ее обследование и затем рисование. 4. Рисование предметов, после их ощупывания, описания (работа в микрогруппе).

Слайд 11

Эмоциональные нарушения связаны с наличием физического дефекта (церебрально-органической недостаточностью мозга), эмоциональными переживаниями, связанными с нарушением, стилем семейного воспитания. Направления работы: 1) смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности (релаксационные техники, и т.д.) 2) работа с родителями (часто преобладающим стилем семейного воспитания детей с ДЦП является безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка).

Слайд 14

Мы живем – как можем. А они – как мы поможем. Спасибо за внимание! Мудрости и терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути коррекции с помощью психокоррекционных технологий»

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподоб...

«Значение психокоррекционных технологий для детей дошкольного возраста с ОВЗ »

В начале XXв. в связи с бурным развитием промышленности и необходимостью повышения образовательного уровня населения в развитых странах Европы и Америки актуальным встал вопрос о критериях ограничения...

Метод психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению (Л.В.Макшанцева)

Цель программы: Сохранение и укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста. Поставленная цель программы определяет решение ряда з...

Семинар-практикум для воспитателей "Психокоррекционные технологии"

Известно, что между речевой функцией и   общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи, способствует формированию п...

Сказкотерапия как вид здоровьесберегающих психокоррекционных технологий.

Один из видов здоровьесберегающих психокоррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с дошкольниками, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздейст...