Статья на тему: «Музыкальное развитие детей с нарушением речи»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Романова Наталия Анатольевна

Анализируя процесс музыкального образования в детском саду, мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами,

для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. 

 

Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyk.razvitie_detey.docx20.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Музыкальное развитие детей с нарушением речи»

Музыкальный руководитель

Романова Наталия Анатольевна.

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

 Анализируя процесс музыкального образования в детском саду, мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Музыка, движение и слово сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.

 Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

 Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, поэтому в нашей работе большое внимание мы уделяем вопросу развития двигательных навыков дошкольников. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

 Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики,

ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе.

Логоритмические занятия включают следующие элементы:

  логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;

  пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

  упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

 вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

  фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;

 песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

 музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

  музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

  упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

 коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в  жизни  - это  красивая речь и свободное  движение  под  музыку.
И  ребенка можно    этому   научить.  
А.И. Буренина.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количество детей, имеющих нарушения речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Средства логопедической ритмики можно представить, как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала.

 Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

 Ходьба и маршировка - это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому внимание детей направляют на руководящую роль музыки. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые

расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п. С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.

Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него.

Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения.

Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

Так же полезно пение вокализов - мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, и вводится еще один вид связного пения - звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз - это развивает его гибкость и высоту.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость

мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у ребенка.

В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности. На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.

На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность. Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению коррекционной и воспитательной работы.

Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.

Дыхательные упражнения: увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха, помогают выработке диафрагмального дыхания.

Развитию речи ребёнка способствуют упражнения на развитие координации движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Невозможно правильное произнесение звуков без развитого фонематического слуха.

Мимические упражнения: развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения; способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры.

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, позитивное самоощущение.

Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки.

Таким образом, с помощью логоритмики можно добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия, повышается результативность в усвоении практического материала. Темп, ритм, динамика музыки и слова в логоритмике обеспечивает коррекцию в речевом и музыкальном развитии дошкольников. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует так же музыкальному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Психологическое развитиие детей с нарушениями речи"

Любой дефект в развитии ребенка, в том числе и речевой, накладывает определенный отпечаток на все его отношения с окружающей средой. И специалист, определив тип речевого растройства, обязан правильно ...

Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"

quot;Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"...

Статья "Особенности развития музыкального восприятия детей с нарушением речи в процессе слушания музыки"

Особенности музыкального восприятия детей с нарушением речи. Опыт работы....

Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"

Предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей логопедических групп...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности развития детей с нарушением речи"

Консультация  для педагогов, которые начинают работать или работают совсем недавно с детьми с ТНР. Разобраны основные виды речевых нарушений, особенности развития психических процессов детей с ТН...