Использование театрализованных игр в работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Кукушкина Светлана Жоржевна
В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Л.Б. Баярева [3:34] определяет драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством». Специфика театрализованной игры как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы – цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности.
 
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. 
Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры.
Теоретически и практически установлено, что наиболее продуктивен комплексный подход к обучению театрализованной игре, которой предполагает:
- использование театрализованной игры на занятиях по разным разделам программы;
- организацию предметно-развивающей среды;
-развитие мотивационно- потребностной сферы детей;
- знакомство с окружающим миром, формирование способности к моделированию и символизации в обучающих играх;
- индивидуальный и дифференцированный подход в общении взрослого и детей в театрализованной игре;
- ступенчатую работу по формированию различных видов театрализованной игры.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, наиболее эффективна, если осуществляется в нескольких направлениях:
- Знакомство с окружающим миром с целью формирования образов и представлений об объектах и отражении их внешних и внутренних свойств в игре.
- Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве используя игрушки, предметы-заместители, графические изображения; моделирование воображаемой ситуации.
- Обучение принятию игрового образа, роли (восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями; освоение действий с игрушками в ходе режиссерских игр; переодевание в образных играх; взаимодействие персонажей в режиссерских играх и в играх-драматизациях).
- Развитие мелкой моторики рук, в ходе управления различными куклами (пальчиковыми, бибабо).
- Овладение средствами межличностного общения и развитие функции речи: (согласование действий с игрушками, телодвижений со словами педагога; произнесение отдельных реплик персонажей; освоение интонационной выразительности речи.)
Таким образом, происходит развитие важных психических функций: планирующей (в ходе подготовки театрализации) и регулирующей (в процессе игровой деятельности.)
Для детей с ЗПР, посещяющих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития психических процессов и личности в целом. Неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоциональной сферы, общее недоразвитие речи, все это свойственно детям с ЗПР и влияет на их игровую деятельность.
Основным приоритетом нашей работы с детьми является личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и учет его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Поэтому целью нашей работы и является обучение театрализованным играм, в процессе которых происходит:
1 Регуляция и развитие эмоцианально-волевой сферы детей.
2 Обучение коммуникативным навыкам и адаптивному поведению.
3 Стимуляция речевого развития.
Особое внимание необходимо уделять созданию условий для игровой деятельности, как необходимому условию развития психических процессов и личности в целом. Так же необходимо изучить индивидуальные особенности каждого воспитанника, определить уровень сформированности эмоциональной сферы. Очень важно не только научить детей чему то, но и создать им условия для формирования нормального мироощущения. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития ребенка, может быть создан в процессе игры-драматизации и театрализованных игр.
В результате нашей работы можно сделать выводы:
1. Дети становятся раскрепощеннее, чувствуют себя комфортнее, становятся свободнее в общении со сверстниками и со взрослыми, развивается эмоцианально-волевая сфера.
2. Дети стали осознавать свой успех, значимость своей деятельности, знают, что такое хорошо, что такое плохо, происходит коррекция поведения.
3. Совершенствуется моторика, координация движений.
4. Развивается чувство коллективизма.
5. Участие в играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром – синтетическим видом искусства. Л.Б. Баярева [3:34] определяет драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством». Специфика театрализованной игры как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы – цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности.

 
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Частью театрализованной деятельности в целом являются театрализованные игры.

Теоретически и практически установлено, что наиболее продуктивен комплексный подход к обучению театрализованной игре, которой предполагает:

- использование театрализованной игры на занятиях по разным разделам программы;

- организацию предметно-развивающей среды;

-развитие мотивационно- потребностной сферы детей;

- знакомство с окружающим миром, формирование способности к моделированию и символизации в обучающих играх;

- индивидуальный и дифференцированный подход в общении взрослого и детей в театрализованной игре;

- ступенчатую работу по формированию различных видов театрализованной игры.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, наиболее эффективна, если осуществляется в нескольких направлениях:

- Знакомство с окружающим миром с целью формирования образов и представлений об объектах и отражении их внешних и внутренних свойств в игре.

- Формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве используя игрушки, предметы-заместители, графические изображения; моделирование воображаемой ситуации.

- Обучение принятию игрового образа, роли (восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями; освоение действий с игрушками в ходе режиссерских игр; переодевание в образных играх; взаимодействие персонажей в режиссерских играх и в играх-драматизациях).

- Развитие мелкой моторики рук, в ходе управления различными куклами (пальчиковыми, бибабо).

- Овладение средствами межличностного общения и развитие функции речи: (согласование действий с игрушками, телодвижений со словами педагога; произнесение отдельных реплик персонажей; освоение интонационной выразительности речи.)

Таким образом, происходит развитие важных психических функций: планирующей (в ходе подготовки театрализации) и регулирующей (в процессе игровой деятельности.)

Для детей с ЗПР, посещяющих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития психических процессов и личности в целом. Неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоциональной сферы, общее недоразвитие речи, все это свойственно детям с ЗПР и влияет на их игровую деятельность.

Основным приоритетом нашей работы с детьми является личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и учет его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Поэтому целью нашей работы и является обучение театрализованным играм, в процессе которых происходит:

1 Регуляция и развитие эмоцианально-волевой сферы детей.

2 Обучение коммуникативным навыкам и адаптивному поведению.

3 Стимуляция речевого развития.

Особое внимание необходимо уделять созданию условий для игровой деятельности, как необходимому условию развития психических процессов и личности в целом. Так же необходимо изучить индивидуальные особенности каждого воспитанника, определить уровень сформированности эмоциональной сферы. Очень важно не только научить детей чему то, но и создать им условия для формирования нормального мироощущения. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития ребенка, может быть создан в процессе игры-драматизации и театрализованных игр.

В результате нашей работы можно сделать выводы:

1. Дети становятся раскрепощеннее, чувствуют себя комфортнее, становятся свободнее в общении со сверстниками и со взрослыми, развивается эмоцианально-волевая сфера.

2. Дети стали осознавать свой успех, значимость своей деятельности, знают, что такое хорошо, что такое плохо, происходит коррекция поведения.

3. Совершенствуется моторика, координация движений.

4. Развивается чувство коллективизма.

5. Участие в играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми

Материал подготовлен на основе опыта работы по театрализованной деятельности с детьми в разных возрастных группах....

«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей

консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...

Статья « Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Театрализованная деятельность- как метод преодоления речевых нарушений....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему "Использование театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста"

Малыши очень восприимчивы к фольклору, также им очень нравятся небольшие стихотворения и песенки. Воспитатель группы раннего возраста должен иметь в запасе большое количество таких произведений....

Презентация :" Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"

Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми ОВЗ....

Семинар - практикум для воспитателей по теме Использование театрализованных игр в работе с детьми

Цель: расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.Задачи:систематизиро...