ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
методическая разработка по коррекционной педагогике

Серкунова Клара Рауфовна

Научно - исследовательская работа по инновациооной технологии! Спешите воспользоваться! Замечательная технология по коррекции всех компонентов устной речи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28 «Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

Серкунова Клара Рауфовна                                                                    учитель-логопед

высшей квалификационной категории                                                                       Детский сад №28

г. Октябрьский

2019г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3

Глава I

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………………8

Глава II

Мониторинг обследования детей на предмет выявления нарушений речи………………………………………………………………………….............11

Глава III

Развивающий потенциал средств мультипликации в современном образовательном пространстве    …………………………………………………13

ГлаваIV

Общедидактические принципы, задачи использования средств мультипликации, этапы работы, методические приемы….................................................................................................................................16

Глава V

Взаимодействие участников коррекционного процесса по использованию средств мультипликации…………………………………………………………...20

Глава VI

Рекомендации по использованию средств мультипликации……………………….....................................................................22

Глава VII

Сравнительный мониторинг результативности речевых функций после использования средств мультипликации…………………………………………25

Заключение…………………………………………………………........................27

Литература …………………………………………………………………............28

Приложение…………………………………………………………………...........29

Введение

        Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добываете сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К.И.Чуковский

Предлагаемая вниманию коллег исследовательская работа посвящена вопросу использования средств мультипликации в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедического пункта.

Я выбрала именно эту тему для исследования, так как в последние годы система российского образования  переживает период модернизации, связанный с изменением приоритетов в общих целях образования, появлением нового государственного и социального заказа на образование, новых вызовов общества к актуальным результатам образования.

         Исследовательская работа определяет достижение качества дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями развития при соблюдении основных позиций обновления образовательной деятельности: единства образовательных, развивающих, воспитательных целей и задач, интеграции содержания образования, реализации содержания образования в совместной деятельности участников образовательных отношений, т. е. педагогов, детей и родителей (законных представителей).

Актуальная задача логопедической работы - поиск новых, более эффективных способов коррекционного воздействия, а также получения и усвоения новых знаний детьми-логопатами.

Цель исследовательской работы:

Повышение уровня речевого развития и познавательной активности воспитанников c ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) средствами мультипликации.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

- выявить актуальные проблемы речевого развития устной речи дошкольников;

- изучить литературу, в которой  представлены основные позиции по  использованию мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- выявить особенности восприятия учебных фильмов и их роль в развитии представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- провести анализ развивающего и обучающего потенциала мультипликационных фильмов в общем, а так же сравнить результаты  речевого развития дошкольников нашего ДОУ на протяжении последних лет до и после использования средств мультипликации в коррекционной работе;

- разработать методические приемы и рекомендации по использованию средств мультипликации,  интернет-ресурсов в образовательном процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС ДО;

- повысить педагогическую компетентность участников коррекционного процесса в использовании средств мультипликации в обучении и развитии детей с ОВЗ;

- подобрать мультипликационные фильмы для воспитанников с ОВЗ старшего дошкольного возраста в соответствии с программой обучения и лексическими темами;

- доказать эффективность средств мультипликации в коррекции речевых нарушений воспитанников с ОВЗ.

Новизна исследовательской работы заключается в систематизации, а также  коррекционно-развивающих  возможностях  использования  средств  мультипликации в работе учителя-логопеда с детьми с различными речевыми нарушениями. На сегодняшний день существует информация, уделяющая внимание использованию педагогами средств мультипликации в работе с детьми в группах общеразвивающей направленности.Однако информации по использованию мультипликационных фильмов в коррекции детей с различными нарушениями в условиях логопедического пункта в литературе освещена недостаточно.

Увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья (более 2 млн. детей) вызывает тревогу у педагогической и медицинской общественности России. Чтобы знать необходимые рычаги коррекционного воздействия необходимо вспомнить следующее. В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития необходимо учитывать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной и интеллектуальной сфер личности ребенка. Этому вопросу уделяли внимание многие исследователи в области отечественной дефектологии: Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е.М. Мастюкова и др.

Они отмечали, что психическое развитие детей с общим недоразвитием речи, как правило, опережает их речевое развитие. Нарушения восприятия, внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. .Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения ОНР. Несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к дезадаптации детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста. Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах создают дополнительные трудности в восприятии учебного материала. Личностные особенности детей с общим недоразвитием речи отражаются на их способности воспринимать учебный материал. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к детям с речевыми нарушениями, подбирать новые формы работы с целью повышения мотивации к речевой и учебной деятельности, усвоения детьми норм общения в коллективе, без чего  невозможно полноценное обучение и воспитание.Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов (Л.С. Выготский, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е.М. Мастюкова и др.). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи не могут длительно удерживать внимание во время организованной образовательной деятельности, воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции. [3, 6, 7, 11]

Л. С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, утверждал, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.

Проблема  кинообразования  и  киновоспитания  дошкольников  изучалась  в исследованиях:  М.Л.Варшавской  [6]  Е.К.  Глушковой  [7],  А.В.  Спириной,А.А.  [8],  З.А.Тидикиене  [9],  В.Н.  Турицына  [10]  и  др.  В  исследованиях  указанных  авторов анализируется  влияние  телевидения,  мультипликации  на  общее  психическое развитие  детей,  на  их  эмоциональное  состояние.  Рассматриваются  возможности мультфильмов как образовательного средства. Однако  в  научной  литературе  представлены  лишь  отдельные  работы, раскрывающие возможности мультипликации как средства развития речи детей. Так,  в  исследовании  М.Л.  Варшавской  изучалась  проблема  использования диафильма  как  средства  развития  связной  речи  у  детей  старшего  дошкольноговозраста.  Исследователь  изучал  возможности  использования  разнообразных  по содержанию  и  типу  диафильмов  (фильмов-сказок,  диафильмов  о  явлениях общественной жизни, фильмов-очерков, диафильмов-иллюстраций художественных произведений),  а  также  методы,  приёмы  и  условия  использования  диафильмов  в детском саду. Коррекционно-развивающие  возможности  использования  в  логопедической работе  DVD  и  средств  мультипликации  раскрываются  в  работе  А.А.Гуськовой  [11]. В некоторых педагогических исследованиях (А.А.Гуськова, А.Ф. Лалетина и др.) отмечено, что средства мультипликации усиливают наглядность, повышая осознанность воспринимаемого материала, вызывая у детей эмоциональные переживания, благоприятно сказывающиеся на развитии познавательной деятельности.[2, 5, 8]

Хочу обратить внимание педагогической общественности на состояние отечественных и иностранных мультипликационных фильмов, которые представлены на нашем телевидении детям дошкольного возраста. В качестве материала для исследования в этом вопросе я проанализировала отечественные и зарубежные мультфильмы.

По мнению детского психолога И. Я.Медведевой, в выборе мультфильмов  необходимо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

В настоящее время наглядный метод мультипликации в работе специалистов коррекционно-развивающего направления методологически не достаточно переработан в литературных источниках, но исходя из практики, он достойно занимает одно из важных мест трансляции жизненного, эмоционального, коммуникативного опыта.

Глава I

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

По всей стране в последние годы наблюдается  рост всех категорий нарушений развития, однако большую часть составляют дети с речевыми нарушениями. Изучение состава воспитанников нашего ДОУ свидетельствует о том, что число детей с речевыми нарушениями за последние четыре года значительно увеличилось.  Приложение 1

Наиболее многочисленна группа детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые в свою очередь препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма, блокируют успешность освоения школьной программы. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют у них неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка: правильно произносить звуки речи, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки и последовательно излагать свои мысли.Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в усвоении лексико-грамматических категорий, в овладении навыками связной речи. Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, а также таких важных психических процессов, как внимание, память, восприятие.Основополагающим приобретением ребенка дошкольного возраста является  овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Формирование связной речи - приоритетная задача любого дошкольного образовательного учреждения, так как результаты и качество процесса общения напрямую зависят от уровня ее сформированности. Дети с ОВЗ имеют особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать при организации образовательной деятельности и предметно-развивающей среды в группе. Так, у данной категории дошкольников наблюдается  диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь у детей с общим недоразвитием речи аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.Формирование сенсорной, интеллектуальной, эффективно-волевой сферы у детей с ОВЗ  также имеет свои особенности: недостаточная устойчивость внимания, ограничение возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; отмечаются общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений,   снижением   скорости   и   ловкости выполнения, особенно по словесной инструкции. Дети  отстают  от  сверстников        с нормативным развитием в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части. Вышеперечисленные особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, безусловно, требуют от педагогов поиска новых, эффективных форм и методов работы, направленных на коррекцию речевой патологии с целью повышения качества учебного процесса, а также интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.С моей точки зрения, инновационной технологией, позволяющей решить проблему, может стать применение мультипликационных фильмов во время организованной ООД в качестве современного, эффективного наглядного средства.

Глава II

Мониторинг обследования детей на предмет выявления нарушений речи

Для изучения особенностей развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР  старшего  дошкольного  возраста  мной  были  использованы методические приемы  обследования по Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной,  методика  О.Б. Иншаковой. Методика  включает  следующие  задания: обследование звукопроизносительной стороны речи, словаря (имена существительные, имена прилагательные,глаголы, наречия, числительные, местоимения);  грамматического  строя  речи  (понимание  предлогов, словоизменение, словообразование).  Для изучения особенностей развития связной речи использовалось задание на составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Случай в саду» (4 картинки), «Упрямые бараны»  (три  картинки).  По  результатам  обследования высокий  уровень  лексико-грамматического  строя  и  связной  речи  не был выявлен у детей старшего дошкольного возраста, средний – у 23 %,низкий уровень -  у 77 %детей. При качественном анализе активного словаря отмечен ряд ошибок, характерных для  детей  с  речевым  недоразвитием.  Наиболее  распространенными  являются замены:  замена  обобщающих  понятий  словами  конкретного  значения  (обувь  –сапоги, туфли); замена на близкое по  значению слово    (дикие животные  –  лесные); замена на родственные слова (какой летом дождь? – летний, дождливый).

При  исследовании  словообразования  качественный  анализ  позволяет  выявить ряд  ошибок  в  образовании  прилагательных  от  существительных:  лексические замены  (снежный  –  холодный,  творожный  –  белый;  замена  на  словосочетание: деревянный  –  из  дерева;  замена  суффиксов:  глиняный  –  глинистый, снежный  –снеговый; творожный – твороговый).

Проведя  качественный  анализ  полученных  результатов,  я выявила следующее:  при составлении  рассказа  по  сюжетным  картинкам  у  многих  детей  наблюдалось незначительное  искажение  ситуации,  а  также  неправильное  воспроизведение причинно-следственных связей. В большинстве случаев рассказы были составлены с аграмматизмами,   проявлялась  стереотипность  оформления  высказывания. Часто  дети  ограничивались  перечислением  действий,  изображенных  на  картинках. Многим  детям  оказалась  необходимой  стимулирующая  помощь  в  разложении картинок в виде наводящих вопросов.  Таким  образом,  анализ  результатов  исследования  показал,  что  у  детей  с  3 уровнем  речевого  развития  с  ОНР  старшего  дошкольного  возраста  имеются специфические  особенности  в  лексико-грамматическом  строе  и  связной  речи, требующие  целенаправленной,  систематической  работы  по  их  устранению.

Состояние недоразвития фонематического восприятия детьми с ОНР представлены в рубрике «Говорят дети!». Приложение 2

Для того чтобы дать заключение состоянию речевого развития дошкольников я сопоставила результаты обследования за последние четыре года.

В рамках ежегодного обследования речи детей на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию мы прослеживаем следующую тенденцию увеличения детей с нарушениями речи в той или иной степени в нашем детском саду:                                                                      

В 2014-2015 году  - детей в норме 41%, с нарушениями речи - 59%

В 2015-2016 - детей в норме 33 %, с нарушениями речи – 67%

В 2016-2017 - детей в норме 32%, с нарушениями речи - 68 %

В 2017 -2018 – детей в норме 23%, с нарушениями речи – 77%

На сегодняшний день детей с нарушениями речи  больше чем детей с нормой речевого развития.  По результатам обследования за четыре года мы прослеживаем стойкое увеличение количества детей с нарушениями речи.

Результаты  обследования речи  представлены в Приложении 1

Результаты обследования нацелилименя выявить причиныречевых нарушений. Нейрофизиологи выделяют следующие причины:

- ухудшение экологической обстановки;

- особенности уральского региона по йодо- и фтородефициту;

- увеличение числа патологий беременности;

- увеличение количества родовых травм;

- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

- различные социальные причины.

Вышеперечисленное нацеливает педагогическую и медицинскую общественность обратить внимание на достижение качества дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями развития. Актуально соблюдении основных позиций обновления образовательной деятельности: единства образовательных, развивающих, воспитательных целей и задач, интеграции содержания образования, реализации содержания образования в совместной деятельности участников образовательных отношений, т. е. педагогов, детей и родителей (законных представителей).

Глава III

Развивающий потенциал средств мультипликации в современном образовательном пространстве

Одна из наиболее актуальных задач логопедического обучения - это поиск новых, более эффективных способов получения и усвоения знаний воспитанниками с нарушениями речи. Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения! Важным средством в работе учителя-логопеда вполне могут выступить  мультипликационные фильмы. Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. Для детей искусство – одна из форм познания мира.

Отношение современного общества к просмотру телепередач детьми дошкольного возраста неоднозначно. Существует мнение, что неконтролируемый просмотр мультфильмов отрицательно сказывается на развитии произвольного внимания, сужает кругозор у детей.  Простой (а зачастую и примитивный) сюжет не всегда дает возможность детям  включить воображение и фантазию, недостатки перевода зарубежных фильмов или монотонность их озвучивания лишают ребенка шанса слышать правильную, красивую родную речь,  воспринимать все передаваемые интонации и чувства, что может вести к  отставанию в речевом развитии детей.

В жизни современных детей  мультипликационные фильмы играют важную роль, оказывая влияние на их развитие, так как яркие, зрелищные образы воздействуют на сознание ребенка в несколько раз сильнее, чем чтение литературных произведений. Мультфильмы служат прекрасным средством развития познавательной активности, связной речи, внимания, воображения, значительно расширяют кругозор, учат выражать чувства и настроение, оказывают положительное влияние на развитие детского изобразительного творчества. Они позволяют внести разнообразие в коррекционно-образовательный процесс, индивидуализировать его. Дети овладевают коммуникативными умениями и навыками, приобщаются к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формируются мотивация к учебной деятельности и умение работать в коллективе.

В то же время, в реальной  жизни мы часто наблюдаем, большую часть свободного времени ребёнок проводит перед экраном телевизора, монитором компьютера, наслаждаясь обществом любимых мультипликационных героев.  Наши воспитанники,  даже при многократном просмотре мультипликационного фильма, не всегда понимают сюжетную линию, не запоминают последовательности событий, не замечают существенных деталей, а если и замечают, не могут сделать из увиденного правильных выводов. Из-за того, что восприятие окружающего мира ребёнком дошкольного возраста несовершенно, он не можем самостоятельно, без участия взрослого, осмыслить и до конца понять сюжет мультфильма, пережитые во время просмотра эмоции и чувства.

С целью ознакомления, что смотрят современные дети, и как мультфильмы влияют на психическое  развитие  детей,  в  том  числе  речевое,  мной  был  проведен  опрос родителей дошкольников. Анализ результатов анкетирования родителей позволяет сделать  следующие  выводы:  большинство  родителей  не  просматривают мультфильмы,  перед  тем  как  показать  их  ребенку; не беседуют после их просмотра, не обсуждают с детьми, что нового и интересного, а также полезного они для себя узнали, не объясняют детям значения незнакомых слов. Большинство родителей не желают ограничивать своих детей в выборе мультфильма, отдают право выбора в руки своего ребенка. Это очень тревожный знак. Большинство детей останавливают свой выбор на зарубежных мультфильмах, отдавая предпочтение таким мультфильмам как «Феи», «Чародейки», «Школа волшебниц».Отрицательными, на мой взгляд, являются следующие мультфильмы: Губка Боб квадратные штаны, Симпсоны, Буба, Леди Баг и супер кот и т. д.

Дети   при  просмотре мультипликационных  фильмов  сопереживают  героям  и  пытаются  подражать  своим любимым  героям  в  поведении;  дети  запоминают  фразы  из  просмотренных мультфильмов, которые часто не соответствуют  нормам литературного языка. Дети копируют поведение и манеру разговора мультипликационных персонажей, но стихийный просмотр зачастую приводит к тому, что ребёнок практически не пользуется активной речью, снижается качество общения. К сожалению, мультфильмы используются родителями как средство, помогающее занять детей на какое-то время, и их просмотр носит исключительно развлекательный характер.[4, 9]

Глава IV

Общедидактические принципы, задачи использования средств мультипликации, этапы работы, методические приемы

Систему работы над мультипликационным произведением необходимо строить на основе общедидактических принципах, отражающих закономерности усвоения языка и речи:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

- обогащения мотивации речевой деятельности.

Необходимо  решать следующие задачи использования средств мультипликации:

- повышение мотивационной составляющей образовательного процесса и познавательной активности детей;

- активизация процесса восприятия лексического материала;

- активизация звукопроизносительной стороны речи;

- развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников.

 Демонстрация мультипликационных фильмов логопатам старшего дошкольного возраста включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный:

- подбор мультипликационного  фильма в соответствии с лексической темой;

- подробный анализ произведения;

- планирование системы учебных мероприятий по его закреплению (дидактических игр, творческой деятельности, бесед, инсценировок и др.);

- проведение словарной работы (объяснение незнакомых детям слов).

2. Основной:

- демонстрация детям мультипликационного фильма;

- комплекс дидактических методов и приемов по закреплению изучаемого материала: дидактические игры, творческая деятельность, беседы и т. д.

3. Заключительный:

- итоговый просмотр мультипликационного фильма;

- актуализация полученных детьми знаний и коммуникативных умений.

Для эффективного использования средств мультипликации целесообразно использовать следующие методические приемы:

Беседы - проводятся непосредственно перед просмотром мультипликационного фильма или его части (детям дается установка, что именно будут смотреть, на что обратить внимание, что нужно запомнить) либо после просмотра, когда анализируется сюжет, систематизируются полученные детьми знания и впечатления, проводится воспитательная работа;

Демонстрация - просмотр мультипликационного фильма целиком или его частей с последующим его разбором и обсуждением;

Презентация на основе сюжета мультипликационного фильма представляет собой кадры, подобранные таким образом, чтобы дети смогли составить по ним рассказ (опорный картинный план), расставить картинки в нужном порядке;

Прием "Стоп-кадр" позволяет остановить показ в определенный момент и предложить детям выполнить определенные задания (закрепить определенные звуки в словах, словосочетаниях, составить  предложение, продолжить начатую героем фразу, рассказать о том, что будет дальше по сюжету);

Авторское комментирование - еще одна форма работы с мультипликационным фильмом, когда детям предлагается рассказать своим товарищам, что происходит на экране;

Прием коммуникации - предполагает организацию диалога между двумя детьми, озвучивающими героев мультфильма. Конечно, для этого дети должны хорошо знать сюжет и помнить, о чем говорят герои в данный момент;

Прием "Разыгрывание сценок" - предлагает детям самостоятельно разыграть сценку из мультфильма;

Прием «Озвучивание»- предполагает озвучивание мультфильма детьми для закрепления и автоматизации звукопроизношения.

Следующие дидактические игры позволяют в игровой форме закрепить знания и умения, полученные детьми в ходе просмотра мультипликационного фильма:

"Доскажи словечко", «Закончи предложение»- предлагается закончить начатую фразу из мультфильма;

"Назови ласково" - предлагается назвать ласково предметы или героев мультфильма;

"Один-много" - игра, направленная на образование множественного числа имен существительных  в Именительном и Родительном падежах;

"Посчитай до 10" - согласование существительного с числительным (одна ромашка, две ромашки, три...);

"Подбери признаки","Подбери действия" - предлагается подобрать прилагательные или глаголы к существительному из мультфильма, а так же «Слова наоборот»,  «Придумай  слова-друзья»,  «Подбери  родственные  слова»;

"Кого не хватает?" - дети должны вспомнить, какого из героев не хватает на картинках;

"Кто так говорит?» - учитель-логопед(педагог) зачитывает фразу из мультфильма, дети отгадывают, какому герою она принадлежит;

"Узнай песенку" - дети должны выбрать из нескольких предложенных именно ту, которая исполнялась героями мультипликационного фильма.

Из практического опыта мной сделан вывод об эффективности использования  такого  приема,  как  «стоп  кадр»:  в  какой-то  проблемный по звукопроизношению, либо конфликтный по сюжету момент показ мультфильма приостанавливался и детям предлагалось повторить фразы с  целью коррекции звуков, фраз, связных предложений. Для задействования мотивационных   компонентов  деятельности  на занятиях  применялась  определенная тактика:  чтобы  узнать  завершение мультфильма воспитанникам предлагалось самостоятельно высказать свои умозаключения по развитию сюжета,предвосхитить дальнейшие события. Целью этого являлось построение связного рассказа на материале сюжета мульфильма:

- описательного характера (сначала только отдельных предметов, описание внешнего вида героев, затем – с характеристикой их поступков и качеств личности);

- сюжетного рассказа, т.е. пересказа сюжета мультфильма (совместно с педагогом, коллективно, по цепочке, по очереди);

- по сюжетной картине, посерии сюжетных детских рисунков;

- с использованием приемов наглядного моделирования;

- с элементами творчества.

Такая система работы позволяет воспитанникам в полной мере усвоить программный материал, повышает коммуникативные возможности детей-логопатов.

Глава V

Взаимодействие участников коррекционного процесса по использованию средств мультипликации

Основная задача учителя-логопеда в ДОУ – выявление недостатков речи воспитанников и их коррекция. Чтобы эта работа была более эффективной, к ней следует подключать и других специалистов, которые так же должны быть информированы об особенностях речевого развития каждого ребенка и методах работы с детьми, имеющими данные особенности. Безусловно, у каждого участника коррекционного процесса, воспитателей, специалистов есть свои цели и задачи, но ставить их целесообразнее, исходя из особенностей познавательной деятельности детей.

         Родители - это самые близкие люди для ребенка. Они ответственны за его судьбу и могут влиять на нее настолько, насколько это никто более них не способен. Включая в коррекционный процесс родителей, следует общаться с ними на доступном для них уровне. Взаимодействие педагогов и родителей должно носить конструктивный характер, иначе коррекционная работа не будет достаточно эффективной. В лице родителей необходимо найти активных союзников. Всю работу по преодолению речевого нарушения родителям необходимо  согласовывать  с воспитателями и учителем-логопедом, обращаться к ним при всех возникающих затруднениях. Самое главное, что должны понять родители - без их участия и поддержки результат работы будет минимальным.

        В процессе взаимодействия с родителями учитель-логопед, воспитатель рекомендуют  мультфильмы, при просмотре которых необходимо закрепить лексический материал, пользоваться практическим материалом, каким образом следует заниматься с ребенком дома, чтобы ребенок не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям. Руководя деятельностью родителей, воспитатель как активный участник коррекционного процесса должен обратить внимание на такие моменты, как посещение родителями семинаров-практикумов, мастер-классов  учителя-логопеда по использованию средств мультипликации на коррекционных подгрупповых занятиях, индивидуальных занятий с ребенком, изучение учебной информации, рекомендуемых мультипликационных фильмов либо  на сайте ДОУ либо в папке «Учитель-логопед спешит на помощь!», поэтапное выполнение заданий по рекомендациям учителя-логопеда и обсуждение затруднений  ребенком в освоение нового материала. Просмотр мультфильма может быть предложен и в качестве домашнего задания для закрепления лексического материала. В этом случае для родителей разрабатывается схема анализа сюжета и план пересказа содержания. Однако подобная работа возможна только после обучения детей первоначальным навыкам рассказывания учителем-логопедом и педагогами групп.

Коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения, педагогам групп целесообразно реализовывать через индивидуальные и групповые дидактические игры, планирование и просмотр мультипликационных фильмов, которые способствуют устранению нарушений  у детей, занимающихся на логопункте, и закреплять правильное речевое развитие у детей с нормальным речевым развитием.

Все вышесказанное убеждает нас в том, что планомерное и систематическое коррекционное обучение, тесно охватывающее всех участников процесса, будет способствовать повышению мотивации у ребенка к преодолению речевого нарушения.

Глава VI

Рекомендации по использованию средств мультипликации

Для работы необходимо отбирать  отечественные мультфильмы, отличающиеся высоким эстетическим уровнем, который проявляется в гуманно-эстетическом содержании, ясности замысла и композиции, красочности, простоте и доступности речи героев. Содержание мультфильмов должно соответствовать возрастному восприятию детей. Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл.При использовании мультипликации работу рекомендуется проводить в непосредственно образовательной деятельности.

В процессе работы рекомендуется использовать  разнообразные методы и приемы. Наглядные методы и приемы: просмотр мультфильма, подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинки с изображением героев мультфильма, опорные картинки: место обитания, способ питания, детеныши, части тела и т.д.), раскадровка (подготовка картинок по сюжету).

Для реализации задач необходимо оснащение современными аудиовизуальными средствами (мультимедийный проектор, экран для проектора, ноутбук (компьютер), диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудио записи музыки, используемой в мультфильмах).

Изучение литературных источников и Интернет-ресурсов позволяют определить следующие рекомендации к подбору мультипликационных фильмов (А.Ф. Лалетина и др.), которых я  придерживаюсь в процессе подготовки:

- Наиболее интересны с точки зрения коррекционного воздействия отечественные ленты советского периода производства киностудий «Союзмультфильм» и «Экран», 1947-82 г.в.(в том числе восстановленные и переозвученные), а также современные серии развивающих мультфильмов: Серия «Маленькие уроки живой природы», «Уроки тетушки Совы- Времена года»,«Двенадцать месяцев»(1987),«Муха-цокотуха» (1960),«Кошкин дом»

«Где обедал, воробей?» и т.д.;

- продолжительность просмотра мультипликационных фильмов в условиях логопедического пункта  составляет от 1 до 8 минут;

- демонстрация мультипликационных фильмов и работа с ними организуется воспитателями по рекомендации учителя-логопеда в свободное от занятий время (перед обедом  с 12.00 до 12.20), после ужина (с 16.00 до 16.30), либо может быть введена в ООД учителя-логопеда, воспитателей, если сюжет и методы работы согласуются с программными задачами;

- мультипликационные фильмы должны иметь четко спланированный, доступный детям по содержанию сюжет, в котором хорошо прослеживается последовательность действий, и который направлен не только на обучение, но и на воспитание дошкольников;

- герои мультфильма должны быть озвучены профессиональными актерами. Желательно, чтобы количество главных героев было не более 3-4 на начальных этапах работы, и между ними должен вестись диалог;

- работа над выбранным мультипликационным фильмом осуществляется в течение недели в соответствии с программными требованиями («Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет» Н. В. Нищевой), т.к. каждая лексическая тема в ней изучается в течение недели. Мультфильм может демонстрироваться несколько раз.

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе знакомых дошкольникам мультфильмов. Важным условием при подготовке к занятиям является предварительная работа. Накануне дети с воспитателем или родителями просматривают мультипликационный фильм или читают сказку, на основе которой он был создан (подробного обсуждения и анализа не требуется). В развивающей деятельности специалисты учитель-логопед и педагог-психолог, используют сюжет одного или нескольких мультипликационных фильмов, подбирая к нему разнообразные игры и упражнения, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.Просмотр мультфильма может быть предложен и в качестве домашнего задания для закрепления лексического материала. В этом случае для родителей разрабатывается опорный план пересказа содержания или вопросы для составления предложений.

Мультфильмы целесообразно широко использовать при  проведении  коррекционных  занятий  по  развитию  лексико-грамматических средств  языка  и  связного  высказывания,  увязывая  тему  мультфильма  с  лексической темой занятия.  Просмотр  мультфильмов  возможно  осуществлять  как непосредственно  на  фронтальном занятии  (целиком  или  фрагментарно),  на индивидуальном занятии по закреплению, автоматизации скорректированных звуков, так  и предварительно воспитателем, по заданию учителя-логопеда во второй половине дня. После просмотра  мультфильма  возможна следующая творческая деятельность:рисование, лепка, аппликация понравившегося  героя, героев для будущей театрализованной деятельности.Позднее продуктом коллективной детской деятельности могут стать выставки рисунков, коллаж, диафильм, рисованный мультфильм с озвучиванием героев самими детьми, мини-драматизации по сюжету произведения в качестве досуговой деятельности в свободное время под руководством воспитателя.

Важно,  чтобы  такая  работа  по  развитию  речи  была  систематической.  

Глава VII

Сравнительный мониторинг результативности речевых функций после использования средств мультипликации

Высокий  уровень  сформированности звукопроизносительной стороны речи, лексико-грамматического  строя  и связной речи представлен в таблице сравнительного мониторинга результативности развития речевых функций у воспитанников на логопедическом пункте за период с 2014 по 2018 учебные годы. Приложение 3

У воспитанников с нарушениями речи были выявлена положительная динамика в самоконтроле звукопроизносительной стороны речи, в развитии фонематических процессов, так же увеличилось  количество  детей,  имеющих  высокий  уровень  развития лексико-грамматического строя и связной речи.

В нижеприведенной таблице видны результаты обследования детей, обучающихся на логопедическом пунктена конец учебного года. Из нее следует, после  проведения комплекса занятий с использованием мультфильмов на коррекционных занятиях на протяжении последних трех лет видна положительная динамика по всем разделам устной речи.

Таким  образом,  предложенную  методику  коррекционно-логопедической работы  по  развитию речи  дошкольников  с  использованием  мультипликационных фильмов  можно  считать  эффективной  и  рекомендовать  для  практического использования в дошкольных учреждениях учителями-логопедами в условиях логопедического пункта.

Заключение

На основании вышесказанного мы можем констатировать:

Использование средств мультипликации в логопедической работе оказывает положительное влияние на речевую деятельность дошкольников. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: просодическую, фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием. Дети контролируют звукопроизношение, быстрее  запоминают образные слова и словосочетания, научились самостоятельно составлять небольшие рассказы, участвуют  в диалоге более грамотно. Они начинают строить свои собственные рассказы на темы из личного опыта, на предложенный сюжет, последовательно, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. происходит развитие их речевых умений и связной речи в целом. Значительно повысилась мотивация к процессу обучения, а так же уровень усвоения лексического материала в соответствии с программными требованиями.

Средства мультипликации как современная инновационная компьютерная технология  позволяют педагогам обеспечить качественное разнообразие средств и методов педагогического воздействия на детей с различными нарушениями речи. Таким образом, мультипликационные фильмы становятся эффективным средством наглядности так же при условии целенаправленной, системной работы всех педагогов образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателей) и соблюдении ряда педагогических условий.

Использование средств мультипликации помогла мне по-новому взглянуть на коррекционный процесс, обучение и развитие воспитанников с различными нарушениями речи  в условиях логопедического пункта.В процессе обобщения опыта работы я открыла и изучила особенности использования мультипликационных фильмов для повышения  выработки самоконтроля звукопроизношения у воспитанников логопедического пункта, формированию у них лексико-грамматических категорий, предпосылок связной речи.

        Исследования в этом направлении намерены быть мной продолжены. Перспективы дальнейшего исследования вопроса я вижу в более подробном, детальном изучении коррекционного воздействия отечественных мультипликационных фильмов  в работе с детьми-логопатами.

На мой взгляд, было бы  интересно изучить обучающую составляющую мультипликационных фильмов так же зарубежных коллег более детально.

Исследование может быть полезно и интересно педагогам школ,  учителям-логопедам, воспитателям, медицинским работникам, родителям, а так же всем тем, кто интересуется проблемами детей с нарушениями речи. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований.

        Свою работу хотелось бы закончить словами Д. И. Лихачева:

 «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Литература:

1.Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы» / Практика производства мультфильмов в детском саду, Москва, Чистые пруды, 2006г.

2. Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53580.htm.

3. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Дефектология.-1986 -No 6.-С.27-32.

4.Глушкова Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. //Дошкольное воспитание. -1960. -No10. -С.88-91.

5.Гуськова А.А.Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 –7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. –176 с.

6.Лалетина А.Ф.  Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов//   Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8, 2010 г.

7.Тидикиене З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 5-7 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью): Дис. канд. пед. наук. -Ленинград, 1972. –210 с.

8.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –Екатеринбург: АРД ЛДК, 1998. - 320 с.8.

9.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов Н/ Д.: "Феникс", СПб: "Союз", 2004, 224 с.

10.Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. М., 2013

11.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда Серия: Коррекционная педагогика

 Издательство: Владос. – 2008. – 280 с

Приложения

Приложение 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЗА 2014-2017 ГОДА

Приложение 3

Разделы

2014-2015   учебный год

%

2015-2016 учебный год

%

2016-2017  учебный год

%

2017-2018 учебный год

          %

Звукопроизношение

93

90

97

97

Фонематические процессы

83

83

93

94

Слоговая структура

87

90

97

99

Словарь

87

87

93

95

Грамматический строй

83

83

90

95

Связная речь

77

83

93

95

Итого:

85

86

94

96

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ВОСПИТАННИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА ПЕРИОД С 2014 ПО 2018 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

Приложение 4

Приложение 5

Календарный план по включению мультипликационных фильмов

 в ООД воспитателей, учителя-логопеда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Игра занимает в...

Использование камешков МАРБЛС в логокоррекцинной образовательной деятельности учителя-логопеда ДОО

Дошкольники, посещающие логопедические занятия, помимо речевых нарушений часто страдают отклонениями в развитии психических процессов, таких как память, внимание, мышлен...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

"Использование технологии ТИКО-моделирования в образовательном пространстве ДОУ"

Материал представляет собой статью, отражающую опыт работы с использованием технологии ТИКО-моделирования...

«Использование нетрадиционного оборудования в коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с дошкольниками с ОВЗ»

Нетрадиционное оборудование « Сухой пальчиковый бассейн»Цель игры: развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально &nd...

Использование инновационных практик в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.

В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями, где одним из ключе...