Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ.
материал по коррекционной педагогике

Самарина Наталья Валерьевна

Основные задачи по формированию СБО у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsialno.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

           Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ.

Сообщение из опыта работы    учителя-дефектолога Самариной Н.В.

                                                                                                             

Под социально-бытовой ориентировкой    подразумевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных  социально-бытовых    ситуациях.

Содержание программы по СБО включает такие разделы как : «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Ребенку о нем самом».

Основными задачами СБО являются:

  1. Расширять детские представления о предметном мире, учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций ( зрение, слух, обоняние, осязание), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения.
  2. Закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения, в зависимости от их назначения.
  3. Дать представления о некоторых видах труда в промышленности,  транспорте, в сельском хозяйстве.
  4. Дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими.
  5. Знакомить     детей с транспортными средствами, дать представления  о многообразии специального транспорта.
  6. Организовывать        для детей прогулки, экскурсии в ближайшее окружение.
  7. Учит детей быть наблюдательными за явлениями природы. Бережное к ней отношение.
  8. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.
  9. Развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Дети с ОВЗ при некоторой их общности с психофизическим развитием  детей с ЗПР имеют свои специфические особенности. Изучая  практические действия детей с ОВЗ можно сделать вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных  действий, где требуется зрительный контроль и анализ  у наших детей носит замедленный характер, фрагментарный и неточный,  поэтому практический опыт значительно беднее нормы.

Например, при группировке предметов по форме, цвету и материалу дети с ОВЗ долго разглядывают игрушки, присматриваются к ним, просят разрешения потрогать руками. Чаще отмечают  форму мелких игрушек, а крупных не замечают.

Путают предметы   изготовленные из твердой пластмассы и дерева. При определении формы, цвета и вкуса овоща  не называют  фиолетовый и коричневый  цвета, путают оранжевый и красный, к форме приглядываются, прибегая   к помощи руки.  Вкус называют по памяти.

У детей с ОВЗ наблюдается обеднение предметно-практического опыта об электроприборах и их необходимости в быту.  На  вопрос, для чего они нужны отвечают однотипно, не дают развернутых ответов.

Поэтому развитие социально-бытовых навыков имеет важнейшее  значение в коррекционной работе для дальнейшей социализации детей с ОВЗ .