Главные вкладки

    Формирование социально - бытовых навыков у детей с РДА
    консультация по теме

     

    У большинства аутичных детей, независимо от уровня их ин­теллектуального развития, овладение социально-бытовыми навыками вызывает значительные (иногда почти непреодоли­мые) трудности. Это связано с нарушениями коммуникации и мотивации, произвольного сосредоточения и целенаправлен­ности, особенностями моторного развития, сверхчувстви­тельностью, гиперсенизитивностью и страхами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     У большинства аутичных детей, независимо от уровня их интеллектуального развития, овладение социально-бытовыми навыками вызывает значительные (иногда почти непреодолимые) трудности. Это связано с нарушениями коммуникации и мотивации, произвольного сосредоточения и целенаправленности, особенностями моторного развития, сверхчувствительностью, гиперсенизитивностью и страхами.

    В результате, естественные способы овладения социально-бытовыми навыками, характерные для обычных детей, становятся недоступными при аутизме. В коррекционной работе с аутичными детьми развитию социально-бытовых навыков придается исключительно большое значение: если они сформированы, его будет гораздо легче интегрировать в любой коллектив. В тех случаях, когда аутизм осложнен умственной отсталостью, этот раздел обучения приобретает особое значение.          Прежде чем начинать обучению тому или иному навыку, необходимо провести обследование и выявить, что ребенок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют ребенку овладевать бытовыми навыками.        

    Практически всегда необходим подготовительный этап, в ходе которого нужно организовать ребенка, то есть научить его: имитировать, выполнять инструкцию, концентрировать внимание на том виде деятельности которому его обучают.                        

    При этом нельзя забывать, что у некоторых детей отмечаются гиперсенизитивность и страхи, препятствующие овладению тем или иным навыком.                                                                                 

    Например, если ребенок не ходит в туалет из-за того, что боится шума воды в унитазе или не хочет чистить ковер, потому что не переносит звука работающего пылесоса, то формированию этих навыков предшествует  предварительная работа.        

     Следует отметить, что подготовительный период не должен затягиваться, иначе страхи фиксируются, помощь взрослых в самообслуживании и в быту становится привычной, приобретает характер зависимости и постепенно превращается в стереотип, соответствующий сензитивный период уходит, овладеть навыком становится все труднее.

    Лучше всего начинать с тех навыков, которыми дети обычно овладевают самостоятельно  либо по подражанию или после  обучения:

    • опрятности в туалете,
    • мытьё рук,
    • одеванию и раздеванию,
    • чистки зубов,
    • пользование носовым платком,
    • уборка игрушек,
    • мытье посуды и т.д.

    Кроме того, выбранные навыки должны часто встречаться в повседневной жизни ребенка.                                        

    После того, как мы выбрали, необходимо разработать программу обучения и создать необходимые условия для овладевания.

     Пример:                                                                

    Прежде всего, надо продумать распорядок дня ребенка, отметив моменты, когда он должен переодеваться. Обычно это происходит не менее четырех раз в день:

    утром(снять пижаму, надеть домашнюю одежду);

    в течение дня (на прогулку; с прогулки);

    вечером (снять домашнюю одежду, надеть пижаму).

    Затем решить, где ребенок будет переодеваться. Лучше сделать так, чтобы процесс каждого переодевания осуществлялся в определенном месте.         Например, утреннее переодевание может происходить около кровати, где ребенок спит. Переодевание на прогулку и с прогулки желательно организовать в прихожей.                                                                                Каждое место для переодевания должно быть, по возможности, ограничено какими-либо пространственными рамками. Например, стул, на спинке которого висит одежда, может стоять у стены между шкафом и кроватью. Когда ребенок встанет с постели, его следует сразу подвести к стулу, усадить на него, затем направлять к частично самостоятельному выполнению операций по переодеванию.

    В начале обучения важно, чтобы все происходило быстро  и энергично. В связи с этим физическая помощь является почти полной: руками ребенка быстро снять пижамные штаны, положить их на кровать взять трусы со спинки стула, надеть их, взять шорты и т.д.                                                        Желательно, чтобы домашняя одежда легко надевалась ( без пуговиц, кнопок и молний), была удобной и комфортной для ребенка. Основная задача- «удержать» ребенка в ситуации одевания так, чтобы он не успел отвлечься. Если последовательно проводить обучение таким образом во время всех переодеваний, ребенок достаточно быстро научиться оставаться на одном месте и,если не сразу быть самостоятельным, то  , по крайне мере, участвовать в одевании.        

    Например, при обучению застегиванию пуговиц сначала используется тренажеры с крупными пуговицами и петлями, в которые легко проходят пуговицы. При обучении используют физическую помощь и поощряют ребёнка за то, что он пытается самостоятельно застегнуть пуговицы. Затем ребёнку предлагают тренажеры с более мелкими пуговицами и более тугими петлями. Количество тренажеров, которые могут понадобиться, варьируют от 2 до 5. Затем ребёнка учат застёгивать пуговицы на себе, что значительно сложнее, чем на тренажере на этом этапе может потребоваться дополнительное обучение.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

    Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

    Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

    Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

    Роль семьи в формировании социально-бытовых навыков дошкольников

    Дошкольник, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, овладевает социально-бытовыми навыками. Например, помогая родителям в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок, пыта...

    Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ.

    Основные задачи по формированию СБО у детей с ОВЗ...

    Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

    Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, ...