Проект «Метод подсказок – как средство формирования социально – бытовых навыков у детей с ОВЗ»
проект

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zaochnyy_tur.docx731.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Метод подсказок – как средство формирования

социально – бытовых навыков у детей с ОВЗ»

Основание необходимости проекта:   

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Социально-бытовая ориентировка детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Такие дети бывают безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выражать свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. В отличие от нормотипичных сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с ОВЗ в том числе и дети инвалиды не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности таких детей социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

 Анализ отечественного и зарубежного опыта по  вопросам   формирования социально - бытовых навыков дошкольников с ОВЗ в контексте их адаптации к самостоятельной жизни показал, что интеллектуальные нарушения снижают возможности человека в приобретении социального опыта, необходимого для подготовки к самостоятельной жизни и ее последующему осуществлению. Это позволило мне предположить, что использование подсказок, своевременное их предоставление и работа в рамках безошибочного обучения – это создание ситуации успеха для ребёнка с особенностями в развитии, повышение мотивации к получению навыков. 

  Данный проект необходим и актуален. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, дети получают другие важные знания, умения и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции. Работа по социально - бытовой ориентировке актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями  обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.

Цель: Создание условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации и  интеграции в социум.

Задачи проекта:

  1. Формировать социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
  2. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
  3. Закладывать основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни, укреплять  физическое и психическое здоровье воспитанников.

Участники проекта: дети разновозрастной группы компенсирующей направленности, родители (законные представители), специалисты коррекционной педагогики, воспитатели группы.

Инновационный компонент проекта: внедрение элементов инновационных технологий в коррекционный образовательный процесс группы компенсирующей направленности, как условие повышения качества образования.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных задач. Рядом исследователей доказано, что  метод наглядности, подсказки является эффективным инструментом обучения лиц с ОВЗ.

Рассмотрим основной принцип реализации метода подсказок. Так как основной целью данного метода является снижение проявления негативных эмоций ребенка, связанных с совершением и исправлением ошибки, то основной задачей будут являться  действия, которые направлены на НЕ совершение ошибки ребенком. Для того, чтобы предотвратить появление ошибки, необходимо предоставлять ребёнку своевременную подсказку. Подсказка – это всё то, что можно добавить к инструкции, чтобы помочь дать ребенку правильный ответ.

Для формирования многих функциональных навыков детей с ОВЗ требуется большое количество подсказок. В частности, это касается тех навыков, которые предполагают выполнение нескольких последовательных шагов. Чаще всего дети нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей не в процессе выполнения отдельных действий, а при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы сделать детей максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, можно использовать различные варианты подсказок:

  • физическая (подсказка «рука в руке»);
  • вербальная (речевая подсказка);
  • жестовая (указывание на нужный предмет);
  • визуальная (пошаговая инструкция в виде карточек) .

Практика показывает, что использование подсказок в работе с детьми способствует быстрому запоминанию информации, снижает тревогу и чувство неопределенности. Дети лучше понимают и запоминают определенные правила, быстрее адаптируются к изменениям в окружающем мире.

Использование подсказок так же способствует включению не только слуховых, но и зрительных анализаторов. Приложение № 1

Структура проекта: Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке имеют четыре основных направления:

  • формирование навыков по уходу за собой;
  • формирование навыков самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • формирование навыков правильного приема пищи;
  • формирование навыков ухода за помещением.

Материал  для изучения того или иного направления подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников с опорой на исследования Куцаковой Л. В. и Логиновой В. И. «Классификация социально - бытовых навыков у детей с ОВЗ » и реализуется по принципу концентризма. Данный принцип даёт возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности воспитанниками.

Концентрическое распределение  материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.

Наиболее эффективными формами работы с  детьми с ОВЗ по развитию социально бытовых навыков используя метод подсказок, являются: индивидуальные занятия, занятия в малых группах с использование элементов сюжетно-ролевой игры, моделирование реальной ситуации, дидактические игры.

В процессе работы осуществляется тесное взаимодействие специалистов по коррекционной работе с воспитателем группы и родителями воспитанников. Такое сотрудничество и использование выбранных форм работы способствует успешному  формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.

Перспективный план реализации проекта. Приложение № 2 

Прогнозируемые результаты реализации проекта: Реализация принципов метода подсказок в воспитательной коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ существенно повысит уровень развития воспитанников, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, развитию способностей по формированию социально-бытовых умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Оценка эффективности реализации проекта: В ходе наблюдения за воспитанниками коррекционной группы производилась оценка сформированности социально-бытовых навыков. Для этого использовалась разработанная в рамках проекта форма фиксации результатов, которая позволяет оценить степень сформированности бытовых навыков, а также навыков саморегуляции в быту. Приложение № 3 (таблица). Мониторинг изменений позволяет отметить, продуктивность реализации метода подсказок как инструмента для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации и  интеграции в социум. 

Оценка рисков:  Дети с ОВЗ  находятся под гиперопекой родителей, поэтому испытывают проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно сказывается во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание.

Дальнейшее развитие проекта: Разработка и распространение методических рекомендаций, коррекционно – воспитательных занятий и других мероприятий по теме проекта.

Приложение № 1

ОБРАЗЕЦ  визуальных подсказок  используемых в работе с детьми с ОВЗ по формированию социально – бытовых навыков.

Приложение № 2

Перспективный план реализации проекта

I. Формирование навыков по уходу за собой:

  • «Я чистюля»

Цель: формирование у детей знаний о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, носовой платок и навыках их использования.

  • «Правила пользования унитазом»

Цель: знакомство с правилами пользования унитаза, туалетной бумаги. Формирование навыка правильно и самостоятельно пользоваться  данными предметы туалетной комнаты.

  • «Волшебное зеркало»

Цель:  формирование навыка самостоятельно замечать не порядок в своем внешнем виде и  пользоваться расческой.

II. Формирование навыков самостоятельно одеваться и раздеваться;

  •  «Я одежду застегну, сам себе я помогу»

Цель: знакомство с разными видами застежек. Формирование навыка застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки, липучки, крючки.

  •  «Чудо-машина»

Цель: знакомство с бытовым прибором - стиральной машиной, ее назначением. Формировать навык сортировать белые и цветные вещи для стирки в стиральной машине.

  • «Глажка кукольной одежды»

Цель: формирование умения детей отличать мятую одежду от глаженной. Довести до сознания детей важность опрятной одежды. Знакомство с бытовым прибором - утюгом, его назначение, правилами пользования, техникой безопасности.

  • «Любимые ботиночки»

Цель: формирование  представления детей о разных видах обуви. Знакомство с различными  видами застёжек, правилами по уходу за обувью.

III. Формирование навыков ухода за помещением.

  • «Всё на своём месте»
    Цель: формирование умения убирать игрушки  на свои места и другие предметы используемые ребенком.  
  • «Ни пылинки, ни соринки»

Цель: знакомство с понятием – пыль. Формирование у детей навыка в правильном пользовании уборочным инвентарем (тряпочками для протирания пыли).

  •  «Пылесос, пылесос - мусор весь пропылесось»

Цель: знакомство с бытовым прибором – пылесос, его назначением, правилами пользования, техникой безопасности.

IV. Формирование навыков правильного приема пищи;

  • «Путешествие на кухню»

Цель: знакомство с помещением - кухней, ее назначением. Формирование знаний о  кухонной мебели, посуды, кухонных приборов их назначении, правилах безопасности.

  • «Бытовые приборы»

Цель: знакомство с микроволновой печью, чайником, их назначением, применением, правилами безопасности.

  • «Сервируем стол к обеду»

Цель: формирование  умения сервировать стол к обеду. Закрепление знаний о столовых приборах их назначении, правила поведения за столом.

  •  «Мы помощники»

Цель: знакомство с правилами уборки использованной посуды со стола. Формирование у детей навыка бережного обращения.

Приложение № 3

Форма фиксации результатов формирования у ребёнка с ОВЗ

 социально-бытовых навыков.  (ОБРАЗЕЦ)

Навык  «Мытьё рук»

Ф И ребёнка _____________________________

Тип подсказки, использованный при формировании навыка: ________________

«-» - не выполняет;

«/» - выполняет частично;

«+» - самостоятельное выполнение.

Навык

Дата и результат за неделю

ИТОГ

Включает кран

Берет в руки мыло и мылит их

Моет ладони

Моет тыльную сторону ладоней

Моет руки между пальцами

Смывает мыло с рук под краном

Выключает кран

Вытирает руки полотенцем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально - бытовых навыков у детей с РДА

У большинства аутичных детей, независимо от уровня их ин­теллектуального развития, овладение социально-бытовыми навыками вызывает значительные (иногда почти непреодоли­мые) трудности. Это связан...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

Как развивать бытовые навыки у детей 2-3 лет

Рекомендации для родителей....

Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.

Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом....

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ.

Основные задачи по формированию СБО у детей с ОВЗ...

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...