Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Диана Александровна Лавренова

Пояснительная записка.

Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsii_4-5_et.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Познавай-ка»

Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.

Пояснительная записка.

Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенным в дальнейшей жизни. А именно современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, креативно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.

Методической основой данной программы является « Коррекционно- развивающая программа для детей средней группы» Шарохина В.Л..
Направленность программы коррекционно- развивающая.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат :  дети 4-5 лет
Показание средние и ниже среднего показатели познавательных процессов.
Цель программы развить познавательные процессы.
 Цель достигается через решение следующих задач:
 
Задачи 
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.
2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3. Развития коммуникативных навыков.
4. Обучение математическим способностям.
5. Повышение самооценки.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. АРТ - терапия. Упражнение на сплочение.

Условия реализации: занятия проходят в кабинете психолога.
 Необходимо место для подвижных игр.
Раздаточный материал по количеству детей.
 Наполняемость детей в группе 4-5 человек.
 
Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 20 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
 
Необходимые материалы :

  • Рабочие тетради: тренируем мышление и тренируем память.
  • Краски и кисточки.
  • Расходный материал (который готовится заранее).
  • Раздаточный материал из методички В.Л. Шарохиной.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой  моторики.
Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
Тематический план

Тема занятий

Цель занятий

Содержание

Кол-во часов

«Колобок»

Развитие мелкой моторики.
.

1.Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
2.Пальчиковая гимнастика
3.Упражнение
 « Раскрась колобка».
4.Вспомнить изображение. 
5.« Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. « Достань звезду»

20 мин

« Маша и медведи»

Развитие мышления.

1.Разложить фигуры по росту. 
2.Перебрать крупу и разложить по коробкам.
3.У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки
 (тренируем мышления).
4.Упражнение 
« Запомни узор».
5.Релаксация « Достань звезду»

20 мин

« Котенок»

Развитие восприятия цвета и форм.

1.Упражнение на сплочение « Веселые приветствие».
2.Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери. 
5.Помогите Котенку расселить зверей 
( домашние и дикие). 
6.Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

20 мин

«Теремок»

Развитие мелкой моторики и внимания.

1. « Веселые приветствие»
2.Сделай Котенка из геометрических фигур.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Найди и зачеркни.
5.Вспомнить героев сказки.

20 мин

«Мышонок»

Развитие мышления и творческого потенциала.

1. « Веселые приветствия»
2.Найди в стихотворении ошибки.
3.5 игрушек запоминаем и вспоминаем игрушку, которую убрали.
4. Раскрась понравившийся предмет. Превратить фигуры в разные предметы
5.Припоминание.

20 мин

«Шалтай- Балтай»

Развитие памяти и 
мелкой моторики.

1.Зачеркните все подснежники на листе.
2.Вспомните, где лежала игрушка.
3.Соедини точки так чтобы получилось изображение
 ( рыбка, домик, зонтик)
4.Отгадайте загадки.
Придумывают свою загадку.
5.Релаксация « Шалтай-болтай».

20 мин

«Фигуры»

Развитие мышления и
мелкой моторики.

  • Приветствие
  • Классификация предметов  по форме и цвету (лото).
  • Упражнение
  • « Зоркий глаз».
  • Выкладывается узор из геометрических фигур.
  • Релаксация.

20 мин

«Подарок»

Развитие памяти и 
 мышления.

  • Приветствие:
  • Шуточные тесты

« Найдите ошибку художника»
3.Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

  • Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.
  • Раскрась мандалу.
  • Релаксация.

20 мин

«Кляксы»

Развитие памяти и  воображения.

Приветствие.
 1.Проверим память.
Поставим 5 игрушек на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка
2.Разрезные картинки.
3. « Кляксы».
4.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.
5.Релаксация.

20 мин

«Овал»

Развитие мышления и
 воображения.

Приветствие.
« Веселые приветствия».
1.Дорисуй овалы.
2.Четвертый лишний.
3.« Жмурки».
4. Корректурная проба.
5.Релаксация.

20 мин

«Будь внимателен»

Развитие внимания.

1.Приветствие.
2.«Снежинки»
Найти одинаковые снежинки.
3.« Камень ножницы бумага».
4.« Разведчики».
5.Релаксация.

20 мин

«Итог»

Развитие мышления.

Приветствие.
1.Четвертый лишний.
2. Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.
3.Расставь изображения по местам.
4.Узнай, что лежит в коробке..
5.« Зеркало».

20мин

 

Педагог – психолог__________________________Лавренова Д. А.

Занятие N 1. Сказка «Колобок»
Цель: 
1. Приветствие
2 Развитие восприятия форм и цвета.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие зрительной памяти и внимания.
5.Развитие мышления.
6 Релаксация.

Оборудование:
-Цветные карандаши.
-4 геометрические формы. 
-Тренировочные тетради - развитие мышления. 
-Картинки: волка, зайца, медведя, лисы.
Ход:
1.Приветствие:
Упражнение на сплочение группы:
« Ветер дует»
Все выстраиваются в одну линию.
Ветер дует на того кто любит яблоки
                                 Кто в брюках
                                 Кто сегодня умывается
                                 У кого есть кошка
Бегут к другой стене.
Основная часть: припоминается сказка.
2.Бабушка поскребла по сусекам и замесила колобок
Пальчиковая гимнастика:
Колобок – это пальчик он катиться по дороге.
3. Предлагается выбрать колобок из квадрата- треугольника и круга.
Что еще круглой формы?
Называются предметы круглой формы.
Упражнение « Раскрась колобка».
 Предлагается 4 карандаша.
Нарисуй рядом дорогу и солнце,  траву и небо.
4.Приготовим изображение: волка, медведя, зайца и лисы.
Дети запоминают, затем убирается одно изображение.
( повторяется несколько раз)
5. Тренировочная тетрадь по развитию мышления: « Помоги зайке найти сначала овощи, затем фрукты, а потом ягоды.
6. Релаксация
« Достань звезду» 
Припоминание.
Прощание.

Занятие N 2 Сказка « Маша и медведи».

Цель: 
1. Восприятие форм, цвета и величины.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и внимания.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация

Оборудование: 
-Нарезанные фигуры круга, квадрата, прямоугольника.
- Крупа и коробочки.
-Тарелочки бумажные.
-Краски и кисточки.
-Тетрадь тренируем мышление и память.

Ход:
Приветствие.
Упражнение на сплочение группы:
Основная часть:
Припоминание сказки « Маша и медведи»

1.Маша пошла в лес и заблудилась. Попала в избушку.
Разложить фигуры по росту: Мишутки самые маленькие, Михаилу Пататычу - самые большие.
2.Маша решила помочь медведям перебрать крупу и разложить по коробкам.
Раскрасить тарелку для Мишутки.

Тетрадь : тренируем мышление страница 2 .У кого из зверят точно такой же зонтик, как и у зайки.

Упражнение « Запомни узор»

На бумаге рисуем простой узор ( ломаную линию). Запоминают в течение 1-2 минут. Дети воспроизводят по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Релаксация « Достань звезду».

 

Занятие N 3 « Котенок»
Цель: 
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие памяти и мышления.
4. Релаксация.

Оборудование: 
-Цветные карандаши. 
-Трафаретные линейки. 
-Карандаши.
Ход:
Приветствие.

Упражнение на сплочение « Веселые приветствие»

Основная часть.

Помогите котенку сделать домик из геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника и треугольника.
Сделать рисунок. 
Сосчитать фигуры.
 Раскрасить круг - желтым, квадрат- красным, треугольник- зеленым, прямоугольник- синим.

Пальчиковая гимнастика.

Как у кота шубка очень хороша
Как у котика усы удивительной красы
Глазки смелы, зубки белы
 ( развести руки, руки к себе,  ушки над головой, повернутся и похвалится развести руки, ушки над головой, пальчиками проводим по верхней губе прокрутить пальчиками , гордо распрямится, показать пальчиками глаза, показать пальчиками улыбку.) 
Проведи дорожку к домику Котенка.

Тренируем память.

Посмотри внимательно, какие подарки преподнесли зайке на день рождения звери.

Помогите Котенку расселить зверей ( домашние и дикие). Рабочий лист.

Релаксация: вспомнить, какие подарки подарили Вам и что бы Вы хотели?

 

Занятие N 4 « Теремок»

Цель: 
1. Развитие восприятия цвета и форм.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти.
5. Релаксация.

Оборудование:
-бланк- корректурная проба
-герои сказок теремок
-геометрические фигуры

Ход:

Приветствие:
« Веселые приветствия»

Сделай Котенка из геометрических фигур:

- овала
- круга
- 6 треугольников
- прямоугольник
Раскрась:
Круг- желтым
Треугольники- черным
Прямоугольник и овал- белым.
Приклей на бумагу.

Пальчиковая гимнастика.

« Веселая мышка»
Перчатку нашла (раскрываем ладошку, пальцы растопыривают и поворачивают руку)
Гнездо, в нем устроив (складываем ладошку)
Мышат позвала (сгибаем и разгибаем пальцы)
Им корочку хлеба дала покусать ( кончиками пальцев поочередно стучим по остальным пальцам)
Погладила всех и отправила спать ( ладошки погладить друг о друга)

Расставить и  зачеркнуть.

Вспоминаем героев сказки « Теремок».

Изображение животных (4)
Убираем 1 героя.

Релаксация.

Занятие N5 « Мышонок»
 Цель: 
1. Развитие внимания.
2. Развитие зрительной памяти.
3. Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.
4. Развитие мышления и творческого потенциала.
5. Релаксация.

Оборудование:

-Листы с кругами и овалами
- 5 игрушек из разного материала
-цветные карандаши

Ход:

1.Упражнение на сплочения.
« Веселые приветствия»
Раз, два, три друга найди.
Потереться носами. Ушками. Пятками.Коленками.Локтями.

2. Читается стихотворение, и находятся ошибки.
Куклу, выронив из рук
Маша мчится к маме:
« Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник « Ой!
Двери (звери) гонятся за мной».
 Я тигренок, а не миска (киска)!

3. 5 игрушек из различных материалов. Запоминают 1-2 минуты. Убирают 1 игрушку.
Предметы делят на группы ( по материалу из которого изготовлено)

Раскрась понравившийся предмет.( Лист с изображением предметов)

Превратить фигуры в разные предметы.

 

Занятие N 6 « Карандаш»
Цель: 
1. Развитие внимания.
2. Развитие памяти.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие мышления.
5. Релаксация.
Оборудование:
- листы корректурной пробы
- листы с точками
Ход:

Зачеркните все подснежники на листе.

Вспомните, где лежала игрушка.

Соедини точки так чтобы получилось изображение ( рыбка, домик, зонтик)

Отгадайте загадки:

Сто одежек и все без застежек.( Капуста)
Не лает не кусает а в дом не пускает.( замок) 
Зимой белый а летом серый.( Заяц)
 Без рук без топоренка построена избенка.( Гнездо)
 Не портной, а всю жизнь с иголкой ходит. ( Ёжик)
 Четыре братца под одной крышей стоят.( Стол)
 2 стекла на носу болтаются.
Придумывают свою загадку.

Релаксация « Шалтай-болтай»

Ребенок изображает героя стихотворения.
Поворачивает туловищем. Болтает расслабленными руками.
Взрослый читает стихотворение:

Шалтай-болтай 
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
Когда произнесется последняя строчка, ребенок должен резко наклонить тело вперед, перестав болтать руками.

 

Занятие N 7 « Фигуры»
Цель: 
1. Развитие внимания.
2. Развитие мышления.
3. Развитие памяти.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Релаксация.
Оборудование:
- Лото геометрических фигур
- счетные палочки

Ход:

Приветствие

Классификация предметов  по форме и цвету (лото).

Упражнение « Зоркий глаз»

Маленькую игрушку запоминает ребенок. Она прячется в комнате на видное место. Далее ребенок ищет.

Выкладывается узор из геометрических фигур. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно.

Релаксация.

 

Занятие N 8 « Художники»

Цель:

Развитие внимания.

 Развитие памяти.

Развитие мышления.

Развитие мелкой моторики.

Релаксация.
Оборудование:
-лист бумаги
- шуточные тесты

Ход:

Приветствие:

Шуточные тесты Е.В. Колесниковой « Найдите ошибку художника»

Называются слова , а дети зарисовывают и запоминают.

Зайчик. Дождь. Дерево. Дом. Лист. Туча. Шарик. Гриб. Морковь.

Найди в каждом ряду предмет, отличный от других.

Раскрась мандалу. Сделай её красочную. Подари родителям.

Релаксация.

Занятие N 9 « Клякса»

Цель: 
1.Развитие памяти.
2.Развитие речи и мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Рефлексия.

Оборудование:
-открытки на каждого
-краски и чистый лист бумаги
- 4 игрушки
- пуговицы разные

Ход:

1 Приветствие.
2.Разрезные картинки.
Картинки с изображением какого-либо предмета, разрезанные на 2-3-4 части.
Необходимо собрать целое.
3. « Кляксы»
Взять на кисточку немного краски. Далее делается клякса на листе бумаги и складывается лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой стороне. После развернуть лист и назвать что получилось.
4.Проверим память.
Поставим 4 игрушки на столе. Дети запоминают. Закрывают глаза. Убирается 1 игрушка.

5.Сделаем подарок.
Пуговицы нанизываем на нитку.

Релаксация.

Занятие N 10 «Будь внимателен»

Цель:
1.Развитие памяти.
2.Развитие мышления.
3.Развитие воображения.
4.Развитие коммуникаций.
5.Рефлексия.
Оборудование:
- Лист корректурной пробы на каждого
- лист с овалами
Ход: 
1.Приветствие.
« Веселые приветствия»
Ушко к ушку. Лобик к лобику.
2.Дорисуй овалы.
3.Четвертый лишний.
4.« Жмурки»
Выбирается ведущий.Завязываются глаза. Ловит участников и угадывает его имя.
5.Релаксация.

 

Занятие N 11 «Разведчики»
Цель:
1.Развитие мышления.
2. Развитие внимания.
3. Развитие воображения.
4. Развитие памяти.
Оборудование:
Ход:

Приветствие.

«Снежинки»

Найти одинаковые снежинки.

« Камень, ножницы, бумага» Играют в парах.

« Разведчики». Выбирают одного « разведчика». Он командует « Замри!». Вся группа застывает. Разведчик закрывает глаза. Участники меняют позу. Разведчик открывает глаза и его задача обнаружить изменения.

Релаксация.

Занятие N 12 «Итоговое»
Цель: 
1.Развитие мышления.
2. Общее развитие.
3. Релаксация.

Оборудование:
- изображение овощей и фруктов
- предметы различной формы
- цветные карандаши и лист бумаги.

Ход:

Приветствие.

Назовите предметы, изображенные на картинке.

Капуста
Перец
Вишня
Свекла
Какой предмет не подходит к остальным?
И т.д. с другими картинками.
2. Какие геометрические фигуры вы знаете?
Нарисуйте из геометрических фигур человека или несуществующее животное.

Предлагаются изображения овощей и фруктов. Изображение грядки и дерева.

Расставить изображения по местам.

Небольшие предметы разной формы и цвета запоминаются и ложатся в коробку. На глаза завязывается повязка. Опустив руку в коробку, ребенок достает и называет и вспоминает его цвет.

« Зеркало»

Вы- зеркало. Я поднимаю руку и вы. И так  все повторяете.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет...

Групповая консультация для родителей «Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет»

Сведения для родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР....

Групповая консультация "Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет"

На каждом возрастном этапе психические процессы имеют свои особенности. В данной консультации раскрываются особенности психических процессов  (памяти, внимание, воображение, мышление, и др.) у де...

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет.

      Предлагаемая программа развития познавательных процессов является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми имеющими  показатели развития познавательн...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...