Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по теме

    Крутицкая Валентина Вячеславовна

     

    Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:

    ·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

    ·        Начинает развиваться образное мышление. Дети оказывается способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате из взаимодействия.

    ·        Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут  самостоятельно придумать сказку по заданной теме.

    ·        Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких – либо действий, несложное условие.

    Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4 – 5 лет. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные И.А. Дубровиной, О. Жуковой, О.И Истратовой и др. [1,2,3,9] Часть игр и упражнений были разработаны нами самостоятельно, а некоторое количество игр были нами дополнены.

    Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

    Основные задачи программы:

    ·        Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

    ·        Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память.

    ·        Учить соотносить ребёнка реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями, находить обобщающие слова, выделять существенные признаки предметов.

    ·        Развивать уровень развития творческого воображения ребёнка.

    Методы обучения:

    ·        Упражнения подражательного исполнительного характера

    ·        Игры с правилами (сюжетно – ролевые, словесные, подвижные)

    ·        Развивающие игры

    ·        Пальчиковая гимнастика

    ·        Скороговорки

    ·        Пословицы

    ·        Стишки – потешки

    ·        Песенки- попевки

    Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций.

    Данная программа состоит из 28 занятий. Частота проведения каждый день, продолжительностью 30 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой.

    Структура занятий: в начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Для этого в нашей программе были использованы упражнения по книге Чистяковой [9]. Это часть программы называется разминкой. После неё проводится основная часть – развивающие игры. Как правило, этот этап включает в себя от 1 до 3 игр. И, наконец, завершающая часть занятия – психомышечная тренировка, направленная на снятие эмоциональной и мышечной напряжённости.

    Данная программа может послужить основой для создания других систем коррекционной работы с детьми 4 -5 лет по развитию познавательных и творческих способностей.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx83.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие №1

    Тема «Фрукты»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1)  «Моя семья»

    Этот пальчик – дедушка (руку сжать в кулак, поочерёдно разжимать пальцы, начиная с большого).

    Этот пальчик – бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик – я. Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

    II Развивающие игры

    1) Цель: Научить детей мысленно объединять свойства в единое целое и установить взаимоотношения между ними. Развить мыслительную операцию синтеза.

    Материал: сюжетные картинки с изображением фруктов.

    Ход игры: «Угадай – ка».

    Назовите предмет (слово) перечисленных свойств, подберите соответствующие картинки к полученным словам.

    А) красное, румяное, наливное (яблоко).

    Б) жёлтый, сладкий, вкусный, продолговатой формы, имеет кожуру, его очень любят обезьяны( банан).

    В) оранжевый, сочный, сладкий, яркий, круглый, имеет кожуру и семечки (апельсин).

    Ребёнку даются картинки с изображением фруктов. Он должен выбрать соответствующую картинку.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Четыре стихии».

    Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, если слово «воздух» - поднять руки вверх, «огонь»- произвести вращения руками. [9]

    Занятие №2

    Тема «Овощи. Фрукты. Грибы»

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) Пальчики на прогулке

    Раз, два, три, четыре, пять

    Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики)

    Этот пальчик в лес пошёл

    Этот пальчик гриб нашёл

    Этот пальчик чистил стол

    Этот добр, а этот зол.

    Пальчик, пальчик тук да тук (повторить 2 раза)

    Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладошки)

    Ножками топай, топай (повторить 2 раза)

    Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)

    II Развивающие игры

    1) «Что вырастил садовод, овощевод и грибовод?»

    Цель: научить детей мысленно объединять свойства в единое целое и установить взаимоотношения между ними. Развитие мыслительной операции синтеза.

    Материал: наборы сюжетных карточек по теме «Овощи. Фрукты. Грибы».

    Ход игры: К трём категориям нужно подобрать соответствующие картинки.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Слушай и исполняй»

    Ведущий называет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той последовательности, в какой они были названы ведущим. [9]

    Занятие №3

    Тема «Урожай»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) «Апельсин»

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он один.

    Эта долька для ежа

    Эта долька для стрижа

    Эта долька для утят

    Эта долька для котят

    Эта долька для бобра

    А для волка – кожура

    Он сердит на нас – беда!

    Разбегайтесь – кто куда!

    II Развивающие игры

    1) «Расскажи –ка»

    Цель: научить детей мысленно раскладывать целое на части и выделение его свойств. Развитие мыслительной операции анализа.

    Материал: плакат на тему «Урожай»

    Ход игры: ребёнок показывает на понравившийся ему фрукт, овощ или ягоду, а взрослый говорит признаки и свойства этого предмета. Затем взрослый и ребёнок меняются местами. Теперь ребёнок говорит признаки и свойства предмета, на который покажет взрослый.

    2) «Отгадай – ка»

    Цель: научить детей мысленно раскладывать целое на части и выделение его свойств. Развитие мыслительной операции анализа.

    Материал:  набор сюжетных карточек, набор слов.

    Ход игры: взрослый перечисляет группу слов. Нахождение слов, отвечающих на вопрос «что?». К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «что»  по теме «Урожай».

    - растёт

    - зеленеет

    - краснеет

    - созревает

    - дергают

    - маринуют

    - срезают

    - выкапывают

    - срывают

    - варят

    - жарят

    - солят

    Ребёнок может выбрать из всех карточек наиболее подходящие на его взгляд и затем показать их взрослому.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Загораем»

    Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем (ноги поднять вверх)

    Держим, держим, напрягаем.

    Загораем, опускаем. (ноги резко опустить на пол) [9]

    Занятие №4

    Тема: «Животные»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) Засолка капусты

    Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

    Мы морковку трём (трём кулаком о кулак)

    Мы капусту солим (движение пальцами, имитирующее посыпание солью)

    Мы капусту жмём (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

    II Развивающие игры

    1) «Где чей дом?»

    Цель: научить детей мысленно раскладывать целое на части и выделение его свойств. Развитие мыслительной операции анализа.

    Материал: сюжетные парные картинки на тему «Животные»

    Ход игры: Ребёнку предлагается найти домик для каждого животного, чтобы получились пары картинок. Например, пара – собака и будка.

    2) «Кто чем питается»

    Цель: научить детей мысленно раскладывать целое на части и выделение его свойств. Развитие мыслительной операции анализа.

    Материал: набор сюжетных карточек на тему «Животные»

    Ход игры: Ребёнку предлагается найти пищу для каждого животного.  Это трава, мёд, листья, мясо и т.д.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Запомни движения»

    Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запоминают очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке. [9]

    Занятие №5

    Тема: «Транспорт»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) «Бабочка»

    Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу. Пальцы прямые. Ладони с прямыми пальцами совершают лёгкие движения в запястьях – «бабочка летит».

    1) «По земле и по воде»

    Цель: развитие мыслительной операции классификации.

    Материал: набор сюжетных карточек по теме «Транспорт».

    Ход игры: Ребёнку предлагается набор карточек на тему «Транспорт». Взрослый говорит ребёнку, что ему нужно из всего набора карточек выбрать сухопутный транспорт, затем воздушный и водный транспорт. Таким образом, ребёнок должен собрать 3 группы карточек.

    2) «Сопоставь профессии с транспортом»

    Цель: научить детей мысленно раскладывать целое на части и выделение его свойств. Развитие мыслительной операции анализа.

    Материал: набор сюжетных карточек по теме «Транспорт».

    Ход игры: Ребёнку предлагается набор карточек на тему «Транспорт». К каждой картинке нужно подобрать соответствующую картинку.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Выполняй»

    1) Одновременно крутить левой ногой по часовой стрелке, а правой рукой против неё.

    2) Пальцем руки рисовать на столе круг, при этом носом выводить в воздухе квадрат.

    3) Отбивать ладонями ритм – удар, два удара, три удара, и при этом одной ногой чертить на полу круг. [9]

    Занятие №6

    Тема: «Ассорти»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) «Завели мотор»

    Пальцы рук, кроме больших, сцепить в замок. По сигналу взрослого «Завели мотор» большие пальцы ребёнка начинают крутиться друг вокруг друга. Одновременно ребёнок произносит звук жжж. «Мотор работает», пока хватает дыхания.

    II Развивающие игры

    1) «Четвёртый лишний»

    Цель: развить у детей способность к обобщению (нахождение обобщающих слов), способность выделения существенных признаков, развить мыслительную операцию классификации.

    Материал: набор карточек «Четвертый лишний».

    Ход игры: Ребёнку предъявляют первую картинку и просят сказать, какая лишняя и почему. Затем таким же образом ребёнку предъявляют остальные 9 картинок. Затем ребёнку дают в руки 12 картинки с изображением различных предметов, объединенных в следующие группы: транспорт, овощи, фрукты, игрушки, животные, посуда. Перед ребёнком раскладывается игровое поле, разделённое на 12 квадратов с группами предметов. Ребёнок должен разложить картинки к соответствующим группам на игровом поле.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Повторяй»

    1)  На поверхности стола одновременно описывать круги левой рукой вправо, а правой – влево.

    2) Одновременно двумя руками выполнять движения: левой рукой по очереди соединять большой палец с пальцами от указательного до мизинца, а правой наоборот большого и пальцев от мизинца до указательного. [3]

    Занятие №7

    Тема: «Фрукты. Ягоды»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие чёткой дикции, активизация губ, языка.

    Метод: стишки – потешки, пальчиковая гимнастика.

    Данная потешка читается и проговаривается вслух и взрослым и ребёнком.

    1) «Пчела»

    Только вишня расцвела

    Прилетела в сад пчела

    Я давно за ней слежу

    Ищет мёд она: жу-жу.

    2) «Зайчик – кольцо»

    Прыгнул заинька с крылечка

    И в траве нашёл колечко.

    А колечко непростое –

    Блестит, словно золотое.

    Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

    II Развивающие игры

    1) «Волшебный лес»

    Цель: развитие уровня произвольной зрительной памяти ребёнка.

    Материал: набор сюжетных карточек с изображением фруктов и ягод.

    Ход игры: В детской спальне на кроватях разложить в произвольном порядке картинки с изображением фруктов и ягод, чтобы ребёнок смог их увидеть. Взрослый говорит ребёнку: «Представь, что мы с тобой находимся в волшебном лесу. Здесь растут волшебные фрукты и ягоды. Собери скорей их в свою корзинку. Но постарайся запомнить, какие фрукты и ягоды ты собираешь в свою корзинку. Затем взрослый подсчитывает количество названых фруктов и ягод.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Канон для малышей»

    Играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезёнушка» дети по очереди делают следующие движения. Один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встаёт и т.д. [9]

    Занятие №8

    Тема: «Садовые фрукты»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие протяжного без напряжения звука.

    Метод: стишки – потешки, загадки, пальчиковая гимнастика.

    Данная потешка читается и проговаривается вслух и взрослым и ребёнком.

    1) «Ворона»

    Хороша ворона - птица,

    Да в певицы не годится,

    Как откроет рот – кошмар

    Слышно только: кар, кар, кар!

    2) Загадка

    Была зелёной, маленькой,

    Потом я стала аленькой.

     На солнце почернела я

    И вот теперь я спелая. (вишня)

    3) «Бабочка»

    Бабочка – коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На берёзовой ветке.

    Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.  Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки.

    II Развивающие игры

    1) «Что исчезло?»

    Цель: развитие уровня произвольной зрительной памяти.

    Материал: плакат с изображением садовых фруктов.

    Ход игры: взрослый показывает ребёнку изображённые на плакате фрукты. Ребёнок называет их вслух. Затем взрослый закрывает любую картинку и просит ребёнка вспомнить, какой картинки не хватает.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Вот так позы»

    Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение. [3]

    Занятие №9

    Тема: «Плоды»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дикции и лёгкости звучания, выработка динамических оттенков.

    Метод: стишки – потешки, загадки, пальчиковая гимнастика.

    Данная потешка читается и проговаривается вслух и взрослым и ребёнком.

    1) «Поезд»

    Поезд мчится и шипит

    И колёсами стучит

    Чу-чу-чу, чу-чу-чу

    Я по рельсам лечу.

    2) «Загадка»

    Заплелись густые травы,

    За кудрявые рога,

    Да и сам я весь кудрявый

    Даже с завитком рога. (баран)

    3)  «Зайчик – кольцо»

    Прыгнул заинька с крылечка

    И в траве нашёл колечко.

    А колечко непростое –

    Блестит, словно золотое.

    Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

    II Развивающие игры

    1) «Гуляем по саду»

    Цель: развитие уровня произвольной зрительной памяти ребёнка.

    Материал: набор сюжетных картинок.

    Ход игры: ребёнок закрывает глаза и представляет, что он гуляет по саду. Взрослый говорит ребёнку: «Я буду показывать тебе различные плоды, а ты должен вспомнить названые мной предметы».

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход: «Запрещёное движение»

    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта они выполняют руками движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение,  которое запрещается повторять. Тот, кто повторит запрещёное движение, выходит из игры. [9]

    Занятие№10

    Тема: «Сад. Фрукты»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие чёткой дикции.

    Метод: скороговорки, загадки, пальчиковая гимнастика.

    Скороговорки проговариваются вслух несколько раз сначала взрослым, а затем и ребёнком.

    1) Варежки у Вари

    Пропали на бульваре.

    2) У Бориса был баран

    И залез баран в бурьян.

    3) «Загадка»

    Стекляный дом

    А в доме том

    Во все концы снуют жильцы. (аквариум)

    3) «Бабочка»

    Бабочка – коробочка,

    Улетай под облачко.

    Там твои детки

    На берёзовой ветке.

    Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.  Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки.

    II Развивающие игры

    1) «Запомни, какого цвета предмет»

    Цель: развитие уровня произвольной зрительной памяти ребёнка.

    Материал: набор сюжетных карточек по теме «Сад. Фрукты».

    Ход игры: взрослый даёт ребёнку набор карточек по теме «Сад. Фрукты». Ребёнок должен попытаться запомнить картинки с изображёнными на них фруктами, а также их цвет. Затем взрослый убирает картинки и задаёт ребёнку вопросы. «Какие фрукты ты запомнил?», «Какого они цвета» и т.д.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Сова»

    Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!». Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие должны сразу замереть. Кто пошевелится или засмеётся, тот становится совой. [9]

    Занятие №11

    Тема «Домашние птицы»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие чёткой дикции.

    Метод: скороговорки, загадки, пальчиковая гимнастика.

    Скороговорки проговариваются вслух несколько раз сначала взрослым, а затем и ребёнком.

    1) Дом, дом, дом, дом

    Загорелся кошкин дом.

    2) Мама Милу мылом мыла

    Миша мыло не любила.

    3) Полы мыла Алла

    А лужа помогала.

    4) «Загадка»

    Себя он раскрывает

    Тебя он закрывает

    Только дождичек пройдёт

    Сделает наоборот. (зонтик)

    5) «Ковшик»

    Сложить из обеих ладоней ковшик. При этом все пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

    II Развивающие игры

    1) «Послушай и запомни»

    Цель: развитие уровня слуховой и образной памяти ребёнка.

    Материал: стихотворение Д. Чайти (пер. К. Чуковского).

    Ход игры: ребёнку предлагается послушать и запомнить стихотворение. Чтение каждой строчки сопровождается показом соответствующей картинки. Рассказывать стихотворение с опорой на картинки 2 раза, затем – без зрительной опоры 1 раз.

    Взрослый читает стихотворение 1 раз. При этом каждая строчка сопровождается соответствующей картинкой. Ребёнок должен постараться повторить. Затем взрослый читает стихотворение ещё 1 раз, но уже без зрительной опоры. Ребёнок должен сам повторить стихотворение.

    «Был белый дом

    Чудесный дом

    И что то застучало в нём

    И он разбился, и оттуда

    Живое выбежало чудо

    Такое тёплое, такое

    Пушистое и золотое». [4]

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Лисонька, ты где»

    Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением назначает лису, остальные - зайцы. По сигналу все открывают глаза, но никто не знает; кто же лиса. Ведущий зовет первый раз: «Лисонька, где ты?» Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в третий-лиса отвечает: «Я здесь» - и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры. [9]

    Занятие №12

    Тема: «Домашние животные»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие чёткой дикции.

    Метод: скороговорки, загадки, пальчиковая гимнастика.

    Скороговорки проговариваются вслух взрослым и ребёнком несколько раз.

    1) Налили Лене лимонада

    А ей ещё лимона надо.

    2) Целый день цыплёнок Цып

    Возле курицы сидит.

    3) Наш Полкан попал в копкан.

    4) «Загадка»

    Меня не растили

    Из снега слепили

    Вместо носа ловко

    Вставили морковку. (снеговик)

    5) «Мышка»

    Серенький комок сидит

    И бумажкой всё шуршит.

    Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

    II Развивающие игры

    1) «Скотный двор»        

    Цель: развитие уровня произвольной зрительной памяти ребёнка.

    Материал: картинка с изображением домашних животных во дворе.

    Ход игры: взрослый даёт ребёнку картинку, на которой изображены домашние животные на скотном дворе. Ребёнок должен в течение двух минут посмотреть на картинку и запомнить всех изображенных животных. Затем взрослый убирает картинку и спрашивает у ребёнка, каких животных он запомнил. Можно усложнить задание, спросив у ребёнка, чем занимается каждое животное. [2]

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Смотри на руки»

    Дети стоят друг за другом, первый - командир. Во время спокойного марша (Р. Паулс. «Красные цветы») по кругу командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют за ним. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют. [9]

    Занятие №13

    Тема: «Обитатели морей»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие чёткой дикции.

    Метод: пальчиковая гимнастика, песенки – попевки.

    1) «На ёлке»

    Мы на ёлке веселились

    И плясали и резвились (ритмичные хлопки в ладоши)

    После добрый дед мороз нам подарки преподнёс (шагать средним и указательным пальцем по столу)

    Дал большущие пакеты

    В них же – вкусные предметы (ритмичные хлопки в ладоши)

    Конфеты в бумажках синих,

    Орешки рядом с ними,

    Груша, яблоко, один

    Золотистый  мандарин (загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная с большого)

    Песенки - попевки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    2) «Заяц Егорка»

    Заяц Егорка свалился под горку

    Бегите под горку, спасайте Егорку

    3) «Ёжик и бычок»

    Встретил Ёжика бычок,

    Уколол свой язычок

    А колючий ёж смеётся

    В рот не суй, что попадётся

    4) «Мячик»

    Крикнул мячик: «Захочу-

    Я на небо улечу»

    Завертелся, закружился

    И в канаве очутился.

    II Развивающие игры

    1) «Морское путешествие»

    Цель: развитие уровня зрительной памяти ребёнка.

    Материал: картинка с изображением сюжета на тему «Морское путешествие».

    Ход игры: перед ребёнком кладётся картинка с изображением морского путешествия. Взрослый предлагает реёнку внимательно посмотреть на картинку и постараться запомнить, что на ней нарисовано. Затем ввзрослый закрывает картинку листом бумаги и задаёт ребёнку вопросы:

    А) Что держит капитан в руках?

    Б) Какие животные нарисованы на картинке, назовите их?

    В) Что держит паук? [2]

    2) «Запомни животное»

    Цель: развитие уровня зрительной памяти ребёнка.

    Материал: 15 картинок с изображением обитателей морей.

    Ход игры: взрослый показывает ребёнку поочерёдно картинки с изображением обитателей морей.  Затем взрослый просит запомнить ребёнка названия этих животных и воспроизвести их, уже без опоры на картинки.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие чувства ритма.

    Ход: «Оладушки»

    Песенка – попевка читается и проговаривается вслух взрослым и ребёнком.

    Ай – тата, тата, тата

    Пожалуйте, решета,

    Мучки посеять,

    Пирожки затеять,

    А для нашей лапушки

    Затеем оладушки

    Испечь блинка

    Покормить сынка! [3]

    Занятие №14

    Тема: «Животные»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие смены лёгкого и певучего звучания.

    Метод: пальчиковая гимнастика, песенки – попевки.

    1) «Белка»

    «Сидит белка на тележке,

    (хлопки ладонями удары кулачками друг о друга попеременно)

    Продаёт она орешки

    Лисичке – сестричке,

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому,

    Кому в платок,

    (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга)

    Кому в зобок,

    Кому в лапочку.

    Песенки – попевки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    2) «Заяц»

    Бегал заяц на работу

    Он искал себе на работу.

    Но работы не нашёл

    Он заплакал и ушёл.

    3) «Петрушка»

    Я Петрушка – молодец,

    На макушке бубенец.

    Выйду, выйду попляшу

    Позабавлю, насмешу.

    II Развивающие игры

    1) «Какой силуэт лишний»

    Цель: развитие уровня произвольной зрительной памяти ребёнка.

    Материал: картинка с изображением чёрно-белых животных, картинка с изображением силуэтов этих животных.

    Ход игры: взрослый просит ребёнка запомнить ребёнка, какие животные нарисованы на картинке. Затем на картинке с изображением силуэтов животных взрослый спрашивает ребёнка: «Силуэта какого животного здесь нет, а какой силуэт лишний?». [2]

    2) «Запомни животное»

    Цель: развитие уровня зрительной памяти.

    Материал: набор карточек с и зображением 16 животных.

    Ход игры: взрослый показывает ребёнку поочередно картинки с изображением животных. Затем он убирает картинки и просит назвать ребёнка те картинки, которые он запомнил.

    3) «Какое животное лишнее?»

    Цель: развитие уровня зрительной памяти ребёнка.

    Материал: набор жетонов с изображением животных.

    Ход игры: взрослый показывает поочерёдно 10 жетонов с изображением животных ребёнку и просит их запомнить. Затем взрослый снова показывает эти же 10 жетонов, но к ним добавляется ещё один жетон. Взрослый просит ребёнка вспомнить, какое животное лишнее.

    III Психомышечная тренировка

    1) «Пальчик о пальчик»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.

    Ход: ребёнок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.

    «Пальчик о пальчик, тук да тук

    Хлопай, хлопай, хлопай

    (хлопает в ладоши)

    Ножками топай, топай, топай

    Спрятались, спрятались

    (закрыли лицо руками)

    Пальчик о пальчик тук да тук. [9]

    Занятие №15

    Тема: «Времена года»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчикова гимнастика, песенки – попевки, скороговорки

    1) «Осенние листья»

    Раз, два, три, четыре, пять

    (загибать пальцы по очереди, начиная с большого)

    Будем листья собирать

    (сжимать и разжимать кулаки)

    Листья берёзы, листья рябины, листья тополя,

    Листья осины, листья дуба мы соберём.

    Маме осенний букет отнесём.

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Песенки – попевки и скорговорки проговариваются вслух несколько раз  и взрослым и ребёнком.

    2) «Петушок»

    Петушок, ты петушок

    Покажи свой кожушок.

    Он горит, горит огнём

    Сколько пёрышек на нём!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Невозможно сосчитать

    Он горит, горит огнём, сколько пёрышек на нём!

    Много!

    3) Налили Лене лимонада,

    А её ещё лимона надо. ( 2 раза)

    II Развивающие игры

    1) «Запомни стихотворение»

    Цель: развитие уровня образной и слуховой памяти ребёнка.

    Материал: картинки по содержанию стихотворения.

    Ход игры:

    Первый снег, первый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    Повторное прочтение сопровождается показом соответствующих иллюстраций. После третьего прочтения дети должны постараться рассказать стихотворение по памяти. [4]

    2) «Запомни стихотворение»

    Цель: развитие уровня слуховой памяти ребёнка.

    Материал: текст стихотворения.

    Ход игры: взрослый предлагает послушать ребёнку стихотворение и затем просит повторить его по памяти.

    «Только вишня расцвела,

    Прилетела в сад пчела,

    Я давно за ней слежу

    Ищет мёд она: жу-жу. [2]

    III Психомышечная тренировка

    1) «Ладушки»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развития мелких движений кисти, чувства ритма.

    Ход: ребёнок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его команде перед собой, над головой, за спиной, в положении стоя, сидя на корточках, лёжа на животе и на спине. Взрослый задаёт темп, вначале медленный, потом с ускорением. [9]

    2) Стихотворение «Был белый дом»

    Цель: снятие психомышечного напряжения у ребёнка.

    Ход: взрослый читает стихотворение ребёнку.

    «Был белый дом

    Чудесный дом, и что то застучало в нём

    И он забился и оттуда

    Живое выбежало чудо-

    Такое тёплое, такое

    Пушистое и золотое» [3]

    Занятие №16

    Тема: «Птицы»

    I Разминка

    Цель: настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дикции и лёгкости звучания, выработка динамических оттенков.

    Метод: пальчиковая гимнастика, загадки, песенки – попевки.

    1)  «Сорока»

    Сорока – сорока,

    Сорока – белобока

    Кашку варила

    Детишек кормила

    (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

    Этому дала (4 раза)

    (по очереди загибать пальцы, начиная с большого)

    Этому не дала:

    Ты воды не носил

    Дров не рубил

    Каши не варил-

    Тебе ничего нет!

    (мизинец не загибается)

    Песенки – попевки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    2) «Вновь солнышко смеётся»

    Вновь солнышко смеётся,

    Под крышей зяблик вьётся.

    Падай, падай и замри!

    Король послал двух дочек

    За хворостом в лесочек

    Падай, падай

    И замри!

    3) Загадка

    Себя он раскрывает

    Тебя он закрывает

    Только дождик пройдёт

    Сделает наоборот. (зонтик)

    II Развивающие игры

    1) «Птички резвятся»

    Цель: развитие уровня двигательной памяти ребёнка.

    Материал: карточки с изображением птиц. (ласточка, синица, сорока, ворона, снегирь, голубь).

    Ход игры: согласно сигналам ведущего, дети выполняют упражнения: на ласточку – приседают, на синицу – стоят, на  сороку – маршируют на месте, на ворону – прыгают, на снегирь – хлопают, на голубь – танцуют на месте. [2]

    2) «Кто в мешочке спрятался?»

    Цель: развитие уровня осязательной памяти ребёнка.

    Материал: мешочек, резиновые игрушки «Птицы» (6-8 штук).

    Ход игры: у взрослого в мешочке лежат резиновые игрушки в виде птиц. Каждый из детей по очереди определяет на ощупь, называет и вынимает из мешочка этот предмет. После того, как все предметы достали, взрослый прячет игрушки обратно и предлагает детям назвать увиденные птицы. [4]

    III Психомышечная тренировка

    1) «Братья»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход: Потешка проговаривается и взрослым и ребёнком.

    Ивану – большоку - дрова рубить,

    Ваське – указке- воду носить,

    Мишке – среднему – печку топить,

    Гришке – сиротке – кашу варить

    А крошке – Тимошке – песенки петь!

    Песни петь и плясать!

    Родных братьев потешать! [3]

    2) Стихотворение «Брикли, бракли, чудеса…»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Стих проговаривается и взрослым и ребёнком.

    Ход: «Брикли, бракли, чудеса

    Свинка скачет в небеса,

    Но прохожий в шляпе чёрной

    Цап её – какой проворный-

    Брикли, бракли, чудеса». [3]

    Занятие №17

    Тема: «Игрушки»

    I Разминка

    Цель: настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: пальчиковая гимнастика, песенки – попевки, скороговорки.

    1) «Корзинка»

    Ладони развернуть к себе, пальчики переплести, а локти развести в стороны. Большие пальчики образуют ручку.

    Скороговорки и песенки – попевки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    2) «Бармалеюшка»

    Мне приснился Бармалей – Бармалеюшка

    Он сказал: «Меня зовут Федя – Федюшка,

    Да, да, да, да, да, Федя – Федюшка ( 2 раза)

    Он не топал, не кричал – Бармалеюшка,

    Никого он не пугал – Федя – Федюшка.

    Да, да, да, да, да – Федя – Федюшка ( 2 раза)

    И дружить мне предложил Бармалеюшка,

    Пистолет мне подарил Федя – Федюшка.

    Да, да, да, да, да Федя – Федюшка (2 раза)

    3) Скороговорка

    «Сидел воробей на сосне,

    Заснул и свалился во сне.

    Если б он не свалился во сне,

    До сих пор сидел бы на сосне».

    II Развивающие игры

    1) «Игровая комната»

    Цель: развитие уровня зрительной памяти ребёнка.

    Материал: картинка (сюжет) игровой комнаты.

    Ход игры: взрослый просит ребёнка внимательно посмотреть на картинку и постараться запомнить, что на ней нарисовано. Затем взрослый задаёт ребёнку следующие вопросы:

    1) Что стоит на шкафу?

    2) Кто прячется за шкафом?

    3) Что стоит на под стулом?

    4) Кто сидит на стуле? [4]

    2) «Повторяй друг за другом»

    Цель: развитие уровня слуховой памяти ребёнка.

    Материал: набор слов по теме «Игрушки»

    Ход игры: первый играющий или взрослый называет слово по теме «Игрушки», второй повторяет его названное слово. Следующий называет по порядку слова и добавляет к ним своё слово и т.д. [2]

    3) «Мишкины игрушки»

    Цель: развитие уровня зрительной памяти ребёнка.

    Материал: картинка (сюжет) по теме «Игрушки».

    Ход игры: взрослый показывает ребёнку картинку и просит запомнить, сколько у мишки домиков, сосочков, карандашей, мячей и шариков. [8]

    III Психомышечная тренировка

    1) «Кто приехал»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход: пальцы обеих рук склдываются кончиками вместе.

    Кто приехал? Быстро хлопает кончиками больших пальцев.

    Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.

    Мама, мама, это ты? Хлопает  кончиками больших пальцев.

    Да, да,да! Хлопает кончиками указательных пальцев.

    Папа, папа, это ты? Хлопает  кончиками больших пальцев.

    Да, да,да! Хлопает кончиками средних пальцев.

    Братец, братец, это ты? Хлопает  кончиками больших пальцев.

    Да, да,да! Хлопает кончиками безымянных пальцев.

    Ах, сестричка, это ты? Хлопает  кончиками больших пальцев.

    Да, да,да! Хлопает мизинцами.

    Все мы вместе? Хлопает всеми пальцами.

    Да, да,да! [9]

    Занятие №18

    Тема: «Магазин. Продукты питания»

    I Разминка

    Цель:  настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие чёткой дикции.

    Метод: Пальчиковая гимнастика, скороговорки, песенки – попевки.

    1) «Ковшик»

    Сложить из обеих ладоней ковшик. При этом все пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

    Скороговорки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    2) Вымыли мышки

    Миску для мишки

    3) Варежки у Вари

    Пропали на бульваре.

    4) «Гармошка»

    Я играю на гармошке,

    И поют мои друзья,

    Подпевают за окошком

    Мне четыре воробья.

    II Развивающие игры

    1) «Мишуткины покупки»

    Цель: развитие творческого воображения.

    Материал: набор карточек по теме «Магазин. Продукты питания».

    Ход игры: взрослый даёт ребёнку карточки с изображением продуктов питания и просит ребёнка придумать рассказ о том, как бы он ходил в магазин, что он там делал, какие продукты покупал  и т.д.

    2) «Как это можно использовать»

    Цель:  развитие творческого воображения.

    Материал: лист бумаги, цветные карандаши, набор слов.

    Ход игры: взрослый называет какой – либо предмет и предлагает ребёнку сказать, как его можно использовать. Например, взрослый говорит «газета», а ребёнок называет варианты: читать, писать, сделать кораблики, шапку, постелить на пол, использовать как игрушку для кошки и т.д. Детей необходимо подталкивать к нестандартным ответам. Детей, которые дают нетипичные ответы, полезно словесно поощрять. Закончить игру можно рисованием «инструкции по применению» того или иного предмета. [5]

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход: взрослый и ребёнок вместе поют песенку.

    «Если друг попал в беду

    Помоги ему.

    Раздели с ним радость, успех-

    Дружба крепче всех.

    Если вдруг поссорились

    Первым помирись

    С другом будь приветлив

    Другу улыбнись.

    Припев: дружба – это сила

    Дружба – это всё

    С другом будьте рядом

    Только и всего. [3]

    Занятие №19

    Тема: «Сказки»

    I Разминка

    Цель: настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие смены лёгкого и певучего звучания.

    Метод: Пальчиковая гимнастика, стишки (детские), песенки – попевки.

    1) «Каракатица»

    Подушечками пальцев упереться о край стола. Пятилапая каракатица «бегает» по столу.

    Песенки - попевки и стишки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком

    2) Ку-ку, ку-ку кукушечка

    Лети скорей в лесок,

    Ку-ку, ку-ку кукушечка

    Подай свой голосок.

    3) «Заяц»

    Бегал заяц по болоту

    Он искал себе работу

    Но работу не нашёл

    Он заплакал и ушёл.

    II Развивающие игры

    1) «Следы»

    Цель: развитие творческого воображения.

    Материал: бумага, цветные карандаши.

    Ход игры: Детям предлагают вначале понаблюдать, какие следы оставляет собака, кошка, птичка. Затем детей просят нарисовать, какие следы оставляют животные, а после этого пофантазировать, какие следы оставляет Баба-яга или Водяной, Колобок или Леший. [5]

    2) «Сказочный ералаш»

    Цель: развитие творческого воображения.

    Материал: сюжетные картинки из двух сказок («Колобок», «Красная шапочка»).

    Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку посмотреть сюжетные картинки по двум сказкам. Ребёнок должен, опираясь на картинки, рассказать о каждой сказке. Затем ребёнок должен с помощью этих картинок сочинить свою собственную сказку. [3]

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    1) «Есть маленький домик у кошки»

    Ход: взрослый и ребёнок вместе поют песенку.

    «Есть маленький домик у кошки

    Сидит она в нём на окошке

    А в доме напротив котёнок

    Мурлыкает нежно спросонок

    Припев: Ля-ля-ля, мур-мур.

    А рядом жила собачонка

    Дружила она с поросёнком

    И солнце светило милее

    И дружба была их сильнее.

    Припев: 2 раза.

    Та кошечка рано вставала

    И лапкой своею махала

    «Привет» говорила котёнку

    И пёсику, и поросёнку.

    Припев: 3 раза. [3]

    Занятие №20

    Тема: «Небылицы»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие лёгкого звука.

    Метод: Пальчиковая гимнастика, песенки – попевки, скороговорки.

    1) «5 малышей»

    Один малыш качается в саду

    (указательный палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак)

    Два малыша купаются в пруду

    (теперь выпрямлены 2 пальца – указательный и средний)

    Три малыша ползут к дверям квартиры

    (выпрямить ещё и безымянный палец)

    А в эту дверь стучат ещё четыре

    (выпрямлены все пальцы, кроме большого)

    С пятью другими тоже всё в порядке

    (раскрыть всю ладонь)

    Им весело, они играют в прядки

    (закрыть лицо руками)

    Где притаились, ясно и ему.

    (пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой)

    Песенки - попевки и скороговорки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    2) «Небылица»

    Рано утром, вечерком

    Поздно на рассвете

    Мышка ехала верхом

    В откидной карете

    А за нею во всю прыть

    Тихими шагами

    Слон старался переплыть

    Миску с пирогами.

    3) «Скороговорка»

    Полы мыла Алла,

    А Луша помогала.

    II Развивающие игры

    1) «Такого не бывает»

    Цель: развитие творческого воображения.

    Материал: отрывок текста.

    Ход игры: детям предлагается закончить рассказ необычным способом, используя различные небылицы. «Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину грибов. Идут они по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо. «Давай поставим корзинку на пенечек, а сами нарвем цветы для мамы», - говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая. Бежал мимо ёжик, увидел корзинку с грибами и думает…[5]

    2) «Нарисуй небылицу»

    Цель: развитие творческого воображения.

    Материал: чистый лист бумаги, картинка с нарисованной небылицей.

    Ход игры: Ребёнка просят нарисовать небылицу. В качестве примера может дать пояснение и показать картинку с нарисованной небылицей. [5]

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психо – эмоционального напряжения.

    Ход: 1) «Пожалуйста»

    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения, а играющие должны повторять их лишь в том случае, если он к концу добавит «пожалуйста», кто ошибётся, тот  выбывает из игры [9]

    Занятие №21

    Тема: Времена года. II вариант»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания, плавного, напевного звука, развитие широкого дыхания.

    Метод: Пальчиковая гимнастика, песенки – попевки.

    1) «Ёжик»

    Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить.

    2) «Очки»

    Пальцы правой и левой рук сложить колечками. Поднести их к глазам.

    Песенки - попевки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    3) «Бабочка и корова»

    Дружит бабочка с коровой,

    Ну и что же здесь такого?

    4) «Коза»

    Всем коза даёт совет

    «Ешьте зелень на обед».

    II Развивающие игры

    1) «Новый календарь»

    Цель: развитие творческого воображения

    Материал: сюжетные картинки по теме «Времена года»

    Ход игры: показывая ребёнку картинки с изображением времён года, предложите ему вместо скучных названий месяцев придумать свои названия каждому месяцу, исходя из того, что в этот месяц происходит или в какие игры в это время можно играть на улице. [3]

    2) «Измени конец сказки»

    Цель: развитие творческого воображения.

    Материал: лист чистой бумаги, цветные карандаши.

    Ход игры: ребёнок в процессе рисования картины на сюжет какой – нибудь сказки должен придумать её новое окончание, а затем рассказать его. Сюжет сказки должен разворачиваться в какое то определённое время года. [5]

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход: «Слушай хлопки»

    Играющие идут по кругу, когда ведущий хлопнет в ладоши один раз – дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны), если ведущий хлопнет 2 раза – дети должны остановиться в позе лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу), на три хлопка – возобновляют ходьбу. [9]

    2) «Спляшем»

    У Пэгги жил весёлый гусь

    Он знал все песни наизусть

    Ах, до чего ж весылый гусь!

    Спляшем, Пэгги, спляшем!

    У Пэгги жил смешной щенок

    Он танцевать под дудку мог

    Ах, до чего ж смешной щенок!

    Спляшем, Пэгги, спляшем!

    У Пэгги старый жил козёл

    Он бородой дорожки мёл

    Ах, до чего ж смешной козёл!

    Спляшем, Пэгги, спляшем! [3]

    Занятие №22

    Тема: «Дикие животные»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания.

    Метод: Пальчиковая гимнастика, песенки – попевки.

    1) «Слонёнок»

    Средний палец выставляем вперёд. Указательный и безымянный «идут» по столу. Большой палец лежит на мизинце.

    2) «Собака»

    Правую ладонь развернуть к себе ребром. Поднять большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный прижать друг к другу. Мизинец движется вверх – вниз.

    Песенки - попевки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    3) «Ослик»

    Ослик, ослик, загуди!

    Всех лентяев разбуди!

    Иа – Иа!

    4) «Зайка»

    - Зайка, зайка

    Что ты грустный?

    - Не найду кочан капусты.

    - А какой?

    - Вот такой: круглый, белый да крутой!

    II Развивающие игры

    1) «Цирк»

    Цель: развитие объёма внимания

    Материал: 2 одинаковых сюжетных картинки по теме «Цирк».

    Ход игры: взрослый показывает ребёнку две одинаковых картинки и просит назвать пять отличий. [4]

    2) «Зоопарк»

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Материал: набор карточек «Дикие животные».

    Ход игры: Взрослый даёт ребёнку набор карточек «Дикие животные» и просит найти «домик» для каждого животного.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    Ход: «Замри»

    Дети прыгают в такт музыке, сопровождая прыжки хлопками над головой. Внезапно музыка прерывается – прыгающие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки, кто не успел, тот выбывает из игры. [9]

    2) «Крошка Вилли – Винки»

    Стих проговаривается вслух взрослым и ребёнком.

    Крошка Вилли – Винки

    Ходит и галдит:

    Кто не снял ботинки?

    Кто ещё не спит?

    Стукнет вдруг в окошко

    Или дунет в щель:

    Вилли – Винки крошка

    Лечь велит в постель.

    Где ты, Вилли – Винки?

    Влезь - ка к нам в окно

    Кошка на перинке

    Спит уже давно

    Спят в конюшне кони

    Начал пёс дремать

    Только мальчик Джонни

    Не ложится спать. [3]

    Занятие №23

    Тема: «Огород»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие бодрого, активного звука.

    Метод: Пальчиковая гимнастика, песенки – попевки, загадки.

    1) «Овощи»

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    (шагать пальчиками по столу)

    Хозяйка с базара домой принесла

    Картошку, капусту, морковку,

    Горох, петрушку и свёклу.

    (загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого)

    Песенки - попевки проговариваются вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    2) «Утята»

    Не теряем время зря –

    Плавать учимся – кря-кря.

    3) «Козлики»

    Через сколько, братцы, дней

    Станет ясно, кто сильней?

    II Развивающие игры

    1) «Что изображено на картинке?»

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Материал: картинка с изображением контуров овощей, наложенных друг на друга.

    Ход игры: взрослый предлагает детям сказать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров на картинке. [4]

    2) «Найди пару»

    Цель: развитие избирательности внимания.

    Материал: картинка с изображением трёх пар вишен различных по окраске.

    Ход игры: Дети должны подобрать пару каждой вишне. [3]

    III Психомышечная тренировка

    1) «Разведчики»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: в комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребёнок (разведчик) идёт через комнату, обходя стулья с любой стороны. А другой ребёнок, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. [9]

    2) «Скачем – поскачем»

    Стих проговаривается вслух взрослым и ребёнком.

    Скачем – поскачем, Джонни – дружок!

    Справа – котёнок, слева – щенок.

    Скачем – поскачем поскорей,

    Джонни едет к бабушке своей. [3]

    Занятие №24

    Тема: «Посуда»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания.

    Метод: Пальчиковая гимнастика, песенки – попевки.

    1) «Стул»

    Поставить левую ладонь вертикально вверх. Правую сжать в кулак и приставить к нижней части левой.

    2) «Стол»

    Левую руку сжать в кулачок. Сверху опустить правую ладошку с выпрямленными пальцами.

    Песенка - попевка проговаривается вслух несколько раз и взрослым и ребёнком.

    3) «Лягушонок Ква»

    Долго в школе мы учились –

    Ква – ква – ква

    Но считать не научились –

    Ква – ква – ква.

    II Развивающие игры

    1) «Найди одинаковые тарелки»

    Цель: развитие избирательности внимания.

    Материал: лист бумаги, на котором изображены 5 пар тарелок с различными узорами (5 вверху и 5 внизу)

    Ход игры: ребёнок должен найти тарелки с одинаковыми узорами.

    2) «Найди посуду»

    Цель: развитие избирательности внимания.

    Материал: картинка с наложенными друг на друга контурами различных предметов.

    Ход игры: ребёнок должен найти различные предметы посуды. [4]

    3) «Дорисуй»

    Цель: развитие устойчивости внимания.

    Материал: два варианта узоров на листе бумаги, лист чистой бумаги.

    Ход игры: ребёнок должен, глядя на образец, повторить узор у себя на листе бумаги [7]

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    1) «Запомни своё место»

    Дети стоят в кругу или разных углах, каждый должен запомнить своё место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на своё место. [9]

    Занятие №25

    Тема : «Насекомые»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) «Ладушки»

    - Ладушки, ладушки!

    (ребёнок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

    - Где были?

    - У бабушки.

    - Что ели?

    - Кашку.

    - Что пили?

    - Бражку.

    - Кашку поели, бражку попили.

    Шу – у… Полетели!

    На головку сели

    Петушком запели

    Ку –ка – ре – ку!

    (поднимают руки вверх и опускают на голову).

    II Развивающие игры

    1) «Найди насекомых»

    Цель: развитие избирательности внимания.

    Материал: лист с наложенными друг на друга контурами насекомых.

    Ход игры: ребёнок должен найти всех насекомых, изображённых на листе. [4]

    2) «Дорисуй»

    Цель: развитие устойчивости внимания.

    Материал: два узора, изображённых на листе бумаги, чистый лист бумаги, карандаш.

    Ход игры: ребёнок, глядя на образец, должен дорисовать предложенные ему узоры. [7]

    3) «Насекомые»

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Материал: набор сюжетных карточек на тему «Насекомые».

    Ход игры: 1 серия: Взрослый предлагает ребёнку выбрать карточки только с насекомыми, имеющими черно – жёлтый окрас, но не брать карточек насекомых, имеющих только черный окрас. 2 серия: Взрослый предлагает ребёнку выбрать карточки только насекомых, имеющих черно – коричневый окрас, но не брать карточек насекомых, имеющих только коричневый окрас.

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

    1) «Запрещённое движение»

    Дети стоят лицом к ведущему, под музыку они выполняют руками движения, которые показывает им ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры. [9]

    Занятие №26

    Тема: «Фантазия»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) «Здравствуй»

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок,

    Здравствуй маленький дубок!

    Мы живём в одном краю –

    Всех я вас приветствую!

    Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

    II Развивающие игры

    1) «Придумай сюжет к мультфильму»

    Цель: развитие творческого воображения.

    Материал: плакат с изображением фруктов, овощей и ягод, вопросы.

    Ход игры: перед началом работы взрослый задаёт ребёнку вопросы, чтобф снять эмоциональное напряжение и затем пояснить, что требуется от ребёнка.

    Вопросы:

    1) Ты любишь мультфильмы?

    2) А какие твои любимые мультфильмы?

    3) Расскажи, о чем твой мультфильм? (Здесь ребёнку предлагается рассказать краткий сюжет своего мультфильма).

    Затем взрослый говорит ребёнку: «Ты знаешь, что создание мультфильмов – очень занимательный, интересный, но в то же время сложный процесс. Много людей различных профессий принимают участие в создании мультфильма. Например, режиссёр, оператор, сценарист (пояснение этих профессий, если ребёнок не знает их). Вот мы сейчас с тобой создадим свой мультфильм, а точнее его сценарий. Ребёнку даётся плакат с изображением фруктов, овощей, ягод, коробка с набор карточек такой же тематики. Взрослый говорит ребёнку: «Представь, что это твои актёры. Ты можешь выбрать любых актёров для своего мультфильма». Взрослый говорит ребёнку: «Давай я сначала сочиню свой мультфильм, а потом ты. Далее следует сочинение взрослого. Можно задавать вопросы по ходу сочинения. Например, «Помоги мне придумать имя этому персонажу».

    III Психомышечная тренировка

    Цель: снятие психоэмоционального наряжения.

    Ход: «Травка – муравка»

    Взрослый и ребёнок вместе читают потешку, а затем взрослый просит ребёнка каждую строчку потешки сопровождать соответствующим действием.

    Травка- муравка

    Со сна поднялась.

    Птица – синица

    За зерно взялась.

    Зайки – за капусту,

    Мышки – за корку,

    Детки – за молоко. [3]

    Занятие №27

    Тема: «Цветы»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) «Крокодил»

    Крокодил плывёт по речке,

    Выпучив свои глаза.

    Он зелёный весь, как тина,

    От макушки до хвоста.

    Ладонь выставлена вперёд параллельно полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.

    II Развивающие игры

    1) «Гуляем по саду»

    Цель: развитие мыслительной операции классификации.

    Материал: набор сюжетных карточек по теме «Цветы».

    Ход игры: взрослый предлагает ребёнку посмотреть на сюжетные карточки и разложить их на несколько групп по различным основаниям:

    - по цвету;

    - по размеру;

    - по форме.

    2) «Подбери названия цветов»

    Цель: развитие мыслительной операции обобщения.

    Материал: набор сюжетных карточек по теме «Цветы»

    Ход игры: взрослый даёт ребёнку набор карточек на тему «Цветы» и просит ребёнка найти обобщающие слова к увиденным предметам.

    III Психомышечная тренировка

    1) «Ладушки»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развития мелких движений кисти, чувства ритма.

    Ход: ребёнок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его команде перед собой, над головой, за спиной, в положении стоя, сидя на корточках, лёжа на животе и на спине. Взрослый задаёт темп, вначале медленный, потом с ускорением. [9]

    2) Стихотворение «Был белый дом»

    Цель: снятие психомышечного напряжения у ребёнка.

    Ход: взрослый читает стихотворение ребёнку.

    «Был белый дом

    Чудесный дом, и что то застучало в нём

    И он забился и оттуда

    Живое выбежало чудо-

    Такое тёплое, такое

    Пушистое и золотое» [3]

    Занятие №28

    Тема: «Мебель»

    I Разминка

    Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

    Метод: Пальчиковая гимнастика.

    1) «Комарик»

    Не кусай, комарик злой!

    Я бегу уже домой.

    Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперёд – это «хоботок», которым  «комарик» пытается «укусить» ребёнка. Мизинец и большой пальцы,  расслабив, опустить вниз (это – «лапки»).

    II Развивающие игры

    1) «Назови одним словом»

    Цель: развитие мыслительной операции обобщения, знакомство с новыми понятиями в категории «Мебель».

    Материал: сюжетные картинки на тему «Мебель».

    Ход игры: взрослый даёт ребёнку набор карточек на тему «Мебель» и просит ребёнка сказать как можно обобщить одним словом все увиденные предметы. Предметы мебели группируются в различные группы, чтобы ребёнок мог познакомиться с различными предметами мебели и чётко мог находить обобщающее слово «мебель» к различным предметам.

    2) «Магазин»

    Цель: развитие мыслительной операции классификации.

    Материал: набор сюжетных картинок по теме «Мебель».

    Ход игры: взрослый предлагает ребёнку разложить сюжетные картинки в несколько групп по различным основаниям: по происхождению, по цвету, по размеру.

    III Психомышечная тренировка.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения

    Ход: «Четыре стихии».

    Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, если слово «воздух» - поднять руки вверх, «огонь»- произвести вращения руками. [9]

    :


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательные процессы у детей дошкольного возраста

                                     Познавательные процессы  у детей дошкольного возраста К поз...

    коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста

    Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...

    Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна

     Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение  кругозора детей по...

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя...

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста

    Эта статья адресована родителям. Она содержит рекомендации по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста....

    «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». НОД "Путешествие ребят". Педагог Соловьева Наталья Петровна

    Цель : Развивать интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста с использованием развивающих упражнений.Задачи: Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание...

    Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

    Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...