КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шипулина Светлана Геннадьевна

Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ЗПР

НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».

                                                                                                                                                                   УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ:  ШИПУЛИНА С.Г.

                                                                                                                                                                  ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:  ЗОТИНА Н.Б.

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                

Тема:  «Наши помощники –органы чувств».

Цель:  создание условий для закрепления знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:  1. Образовательные:

  • закрепить знания об органах чувств: глаза - орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, пальцы рук –орган осязания;
  • уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании окружающего мира; помочь понять, почему органы чувств называют нашими добрыми помощниками;
  • учить делать выводы на основе наблюдений.
  1. Коррекционно – развивающие:
  • развивать тактильное, зрительное, слуховое, вкусовое восприятие;
  • развивать память, мышление;
  • развивать активную речь детей, обогащать словарный запас;
  • способствовать развитию уверенности в себе.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей, дополнять их;
  • воспитывать эмоциональную адекватность ( умение выражать радость, удовольствие).

Методы и приёмы.

Игровые: сюрпризный момент, дидактические игры.

Словесные: вопросы, художественное слово (загадки, стишки), уточнения, поощрения.

Практические: упражнения.

Наглядные: показ, демонстрация.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровые.

Здоровьесберегающие технологи:  упражнения на «дорожке здоровья», дыхательная гимнастика, массаж ушей, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, гимнастика для кистей рук.

Материал и оборудование: письмо от доктора, разноцветные конверты с загадками, картинки с изображением глаз, носа, ушей, рук, рта; фланелеграф, картинки с фруктами, ширма, муз. инструменты (бубен, металлофон, колокольчик, погремушка), стаканчики пластиковые по количеству детей, кусочки лука, лимона, апельсина, шоколада, конфет; пластиковые тарелочки по количеству детей, зеркала по количеству детей, «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами; обручи, канат, «дорожка здоровья», карандаши по количеству детей, коврики по количеству детей.

Предварительная работа: чтение литературы о наших помощниках –органах чувств, рассматривание тематических альбомов, дидактические игры по теме.                          

   Методы и приёмы

       

                  Деятельность педагога направленная на детей.

        Деятельность детей.  Предполагаемые ответы.

                    Средний уровень

                         

  Ниже среднего уровня

            Средний уровень

         

Ниже среднего

                   уровня

Эмоциональный настрой. Приветствие (художественное слово).

Мотивация деятельности.  Сюрпризный момент: письмо- приглашение в страну «Здоровья».

Вопросы.

Загадывание загадки.

Вопросы.

Игра «Угадай, чего не стало?».

Словесное поощрение.

Вопросы.

Уточнение.

Гимнастика для глаз.

Вопросы.

Загадывание загадки.

Вопросы.

Уточнение.

Сюрпризный момент: ширма, музыкальные инструменты.

Показ предметов.

Вопросы.

Игра «Определи, что звучит?»

Словесное поощрение.

Вопросы.

Массаж ушей.

Вопросы.

Загадывание загадки.

Вопросы.

Уточнение.

Сюрпризный момент: стаканчики с различными по запаху продуктами.

Игра «Узнай по запаху»

Словесное поощрение.

Вопросы.

Дыхательная гимнастика.

Вопросы.

Загадывание загадки.

Вопросы.

Сюрпризный момент: тарелочка с различными по вкусу продуктами.

Игра «Определи на вкус»

Словесное поощрение.

Вопросы.

Работа с зеркалами – артикуляционная гимнастика.

Словесное поощрение.

Загадывание загадки.

Вопрос.

Уточнение.

Гимнастика для кистей рук.

Словесное поощрение.

Сюрпризный момент: «Чудесный мешочек».

Вопросы.

Игра «Чудесный мешочек».

Словесное поощрение.

Вопросы.

Словесное поощрение.

Вопросы.

Обобщение ответов.

Упражнение для снижения психоэмоционального напряжения.

  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕН

Ребята, я рада вас всех видеть здоровыми и красивыми. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Давайте поздороваемся друг с другом, повторяйте за мной:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Дефектолог: Какие у вас красивые улыбки, надеюсь и настроение такое – же прекрасное

Педагог показывает детям письмо.

-   Сегодня мне передали письмо, а адресовано оно Вам, ребятам старшей группы №5 .  Хотите я прочитаю что в нём написано?

Педагог читает письмо.

«Приглашаем  детей старшей группы детского сада «Петушок» в страну «Здоровья», где Вы можете узнать про помощников, которые помогают человеку быть внимательным, зорким, чувствительным.

Для этого вам нужно отправиться в страну «Здоровья» и выполнить мой задания.  

                           Доктор Неболейкин».

                                                     

-   Хотите отправиться в страну «Здоровья» и узнать что-то новое и интересное? Тогда отправляемся в путь.

Инструктор по физической культуре:

- Чтобы попасть в страну «Здоровья» нам придётся преодолеть препятствия. Готовы.

Инструктор по физической культуре показывает движения.

  • Ходьба по обручу с массажными насадками.
  • Ходьба по канату- пальцы ног на канате; середина ступни; пятки; вся ступня; приставляя пятку одной ноги к носку другой.
  • Ходьба по «дорожке здоровья».

  • ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.

Дефектолог:

- Вот мы и в стране «Здоровья», проходите, садитесь. А это конверты с заданиями, они разного цвета. Какого?  Какой конверт  хочет открыть первым  …… (имя ребёнка)?

- В конверте загадка. Попробуем отгадать.

       На ночь два оконца

       Сами закрываются,

       А с восходом солнца

      Сами открываются.

- Как Вы думаете, что это такое?

- Правильно это глаза. Для чего людям нужны глаза?  Правильно, глазами мы видим мир.

Дефектолог обращает внимание детей на фланелеграф.

- Посмотрите, какие-то предметы. Как их назвать одним словом?

- Хотите поиграть с фруктами в игру «Угадай, чего не стало?». А помогут нам в этом глаза.

Дефектолог проводит игру 6-7 предметов.

- Какие вы все зоркие, внимательные.

 Так что за помощники есть у человека, которые помогают ему хорошо видеть? Глаз – это орган зрения, который помогает человеку видеть.

Инструктор по физической культуре:

-Чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику.

Проводиться комплекс зрительной гимнастики (по показу педагога).

  • Закрыть- открыть глаза (2-3 раза)
  • Быстро поморгать глазами
  • Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

Дефектолог:

 

- Вот мы и выполнили первое задание доктора. Какой конверт хочет открыть вторым ….. (имя ребёнка)?

- Попробуем отгадать следующую загадку доктора Неболейкина.

       Два брата на одной голове живут,

       Всё слышат, а друг друга не видят.

- Как Вы думаете, что это такое?

- Правильно это уши.

 - Для чего людям нужны уши?  

Правильно, уши улавливают разные звуки и помогают нам быть внимательными и слышать голоса, звуки.

Дефектолог обращает внимание детей на ширму.

- За ширмой расположены предметы. Что это?

Дефектолог показывает детям бубен, металлофон, колокольчик, погремушку и поочерёдно играет на инструментах.

- Как это всё назвать вместе, что это такое?

- Хотите поиграть с музыкальными инструментами в игру «Определи, что звучит?». А помогут нам в этом ушки.

Дефектолог проводит игру (каждый ребёнок отгадывает инструмент).

 Музыкальные инструменты расположены за ширмой. Дети их не видят. Определяют музыкальный инструмент после его звучания, на слух.

- Вот какие молодцы ( называет каждого ребёнка по имени) правильно определили музыкальные инструменты по их звучанию.

 Так что за помощники есть у человека, которые помогают ему хорошо слышать?

Уши – это орган слуха, который помогает человеку слышать.

Инструктор по физической культуре:

-Давайте мы погладим наши ушки, потрём, пощиплем, чтобы они помогали нам всегда слышать и слушать.

Педагог показывает движения.

Дефектолог:

 

- Вот мы и выполнили второе задание доктора. Какой конверт хочет открыть следующим, третьим …. (имя ребёнка)?

- Опять загадка. Слушайте внимательно.

       Между двух светил в середине я один.

- Как Вы думаете, что это такое?

- Правильно это нос.  

-Для чего людям нужен нос?  

Правильно, нос – это весьма важный орган, орган обоняния.  Носом мы дышим, а еще он помогает определять и различать запахи.

Дефектолог обращает внимание детей на стаканчики.

- В стаканчиках находятся лук, лимон, апельсин, шоколад.

Дефектолог показывает детям стаканчики и даёт каждому понюхать продукты.

- Хотите поиграть в игру «Узнай по запаху»? А поможет нам в этом нос.

Дефектолог проводит игру.

 Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках: лук, лимон, апельсин или шоколад.

- Молодцы. Все справились.

 Так что за помощник есть у человека, который помогает ему дышать и определять запахи?

Нос – это орган обоняния, который помогает человеку дышать и определять запахи.

Инструктор по физической культуре:

- Как дышат наши носики, покажите.

Проводится комплекс дыхательной гимнастики.

  • «Ветер». Воспроизведение звука ветра. На выдохе энергично произнести звук «у-у-у-у», меняя громкость и длительность.
  • «Надуем шарик». Широко вдохнуть носом и развести руки в стороны, а выдох сделать через рот, произнося «ффффф».
  • «Ёжик». И.п.- стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук «п-ф-ф-ф-ф».

Дефектолог:

 

- И это задание мы выполнили. Осталось два конверта. Какой теперь хочет открыть …. (имя ребёнка)?

- Слушайте загадку.

      Всегда во рту, а не проглотишь, что это?

- Правильно это язык.  

Для чего людям нужен язык?  

Правильно, язык – это орган вкуса.

Дефектолог обращает внимание детей на тарелочку с дольками лимона и конфет.

- Какой на вкус лимон, а конфета?

- Правильно, лимон кислый, а конфета сладкая.

- Хотите поиграть в игру «Определи на вкус»? А поможет нам в этом язык.

Дефектолог проводит игру.

 Детям предлагается с закрытыми глазами определяют на вкус, что они попробовали лимон или конфетку.

- Молодцы. Все справились.

 Так что за помощник есть у человека, который помогает ему определять вкус? Язык – это орган вкуса, он помогает человеку определять вкус.

- А чтобы наши язычки всегда нам помогали, давайте сделаем для них зарядку.

Проводится артикуляционная гимнастика (с зеркалами):

  • «Качели» - выполнять движения языком вверх-вниз.
  • «Часики»- выполнять движения языком вправо-влево.
  • «Лошадка»- щелкать языком.

 

Дефектолог:

 

-Молодцы, ребята! Посмотрите, остался последний конверт. Какого он цвета…(имя ребёнка)? Давайте его откроем.

- Вот и последняя загадка. Слушайте.

   Твои помощники, взгляни,

   Десяток дружных братцев.

    Как славно жить, когда они

    Работы не бояться.

-Как Вы думаете, что это?  

-Правильно, это наши помощники пальцы. Они помогают нам узнавать что-то на ощупь.

Инструктор по физической культуре:

-А давайте потренируем наши пальчики.

Проводиться гимнастика для кистей рук (с показом педагога):

  • Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева (с карандашом).
  • «Мыть» кисти рук, тереть ладошки до ощущения тепла.
  • Вытянуть каждый пальчик.
  • «Заборчики» -на обеих руках развести широко пальцы; «Камешки» - сжать пальцы в кулак.

- Молодцы, хорошо потренировали свои пальчики.

Дефектолог обращает внимание детей на «Чудесный мешочек».

- Ребята, посмотрите, какой у меня есть чудесный мешочек, а Вам бы хотелось узнать, что в нём лежит?

- Какие помощники нам в этом помогут?

- Правильно, наши пальчики.

Дефектолог проводит игру «Чудесный мешочек».

 Детям предлагается на ощупь определить, какая геометрическая фигура находиться в мешочке (круг, квадрат, треугольник).

- Молодцы. Все справились.

 Так что за помощник есть у человека, которые помогают ему определять предметы на ощупь?

Пальцы – это орган осязания, они помогают человеку определять предметы на ощупь.

  • ИТОГ НОД.

-Ребята, какие Вы молодцы, все задания доктора Неболейкина выполнили, а они были очень трудные.

- Понравилось Вам наше путешествие?

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- А каких помощников человека вы запомнили?

-Молодцы. А какие интересные игры Вам больше всего запомнились?

-Правильно. Придём ещё в страну Здоровья?

Инструктор по физической культуре:

-Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу.

Но прежде чем вернуться, давайте отдохнём.

Проводиться упражнение для снижения психоэмоционального напряжения (по показу педагога).

- Отдохнули, а теперь идём в группу.

 

 

Инструктор по физической культуре  уточняет  выполнение движений.

При затруднении дефектолог проводит ассоциативную связь: как солнышко (жёлтый), как трава (зелёный), как снег (белый) и т.п.

-Подумайте, какие оконца на ночь закрываются, мы засыпаем; а утром открываются, мы просыпаемся.

- Что люди делают глазками?

-Груша, яблоко, банан, апельсин- как это всё назвать одним словом?

Дефектолог проводит игру 5-6 предметов.

-Что помогает человеку видеть?

Проводиться комплекс зрительной гимнастики (по показу педагога).

-Подумайте, что это за два брата живут на голове и всё слышат?

Бубен, колокольчик, погремушка, металлофон – как всё это назвать одним словом?

-Что помогает человеку слышать звуки, голоса?

-Подумайте, что между двух светил (показывает на глаза) одно у нас на лице?

-Для чего человеку нужен нос?

-Что помогает нам дышать и определять запахи?

-Подумайте, что у нас всегда во рту, и мы это не глотаем?

-Для чего нам нужен язык?

-Что помогает нам определить вкус?

-Подумайте, что это за десять помощников, которые не бояться работы?

При затруднении педагог показывает пальцы рук.

-Что помогает нам определить предметы на ощупь?

- О чем мы сегодня с вами говорили?

А что всё это такое, как это назвать? Они помогают человеку, значит это что?

Повторение приветствия за воспитателем.

- Хотим.

- Хотим.

- Готовы.

Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре.

Дети называют цвет конвертов.

- Глаза.

-Глаза нам нужны чтобы видеть.

-Это всё фрукты.

-Хотим.

Дети угадывают чего не стало на фланелеграфе.

-Человеку помогают видеть глаза.

Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре.

-Это уши.

-Уши нужны людям для того чтобы слышать.

Дети называют предметы.

- Это музыкальные инструменты.

- Хотим.

Дети отгадывают, какой инструмент звучит.

-Уши помогают человеку хорошо слышать.

Дети выполняют массаж ушей.

-Это нос.

-Нос нужен человеку чтобы дышать и определять запахи.

Дети выполняют инструкцию педагога.

                         

Дети играют в игру.

-Этот помощник –нос.

Выполнение дыхательной гимнастики.

-Это язык.

-Язык помогает нам говорить и ещё определять вкус.

Ответы детей.

-Хотим.

Дети играют в игру.

-Человеку помогает определить вкус язык.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

-Это руки. Это пальцы.

Дети выполняют гимнастику.

-Да хотелось.

-Нам помогут пальцы.

Дети играют в игру и определяют фигуры на ощупь.

-Это пальцы, они помогают определить предметы на ощупь.

-Да, понравилось.

-Мы говорили о помощниках человека.

Дети перечисляют, то что запомнили.

Дети вспоминают игры.

-Да. Придём.

Дети выполняют упражнение.

Дети уходят в группу.

Повторение приветствия за воспитателем.

-Хотим.

- Хотим.

- Готовы.

Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре.

Дети называют цвет конвертов.

- Глаза.

- Глазами мы видим.

- Фрукты.

-Хотим.

Дети угадывают чего не стало на фланелеграфе.

-Глаза.

Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре.

-Уши.

-Уши нужны  для того чтобы слышать.

Дети называют предметы.

- Это музыкальные инструменты.

-Хотим.

Дети отгадывают, какой инструмент звучит.

-Уши.

Дети выполняют массаж ушей.

-Нос.

-Нос нужен чтобы дышать, определять запахи.

Дети выполняют инструкцию педагога.

                         

Дети играют в игру.

-Нос.

Выполнение дыхательной гимнастики.

-

-Язык.

-Чтобы говорить, определять вкус.

Ответы детей.

-Хотим.

Дети играют в игру.

-Язык.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

-Это руки, пальцы.

Дети выполняют гимнастику.

-Да.

-Пальцы.

Дети играют в игру и определяют фигуры на ощупь.

-Пальцы.

-Да.

-Мы говорили про глаза, уши……

-Это помощники человека.

Дети вспоминают игры.

-Да. Придём.

Дети выполняют упражнение.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект НОД по познавательному развитию (ОБЖ) во второй младшей группе на тему: "Наши помощники-органы чувств"

Конспект НОД во второй младшей группе для знакомства детей с основами безопасной жизнедеятельности и здоровьесбережения в рамках познавательного развития...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Задачи:1.     Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2.     Познакомить детей с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

Конспект занятия по «Познавательному развитию» в старшей группе(5-6 лет) Тема «Обитатели тайги»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Вид деятельности детей: поз...