КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ: ШИПУЛИНА С.Г.
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ЗОТИНА Н.Б.
Тема: «Наши помощники –органы чувств».
Цель: создание условий для закрепления знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Задачи: 1. Образовательные:
- закрепить знания об органах чувств: глаза - орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, пальцы рук –орган осязания;
- уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании окружающего мира; помочь понять, почему органы чувств называют нашими добрыми помощниками;
- учить делать выводы на основе наблюдений.
- Коррекционно – развивающие:
- развивать тактильное, зрительное, слуховое, вкусовое восприятие;
- развивать память, мышление;
- развивать активную речь детей, обогащать словарный запас;
- способствовать развитию уверенности в себе.
- Воспитательные:
- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей, дополнять их;
- воспитывать эмоциональную адекватность ( умение выражать радость, удовольствие).
Методы и приёмы.
Игровые: сюрпризный момент, дидактические игры.
Словесные: вопросы, художественное слово (загадки, стишки), уточнения, поощрения.
Практические: упражнения.
Наглядные: показ, демонстрация.
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровые.
Здоровьесберегающие технологи: упражнения на «дорожке здоровья», дыхательная гимнастика, массаж ушей, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, гимнастика для кистей рук.
Материал и оборудование: письмо от доктора, разноцветные конверты с загадками, картинки с изображением глаз, носа, ушей, рук, рта; фланелеграф, картинки с фруктами, ширма, муз. инструменты (бубен, металлофон, колокольчик, погремушка), стаканчики пластиковые по количеству детей, кусочки лука, лимона, апельсина, шоколада, конфет; пластиковые тарелочки по количеству детей, зеркала по количеству детей, «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами; обручи, канат, «дорожка здоровья», карандаши по количеству детей, коврики по количеству детей.
Предварительная работа: чтение литературы о наших помощниках –органах чувств, рассматривание тематических альбомов, дидактические игры по теме.
Методы и приёмы
| Деятельность педагога направленная на детей. | Деятельность детей. Предполагаемые ответы. | ||
Средний уровень
| Ниже среднего уровня | Средний уровень
| Ниже среднего уровня | |
Эмоциональный настрой. Приветствие (художественное слово). Мотивация деятельности. Сюрпризный момент: письмо- приглашение в страну «Здоровья». Вопросы. Загадывание загадки. Вопросы. Игра «Угадай, чего не стало?». Словесное поощрение. Вопросы. Уточнение. Гимнастика для глаз. Вопросы. Загадывание загадки. Вопросы. Уточнение. Сюрпризный момент: ширма, музыкальные инструменты. Показ предметов. Вопросы. Игра «Определи, что звучит?» Словесное поощрение. Вопросы. Массаж ушей. Вопросы. Загадывание загадки. Вопросы. Уточнение. Сюрпризный момент: стаканчики с различными по запаху продуктами. Игра «Узнай по запаху» Словесное поощрение. Вопросы. Дыхательная гимнастика. Вопросы. Загадывание загадки. Вопросы. Сюрпризный момент: тарелочка с различными по вкусу продуктами. Игра «Определи на вкус» Словесное поощрение. Вопросы. Работа с зеркалами – артикуляционная гимнастика. Словесное поощрение. Загадывание загадки. Вопрос. Уточнение. Гимнастика для кистей рук. Словесное поощрение. Сюрпризный момент: «Чудесный мешочек». Вопросы. Игра «Чудесный мешочек». Словесное поощрение. Вопросы. Словесное поощрение. Вопросы. Обобщение ответов. Упражнение для снижения психоэмоционального напряжения. |
Ребята, я рада вас всех видеть здоровыми и красивыми. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Давайте поздороваемся друг с другом, повторяйте за мной: Педагог показывает детям письмо. - Сегодня мне передали письмо, а адресовано оно Вам, ребятам старшей группы №5 . Хотите я прочитаю что в нём написано? Педагог читает письмо. «Приглашаем детей старшей группы детского сада «Петушок» в страну «Здоровья», где Вы можете узнать про помощников, которые помогают человеку быть внимательным, зорким, чувствительным. Для этого вам нужно отправиться в страну «Здоровья» и выполнить мой задания. Доктор Неболейкин».
- Хотите отправиться в страну «Здоровья» и узнать что-то новое и интересное? Тогда отправляемся в путь. Инструктор по физической культуре: - Чтобы попасть в страну «Здоровья» нам придётся преодолеть препятствия. Готовы. Инструктор по физической культуре показывает движения.
Дефектолог: - Вот мы и в стране «Здоровья», проходите, садитесь. А это конверты с заданиями, они разного цвета. Какого? Какой конверт хочет открыть первым …… (имя ребёнка)? - В конверте загадка. Попробуем отгадать. На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. - Как Вы думаете, что это такое? - Правильно это глаза. Для чего людям нужны глаза? Правильно, глазами мы видим мир. Дефектолог обращает внимание детей на фланелеграф. - Посмотрите, какие-то предметы. Как их назвать одним словом? - Хотите поиграть с фруктами в игру «Угадай, чего не стало?». А помогут нам в этом глаза. Дефектолог проводит игру 6-7 предметов. - Какие вы все зоркие, внимательные. Так что за помощники есть у человека, которые помогают ему хорошо видеть? Глаз – это орган зрения, который помогает человеку видеть. Инструктор по физической культуре: -Чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Проводиться комплекс зрительной гимнастики (по показу педагога).
Дефектолог:
- Вот мы и выполнили первое задание доктора. Какой конверт хочет открыть вторым ….. (имя ребёнка)? - Попробуем отгадать следующую загадку доктора Неболейкина. Два брата на одной голове живут, Всё слышат, а друг друга не видят. - Как Вы думаете, что это такое? - Правильно это уши. - Для чего людям нужны уши? Правильно, уши улавливают разные звуки и помогают нам быть внимательными и слышать голоса, звуки. Дефектолог обращает внимание детей на ширму. - За ширмой расположены предметы. Что это? Дефектолог показывает детям бубен, металлофон, колокольчик, погремушку и поочерёдно играет на инструментах. - Как это всё назвать вместе, что это такое? - Хотите поиграть с музыкальными инструментами в игру «Определи, что звучит?». А помогут нам в этом ушки. Дефектолог проводит игру (каждый ребёнок отгадывает инструмент). Музыкальные инструменты расположены за ширмой. Дети их не видят. Определяют музыкальный инструмент после его звучания, на слух. - Вот какие молодцы ( называет каждого ребёнка по имени) правильно определили музыкальные инструменты по их звучанию. Так что за помощники есть у человека, которые помогают ему хорошо слышать? Уши – это орган слуха, который помогает человеку слышать. Инструктор по физической культуре: -Давайте мы погладим наши ушки, потрём, пощиплем, чтобы они помогали нам всегда слышать и слушать. Педагог показывает движения. Дефектолог:
- Вот мы и выполнили второе задание доктора. Какой конверт хочет открыть следующим, третьим …. (имя ребёнка)? - Опять загадка. Слушайте внимательно. Между двух светил в середине я один. - Как Вы думаете, что это такое? - Правильно это нос. -Для чего людям нужен нос? Правильно, нос – это весьма важный орган, орган обоняния. Носом мы дышим, а еще он помогает определять и различать запахи. Дефектолог обращает внимание детей на стаканчики. - В стаканчиках находятся лук, лимон, апельсин, шоколад. Дефектолог показывает детям стаканчики и даёт каждому понюхать продукты. - Хотите поиграть в игру «Узнай по запаху»? А поможет нам в этом нос. Дефектолог проводит игру. Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках: лук, лимон, апельсин или шоколад. - Молодцы. Все справились. Так что за помощник есть у человека, который помогает ему дышать и определять запахи? Нос – это орган обоняния, который помогает человеку дышать и определять запахи. Инструктор по физической культуре: - Как дышат наши носики, покажите. Проводится комплекс дыхательной гимнастики.
Дефектолог:
- И это задание мы выполнили. Осталось два конверта. Какой теперь хочет открыть …. (имя ребёнка)? - Слушайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь, что это? - Правильно это язык. Для чего людям нужен язык? Правильно, язык – это орган вкуса. Дефектолог обращает внимание детей на тарелочку с дольками лимона и конфет. - Какой на вкус лимон, а конфета? - Правильно, лимон кислый, а конфета сладкая. - Хотите поиграть в игру «Определи на вкус»? А поможет нам в этом язык. Дефектолог проводит игру. Детям предлагается с закрытыми глазами определяют на вкус, что они попробовали лимон или конфетку. - Молодцы. Все справились. Так что за помощник есть у человека, который помогает ему определять вкус? Язык – это орган вкуса, он помогает человеку определять вкус. - А чтобы наши язычки всегда нам помогали, давайте сделаем для них зарядку. Проводится артикуляционная гимнастика (с зеркалами):
Дефектолог:
-Молодцы, ребята! Посмотрите, остался последний конверт. Какого он цвета…(имя ребёнка)? Давайте его откроем. - Вот и последняя загадка. Слушайте. Твои помощники, взгляни, Десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они Работы не бояться. -Как Вы думаете, что это? -Правильно, это наши помощники пальцы. Они помогают нам узнавать что-то на ощупь. Инструктор по физической культуре: -А давайте потренируем наши пальчики. Проводиться гимнастика для кистей рук (с показом педагога):
- Молодцы, хорошо потренировали свои пальчики. Дефектолог обращает внимание детей на «Чудесный мешочек». - Ребята, посмотрите, какой у меня есть чудесный мешочек, а Вам бы хотелось узнать, что в нём лежит? - Какие помощники нам в этом помогут? - Правильно, наши пальчики. Дефектолог проводит игру «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, какая геометрическая фигура находиться в мешочке (круг, квадрат, треугольник). - Молодцы. Все справились. Так что за помощник есть у человека, которые помогают ему определять предметы на ощупь? Пальцы – это орган осязания, они помогают человеку определять предметы на ощупь.
-Ребята, какие Вы молодцы, все задания доктора Неболейкина выполнили, а они были очень трудные. - Понравилось Вам наше путешествие? - О чем мы сегодня с вами говорили? - А каких помощников человека вы запомнили? -Молодцы. А какие интересные игры Вам больше всего запомнились? -Правильно. Придём ещё в страну Здоровья? Инструктор по физической культуре: -Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Но прежде чем вернуться, давайте отдохнём. Проводиться упражнение для снижения психоэмоционального напряжения (по показу педагога). - Отдохнули, а теперь идём в группу.
| Инструктор по физической культуре уточняет выполнение движений. При затруднении дефектолог проводит ассоциативную связь: как солнышко (жёлтый), как трава (зелёный), как снег (белый) и т.п. -Подумайте, какие оконца на ночь закрываются, мы засыпаем; а утром открываются, мы просыпаемся. - Что люди делают глазками? -Груша, яблоко, банан, апельсин- как это всё назвать одним словом? Дефектолог проводит игру 5-6 предметов. -Что помогает человеку видеть? Проводиться комплекс зрительной гимнастики (по показу педагога). -Подумайте, что это за два брата живут на голове и всё слышат? Бубен, колокольчик, погремушка, металлофон – как всё это назвать одним словом? -Что помогает человеку слышать звуки, голоса? -Подумайте, что между двух светил (показывает на глаза) одно у нас на лице? -Для чего человеку нужен нос? -Что помогает нам дышать и определять запахи? -Подумайте, что у нас всегда во рту, и мы это не глотаем? -Для чего нам нужен язык? -Что помогает нам определить вкус? -Подумайте, что это за десять помощников, которые не бояться работы? При затруднении педагог показывает пальцы рук. -Что помогает нам определить предметы на ощупь? - О чем мы сегодня с вами говорили? А что всё это такое, как это назвать? Они помогают человеку, значит это что? | Повторение приветствия за воспитателем. - Хотим. - Хотим. - Готовы. Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре. Дети называют цвет конвертов. - Глаза. -Глаза нам нужны чтобы видеть. -Это всё фрукты. -Хотим. Дети угадывают чего не стало на фланелеграфе. -Человеку помогают видеть глаза. Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре. -Это уши. -Уши нужны людям для того чтобы слышать. Дети называют предметы. - Это музыкальные инструменты. - Хотим. Дети отгадывают, какой инструмент звучит. -Уши помогают человеку хорошо слышать. Дети выполняют массаж ушей. -Это нос. -Нос нужен человеку чтобы дышать и определять запахи. Дети выполняют инструкцию педагога.
Дети играют в игру. -Этот помощник –нос. Выполнение дыхательной гимнастики. -Это язык. -Язык помогает нам говорить и ещё определять вкус. Ответы детей. -Хотим. Дети играют в игру. -Человеку помогает определить вкус язык. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. -Это руки. Это пальцы. Дети выполняют гимнастику. -Да хотелось. -Нам помогут пальцы. Дети играют в игру и определяют фигуры на ощупь. -Это пальцы, они помогают определить предметы на ощупь. -Да, понравилось. -Мы говорили о помощниках человека. Дети перечисляют, то что запомнили. Дети вспоминают игры. -Да. Придём. Дети выполняют упражнение. Дети уходят в группу. | Повторение приветствия за воспитателем. -Хотим. - Хотим. - Готовы. Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре. Дети называют цвет конвертов. - Глаза. - Глазами мы видим. - Фрукты. -Хотим. Дети угадывают чего не стало на фланелеграфе. -Глаза. Дети выполняют движения по показу инструктора по физической культуре. -Уши. -Уши нужны для того чтобы слышать. Дети называют предметы. - Это музыкальные инструменты. -Хотим. Дети отгадывают, какой инструмент звучит. -Уши. Дети выполняют массаж ушей. -Нос. -Нос нужен чтобы дышать, определять запахи. Дети выполняют инструкцию педагога.
Дети играют в игру. -Нос. Выполнение дыхательной гимнастики. - -Язык. -Чтобы говорить, определять вкус. Ответы детей. -Хотим. Дети играют в игру. -Язык. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. -Это руки, пальцы. Дети выполняют гимнастику. -Да. -Пальцы. Дети играют в игру и определяют фигуры на ощупь. -Пальцы. -Да. -Мы говорили про глаза, уши…… -Это помощники человека. Дети вспоминают игры. -Да. Придём. Дети выполняют упражнение. Дети уходят в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект НОД по познавательному развитию (ОБЖ) во второй младшей группе на тему: "Наши помощники-органы чувств"
Конспект НОД во второй младшей группе для знакомства детей с основами безопасной жизнедеятельности и здоровьесбережения в рамках познавательного развития...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»
Задачи:1. Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2. Познакомить детей с ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»
Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...
План – конспект образовательной деятельности (развитие речи + познавательная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему «Наши помощники – органы чувств»
Формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....
Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности «Лучик" на тему:"Путешествие в мир народных промыслов"
Конспект занятия по познанию на тему "Путешествие в мир народных промыслов"...
Конспект занятия по «Познавательному развитию» в старшей группе(5-6 лет) Тема «Обитатели тайги»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Вид деятельности детей: поз...