Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности «Лучик" на тему:"Путешествие в мир народных промыслов"
план-конспект занятия по окружающему миру

Прокопьева Ольга Сергеевна

Конспект занятия по познанию на тему "Путешествие в мир народных промыслов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznaniyu_narodnye_promysly.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности «Лучик" на тему:

 "Путешествие в мир народных промыслов"

Цель: воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров и продолжить знакомить с историей народного творчества и народными промыслами России.

Задачи:        

Образовательные:         

-продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным

искусством (Хохломская роспись, Дымковская роспись, Гжель, Городецкая роспись. Филимоновская роспись); характерными особенностями.

- активизировать словарный запас в речи

Развивающие: 

- развивать внимание, мышление, память через самостоятельную деятельность.

- развивать связную речь.

Воспитательные: 

-воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.

- воспитывать интерес и понимание эстетики народной речи в загадках

- воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно -прикладному искусству

-вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое  развитие»

Предварительная работа: Беседы о родном крае. Рассматривание альбома «Народное творчество», предметов народно-прикладного искусства. Разучивание  русских хороводов, игр и песен.

Оборудование: клубочек вязальных ниток, предметы народно-прикладного искусства: с хохломской, филимоновской, городецкой, гжель, дымковской росписями, магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Ребята, скажите мне, а что такое  народные промыслы? (это то, что мастерили  русские  люди)

Воспитатель: Да,  русские люди – удивительный  народ. Они  всегда стремились  к  красоте,  замечали  ее  вокруг  себя:  восход солнца,снег.       Своими  руками  русские  люди     творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  и  

много  других  предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы.

Воспитатель:  Ну, что ребята, вы хотите отправиться  по волшебным местам народных промыслов? Тогда попробуйте отгадать загадку  и догадаться кто же нас покажет нам дорогу:

Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (Клубок)

Молодцы! Конечно же это клубок!

Воспитатель показывает клубок, кружится и катит клубок со словами:

Чтобы дети знать могли,

Как им правильно идти.

Ты клубочек нас веди,

И народные промыслы нам покажи!

Воспитатель:

Дымковская роспись

- Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской или село Дымково.

- А чем же славится село Дымково? (Игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.)

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!        

В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.

- Здесь лепили игрушки из местной красной глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек.

Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

- Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Красные, оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения костюма.

Хохломская роспись

Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!

-Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

-Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.

- Как же создаются изделия с хохломской росписью?

- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. После сушки основу грунтуют очищенной глиной и сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями олифы 3-4 раза. Следующий этап – «лужение», втирание алюминиевого порошка в поверхность изделия. Теперь предмет приобретает бело-зеркальный блеск и готов для росписи. Затем изделия расписывают масляными красками вручную, причем рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так и получается знаменитая хохлома.

-Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды!         

Городецкая роспись

-Городецкая роспись зародилась в районе города Городец. Яркая, лаконичная.

Городецкая роспись – как её нам не знать:

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!        

-Городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода.

-Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны. Они всюду разбросаны на поле весёлыми гирляндами и букетами. Любимый фон – ярко-зелёный или красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья. Изображения «петух» и «курочка» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей. А, теперь давайте немножко поиграем с клубочком:

Физкультминутка: хороводная игра «Клубок»

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленькие.

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле,

Нитка боле, боле, боле

Нитка дольше всех,

Перевертов шесть!

Гжель

Гжель – старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель», зародился в XVII веке. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью. 

Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.

Что за синие просторы! И картины, и узоры!

-Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью. Традиционный сюжет гжельской росписи – фантастическая птица, окружённая деревцами или архитектурными сооружениями.

-Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей – в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.

Филимоновская роспись

-По преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон, отсюда и деревня стала называться Филимоново.  

-Филимоновская роспись – старейший народный художественный промысел России. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь.

-Основную массу  изделий  филимоновских  мастериц  составляют  традиционные свистульки:  барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские  мастерицы  расписывают  свои игрушки  яркими  анилиновыми красками,  замешанными  на  яйце,  нанося их  куриным  пером. Палитры – малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета – игрушки получаются яркими и веселыми. Животные  традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища  ишеи.  Одноцветной,  обычно  зелёной  или  малиновой  краской,  раскрашиваются 

голова  и  грудь,  на  которые  часто  наносят несложный  аляповатый  орнамент.
Филимоновские  барыни  и  кавалеры  одеты  всегда  нарядно  и  ярко, их  шляпки 

украшены  разноцветными полосками,  а  на  вороте  кофты,  на  юбке  и  штанах  нанесён  всё  тот  же  орнамент.  Одежда филимоновских  фигурок  сложилась  под  влиянием  с  одной  стороны  городского  костюма,  с  другой — крестьянских  домотканых  сарафанов,  вышитых  рубах  и  поясов.  Орнамент  (разноцветные  штрихи,  пятна,  веточки,  розетки),  нанесённый  без  определённой  схемы, создает 

пёстрый  декор.

А с такими народными промыслами: как жостовская роспись, палех, вологодское кружево, полхов-майдан мы познакомимся с вами позже.

Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Практическая часть:

Лото «Народные промыслы»        

Ребята, перед вами представлены образцы различных видов росписи: хохлома, жостово, городец, гжель, филимоново. Давайте, поиграем с вами в лото – каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться. Начинаем игру. Молодцы!

Вот наше путешествие в мир народных промыслов с вами подошло к концу и нам пора с вами возвращаться в группу.

Воспитатель показывает клубок, кружится и катит клубок со словами:

Чтобы дети знать могли,

Как им правильно идти.

Ты клубочек нас веди,

И нам группу покажи!        

Подведение итогов:

Воспитатель:

-Ну, вот мы с вами и в группе. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?

Сегодня много интересного вы узнали о традиционных русских ремёслах. Перед нами раскрылся многовековой опыт и мудрость русского народа, его душа, юмор, смекалка. Изучая историю народных промыслов, мы возвращаемся к истокам национальной культуры. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»

Изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Земная доброта»

В основе данного занятия лежит экологическая сказка о планете, которая разрушается, но здесь дети пытаются ее спасти, а родители в ходе всего мероприятия способствуют этому. Данное занятие способствуе...

НОД по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности на тему «О чем расскажет карта?»

Воспитатель знакомит детей с картами мира, России, города  Белгорода, учит детей ориентироваться на карте.   Знакомит с достопримечательностями города,        ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие на поезде»

В конспекте представлено занятие, направленное на формирование предпосылок развития слоговой структуры слова у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи...