ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ, ТИФЛОПЕДАГОГ)
консультация по коррекционной педагогике

Прохорцева Галина Вячеславовна

В настоящее время в Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов. Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания которые позволят им максимально проявить свои возможности, способности и ускорят процесс их социальной интеграции.

Слайд 2

Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Слайд 3

Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", обозначено законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи, обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей с

 ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников.

        

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В статье 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" говорится о том, что: органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4

В Советском Союзе до 1995 года подготовка специалистов для системы специального образования велась по одной специальности "Дефектология". С 1995 года в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования в группе специальностей "Образование" были выделены как самостоятельные специальности: 031500 - Тифлопедагогика;

031600 - Сурдопедагогика;

031700 - Олигофренопедагогика;

031800 - Логопедия;

031900 - Специальная психология; 032000 - Специальная педагогика и психология (дошкольная).

К каждой специальности была разработана соответствующая квалификационная характеристика. Однако в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678) до настоящего времени сохранились лишь два наименования "учитель-дефектолог" и "учитель-логопед (логопед)"; в отдельную категорию оказался выделенным только учитель-логопед, в то время как специалисты с квалификациями: "сурдопедагог", "олигофренопедагог", "тифлопедагог" были объединены под названием "учитель-дефектолог".

Слайд 5

        

В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики  стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня.

Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к воспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

•Работа с одаренными детьми;

•Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

•Работа с детьми мигрантами;

•Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

•Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

 

 

 

Слайд 6

В последнее время  педагогические коллективы  детских садов уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Безусловно, это важнейшие документы, регламентирующие нашу деятельность. Реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт предстоит педагогам. Сейчас требования к профессиональным качествам педагога также возросли.  

 В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года была создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов. До 2018 года Минобрнауки РФ провел  работу по разработке  следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

  • Педагог (педагогическая деятельность в  сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступил в силу в 2017 году.
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
  • Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
  • Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,

олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года

 

 

Слайд 7

 Общие сведения

Педагог – дефектолог реализует следующий вид деятельности: педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(наименование вида профессиональной деятельности) 

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация  деятельности  обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья  по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание  коррекционной  помощи  лицам  с  ограниченными  возможностями  здоровья; методическое  обеспечение  процессов  образования.

 

Слайд 8

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога включает перечень трудовых функций реализуемых в профессиональной деятельности:

1. Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи;

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи;

3. Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

4. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся;

5. Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

6. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;

7. Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

8. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся.

9. Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных Отношений

Слайд 9

Для реализации трудовой функции любого педагога «Организация деятельности по освоению обучающимися образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию» предусмотрены следующие трудовые действия :

  • планирование и проведение занятий, специальных групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся;
  • обеспечение непрерывности и преемственности процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий, современных образовательных дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • планирование и проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение развития у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей;
  • осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, проведение мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования при использовании способов, содержания и методов, учитывающих индивидуальные возрастные и особые образовательные потребности и особенности обучающихся;  

 

Слайд 10

Трудовая функция " Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся" предусматривает следующие трудовые действия:

  • определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся ;
  • планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • планирование занятий в рамках освоения адаптированных основных
  • общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и
  • индивидуально-дифференцированного подходов к обучению;
  • разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации.

Слайд 11

Для реализации трудовой функции «Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений»

предусмотрено выполнение следующих трудовых действий:

  • выбор методик для диагностики особенностей развития обучающихся с учетом возраста и индивидуальных особенностей;
  • разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты.

 

Слайд 12

Обоснованием внесения изменений в Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность служит

потребность в дифференциации специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней , что предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников, в том числе требований к профессиональному образованию.

        

Профессиональный педагог должен знать:

  • Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся;
  • Современные классификации интеллектуальных нарушений;
  • Современные методики выявления интеллектуальных нарушений;
  • Педагогические технологии выявления интеллектуальных нарушений;
  • Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей);
  • Направления и способы взаимодействия учителя-дефектолога и специалистов организаций здравоохранения, образования, социальной защиты в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся.    

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, повышение качества психолого-педагогического сопровождения развития обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Слайд 13

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший — учит её находит»

                                        Адольф Дистервег (немецкий мыслитель)

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в

детях горячее стремление к знанию и к учению».        

                              Ян Амос Каменский (чешский педагог)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prohortseva.pptx748.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Учитель – дефектолог Прохорцева Г.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ, ТИФЛОПЕДАГОГ)

Слайд 2

Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» :

Слайд 3

Меры повышения качества образования

Слайд 4

Самостоятельные специальности в группе специальностей «Образование»

Слайд 5

Работа педагога с разными категориями детей

Слайд 6

Профессиональные стандарты в сфере образования

Слайд 7

Общие сведения Вид деятельности педагога – дефектолога Основная цель

Слайд 8

Трудовые функции Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ; Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся ; Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости ; Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости О С У Щ Е С Т В Л Я Ю Т Общие трудовые функции

Слайд 9

Предусматривает: Планирование и проведение занятий (групповых и индивидуальных) ; Организация специальной образовательной среды; Обеспечение непрерывности и преемственности процессов обучения; Применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий; Планирование и проведение специальной (коррекционной) работыс учетом индивидуальных особенностей обучающихся; Обеспечение развития у обучающихся мотивации к качественному образованию. Трудовая функция « Организация деятельности по освоению обучающимися образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию»

Слайд 10

Предусматривает: Определение целей, задач и содержания программ; Планирование процесса реализации образовательных программ; Выбор технологий реализации АОП; Планирование занятий в рамках освоения; Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения; Оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами. Трудовая функция " Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся

Слайд 11

Предусматривает: выбор методик для диагностики; разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся Трудовая функция « Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений»

Слайд 12

Педагог должен : Знать специфику дошкольного образования Знать общие закономерности развития детей Уметь организовывать ведущие виды деятельности Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам диагностики Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей Владеть ИКТ-компетенциями Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Слайд 13

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)

Перспективно-календарное планирование  учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Овощи. Фрукты" по разделам "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Ориентиро...

"Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя"

В данном докладе говорится о совместной работе сурдопедагога и воспитателя. О совместном подборе речевого материала к занятиям, о совместном составлении перспективных планов и сценариев утренников и в...

Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения

12-й год в нашем образовательном  учреждении воспитываются  и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по  интегрированному обучению и воспита...

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога по теме «Домашние животные»

Совместная  деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагогас детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальнойнедостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с исп...

Карта обследования сурдопедагогом

Карта обследованияинтеллектуально-познавательного развития...

«Нетрадиционные методы и приемы работы с дошкольниками в деятельности олигофренопедагога»

Данная работа посвящена проблеме выбора нетрадиционных методов и приемов, используемых олигофренопедагогом в коррекционной работе.  Выбранная  тема является актуальной как для олигофренопеда...

Кто такой дефектолог-олигофренопедагог в ДОУ и чем он занимается?

Часто о возможных нарушениях интеллекта родители задумываются, если у ребенка наблюдаются проблемы с речью. Например, если он к 3 годам не говорит и не понимает, когда к нему обращаются. Но это ...