Статья на тему "Обучение детей с ОВЗ в детском саду".
статья по коррекционной педагогике

Гриненко Елена Николаевна

В Статье описаны основные направления корекционно-развивающей работы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_s_ovz_v_detskom_sadu.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ОВЗ в детском саду.

   Количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать образование детей ОВЗ – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

   Актуальность темы заключается в том, что дети ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования.

   Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

    К основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3.Дети с нарушениями речи;

4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5.Дети с умственной отсталостью;

6.Дети с задержкой психического развития;

7.Дети с нарушением поведения и общения.

   Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно когда он подрастает, крайне важна моральная поддержка окружающих, атмосфера доброжелательности в обществе, постоянное ощущение заинтересованности в его судьбе других людей.

   Эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от совместных усилий родителей, специалистов – дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов.

Модель профессиональной связи всех специалистов в работе с ребенком ОВЗ может быть  следующая:

Педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального

развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую

работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми,

входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов

детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного

речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация,

дифференциация и введение в самостоятельную речь),

подгрупповые занятия (формирование фонематических

процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о

применении логопедических методов и технологий

коррекционно-развивающей работы

 Музыкальный руководитель:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие

детей при подборе материала для занятий;

• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

• проводит профилактические и оздоровительные

мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей

посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований

санитарно-эпидемиологических норм.

Воспитатель:

• проводит занятия по основным видам деятельности

 (по подгруппам и индивидуально).

организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает

тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми  с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога);

• применяет здоровье сберегающие технологии,

создает благоприятный микроклимат в группе;

Так же активно проводится работа с родителями, в формах:

- консультации, беседы;

-анкетирование;

-родительские собрания;

-совместные досуговые мероприятия с детьми ;

-проектная детско-родительская деятельность;

  Созданные условия в ДОУ  благотворно влияют на работу с детьми ОВЗ.  К ним можно отнести следующие:

- соответствующее образовательное пространство (развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, кабинеты учителя-логопеда, физкультурный зал. музыкальный зал, индивидуальное сопровождение разными специалистами детей, которые требуют «особого внимания» (логопед, психолог, дефектолог ).

Все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся

в карту индивидуальную развития ребёнка, с целью определения

динамики и построения дальнейшего образовательного маршрута.

Каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, родители должны стать  экспертами и главными педагогами.

Формирование у родителей правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный  материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в образовательной деятельности.

Таким образом,  коррекционно-развивающая работа   ДОУ может обеспечивать у детей с ОВЗ:

- успешную социализацию детей в детском саду, группе сверстников;

- самостоятельность;

- коммуникабельность;

- инициативность;

- уменьшение «изоляции» детей;

- самоконтроль;

-повышение самооценки;

- активизация речи, когнитивных процессов.

Список литературы:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога).
  2. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.:
  3. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"

В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников....

Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»

Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»Гаджимагомедова А.М. воспитатель ГБДОУ д/с №? г. Санкт-Петербург            Адаптация детей раннего возраста в дет...

Статья «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»

         Адаптация детей раннего возраста в детском садуПроблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема ...

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...