КОНСПЕКТ "Формирование фонематического восприятия" (интегрированное)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Тополевская Светлана Петровна

Подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_1.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей».

Конспект интегрированного занятия по формированию фонематического восприятия.

 (подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР).

Составили: педагог-психолог Поплёскина Анна Александровна;

                                                                                                                                                        учитель-логопед Тополевская Светлана Петровна;

                                                                                                                                           

г. Ачинск

2020

Тема: «Путешествие в волшебный Город Звуков».

Цель: формирование фонематического восприятия.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Корректировать и развивать мелкую моторику;

Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

Развивать внимание, память, мышление;

Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

Закрепить понятия «звук», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;

 развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;

∙  развивать артикуляторные умения и навыки;

Воспитательные:

Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.

 Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.

Здоровьесберегающие:

Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

Соблюдать правильную посадку ребенка;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  Колокольчики по количеству детей.

Клубок.

Плакат звуковой полянки.

Корзинка.

∙  Плакат города звуков.

Плакаты гномов в зеленой, синей и красной шапочках.

Фонарики синего, зеленого и красного цветов.

Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия

Виды работы

на занятии

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Ритуал приветствия

Приветствие «Клубок».

Педагог-психолог:

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Сегодня вас ждет волшебное путешествие и много увлекательных игр! Я хочу, чтобы у вас все получилось!

И предлагаю начать нашу встречу с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».
В руках я держу клубочек. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами: «Здравствуйте! Я (меня зовут)...». Итак, я  начинаю…

Отлично! Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте покажем нашим гостям, какие мы дружные? Давайте вместе поднимем руки вверх, а теперь опустим вниз и хором скажем: «Здравствуйте!».

Дети заходят и встают в круг.

Дети выполняют движения

вместе с педагогом-психологом:

Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

Развитие мелкой моторики.

Релаксация.

Ритуал вхождения в волшебный город звуков.

Педагог-психолог:

- А вы не испугаетесь отправиться в это путешествие?

-Ну, тогда вперед.

Закройте глаза…

Педагог-психолог включает музыку-звучит АУДИОЗАПИСЬ «Волшебная страна». В это время педагоги расставляют картинки волшебного города звуков и звуковую полянку с Гномиками-Звуковичками.

Педагог-психолог: Вдох…выдох.., вдох…выдох.., вдох…выдох… Расслабьтесь и медленно представьте себе, что где-то далеко-далеко за высокими горами и непроходимыми лесами находится город, о существовании которого никто не знает. Он кажется приветливым и гостеприимным. В этом городе очень красиво, всё так воздушно и наполнено светом. А воздух пропитан запахом свежести. Город разделён на два района: гласных и согласных звуков. Район согласных звуков разделён на переулок звонких и глухих. А ещё есть улица самых звучных звуков. Домики согласных звуков имеют сине-зелёные крыши. А домики гласных – с красными крышами. В этом городе живут необыкновенные человечки. Они небольшого роста, добрые и отзывчивые. Это Гномики-звуковички. Они встречают нас и приглашают к себе в гости – Волшебный город звуков!!!

Вот мы и оказались в волшебном городе звуков!

Дети:

- Нет!

Дети в свободной позе сидят на стульчиках.

Дети открывают глаза.

Организовать детей.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

Игра

«Ушки на макушке»

Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой».

Ритмическое упражнение «Солнышко».

 

Игра

«Чья песенка в слове звучит»

Игра «Клумба»

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Игра

«Звуковая мозаика»

Воспитатель:

- Ребята, как тут красиво, это же волшебный Город Звуков!!! А живут в нем Гномы-Звуковички. Они любят петь разные звуковые песенки – гласные и согласные, мягкие и твёрдые, звонкие и глухие. В этом городе учатся правильно и красиво произносить все звуки. А для этого нужно тренировать язычок.

Давайте выполним гимнастику «Весёлый язычок».

Это язычок пришёл (высунуть язык).

Вправо он сейчас пошёл (тянется вправо).

Всё, что нужно увидал,

И налево зашагал (тянется влево).

Он окно не закрывает,

Язычок вверх поднимает (тянется к носу).

Он окно не закрывает,

Язычок вниз опускает (тянется к подбородку).

Поиграл он с вами в прятки

И помчался на лошадке (щелкать кончиком языка).

Раздаётся звон колокольчика.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте, кажется, какие-то звуки? Да это же жители волшебного Города Звуков – Гномы-Звуковички на поляне играют. А гномы то не простые!!! Давайте посмотрим внимательно, чем они различаются?  Какие звуки произносят?

Воспитатель: 

- Посмотрите, что они нам принесли! Это корзинка! А что же в ней?

- Ребята, мне кажется, что в корзинке самые любимые игры Звуковичков.

Воспитатель достаёт из корзинки фонарики (зеленого, синего и красного цвета) и раздаёт их детям (по 2 фонарика).

Воспитатель:

- Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! (Воспитатель называет звуки гласные, согласные твердые и мягкие).

Воспитатель:

- В сундучке, ребята, есть еще одна игра…
Показывая детям сундучок, достает колокольчик.
- Я, кажется, догадалась, это игра «Звонкий-глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой?
Воспитатель раздает колокольчики.
- Я произнесу звук, а вы если звук звонкий, позвените колокольчиком, а если звук глухой, то колокольчик молчит.

Воспитатель:

- Давайте покажем нашим гостям, какие мы дружные, добрые, как нам хорошо под лучами нашего веселого солнышка:
«Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнышком покружимся,
Со звуками подружимся!».

Учитель-логопед:

- Ребята, а корзинка то у нас ещё не пуста! Что же это за игра? Батюшки, да у нас в корзинке живые зверята сидят. Кто ж это? Их Гномики к вам неслучайно отправили в гости! Потому что знают Гномики – Звуковички, что дети вашей группы часто путают эти звуки, а некоторые только учатся их произносить!

Сейчас я буду говорить вам слова, в которых будут эти звуки. Давайте договоримся, если в слове звук [С], то хлопаем в ладоши, если звук [Ш], то хлопаем по коленкам.

Воспитатель:

 - Ребята, посмотрите, мы оказались с вами на звуковой полянке! Давайте поиграем в игру «Клумба».

Я буду показывать предметную картинку, и просить вас определяя положение звуков [C] и [Ш]  «посадить» цветочек на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав тем самым место заданного звука в слове.

- Спасибо большое Гномикам- Звуковичкам за интересные игры! А мы с вами ребята знаем пальчиковую гимнастику про гномиков, давайте расскажем и покажем её нашим друзьям Звуковичкам.
Жили-были гномики (
указательным и большим пальцем показываем размер).
В расчудесном домике (
ладони сло-жены в виде крыши).

Папа-гном дрова рубил, (ребром кисти ударяем о ладонь).

Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками).

Мама-гномик суп варила, (кисти округлены, шарообразные движения).

Дочка-гном его солила, (пальцы сложены в «щепотку»).

Гномик-бабушка вязала, (имитируем вязание на спицах).

Гномик-тетушка стирала, (потираем ладошки друг о друга).

Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал! (обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе).

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Ответы детей:

-Различаются шапочками. У одного шапочка зелёного цвета, у другого – синего цвета, а у третьего – красного.

Гномик в зелёном колпачке произносит мягкие согласные звуки. Гномик в синем колпачке – твёрдые согласные. Гном в красном – гласные звуки.

Дети поднимают фонарик нужного цвета.

Ответы детей:

- Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет.

Дети изображают лучи солнца - поднимают руки вверх, соединяют ладони, и ходят по кругу, кружатся.

Дети отвечают:

Суслик и змейка.

Дети слушают слова и выполняют нужные действия.

Дети смотрят на картинку и определяют, на какую клумбу необходимо положить цветочек.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Гномики»).

Развивать артикуляторные умения и навыки.

Закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук».

Закрепить понятия «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук».

Развивать умение согласовывать речь с движением.

Дифференциация звуков.

Развивать умение определять положение заданного звука в слове .

Развивать мелкую моторику, умение согласовывать речь с движением.

Итог занятия:

Упражнение

«Гномы - великаны»

Педагог-психолог:

- Ребята, целый день мы путешествовали по волшебному городу звуков! Пора возвращаться назад! И на прощание Гномики-звуковички хотят с вами поиграть!

Мы оказались с вами в волшебном городе, жители которого умеют превращаться из гномов в великанов и наоборот. Сейчас я буду говорить вам, в кого нужно превратиться. Если я скажу «гном»- сядьте на корточки и коснитесь руками пола, если скажу «великан» - поднимитесь на носочки и вытяните руки вверх  как можно выше. Превращаться нужно быстро, но главное не перепутать в кого, иначе можно потерять волшебные способности.

Воспитатель:

- Вот и подошло к концу наше путешествие! Ребята, вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Звуковичкам понравилось как вы играли в звуковые игры и они будут ещё вас ждать к себе в гости!!!

Дети слушают команды взрослого и превращаются в необходимого героя.

Ответы детей.

Развивать слуховое внимание.

Способствовать формированию нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.

Ритуал окончания занятия.

«Башенка».

Педагог-психолог:

- А сейчас, в завершении нашего занятия, мы построим башенку.

Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем — до свидания!» — башня рушится.

Дети выполняют движения

вместе с педагогом-психологом.

Способствовать закреплению эмоционального состояния, положительному выходу из занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.

Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...