КОНСУЛЬТАЦИЯ "Обучение звуковому анализу детей 5-7 лет"
методическая разработка по развитию речи

Тополевская Светлана Петровна

Формировать фонематическое восприятие у детей: (способность воспринимать и различать фонемы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_zvukovomu_analizu_detey_1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

    Обучение звуковому анализу детей 5-7 лет

Первый этап обучения пройден: у ребенка сформировалось фонематическое восприятие: (способность воспринимать и различать фонемы). Он определяет нужный звук в слове, подбирает слова, в которых имеется данный звук, сравнивает отдельные звуки.  Но это не значит, что он научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ – это назвать звуки в той последовательности, в какой они в этом слове находятся, дать характеристику каждого звука.

Современный метод, которым пользуются учителя начальной школы, воспитатели ДОУ – это звуко-буквенный аналитико-синтетический метод. Это означает, что дети сначала знакомятся со звуками, и лишь затем с буквами, которые их обозначают. Данный метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и наоборот; объединение звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения.

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение и письмо легко, избежал в дальнейшем многих ошибок, его необходимо учить звуковому анализу и синтезу.

Дошкольникам сложно усвоить такие понятия, как:  «речь», «предложение», «слово», «буква», «звук». Ведь для того, чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Здесь на помощь приходят игры, которые для дошкольников имеют большое значение. Использование в их в учебном процессе и создание игровых ситуаций приводит к тому, что ребенок незаметно для себя, без особого напряжения приобретает знания, умения и навыки.

Например, для того, чтобы научить ребенка определять наличие либо отсутствие звука в слове, можно использовать игры-звукоподражания. (Летят жуки и жужжат: жжжжжжжжжжжжжжж. Спой песенку жука. Улетели жуки, а их песенка осталась. Послушай, как я спою эту песенку: жжжук. Спой песенку жука в других словах: жжжираф, лыжжжи, и др).

Формирование звукового анализа и синтеза слов имеет свои этапы.  Сейчас я их вам назову и к каждому этапу представлю некоторые дидактических игры, которые помогут ребенку успешно усвоить все этапы.

Этапы формирования звукового анализа и синтеза.

1. Определение начального звука в слове

А). Назови игрушки (мебель, посуду), в названии которых есть звук….

Б). «Магазин». Покупаем слова со звуком «С»: сыр, сахар, капуста.

2. Вычленение звука в начале слова

А). Я знаю 5 слов со звуком «С»: сок – 1, сад – 2….

Б). Буква потерялась: …. ыба (рыба).

В). Маше и Наташе на день рождения подарили подарки: Маше –на звук «М», Наташе – на звук «Н».

3.Вычленение звука в конце слова

А). Поймай последний звук в ладошку. Какой звук поймал? Произнеси слово, последний звук выдели голосом (карандашшшш).

Б). Звуковая «цепочка»: Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Называем слова, выделяя голосом последний звук – ребенок придумывает на него слово: нос – сова – аист…

4. Развитие умения дифференцировать твердые – мягкие звуки

А). Подарки Маше и Мише (см. выше).

Б). Назови звуку мягкую пару.

В). Скажи наоборот.

5. Определение последовательности и  звуков места другим звукам

А). Угадай слово: м…ы…ш…к…а.

Б). Кто в домике живет? Среди картинок выбрать те, в названии которых 3, 4, 4 звуков, поселить их в домик с 3, 4, 5 окошками.

6. Определение количества слогов  в слове

А). Встречу слово на дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слоги. Ребенок произносит слово по слогам, отбивая слоги мячом.

Б). Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграть готовы.

Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть: са-хар, ша-ры.

7. Полный звуковой анализ и синтез слов

А). Составить слово из первых звуков других слов.

Грибы. Нос. Обруч. Мох.  - ГНОМ

Ниже приводится памятка для родителей и воспитателей  по формированию у детей навыка звукового анализа и синтеза.

Памятка для родителей.

Последовательность звукового анализа.

  1. Произнеси слово и послушай его.
  2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
  3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? - (гласный или согласный, если согласный – твердый или мягкий?)
  4. Обозначь выделенный звук фишкой.
  5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный – твердый или мягкий?)
  6. Обозначь выделенный звук фишкой.
  7. Произнеси слово так, чтобы выделить последний звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный – твердый или мягкий).
  8. Обозначь выделенный звук фишкой.
  9. Назови все звуки по-порядку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение звуковому анализу детей с ЗПР

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...