Презентация на тему: "Способы выявления группы риска по РАС детей раннего возраста"
презентация по коррекционной педагогике

Акименко Алевтина Ивановна

В презентации представлен обзор отечественных и зарубежных методик диагностики раствройства утистического спектра у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_vyyavleniya_gruppy_riska_po_ras.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы выявления группы риска по РАС детей раннего возраста

Слайд 2

Зарубежные методы диагностики РАС у детей раннего возраста ADOS — это систематический и стандартизированный метод идентификации детей с РАС. Этот процесс предполагает проведение прямых наблюдений в контролируемых условиях, которые другие клиницисты могут воспроизвести. Авторы методики: Кэтрин Лорд, Майкл Раттер , Памела Ди Лаворе , Сьюзан Ризи (США). Протокол состоит из ряда структурированных и полуструктурированных заданий, которые включают социальное взаимодействие между специалистом и оцениваемым лицом. 1. Свободная игра 2. Реакция на имя 3. Реакция на совместное внимание 4. Игра с мыльными пузырями 5. Ожидание привычных действий с предметами 6. Ответная социальная улыбка 7. Функциональная и символическая имитация 8. Празднование дня рождения (Купание) 9. Угощение

Слайд 3

Результаты

Слайд 4

ADI-R – интервью для диагностики аутизма. Это опросник, ответы на который дают всю информацию, необходимую для обнаружения характерных для аутизма черт развития. Для проведения процедуры нужен опытный психолог и представитель пациента (родители, опекун, воспитатель), которому хорошо известна история развития и поведение испытуемого. На проведение интервью и подведение итогов требуется 1,5–2 часа. Диагностические алгоритмы: «Диагностический алгоритм для возраста от 2 лет 0 месяцев до 3 лет 11 месяцев» Фокус на трех областях функционирования : речь/общение, социальное взаимодействие, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и интересы

Слайд 5

«Золотой стандарт» в зарубежной диагностике детей с РАС

Слайд 6

Шкала C.A.R.S - один из наиболее широко используемых инструментов. Рейтинговая шкала аутизма у детей ( Childhood Autism Rating Scale , CARS) CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка, может служить для первичного скрининга симптомов аутизма. Фокус наблюдения: Отношение к людям Имитация Эмоциональный ответ Владение телом Использование предметов Адаптация к изменениям Использование зрения (зрительный ответ) Использование слуха (слуховой ответ) Использование обоняния, осязания и вкуса Нервозность и страхи Вербальная коммуникация Уровень активности Уровень и согласованность интеллектуального ответа Общее впечатление

Слайд 7

CASD ( Опросник расстройств аутистического спектра) — это инструмент, позволяющий оценить особенности общения и поведения у ребенка, чтобы выявить симптомы, связанные с расстройствами аутистического спектра (РАС). Опросник предназначен для заполнения родителям. Параметры оценки объединены в шесть групп: «Проблемы с социальным взаимодействием», «Навязчивые действия», «Телесно-чувствительные нарушения», «Отклонения в общении и развитии», «Нарушения настроения», «Проблемы со вниманием и осознанием опасности»

Слайд 8

M-CHAT – Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста. Используется для обследования на выявление детей с риском развития заболевания в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. Может проводиться как во время медицинского осмотра, так и на приеме специалиста. С помощью теста ставится предварительный диагноз. Ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС; ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС НИЗКИЙ РИСК : Количество баллов 0-2 → если ребёнок младше 24 месяцев, повторное тестирование по достижению им 2 лет. СРЕДНИЙ РИСК : Количество баллов 3-7 → дополнительное пошаговое интервью (второй этап MCHAT-R/F). ВЫСОКИЙ РИСК : Количество баллов 8-20 → диагностика и оценка необходимости раннего вмешательства

Слайд 9

M-CHAT Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

Слайд 10

Отечественные методы диагностики РАС у детей раннего возраста Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества . М.И. Лисиной была предложена эффективная исследовательская стратегия изучения закономерностей развития общения младенца со взрослым, его влияния на развитие познавательной, эмоциональной сферы, роли в предречевом развитии, формировании предметно-манипулятивной деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, становлении предличностных и личностных новообразований.

Слайд 11

Формы общения детей раннего возраста Первое полугодие жизни Ситуативно-личностное общение Непосредственно– эмоциональное общение Форма общения когда дети еще не овладели хвата­тельными движениями целенаправленного характера. В развитом виде ситуативно-личностное общение имеет у младенца вид «комплекса оживления» — слож­ного поведения, включающего в виде компонентов со­средоточение, взгляд в лицо другого человека, улыбку, вокализации и двигательное оживление. Установление уровня развития ситуативно-личностного общения ребенка со взрослым как ведущей деятельности помогает определить наличие и отсутствие искажений психического развития ребенка

Слайд 12

Комплекс оживления это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому Структура комплекса оживления : сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием; улыбка; двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса); вокализации: гуканье – короткие отрывистые звуки « гх », «га» и другие; гуление – протяжные, певучие звуки «га-а», « гу -у», «ага», «агу» и другие .

Слайд 13

Критерии оценки компонентов комплекса оживления Сосредоточение Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого Улыбка Отсутствует Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех Двигательное оживление Отсутствует Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса По М. И. Лисиной

Слайд 14

Формы общения детей раннего возраста 6 месяцев — 2 года Ситуативно-деловая форма общения . Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции: функционально-преобразованные предметные действия, позы и локомоции. Важнейшим приобретением детей раннего возраста следует считать понимание речи окружающих людей и овладение активной речью.

Слайд 15

Формы общения детей раннего возраста 2 лет 6 месяцев — 3 лет и старше Внеситуативно -познавательная форма общения . Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал.

Слайд 16

Диагностический подход О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой , Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой Оценку уровня развития общения, который включает в себя исследование таких показателей как: 1. Инициативность в общении . Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности, демонстрация собственных умений, просьбы о помощи, вовлечение в совместные действия, поиск оценки своих действий. 2. Чувствительность к воздействиям взрослого . Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Наличие чувствительности в поведении ребенка является необходимым условием для овладения культурно-обусловленными способами действий с предметами, развития умения взаимодействовать с другими людьми. 3. Средства общения – это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действий участвует в них. Показателями параметра являются: понимание речи взрослого, экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные, предметные действия, активная речь (предречевые вокализации (лепет), отдельные слова, фразы).

Слайд 17

Характеристика уровней развития общения детей раннего возраста Высокий уровень Инициативность Ребенок проявляет ярко выраженную инициативность, вне зависимости от поведения взрослого и его степени инициативности. В первой пробе это может обнаружиться в интересе к вещам взрослого, выражении своей радости по поводу игрушек. В индивидуальной игре он также стремится разделить со взрослым удовольствие от игры, получить одобрение или помощь. В ситуативно-деловом общении он демонстрирует взрослому свои действия с предметами, предлагает разные игрушки, по собственной инициативе присоединяется к действиям взрослого Чувствительность к воздействиям взрослого Ребенок охотно откликается на его инициативу, с удовольствием принимает предложения поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Совокупность этих качеств позволяет малышу проявлять гибкость в общении, умело чередовать инициативные и ответные действия Средства общения Ребенок понимает речевые обращения взрослого, правильно выполняет несложные инструкции (дать, принести предмет, совершить действие c знакомым предметом и т.д.). Репертуар средств общения богат и разнообразен: ребенок смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, к предметам, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре

Слайд 18

Характеристика уровней развития общения детей раннего возраста Средний уровень Инициативность Ребенок проявляет ее не во всех пробах. Ребенок может разглядывать комнату, игрушки, самого взрослого, но не проявлять инициативу в налаживании контактов, ожидая ее от партнера. Он обращается ко взрослому за помощью, привлекает его внимание к игрушкам, однако не стремится вовлечь его в совместные действия, играя в основном самостоятельно. Наиболее активно он ведет себя в ситуации, где взрослый сам проявляет инициативу во взаимодействии. Степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок Чувствительность к воздействиям взрослого Наблюдается некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Ребенок может быть активным в контактах со взрослым, требовать внимания к себе, но не всегда откликаться на инициативу партнера. Средства общения Ребенок понимает речь взрослого, правильно выполняет его просьбы и инструкции; – пользуется экспрессивно–мимическими средствами, жестами и предметными действиями (например, показывает на предметы, протягивает их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но мало лепечет и не пользуется словами; – использует средства общения эпизодически и не во всех пробах

Слайд 19

Характеристика уровней развития общения детей раннего возраста Низкий уровень Инициативность Ребенок малоинициативен по отношению ко взрослому в большинстве проб, в том числе в момент ситуативно-делового общения, когда взрослый специально стимулирует инициативность ребенка. Как правило, он не инициирует первым контакты со взрослым; в совместной деятельности занимает пассивную позицию, ожидая инициативы партнера или предпочитая индивидуальную игру; не проявляет настойчивости в общении Чувствительность к воздействиям взрослого Слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения совместной игры Средства общения Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Он мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого к предметам он привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически

Слайд 20

Заключение по результатам диагностики Низкий уровень развития вербальных и невербальных средств коммуникации. Низкий уровень чувствительности к воздействию взрослого. Низкий уровень инициативности. Средний уровень развития вербальных и невербальных средств коммуникации. Средний уровень чувствительности к воздействию взрослого. Средний уровень инициативности. Высокий уровень развития общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование первичных проедставлений о ЗОЖ у детей раннего возраста"

Работа по формированию первичных представлений о ЗОЖ у детей раннего возраста в 1мл.гр."Колобок". Из опыта работы воспитателя Юзбековой Марины Касумовны....

Презентация:«Формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста»

Размещение тематических материалов на мини-сайте, родительское собрание, совместные консультации детей и родителей, ежемесячные встречи, совместные утренники и не только......

Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"

Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...

Презентация опыта работы по теме "Использование авторского пособия для детей раннего возраста "Фетровая сказка" на региональном Фестивале педагогических идей

Пособие "Фетровая сказка", как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взро...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «.Способы и приемы развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста».

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по ФГОС.Задачи:1.Обобщить и расширить опыт работы в данном направле...

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного уст...