Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и социальному развитию с дошкольниками с нарушением интеллекта (легкая умственная отсталость) «Дикие животные наших лесов»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Капитонова Анна Александровна

четвертый год обучения (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект34.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Воспитатель: Капитонова Анна Александровна,

                                             МКДОУ №9 «Колокольчик» г. Канск

Конспект интегрированной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим и социальному развитию с дошкольниками с нарушением интеллекта (легкая умственная отсталость).

Тема: «Дикие животные наших лесов».

Возраст: четвертый год обучения (6-7 лет).

Основное направление развития:  познавательное.                                            

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: закрепление  представлений детей  о диких  животных наших лесов.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять представления детей о диких животных (названия животных и их детёнышей, их жилища, повадки, описание внешнего вида).
  • Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми ответами, активизировать словарный запас по данной теме.
  • Закреплять умение отгадывать загадки описательного характера.
  • Упражнять в умении собирать разрезные картинки с изображением животных без опоры на образец.
  • Упражнять в умении воспринимать на слух образное содержание рассказа «Как зайчонку маму искали».

Развивающие:

  • Развивать мышление, слуховое внимание.
  • Развивать целостное восприятие предмета.
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к разнообразию животного мира, бережное и гуманное отношение к животным.
  • Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу в ходе занятия, умение при необходимости оказывать помощь затрудняющемуся сверстнику.

Индивидуальная работа: Настя – оказание помощи при складывании разрезной картинки (педагог или ребенок), сопряженные действия с педагогом при обведении контура изображения (при необходимости); Сережа – стимулирование при ответах на вопросы педагога, оказание помощи при отгадывании загадок.

Дифференцированный подход: Настя, Сережа – разрезные картинки с облегченной линией разреза, меньшим количеством деталей, меньшее количество «зашумленных »контуров на листе; Настя, Сережа - упрощенные вопросы, наводящие вопросы воспитателя; Давид  - преимущественное право на выполнение задания первым, как образца другим детям, т. к. ребенок наиболее хорошо ориентируется в тематике занятия и в понимании словесных инструкций педагога.

Предварительная работа: изучение тем «Дикие животные», «Дикие животные готовятся к зиме», «Детеныши диких животных»,

отгадывание загадок о животных, чтение рассказов о животных, складывание разрезных картинок с различными линиями разреза.

Методы и приемы:

  • Наглядные:
    -рассматривание картинок с изображением животных и их жилищ;
    -составление разрезной картинки (для визуализации и формирования целостного образа предмета);

-использование картинок с «зашумленным» контуром (для зрительного выделения необходимого контура).
Словесные:
-объяснение, разъяснение и уточнение (при предъявлении заданий, ответах детей на вопросы);
-чтение художественного текста;
-вопросы;
-загадывание загадок;

-выполнение речевых инструкций;
-похвала для поощрения стараний детей.

  • Практические:

-дидактические игры;

-дидактические упражнения;

-учебно-игровые ситуации;

-графомоторное упражнение;

-сюрпризный момент (для привлечения внимания и формирования интереса к деятельности);

-физминутка (как здоровьесберегающий компонент для смены деятельности и оздоровления детей)

Материалы и оборудование:

  • Картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, белка, медведь, волк).
  • Картинки с изображением жилищ данных животных.
  • Разрезные картинки с изображением диких животных разного уровня сложности (количество деталей, сложность разреза).
  • Картинки с загадками про диких животных.
  • Конверт с письмом, мягкий мяч, мел, медали для поощрения детей;
  • Карточка с рассказом «Как зайчонку маму искали».
  • Карточки с наложенными друг на друга контурными изображениями диких животных (3-4 контура).
  • Карточки с изображением детёнышей диких животных.
  • Чёрные фломастеры по количеству детей.

Ход образовательной деятельности

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I Организационно-мотивационный

Ребята, давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга и настроимся на занятие.

Приветствие.

Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Будем заниматься, очень стараться!

Сюрпризный момент «Письмо».                            Ребята, сегодня я пришла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт с письмом, но только от кого оно, не написано. На конверте есть загадка, давайте её отгадаем. Может быть тогда узнаем, кто прислал письмо.                      

 Это что за мужичок                                                      Сел у дуба на сучок?                                              Невелик, да деловит,                                                 Зря нисколько не сидит:                                           Он без молотка, без рук                                                      По стволу стучит: тук-тук.                                     Мужичок тот не простой                                              -Это доктор наш лесной.

                              /дятел/

                                         

                                                                               

Кто это? Как вы догадались?                                        Вот теперь мы знаем, кто написал письмо. Прочитаем его?

Дети вместе с педагогом повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.

Дети проходят и садятся на стульчики

II Основной

Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в лесу случилась беда, поднялся сильный ветер. Животные разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных, которые потеряли свои домики, отгадайте загадки:

Зачем-то уши длинно отросли,

 А хвост, как шарик, не мешает бегу.

Я видел летом – он под цвет земли,

 Цвет зимний у зверька – подобен снегу.

                                    /заяц/

                                                                                                     

                                                   Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт.

                                    /лиса/

                                                                                   

Я скачу туда – сюда по деревьям ловко,

 Не пустует никогда у меня кладовка.

                                   /белка/

                                                                     

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

                               /медведь/

                                                               

Кто зимой холодной

 В лесу бродит злой, голодный?

                                      /волк/

                                                                     

Молодцы, ребята, справились с заданием! А как одним словом мы назовем этих животных?

Почему их называют дикими?

Давайте поможем этим животным отыскать их домики.

Дидактическое упражнение «Кто где живёт?»

Молодцы, ребята, помогли животным найти их дома и правильно справились с заданием.

А теперь Давид ещё раз расскажет нам, кто где живёт.

Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунки с изображением животных, но сильный ветер разбросал все части рисунков. Давайте их соберём.

Дидактическая игра «Собери животное».

Подойдите к столу, я раздам вам конверты с разрезными картинками. Когда вы соберёте правильно все части рисунка, то увидите, какое животное у вас получилось.

Какое животное получилось у тебя, Давид?

А у тебя, Диана?

Настя, посмотри, правильно ли собрал свою картинку Дима?

А теперь пора отдохнуть. Встанем в кружок на ковре.

Физминутка «Дикие животные»

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят.

Ребята, мы оказались с вами на сказочной полянке. Давайте присядем и послушаем сказку, которую прислал в письме дятел.

(Педагог даёт установку на внимательное прослушивание сказки, так как после прочтения будут задаваться вопросы).

Сказка: “Как зайчонку маму искали”

Однажды дятел в лесу услышал, как кто-то жалобно плачет. Он  увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”

Тут на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

– Что случилось? Ты потерялся?

– Да я потерял маму.

– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?

– Нет,– горько заплакал малыш.

Вышла медведица и сказала:

– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Из-под пня выкатилась ежиха. Она  сказала:

– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Подошла лиса.

– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?

– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?

– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

– Моя мама самая красивая!

И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!

Дети, а вы узнали этого малыша? Кто это был? /Зайчонок/

Как вы догадались?

Расскажите, какая у него мама?

Какие животные подходили к зайчонку? Перечислите их (лиса, белка, медведица, ежиха).

 Вы рады, что зайчонок нашел свою маму?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди маму для детёныша».

На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке.

Какое животное ты обвёл? Почему? Для кого ты искал маму?

Воспитатель бросает мяч детям по очереди, и они по одному отгадывают загадки.

Дети объясняют, как они догадались.

Это дикие животные.

Ответы детей.

Дети соединяют линией (мелом) на демонстрационной доске картинки с изображением диких животных и их жилищ.

Ребёнок развернутым ответом подводит итог.

Дети собирают разрезные картинки с разной сложностью разреза (индивидуально – дифференцированный подход).

Дети отвечают на вопросы.

Дети имитируют повадки диких животных.

Дети слушают сказку.

Дети отвечают на вопросы педагога по тексту сказки.

Дети описывают внешний вид зайчихи.

Дети обводят фломастером контурное изображение заданного животного.

Оказание индивидуальной помощи затрудняющимся детям.

III Заключительный

Что мы сегодня делали на нашем занятии?

О каких животных говорили?

Какие задания выполняли?

Вы молодцы, очень помогли сегодня лесным жителям, были внимательны, работали дружно, быстро и поэтому хорошо справились со всеми заданиями.

За то, что вы так хорошо помогли животным, они решили вас поощрить медалями «Помощники леса»

Ответы детей.

Сегодня мы отгадывали загадки о диких животных, упражнялись в складывании разрезных картинок, находили дома для диких животных, читали рассказ о зайчонке, потерявшем маму, находили мам для других детёнышей диких животных.

Дети получают медали и выходят из группы.

Дети достают конфеты, благодарят и выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу».

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень в лесу»....

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по рисованию, ознакомлению с окружающим и социальному развитию для детей с нарушениями интеллекта.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по рисованию, ознакомлению с окружающим и социальному развитию для  детей снарушениями  интеллекта : " Поможем курочке  маме -...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В царстве комнатных растений»...