Программа "МАССАЖист С ПЕЛЕНОК"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ефремова Наталья Анатольевна

Программа психолого-педагогической коррекции по формированию мелкомоторных навыков у детей раннего возраста с двигательными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_massazhist_s_pelyonok.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО,

МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Отделение развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы»

ПРОГРАММА

психолого-педагогической коррекции

детей раннего возраста с нарушениями развития

по формированию мелкомоторных навыков

с использованием элементов песочной терапии

«МАССАЖист С ПЕЛЁНОК»

 

Программа составлена

Ефремовой Н.А.,

учителем-дефектологом

ЦРВ ОКУ ЦППМСП

Курск, 2019 г.


Содержание

Введение

3-4

Пояснительная записка

5-7

Содержание занятий

8-20

Заключение

21-23

Список литературы

24


Введение

«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию

и активизирует возможности самоисцеления,

 заложенные в человеческой психике»

К.Г. Юнг

Современное медицинское и педагогическое сообщество по-прежнему волнует прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей. Растет число недоношенных малышей, детей с врожденными аномалиями, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Ребенок с ТМНР – это чаще всего ребенок с тяжелой формой церебрального паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями [2].

Единого же определения тяжелого и множественного нарушения развития в нашей стране нет, но, даже исходя из представленной формулировки видно, что двигательные нарушения развития выходят на первый план. И это не случайно, поскольку двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

Двигательное поведение новорожденного ребенка – это рефлексы. Рефлекторные инстинктивные действия исчезают по мере дальнейшего его развития, а формирование произвольных движений набирает обороты. Выраженность таких нарушений у детей с ТМНР варьируется от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве.

В свою очередь, двигательная депривация, при которой ребенок не получает достаточного количества тактильных, слуховых и иных стимулов, усугубляет ситуацию и может провести к сенсорной депривации, даже если первичные нарушения не затронули сенсорную сферу. В случае, когда окружающая среда остается непонятной и непредсказуемой формируется когнитивная депривация. Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития [2].

Исходя из этого, следует вывод, что каким бы тяжелым ни был вариант нарушения развития малыша, одного медицинского воздействия на проблему недостаточно, а в комплексе с развивающим уходом и психолого-педагогической поддержкой можно помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире.

Одним из эффективных средств формирования двигательных навыков малыша является массаж. Массажные движения создают благоприятные условия для ускорения передачи нервного возбуждения. Кроме того массаж снижает утомление, повышает физическую и умственную активность [1].

На сегодняшний день существует множество методик, техник, методов и приемов, в том числе инновационных, позволяющих педагогам оказать адресную помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, где психокоррекционная работа играет важнейшую роль.

Абилитационная и реабилитационная работа с ребенком, имеющим в различном сочетании двигательные нарушения, как правило, включает в себя различные виды массажей. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Сочетание прикосновения к поверхности кожи с движением приводит к развитию высших психических функций. Особенно эффективным в раннем возрасте является массаж пальцев рук [4].

Данная программа основана на одном из методов психокоррекции – песочной терапии с использованием основных массажных приемов: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (похлопывание, встряхивание).

Песочная терапия – вид арт-педагогики, который включает в себя систему упражнений и игр с песком. Этому методу уже более ста лет, но его применение в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития и по сей день не теряет своей актуальности. Связано это, в первую очередь, с качеством самого материала – песком, его природной загадочностью и способностью «дышать, двигаться, быть живым». Энергетический природный материал дает возможность «выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия» [3, стр. 5].

При создании песочной композиций не нужны специальные навыки, поэтому ребенок не боится совершить ошибку или неточность. Песочная терапия для ребенка – игра для самовыражения. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игра или игрушка не заменит «живой» родительской улыбки. 

Данный метод не требует особых материальных затрат, поэтому его могут использовать не только квалифицированные педагоги и психологи в центрах развития детей, но и самые лучшие воспитатели ребенка – его родители.

Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии, а ее эффективность зависит как от выбора варианта работы, так и от систематичности и рациональности использования.


Пояснительная записка

Программа «МАССАЖист С ПЕЛЁНОК» составлена с учетом общепедагогических принципов; психологических особенностей детей раннего возраста; методов, приемов, форм коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР).

Программа представляет собой организованный во времени план коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов песочной терапии, направленных, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой – на оптимизацию двигательной активности ребенка раннего возраста.

Актуальность программы основывается на формировании двигательных (мелкомоторных) навыков у ребенка раннего возраста с ТМНР. Наблюдение и опыт показывают, что игра с песком способствует развитию сенсомоторных навыков, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, корригирует детско-родительские отношения и социальное поведение.

Новизной программы является игровое обучение ребенка раннего возраста, имеющего двигательные нарушения, основному комплексу массажных упражнений (приемов), для формирования его тактильно-кинетической чувствительности, регуляции мышечного тонуса и развития мелкомоторных навыков.

Цель: создание условий для формирования и развития двигательных (мелкомоторных) навыков у ребенка раннего возраста с ТМНР с учетом его индивидуальных особенностей.

Задачи программы:

- снизить психофизическое напряжение;

- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в частности тактильно-кинестетической чувствительности;

- формировать и развивать произвольность моторных навыков (движений рук) при работе с песком:

• активно двигать руками, каждой отдельно и обеими одновременно (размашистые движения, скольжение ладонями/пальцами по поверхности в продольном, поперечном и спиралевидном направлениях; похлопывание ладонями и пальцами);

• произвольно захватывать, удерживать (пальцами (пинцетный/ щепотный захват), в кулаке, между ладоней с сомкнутыми пальцами) и отпускать используемый материал (песок);

• сгребать и разгребать песок ладонью с раздвинутыми/сомкнутыми пальцами и непосредственно пальцами;

• перетирать песок между ладоней с сомкнутыми пальцами и непосредственно пальцами;

- развивать умения действовать по образцу с сопровождением вербальной инструкции;

- актуализировать эмоции.

Условия реализации программы

Программа реализуется с детьми в возрасте 2-3 лет с тяжелыми и множественными, в том числе двигательными нарушениями.

Форма занятий - индивидуальная с участием родителей (законных представителей).

Количество занятий - 20 занятий (2 занятия в неделю продолжительностью до 20 минут).

Противопоказаниями для проведения занятия по песочной терапии являются: аллергические реакции; соматический дискомфорт ребенка; механические травмы и проявления на коже рук ребенка (порезы, царапины, сыпь и пр.).

Методы и приемы обучения:

-  наглядные (образец выполнения упражнения);

- словесные (объяснение, описание, поощрение, использование малых фольклорных форм для стимуляции и мотивации ребенка);

- практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений).

Основные материалы для проведения песочной терапии:

- стандартизированная деревянная песочница;

- сухой и (или) мокрый песок;

- набор миниатюрных игрушек (предметов), связанный с миром, окружающим ребенка (животные, предметы быта и пр.).

Используемые игровые упражнения для формирования двигательных умений:

- поглаживание (3 занятия);

- растирание (3 занятия);

- разминание (3 занятия);

- вибрация/похлопывание/встряхивание (3 занятия).

Примерный план занятий:

1-3 занятие – адаптация (привыкание к материалу);

4-18 занятие – обучение (приобретение сенсомоторного опыта);

19-20 занятие – рефлексия (подведение итогов).

Общая структура обучающего занятия:

  1. Адаптационный этап (2-3 минуты).

Цель: снижение психофизического напряжения, оптимизация эмоциональной сферы и поведения.

  1. Формирующий этап (14-16 минут).

Цель: развитие сенсорных ощущений, формирование моторных навыков.

  1. Закрепляющий этап (2-3 минуты).

Цель: регуляция мышечного тонуса, актуализация эмоций.

Ожидаемые результаты:

- снижение у ребенка психофизического напряжения;

- формирование доверительных отношений с педагогом, развитие умения действовать совместно с родителями;

- динамическое улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, сформированности ручных умений, эмоционально-волевой сфере.

Предложенная программа является вариативной, при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени усвоения материала.


Содержание занятий

Примечание. Занятия 4-18 являются обучающими; каждое игровое упражнение (двигательное умение) закрепляется поэтапно:

- совместная работа ребенка и педагога;

- совместная работа ребенка и родителя под руководством педагога;

- самостоятельная работа ребенка под руководством родителя и контролем педагога.

Занятие № 1 – адаптационное (совместная работа ребенка и педагога)

Задачи:

- познакомить родителей с правилами организации безопасного поведения ребенка при игре с песком.

Родители и педагог обязаны контролировать поведение ребенка раннего возраста при игре с песком! Основные правила: есть нельзя! рассыпать нельзя!

- привлечь ребенка к игровому материалу.

Педагог, используя малые фольклорные формы и игрушки-миниатюры предлагает ребенку «подружиться» с песком, выполняет движения по текст, контролирует поведение ребенка.

Я ладошки подружу, на песочек положу.

Песочек согрею сейчас, как умею.

Нежно поглажу одною ладошкой,

Теперь поглажу другою немножко.

Тишь да гладь и дна не видать.

Но пальцами разгребу, на дне камешек найду.

Его ладошками прижму

И песочек разотру.

Камешек спрячу, песочком приглажу,

Песочек согрею опять, как умею.

Теплый песок, сожму в кулачок,

Чуть-чуть подержу, теперь отпущу.

И еще разок, сожму в кулачок.

Опять отпущу ладошкой прижму.

Пальцами песочек быстро пощиплю,

Я среди песочка камешки ищу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Весело играли: гладили, сжимали

Спасибо песочек, теплый дружочек!

- провести беседу с родителями по итогу занятия.

Занятие № 2 – адаптационное (совместная работа ребенка и родителя под руководством педагога)

См. занятие №1.

Занятие № 3 – адаптационное (самостоятельная работа ребенка под руководством родителя и контролем педагога)

См. занятие №1.

Занятие № 4 – обучающее занятие: поглаживание (совместная работа ребенка и педагога)

Обучающие задачи:

- разравнивать песок открытыми ладонями с сомкнутыми/разомкнутыми пальцами;

- разравнивать песок ребром ладони;

- разравнивать песок пальцами.

Адаптационный этап (игрушка-миниатюра: кошка)

Педагог показывает игрушку, дает возможность ребенку рассмотреть ее, потом предлагает с ней поиграть, выполняет пальчиковую гимнастику сначала на одной, затем на второй ладони ребенка:

Пришла киска неспеша, чтоб погладить малыша.

«Мяу-мяу, - скажет киска, - эта детка хороша!»

Покажи ладошку, расскажу про кошку (поглаживаем ладошку игрушкой).

Будем пальчики считать: 1,2,3,4,5 (пальцы сжимаем в кулачок).

Вот кулак, а вот - ладошка (распрямляем пальцы).

На ладошку села кошка (гладим ладошку игрушкой).

У кошки лапки (щекочем ладошку).

На лапках царапки (массируем пальчики).

Педагог поясняет, что кошечка тоже любит играть в песочнице, открывает песочницу и напоминает ребенку основные правила: есть нельзя, рассыпать нельзя!

Формирующий этап

Последовательно показывает и рассказывает игры, ребенок сопряженно с педагогом выполняет упражнения (2-3 раза):

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (поглаживаем песок ладонями).

А потом они устали,

Сладко-сладко засыпали (ладони статично лежат на песке).

Как у нашей кошки мягонькие ножки (ладони лежат на песке, поглаживаем рукой по руке),

А на мягких лапках – коготки царапки (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

Как у нашей мышки ножки-коротышки (ладони лежат на песке поглаживаем рукой по руке).

Ножки мышкины спешат

К сырной корке - и назад (разгребаем (глубокое поглаживание) песок пальцами).

Киска с нитками играла

все клубочки размотала (разгребаем песок ребром ладони от себя).

Помоги, дружочек,

намотать клубочек (сгребаем песок ребром ладони на себя).

Закрепляющий этап

Педагог поясняет, что игра с песком окончена, предлагает стряхнуть песок с ладошек и закрыть песочницу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Спасибо песочек, теплый дружочек!

Педагог выбирает для ребенка игру для регуляции его мышечного тонуса.

Упражнение «Клубок» (разматывание/наматывание ниток – повышение тонуса).

Упражнение «Прогулка голубой ниточки» («проматывание» нитки через пальцы – снижение тонуса).

С родителями проводится беседа по итогу занятия.

Занятие № 5 – обучающее занятие: поглаживание (совместная работа ребенка и родителя под руководством педагога)

См. занятие №4.

Занятие № 6 – обучающее занятие: поглаживание (самостоятельная работа ребенка под руководством родителя и контролем педагога).

См. занятие №4.

Занятие № 7 – обучающее занятие: растирание (совместная работа ребенка и педагога)

Обучающие задачи:

- растирать песок открытыми ладонями с сомкнутыми/разомкнутыми пальцами;

- растирать песок между ладоней;

- распирать песок между пальцами.

Адаптационный этап (игрушка-миниатюра: рыбка)

Педагог показывает ребенку игрушку-рыбку на ладошке и зажимает ее в кулак, читает четверостишие и отпускает рыбку в импровизированную речку. Предлагает ребенку поймать всех рыбок (игра «Рыбалка»).

Рыбку я держу в руке,

Зажимаю в кулачке.

Вот немножко подержу,

Потом в речку отпущу.

Педагог поясняет, что сегодня песочница превратиться в большую речку, в которой будут плавать разные рыбки и другие животные; открывает песочницу и напоминает ребенку основные правила: есть нельзя, рассыпать нельзя!

Формирующий этап

Последовательно показывает и рассказывает игры, ребенок сопряженно с педагогом выполняет упражнения (2-3 раза):

Тишь да гладь, никого не видать (ладони спокойно лежат на песке),

Только легкая волна набежит издалека (поглаживаем песок ладонями).

Ладошками песочек быстро разотру (продольно растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами по поверхности песочницы),

Я среди песочка рыбок поищу.

Рыбка плавает в водице (набираем песок в ладони, перетираем между ладошек с сомкнутыми пальцами),

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами),

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула.

Рыбка быстро уплыла.

Маленькие рыбки плавали в реке (поперечно растираем песок пальцами по поверхности песочницы),

Весело играли там, на глубине (глубоко, поперечными движениями, растираем песок ладонью с разомкнутыми пальцами, постепенно углубляем пальцы в песок).

И сказала рыбка: "Нырять здесь не легко,

Потому что очень-очень глубоко!"

Глубоко на дне речном,

Рак гуляет босиком (набираем песок в ладони, перетираем между ладоней с сомкнутыми пальцами):

Он натер сегодня пятку,

Целый день плясал вприсядку (набираем песок «щепотью», перетираем пальцами).

Закрепляющий этап

Педагог поясняет, что игра с песком окончена, предлагает стряхнуть песок с ладошек и закрыть песочницу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Спасибо песочек, теплый дружочек!

Педагог выбирает для ребенка игру для регуляции его мышечного тонуса.

Упражнение «Рыбак» (игра с гидрогелем).

Примечание. Для снижения тонуса: «купание» рук в гидрогеле; для повышения тонуса: избирательное захватывание и перетирания гидрогеля руками.

С родителями проводится беседа по итогу занятия.

Занятие № 8 – обучающее занятие: растирание (совместная работа ребенка и родителя под руководством педагога)

См. занятие №7.

Занятие № 9 – обучающее занятие: растирание (самостоятельная работа ребенка под руководством родителя и контролем педагога).

См. занятие №7.

Занятие № 10 – обучающее занятие: разминание (совместная работа ребенка и педагога)

Обучающие задачи:

- захватывать песок между ладоней с сомкнутыми пальцами;

- захватывать песок в кулачки;

- захватывать песок пальцами.

Адаптационный этап (игрушка-миниатюра: мобильная гусеница)

Педагог показывает ребенку разноцветные мягкие шарики (которые собираются в гусеницу с помощью липучек), дает возможность ребенку рассмотреть их и обращает внимание на то, что шарики можно прилепить друг к другу. Педагог показывает это действие и предлагает ребенку оказать помощь, когда получается гусеница педагог обыгрывает гимнастику:

Гусеница, гусеница, бабочкина дочка (поглаживаем руки ребенка),

По травинкам ползает, кушает листочки (продольно растираем пальцы рук ребенка, с нажимом на фаланги):

Ам! Ам! Ам!

В окончании гимнастики педагог поясняет, что сегодня песочница превратится в огород, где можно собирать овощи, чтобы накормить гусеницу.

Педагог открывает песочницу и напоминает ребенку основные правила: есть нельзя, рассыпать нельзя!

Формирующий этап

Последовательно показывает и рассказывает игры, ребенок сопряженно с педагогом выполняет упражнения (2-3 раза):

Разровняли огород, где много овощей растет (разглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

В огороде у нас в ряд – восемь длинных гряд (глубоко поглаживаем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

В руки мы песок берем, по крупинкам перетрем (растираем песок между ладоней с сомкнутыми пальцами).

Наберем песок в ладошки и подержим так немножко (захватываем песок кулачками);

Отпускаем песок, делаем бугорок.

На бугорке я травку рву

Одной-другой рукой.

Смотрите люди на меня, помощник я какой (поочередно захватываем песок пальцами правой и левой руки: щепотный, пинцетный захват),

Теперь овощи сорвем и в лукошко соберем:

С веток овощи снимаю

И в лукошко собираю.          

Будет полное лукошко,        

Я пойду с ним по дорожке (поочередными хватательными движениями пальцами левой и правой руки собираем игрушки-миниатюры - овощи, спрятанные в песке).

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем.

Вот фонарики сияют,

Нам дорожку освещают (ладони лежат на песке, поочередно сжимаем и разжимаем кулачки).

Закрепляющий этап

Педагог поясняет, что игра с песком окончена, предлагает стряхнуть песок с ладошек и закрыть песочницу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Спасибо песочек, теплый дружочек!

Педагог выбирает для ребенка игру для регуляции его мышечного тонуса.

Упражнение «Покорми гусеницу» (игра с тестом).

Примечание. Для снижения тонуса: приминание теста ладонями - «лепешки»; для повышения тонуса: ощипывание теста пальцами – «зернышки»).

С родителями проводится беседа по итогу занятия.

Занятие № 11 – обучающее занятие: разминание (совместная работа ребенка и родителя под руководством педагога)

См. занятие №10.

Занятие № 12 – обучающее занятие: разминание (самостоятельная работа ребенка под руководством родителя и контролем педагога).

См. занятие №10.

Занятие № 13 – обучающее занятие: похлопывание/вибрация (совместная работа ребенка и педагога)

Обучающие задачи:

- прихлопывать песок ладонями с сомкнутыми/разомкнутыми пальцами;

- прихлопывать песок кулачками;

- прихлопывать песок пальцами.

Адаптационный этап

Игра «Ладушки».

Педагог открывает песочницу и напоминает ребенку основные правила: есть нельзя, рассыпать нельзя!

Формирующий этап

Последовательно показывает и рассказывает игры, ребенок сопряженно с педагогом выполняет упражнения (2-3 раза):

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошка не дают (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

Педагог поясняет, что на песке появились точки, они похожи на капельки дождя.

Капельки-дождинки

Упали на травинки.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки (похлопываем пальцами по песку – «дождик»).

На ладошки дети

Ловят капли эти.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки (педагог похлопывает пальцами по ладоням ребенка, которые лежат на песке).

        

Солнечные зайчики

У меня в ладошке (похлопываем ладонями по песку).

Поиграю пальцами:

Покружу немножко (круговыми движениями растираем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

Много мы сейчас играли,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

И играть опять начнем (ладони лежат на песке).

Как сожму я кулачок,

Да поставлю на бочок (ладони лежат на песке, сжимаем кулачки, ставим на ребро)

Кулачками постучу,

Быстро двигаться хочу.

Раз - кулак, два - кулак.

Я умею быстро так (похлопываем кулачками по песку, ускоряя темп).

Поиграли – отдохните!

Ваши пальчики встряхните (потряхиваем ладонями).

Закрепляющий этап

Педагог поясняет, что игра с песком окончена, предлагает стряхнуть песок с ладошек и закрыть песочницу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Спасибо песочек, теплый дружочек!

Педагог выбирает для ребенка игру для регуляции его мышечного тонуса.

Упражнение «Капельки дождя» (игра с теплой и прохладной водой).

Примечание. Для снижения тонуса: педагог поливает из лейки теплой водой на ладошки и пальцы ребенка; для повышения тонуса: педагог капает из пипетки поочередно прохладной и теплой водой на ладошки и пальцы ребенка.

С родителями проводится беседа по итогу занятия.

Занятие № 14 – обучающее занятие: похлопывание/вибрация (совместная работа ребенка и родителя под руководством педагога)

См. занятие №13.

Занятие № 15 – обучающее занятие: похлопывание/вибрация (самостоятельная работа ребенка под руководством родителя и контролем педагога).

См. занятие №13.

Занятие № 16 – обучающее занятие: комплексное

Обучающие задачи:

- выполнять отработанные упражнения в последовательном сочетании, подражая педагогу.

Адаптационный этап (игрушка-миниатюра: кисточка для рисования)

Педагог показывает ребенку кисточку и предлагает с ней поиграть, на ладонях порисовать (упражнение проигрывается на обеих руках):

Игра «Тимошка».

Маленький Тимошка

Гладил ладошки.

На каждой ладошке

Искал три дорожки.

1,2,3 - кисточкой потри.

А еще посмотри,

Он считал бугорки:

1,2,3,4,5,

Начинаем мы играть!

Педагог открывает песочницу и напоминает ребенку основные правила: есть нельзя, рассыпать нельзя!

Формирующий этап

Последовательно показывает и рассказывает игры, ребенок сопряженно с педагогом выполняет упражнения (2-3 раза):

Девочки и мальчики

Расправляют пальчики (ладони лежат на песке, разводим и сводим пальцы).

Пополам сгибают,

Кулачки сжимают (сжимаем и разжимаем кисти рук).

Мыли мылом ручки.

Мыли их немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки (продольно и поперечно поглаживаем песок ладонями с сомкнутыми пальцами).

Наварили кашки

Помешали ложкой

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки (поглаживаем песок круговыми движениями ладонями с разомкнутыми пальцами).

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки (растираем песок продольными и поперечными движениями ладонями с сомкнутыми пальцами, как бы рисуя бревна).

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки (сжимаем / разжимаем песок обеими руками).

Хлопали ладошки

Танцевали ножки

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки (похлопываем ладонями по песку).

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки (ладони лежат на песке).

Закрепляющий этап

Педагог поясняет, что игра с песком окончена, предлагает стряхнуть песок с ладошек и закрыть песочницу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Спасибо песочек, теплый дружочек!

Педагог выбирает для ребенка игру для регуляции его мышечного тонуса.

Упражнение «Песочная мука» (игра с мокрым песком).

Примечание. Для снижения тонуса: педагог увлажняет песок, предлагает ребенку спрятать ладошку в мокрый песок, потом ищет каждый его палец; для повышения тонуса: педагог предлагает «замесить тесто» - проводятся основные массажные приемы на мокром песке.

С родителями проводится беседа по итогу занятия.

Занятие № 17 – обучающее занятие: комплексное

Обучающие задачи:

- выполнять отработанные упражнения в последовательном сочетании, подражая родителю.

См. занятие №16.

Занятие № 18 – обучающее занятие: комплексное 

Обучающие задачи:

- выполнять отработанные упражнения в последовательном сочетании под минимальным контролем родителя по инструкции педагога.

См. занятие №16.

Занятие № 19 – рефлексивное занятие

Задачи:

- обеспечить стимулирующую среду, в которой ребенок закрепляет полученные навыки.

Педагог, напоминает ребенку основные правила: есть нельзя! разбрасывать нельзя! Отрывает песочницу и, используя малые фольклорные формы, а также игрушки-миниатюры, предлагает ребенку комплекс игр в песочнице по следующим направлениям:

- чувства на ладошке

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими всех согревало (поглаживаем песок ладонями с разомкнутыми пальцами).

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли (нащупываем в песке игрушки-миниатюры: камешки-марблс).

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи (поглаживаем песок ладонями, собираем камешки).

- отпечатки

Скачут две лягушки –

Зеленные квакушки.

Комаров они поели,

Прогуляться захотели.

Шлеп-шлеп ножками,

Хлоп-хлоп ладошками (хлопаем ладонями с сомкнутыми / разомкнутыми пальцами по песку)

- прятки

Бежит лиса по мостику,

Метет перила хвостиком.

А навстречу зайчики –

Маленькие пальчики:

«Ой, боимся мы лису!

Быстро спрячемся в лесу!» (растираем в разных направлениях и углубляем ладони в песок)

- пересыпание

Роет норку хитрый крот.

Он копает огород.

Роет здесь и роет там.

В середине, по бокам (набираем песок ладонями и пересыпаем из одного места в другое)

- рисование (рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения)

1,2,3,4,5

Буду пальцем рисовать.

Нарисую солнца круг,

Ну, и лучики вокруг.

Солнце лучики роняет

И дорожку согревает.

На солнышке травинки,

Выпрямляют спинки.

Педагог поясняет, что игра с песком окончена, предлагает стряхнуть песок с ладошек и закрыть песочницу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Спасибо песочек, теплый дружочек!

С родителями проводится беседа по итогу занятия.

Занятие № 20 – рефлексивное занятие

Задачи:

- обеспечить естественную стимулирующую среду, в которой ребенок, закрепляя полученные навыки, проявляет самостоятельную творческую активность.

Педагог предлагает ребенку поиграть в песочнице так, как ему интересно. Для игры ребенку доступны разнообразные игрушки-миниатюры. Ребенок самостоятельно играет в песочнице, родители и педагог контролируют его поведение.

Зачин игры (педагог выполняет на песке отработанные массажные движения в различном сочетании):

Если хочешь, делай так.

Если хочешь, делай так.

Если хочешь, делай так.

Если хочешь, то скажи,

Если хочешь, покажи.

Если хочешь, будем вместе повторять,

Будем вместе весело играть.

Педагог поясняет, что игра с песком окончена, предлагает стряхнуть песок с ладошек и закрыть песочницу.

Ладошки подружу, песочек отряхну,

Похлопаю в ладошки еще встряхну немножко.

Спасибо песочек, теплый дружочек!

С родителями проводится беседа по итогу комплекса занятия.


Заключение

На основании проведенной коррекционно-развивающей работы по формированию мелкомоторных навыков у детей раннего возраста, подтверждается факт того, что ранний возраст особенно важен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире в связи с чем, является самым благоприятным временем для развития ребенка.

Одним из лучших способов формирования навыков у ребенка является игра. Давно замечено, что маленькие дети, даже играя в одиночку, как умеют, высказывают свои мысли вслух. Игровая деятельность доставляет малышу удовольствие и радость, которые в свою очередь, стимулируют его активное двигательное и психоречевое развитие.

У ребенка, не имеющего возможности активно говорить, руки становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он обозначает образы и сюжеты. Поэтому эффективность пальчиковых игр отмечают как специалисты педагогического и медицинского профиля, так и родительское сообщество.

Пальчиковые игры, организованные с речевым сопровождением, превращаются в маленькие, но познавательные сюжеты. Сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дают положительный эффект в двигательном и познавательном развитии малышей.

Но не стоит забывать, что по сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Поэтому, прежде чем проводить данный вид игры, следует знать, что в пальчиковых играх, как и в классическом ручном массаже, существуют основные приемы, их чередование и объем выполнения, что находится в прямой зависимости от состояния мышечного тонуса малыша. Так темп проведения массажа может быть медленным, средним и быстрым. В первом случае мышечный тонус снижается, а при быстром темпе – повышается.

Одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять легко, скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, продольными, поперечными и кругообразными.

Еще один прием – это растирание. В отличие от поглаживания давление на поверхность кожи усиливается, и рука как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью; также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление и штрихование.

Важным приемом в любом виде массажа является разминание, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, основанием ладони; чаще он провидится спиралевидно или зигзагообразно.

Не менее важный массажный прием, в том числе и в пальчиковых играх – вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Эти движения оказывают сильное воздействие на нервную систему: в разных вариантах повышают или снижают мышечный тонус.

Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. Для этого используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью (сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые вращения) и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).

Вариантов проведения пальчиковых игр значительное множество и ограничивается только фантазией заинтересованного в результате специалиста. Безусловно, в этом виде деятельности есть свои традиционные и не традиционные формы подачи материала и приемы работы, но каждый специалист привносит свою уникальную лепту, что помогает поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка.

Новизной данной программы стало сочетание игрового обучения ребенка раннего возраста с двигательными нарушениями, основным приемам классического ручного массажа в игре с песком, для формирования и развития его мелкомоторных навыков.

На основании цели и задач программы, с использованием комплекса психолого-педагогических методов и подходов, были проведены коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста с ТМНР.

В ходе проведения занятий нами были отмечена положительная динамика в развитии у детей двигательных навыков и познавательного интереса. Но в процессе прохождения этапов игры с песком («хаос», «определение», «интерес») были отмечены индивидуальные трудности усвоения материала.

Большей частью трудности возникали во время адаптационного периода, так называемого этапа «хаоса». У некоторых детей возникла настороженность к материалу: песок прилипал к рукам, вызывал неприятные ощущения своей фактурой, но были малыши, которым, наоборот, хотелось попробовать песок «на зубок». Другим малышам было сложно управлять своими движениями в пространстве, ограниченным песочницей. Иногда восторг от игры только усиливал нервное возбуждение ребенка, что способствовало проявлениям гиперкинеза.

На этапе «определения» - обучающих занятий, трудностей было меньше, они заключались лишь в длительности освоения нового движения. В связи с чем некоторые занятия приходилось дублировать, что несколько изменило условия реализации программы в сроках ее реализации.

«Интерес» - этап, включающий комплексные и рефлексивные занятия, затруднений не вызвал. Это позволило гармонично закончить комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию у детей раннего возраста мелкомоторных навыков с использованием элементов песочной терапии и обучить родителей основным приемам массажа, который в том числе желательно использовать и при проведении с малышом пальчиковой гимнастики.

Обобщенный опыт показал, что реализовывать данную программу лучше с детьми 2-3 лет. С детьми более младшего возраста возможно проведение занятий по данной программе, но в этом случае должны быть пересмотрены условия ее реализации.

В заключении отметим, что песочная терапия при проведении психокоррекционных занятий будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами: невротические и психологические нарушения, кризисные и конфликтные ситуации, нарушения развития (синдром двигательных и поведенческих нарушений, задержка речевого или психоречевого развития).

В настоящее время существует множество программ, содержащих различные задания и упражнения с использованием песка как сухого, так и мокрого (кинетического). Но все они объединены единой целью: не менять ребенка, а дать ему возможность быть собой.



Список литературы

1. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М., 2007. – 256 с.

2. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития: информ.-метод. сб. для специалистов / [О.С. Бояршинова, А.М. Пайкова и др.]; под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. – М., 2017. – 114 с.

3. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М., 2017. – 64 с.

4. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И,; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева  А.Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 140 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер досуга "Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок"

Конспект вечера досуга с детьми старшей группы на закрепление знаний правил пожарной безопасности....

31.03.2013 Досуговая игра «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок!»

Досуговая  игра«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок!»для детей и родителей старшего дошкольного возраста ВЕДУЩИЙ: Мы предлагаем всем принять участие в досуг...

Рекомендации инструктора по физической культуре. «Закаляемся с пеленок!»

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский считал, что понятие закаливания пришло в медицинскую науку из техники, где под ним подразумевается превращение относител...

Говорим с пеленок

Материал предназначен для родителей и педагогов, а также всех неравнодушных к речевому развитию детей. Речь начинается с первого крика ребенка, и уже в этот момент можно определить паталогию....

Учить ли английский с пеленок?

Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени ...

Обучение с пеленок

Умные пальчики...