Комплексы коррекционных игр и упражнений, используемых в образовательном процессе по развитию познавательной деятельности детей, в том числе с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по коррекционной педагогике

Пыжова Наталия Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию подборку коррекционных игр и упражнений , направленных на  развитие познаательной деятельности дошкольников, которые вы можете использовать в работе с дошкольниками как  во время проведения НОД,  а также в индивидуальной работе.Данные комплексы также могут быть использованы в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений

для развития артикуляционной моторики у дошкольников

 (метод двигательной коррекции)

1. Руки поднимаем  вверх через стороны – вдох через нос. Затем руки опускаем вниз через стороны-выдох и произносим длительно звук А

2. Руки поднимает в стороны до высоты плеч и делаем вдох носом. На выдохе  руки делают перекрёст впереди и обнимают плечи, произносим звук О

3.«Змея» 

Руки у плеча. Производим резкие движения рук и языка вперёд одновременно (язык узкий, пальцы вместе).

4. «Болтушка»

Движения языка по губе сопровождаются одновременными движениями кистей рук вверху, перед собой, по сторонам (руки вытянуты)

5. «Маятник»

Руки вытянуты перед собой. Движения языка и рук то в одну, то в другую сторону

6. «Качели» 

Руки близко к телу. Движения кистей рук и языка вверх и вниз. Руки вытянуты вперёд. Кисти рук и язык движутся  вверх и вниз одновременно

7. «Царапаемся»

 Руки к плечам или вытянуты вперёд. Пальцы сжимаются и разжимаются как коготки. Язык покусываем

8.  «Лошадки»

На каждое цокание языком производим резкие движения руками во все направления

9. «Худой-толстый»  

Щёки  надуваем, руки в стороны. Щёки втягиваем, руки ладошками соединяем впереди груди

Базовый комплекс нейропсихологических упражнений, используемый на занятиях по физическому воспитанию

1. «Маленькая гусеница» Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях. Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах».

2.«Большая гусеница» Сидя, руки упираются в пол сзади туловища. Складывая колени перемещаться вперёд (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.
3. «Паучок» Стойка на согнутых ногах и руках животом вверх. Сначала проводится обучение перемещению вперёд, затем назад.

4. «Брёвнышко» Задача ребёнка, лёжа  докатиться до игрушки переворачиваясь в правую и левую стороны

5. «Язык на звук» - включение слухового  внимания. Лёжа на спине. Глаза закрыты. По инструкции педагога: показать направление определённого звука поворотом языка, пальцем или рукой. Время выполнения 1 минута.

6. Диафрагмальное дыхание –дыхание животом, усиливает газообмен, происходит массивный массаж внутренних органов. Проводится лёжа на спине. Надуть живот как шарик, затем сдуть. Вдох проводится через нос, выдох через рот. Для наглядности можно на живот посадить игрушку. 7. Подъём рук и ног под счёт. Лёжа на спине. Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимаешь одну руку и ногу одновременно (левую, затем правую). Рука и нога должны смотреть в потолок.

8. «Скалолаз» Стоя на ногах ребёнок должен пройти вдоль стены ладошками, как будто это скала. Можно отрывать только одну ладошку.

Комплекс кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизирует работу полушарий   

1. «Зеркальное рисование» На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры.

2. «Колечко» Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими.  Можно использовать при этом текст стихотворения.
3. «Кулак – ребро – ладонь»

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Параллельно можно использовать веселые стихи.
4. «Пальчики шалят»

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу: а) на правой руке; б) на левой руке; в) на обеих одновременно.
5. «Моторчик» Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью: а) правой руки; б) левой руки; в) обеими руками одновременно.
6. «Веселые карандаши» Собираем карандаши в кулак: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол : а) правой, левой ,обеими руками одновременно.

  1. Нейропсихология. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

     Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.       Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

Метод сенсорной интеграции – восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое.

Игры с фруктами и овощами. Задачи: развитие артикуляционной моторики, закрепление понятий  цвета, формы и величины предметов, развитие ощущений вкуса и запаха, расширение и активизация лексико-грамматических категорий, совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности мышления.

Игры с «живым» песком – это способ заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное закрепления материала, возможность развития психических и речевых процессов,  коммуникации.

Гелевые коврики. Представляют из собой прозрачные полиэтиленовые пакеты, заполненные цветным гелем для волос. Сенсорно-коммуникативные игры на ковриках направлены на развитие речи (письмо и рисование букв, слогов и слов пальчиками); формирование эмоционального общения со сверстниками и взрослыми; формирование выполнения элементарных инструкций; формирование представлений об окружающем; на развитие внимания, подражания, усвоение действий пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики.

Сенсорная юбка

Задачи работы: коррекция недостатков развития мелкой моторики, активизация речевой деятельности во время решения задач познавательного развития, формирование сенсорного восприятия: цвета, формы и величины предметов, находящихся в карманах и на самой юбке, формирование процессов мышления (анализа, сравнения, обобщения и исключения признаков предметов по цвету, форме, длине,  ширине, качеству), развитие тактильных ощущений.

Сенсорная книжка-малютка

Изготовлена в ручную, страницы книги наполнены различным дидактическим материалом, который фиксируется с помощью липучек, пуговиц, крючков, шнурков, бусинок.. Каждая страница носит развивающий характер, представляет из себя различную тематику, она полифункциональная и представляет собой возможность реализовать интеграцию многих образовательных областей и направлений деятельности с воспитанниками.

Сенсорные планшеты

Страницы планшетов изготовлены из фланели, содержание страниц направлено на развитие сенсомоторной деятельности детей в интегративной подаче закрепления  тематического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

Теоретическое обоснование организации работы по развитию познавательной активности дошкольников...

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях....

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Современные образовательные технологии в развитии познавательной деятельности детей"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Современные образовательные технологии в развитии познавательной деятельности детей"...