ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста
методическая разработка по теме
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_gmo.ppt | 1.92 МБ |
tekst_zashchity.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Индивидуализация Это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Индивидуализация образования 2. Индивидуализация обучения 3 . Индивидуальный подход Направления
Индивидуальность Индивидуальный стиль деятельности Индивидуализация обучения Индивидуальный подход
Индивидуальность Психологическая неповторимость человека, проявляющаяся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, индивидуальном стиле деятельности и т.д Индивидуальный стиль деятельности Зависит от биопсихосоциальных особенностей личности, в целом представляет собой интегральную характеристику индивидуальности. Вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора субъект всегда действует в том стиле. Который ему свойственен Индивидуализация Связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором Индивидуальный подход Состоит в выявлении и реагировании на индивидуальные особенности развития. Поведения, академической успеваемости (иногда ее определяют понятием «информированность») требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия
Цели индивидуализации: Педагогическая поддержка поисково-практической активности (готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками ). Готовность ребенка использовать речь как средство выражения своих желаний, чувств, состояний. Поддержка позитивного эмоционального состояния. Физического и психологического благополучия.
1.Благополучный ребенок 3. Осторожный ребенок 2. Проблемный ребенок
Основные цели и задачи: Создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка. Развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении. Поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира, называть вещи и типичные действия с предметами . Учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий
«Мы играем» «Театральный центр» «Центр развития сенсорики » Центры активности по видам детской деятельности
«Центр изобразительного искусства» «Юные спортсмены » «Начинающий исследователь» «Учимся говорить правильно» «Маленькие строители»
ВИДЕО
Общение и взаимодействие со взрослым
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
СЛАЙД №1 | Тема «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса |
СЛАЙД 2 | В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. – раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. |
Уважаемые коллеги, у меня к вам вопрос. Как вы думаете: бывают ли два одинаковых листа на дереве? А возможно ли абсолютно одинаковое развитие двух детей? Абсолютно верно. Как не бывает двух одинаковых листьев на деревьях, так и не бывает двух детей, которые совершенно одинаково развиваются. Даже близнецы развиваются каждый по своей траектории. А почему не бывает одинакового развития детей? ОТВЕТЫ КОЛЛЕГ. Правильно, во-первых, индивидуальные особенности каждого ребенка не равнозначны. Что-то уже заложено на генетическом уровне. А что-то зависит от условий среды, в которых находится малыш, от стиля семейного воспитания, от социальной ситуации развития. В дошкольном образовательном учреждении разные дети по-разному усваивают материал, осваивают нормы поведения.
| |
СЛАЙД 3 | В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации. Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования становится условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности. |
СЛАЙД 4 | Когда мы задали родителям вопрос «Что такое индивидуализация?», большинство из них ответили, что индивидуализация – это коррекция недостатков в развитии детей. Оставшиеся родители считают, что индивидуализация – это развитие способностей малышей. На самом деле индивидуализацию можно рассматривать в нескольких направлениях которые представлены на слайде |
СЛАЙД 5 | Индивидуализация образования является одним из важнейших показателей качества дошкольного образования и условием удовлетворенности населения образовательными услугами. Индивидуализация образования связана с такими понятиями как «индивидуальность», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» |
СЛАЙД 6 | К аудитории: Мы вам раздали листы бумаги, на которых предлагаем соединить стрелками понятия и соответствующие им характеристики. А сейчас я предлагаю вам проверить правильность ответов (показываете слайд №6 с правильными ответами) |
СЛАЙД 7 | Работая в первой младшей группе, мы определили цели индивидуализации в работе именно с детьми раннего возраста, которые представлены на слайде |
СЛАЙД 8
| Структурируя поведение и проявление детей в возрасте от 2 до 3 лет, можно условно составить «обобщенный условный портрет» ребенка ( я начну, а вы дополняйте портрет). 1.«Благополучный ребенок». У данного ребенка наблюдается регулярность биологических функций: позитивный подход к новым стимулам; он легко приспосабливается к переменам (новая среда, новые люди, новые занятия) легко идет на контакт. 2. Следующий: Биологические функции нерегулярны, преобладает негативная реакция на новые стимулы, медленно адаптируется к переменам, преобладает плохое настроение. Ответ – «Проблемный ребенок» 3. Следующий: реагирует на новые стимулы, замыкаясь в себе, медленно адаптируется к новой ситуации, позитивно воспринимает окружающий мир кроме тех ситуаций в которых он сталкивается с чем-то новым, незнакомым. Какой это ребенок? Ответ – «Осторожный ребенок» Все эти портретные качества следует учитывать педагогам при индивидуализации педагогического процесса. |
К какой перечисленной группе детей подходит характеристика ребенка из следующих педагогических ситуаций? 1. Оксана посещает детский сад первую неделю. Постоянно плачет. Негативно относится к предложениям воспитателя поиграть, обратить внимание на новую игрушку. Просится на руки ко взрослому, но на руках начинает плакать еще сильнее. Спит и кушает плохо («Проблемный ребенок») 2. Денис посещает детский сад 2 месяца. Осторожно идет на контакт с со взрослыми и сверстниками. Держится обособленно. Плачет редко. Играет с одними и теми же игрушками («Осторожный ребенок») 3. Александра откликается на предложения взрослых и сверстников, любит новые игрушки и игры, легко идет на контакт, плачет редко, оказывает детям помощь («Благополучный ребенок») | |
СЛАЙД 9 Фото детей | В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста. - Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде. - Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить. - Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать, то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию. - Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения. |
СЛАЙД 10 | Мы в своей работе обозначили основные цели и задачи комплекса мероприятий под названием «Ребенок познает мир», направленных на развитие познавательных способностей детей раннего возраста. |
СЛАЙД 11 | Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. |
СЛАЙД 12 | |
ВИДЕО | Мы предлагаем небольшое видео где в разных развивающих центрах, малыши самореализуются и удовлетворяют свои познавательные интересы. |
СЛАЙД 13 | Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю. Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации. |
СЛАЙД 14 | Спасибо за внимание!! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...
"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...
Развитии познавательной деятельности детей раннего возраста с ОВЗ через стимуляцию двигательной активности.
Материал статьи поможет родителям и специалистам работающим с детьми с нарушениями двигательной функции.Слабое ощущение движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточнос...
Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...
Комплексы коррекционных игр и упражнений, используемых в образовательном процессе по развитию познавательной деятельности детей, в том числе с особыми образовательными потребностями
Предлагаю вашему вниманию подборку коррекционных игр и упражнений , направленных на развитие познаательной деятельности дошкольников, которые вы можете использовать в работе с дошкольниками как...
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»...
«Развитие познавательной активности детей раннего возраста через исследования и экспериментирования с игрушкой»
Познавательная активность детей раннего возраста...