Логоритмика и звуковые игры с детьми
статья по коррекционной педагогике

Панькова Татьяна Александровна

Рекомендации для воспитателей и родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.26 КБ
Файл logoritmika.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковые игры с детьми

Очень часто ошибки детей связаны с неумением различать на слух похожие звуки: «ш-ж», «с-з», «ц-з». Например, они заменяют и пишут «сапка» вместо «шапка», «мух» вместо «жук». Кроме того, опережающее развитие фонематического слуха положительно сказывается и на исправлении недостатков в звукопроизношении. Ребёнок произносит «мафина» вместо «машина», потому что он просто не различает звук «ш» в потоке остальных звуков. Вот почему родителям необходимо обратить внимание на развитие фонематического слуха у ребёнка дошкольного возраста.

Дети младшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Этот возраст отличает особый интерес к звукам, словам, и чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь ребёнка в интересную игровую деятельность. Играть с ним можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, ожидая прием у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Например, взрослый предлагает ребёнку сказать: «мяу» громко (кот сидит рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот). Аналогично можно заменить «мяу» на «иго-го» (лошадка), «гав» (собачка), «ква-ква», «бе-е-е». взрослый: «Теперь я буду говорить, а вы отгадайте кто или что так делает: «А-а-а». Ребёнок: «Девочка плачет. Певица поёт.» Взрослый: «У-у-у». Ребёнок: «Пароход гудит. Дудочка звучит». «О-о-о»: «Удивилась мама». «Ш-ш-ш»: «Лес шумит, поезд». «С-с-с»: «Ветер свистит. Шарик лопнул». «Ж-ж-ж»: «Жук жужжит». «З-з-з»: «Комарик, пчелка поёт».

Ребенок с удовольствием поиграет со взрослым в игру «Поймай звук», направленную на выделение в звуковом потоке гласного звука (а, о, у, и, ы, э). Взрослый называет и многократно повторяет один гласный звук, который ребенок должен услышать и выделить среди других (хлопнуть в ладоши, когда услышит; присесть, подкинуть мяч или сделать другой оговоренный жест). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: «а-у-м-и-с-о-э-р-ш-ы-ф-л-х-а». Игра повторяется до тех пор, пока каждый звук не будет выделяться ребёнком точно и уверенно.

Любима детьми и игра «Подскажи словечко». Взрослый зачитывает четверостишие, не договаривая последнего слова, а ребёнок заканчивает:

У меня пропал носок.

Утащил его …(щенок).

Хорошо, если в гости к ребёнку «придут» сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умные и находчивые лисичка, зайчик, петушок  или другие любимые детьми персонажи. Это сделает занятия менее утомительными и более привлекательными. Помните, даже самые сложные нарушения речи устранимы, если с терпением и любовью заниматься с малышом.   



Предварительный просмотр:

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

 Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки. Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей:

- слуховое внимание, фонематический слух;

- правильное дыхание, звукопроизношение, мимику;

- словарный запас;

- тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух;

- подвижность органов артикуляции, крупную и мелкую моторику;

- координацию и умение ориентироваться в пространстве;

- умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку;

- умение расслабиться, снять напряжение.

 Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой.

 Заниматься логоритмикой дома очень просто. Достаточно познакомиться с упражнениями, которые педагоги разучивают с детьми, и повторять их с ребенком в домашних условиях. Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям. Если мама не умеет петь, можно использовать фонограммы песен, попевок, хороводных и ритмических игр. Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок. Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у ребёнка уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.

В качестве логоритмических упражнений можно использовать логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» при условии расстановки ритмических акцентов.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Стихотворный материал должен иметь:

– определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

– среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

– насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

– сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

– при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

 «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Движения по тексту стихотворений можно обогащать и видоизменять. Можно делить стихи на части и показывать не только содержание строки, но и каждого слова в ней.

Таким образом, Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, совершенствование двигательных навыков, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, учат преодолевать трудности, помогают детям проявить себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий улучшается работа различных систем организма, например, сердечнососудистой, дыхательной.

Логоритмические упражнения делятся на:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

Например«Солнышко и тучка». Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).

3. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Например:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

 Пекло дневной порой.

Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака

 И остановимся пока.

 (Е. Антоновой-Чалой).

4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Например:

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) 

И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой") 

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) 

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) 

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

5. Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

6. Упражнения на развитие мимики. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек)

Упражнение для мимических мышц.

 Нахмурить брови, расслабить.

Поднять брови, расслабить.

Прищурить один глаз, затем другой.

Зажмурить глаза, расслабить.

Надуть щеки, втянуть щеки,

Набрать воздух под нижнюю губу, под верхнюю губу.

Максимально оскалить зубы.

Опустить верхнюю губу на нижнюю.

 Натянуть нижнюю губу на верхнюю.

Втянуть углы рта и почмокать губами.

Открыть рот, собрать губы в тугой кружочек, расслабить.

Пошевелить ноздрями, как бы раздувая их.

Наморщить лоб, расслабить.

Следить глазами за двигающимся кругу пальцем.

Посмотреть прямо - вправо - прямо - влево - прямо - вправо и т.

7. Развитие чувства темпа. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, взмахах руками и т. д. Можно взять барабан и предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары, под которые можно медленно ходить. Возьмите ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройдите с ним по комнате.

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Отличительной особенностью логоритмических упражнений, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая ребенка к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда ребенок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмическими упражнениями нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать любые предметы, которые доставляют ребенку радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика», для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

Если сами затрудняетесь подобрать музыкальное сопровождение воспользуйтесь «Логоритмика Железновых», где подобраны и упражнения и музыкальное сопровождение.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами».

В статье раскрываются методы и приемы использованиялогопедической ритмики, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи слова, музыки и движения,и описываются игры,, стиму...

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием....

Кинезиология и логоритмика как виды работ с детьми с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Статья расчитана на широкий круг читателей и специалистов.В ней рассказано о нетрадиционных методиках в работе логопеда-кинезиологии и логоритмике.Показаны этапы работы,приведены примеры из личного оп...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми...

Игры и упражнения по логоритмике для занятий родителей с детьми

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся ...