Мастер -класс
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Царева М.Н.

 повышение уровня знаний воспитателей и педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространении нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ  В

РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний воспитателей и педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространении нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность

действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их

широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария

(по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги.

Ход мастер –класса:

Кинезиология –наука о развитии умственных способностей и физического

здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения

позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное

взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» -наука, т. е. наука о движениях.

Кинезиология–достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика).

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга–гуманитарное, образное, творческое–отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга –математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие –слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности–это люди с доминирующим правым полушарием. Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П.Павлова).

Определение функциональной асимметрии полушарий. Тест Павлова И.П.
 Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П.Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной,  так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, - это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа.
Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П.Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.
Инструкция: Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
 Наглядный материал: 9 карточек ; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек –«карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек –«бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек –«шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и

доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек –«карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек –«орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек –«овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует

правое полушарие.

3 вариант. Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит

полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь.

А пик работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется.

Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников, цели которой:

-развитие межполушарной специализации;

-развитие межполушарного взаимодействия;

-синхронизация работы полушарий;

-развитие мелкой моторики;

-развитие памяти, внимания, речи;

-развитие мышления

По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая

работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. Сегодня я предлагаем вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе с нами. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и

сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Колечки. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,

соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак –ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз,

одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак. Всё быстрей делай так. Кулак –ребро –ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола:

выполняется сначала правой рукой, потом –левой, затем –двумя руками вместе. Количество повторений –по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак –ребро –

ладонь), произнося их вслух или про себя.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,

кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в

горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого

одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Ухо-нос.

Левая рука -взяться за кончик носа, правая рука -

взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное

рисование. Это рисование двумя руками одновременно.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу.

Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально –симметричные

рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как

расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий

синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнения можно включать практически во все режимные моменты.

Например, во время утреннего самомассажа.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика с кинезиологическими

элементами.

Крылья носа разотри раз, два, три (поочерёдно указательными пальцами) И под носом себе утри раз, два, три (ребром ладони). Брови нужно расчесать раз, два, три, четыре, пять (одновременно двумя руками, поочерёдно каждым пальцем руки) Вытри пот теперь со лба раз, два (ладошками поочерёдно) Серьги на уши повесь, если есть. (перекрёстно руками) Заколкой волосы скрепи раз, два, три (массаж головы подушечками пальцев рук) Сзади пуговку найди и застегни (указательным пальцем от основания черепа, продвигаясь до 7 шейного позвонка помассировать его круговым движением) Бусы надо примерять, примеряй и надевай (поглаживая поочерёдно ладонями шею) А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку (точки мозга, ямки под ключицами) А сюда браслетики, красивые манжетики (массаж запястий) Девочки и мальчики, приготовьте пальчики (любое кинезиологическое упражнение («Колечки», «Кулак ребро, ладонь», «Ладошки») Вот как славно потрудились и красиво нарядились. Осталось ноги растереть и не будем мы болеть (круговые поглаживания ног)

Кинезиологическая сказка про котёнка.

Жил-был котик(рука в кулак).Лежал он на диване, лапки вытянул

(руки ладошками вниз на коленях), коготочки втянул (руки в кулаки). Услышал шум, побежал посмотреть (кулак-ладонь).

Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый

маленький (колечки). Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал (большой палец одной руки к мизинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мизинец к безымянному).

Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик (соединить

кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. (пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки). А бабушка позвала внучку и попросила её распутать ниточки. Помогла внучка. И получились у неё клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький (колечки).

А котёнку девочка мячик дала, чтобы не скучал (соединить кольцевые фаланги округлых пальцев рук). Стал котёнок с мячом играть (покачивание, соединёнными пальцами, словно катится мяч). А внучка Лезгинку танцевать (лезгинка). Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась (перекрёстные шаги). Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.

Общеизвестная фраза: все болезни от нервов давным-давно никого не удивляет, мы привыкли к стрессу, практически сроднились с ним, и невдомек

нам, что жизнь в стрессе -это постоянное хождение по лезвию бритвы, начало большинства заболеваний, которых можно было бы избежать, если бы каждый из нас, мог на минутку остановиться и задуматься, как помочь себе справиться с проблемами прямо сейчас. А выход есть, и он очень простой.

Кинезиология–это метод, который выявляет и устраняет психоэмоциональную причину практически любого психосоматического

заболевания, быстро избавляет организм от стресса, может быть как методом

лечения, так и профилактики. И при появлении стресса или стрессовой ситуации сам человек может быстро снять его на начальном этапе с помощью простых упражнений.

Кинезеологическая самостоятельная коррекция в домашних условиях за

5 минут.

Как только вы почувствовали, что вас охватывает страх, паника или

вы испугались, нужно сразу-сделать12 глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. Вам необходимо обхватить свою голову руками самому так, чтобы одна ваша рука лежала у вас на лбу, а другая на затылке. Держите руки до тех пор, пока не сделаете глубокий вдох и пока тело не выпрямится, а голова не отклонится немного назад. Еще один знак, что коррекция прошла успешно –равномерное синхронное биение в двух точках на лбу и в двух на затылке. Все утверждают, что после того, как вы подержали СВОЮ ГОЛОВУ В СВОИХ РУКАХ, вы успокаиваетесь, страх полностью уходит, и вы начинаете адекватно оценивать проблему.

Счастье –внутри нас! Помните это!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...