Конспект НОД с использованием игровых и коммуникативных технологий для детей 6 -7 лет с ЗПР «В стране Цифляндии - Удивляндии»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Верещагина Наталья Валентиновна

План конспекта учителя-дефектолога Верещагиной Н.В. с детьми 6 -7 лет

с задержкой психического развития с использованием игровых и коммуникативных технологий

Тема: «В стране Цифляндии - Удивляндии»

Цель: создавать условия для развития коммуникативных навыков детей 6 - 7 лет с задержкой психического развития на основе материала математического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ЗПР25.79 КБ

Предварительный просмотр:

План конспекта учителя-дефектолога Верещагиной Н.В. с детьми 6 -7 лет

с задержкой психического развития с использованием игровых и коммуникативных технологий

Тема: «В стране Цифляндии - Удивляндии»

Цель: создавать условия для развития коммуникативных навыков детей 6 - 7 лет с задержкой психического развития на основе материала математического содержания.

Задачи:

1)Образовательные:

-закреплять умение детей ориентироваться на вертикальной и горизонтальной плоскости, в большом пространстве с открытыми и закрытыми глазами,

-закреплять знания детей цифр 1,2,3 (их правильного написания и состава числа, которое они обозначают),

-упражнять детей находить себе пару, исходя из заданных условий.

2) Развивающие:

-способствовать совершенствованию у детей зрительно-моторной  координации в вертикальном направлении,

-создавать условия для психоэмоционального благополучия детей,

-развивать у детей умение определять на слух, соотносить с буквой и условным обозначением первый звук своего имени,

-способствовать развитию умения у детей  удерживать равновесие в покое и в движении с открытыми и закрытыми глазами,

-способствовать совершенствованию у детей ощупывающих движений, совершенствовать тактильное восприятие детей без зрительного контроля,

-способствовать развитию логического мышления детей.

  3)Воспитательные:

-воспитывать у детей дружелюбие, умение слушать сверстника до конца,

- способствовать совершенствованию умения детей помогать друг другу при необходимости и принимать помощь сверстника,

-совершенствовать умение  детей договариваться друг с другом.

Организация детских видов деятельности: стоя, за столом, сидя на стульях, сидя на полу.

Тип, форма и методы, используемые в НОД:

        Тип: игровой

Метод: словесный, практический, игровой, наглядный

Форма: фронтальная

Вид детской деятельности: коммуникативный, игровой.

Активизация словаря: слова, отражающие ориентировку в пространстве, и слова, отражающие настроение человека.

Материалы и оборудование: 4 мольберта, листы А4 с контурным изображением лиц, цветные карандаши в стакане (8 комплектов), папка с кнопкой,

труба Альма,

кубик с цифрами, кубик с лицами, кубик с точками, корзинки, платки,

карточки с буквой и условным обозначением (твердости – мягкости) по первому звуку имени ребенка (в папке),

 «Карта приключение» (карта группы с указанием спрятанных заданий цифрами) в печатном и электронном виде,

мячики с пупырышками по количеству детей, стулья по количеству детей, мешочки – утяжелители, повязки на глаза (по количеству детей),

«классики» из 9 штук с цифрами – вкладышами 0,1,2,3, карточки с указанием направления движения (стрелки) и количеством шагов (цифры),

комплект картинок по 5 штук (разные) – всего 3-4 комплекта (геометрические фигуры).

Информационный материал:

1.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб,2013.

2. Сиротюк В.Н. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М.,2008.

Ход непосредственно – образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Взрослый и дети стоят в кругу

Листы с контурными изображениями лиц крепятся на мольбертах.  

Дети встают в круг, в руках держат рисунок

Взрослый обращается к детям: «Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждет путешествие в страну Цифляндию - Удивляндию. В этой стране все жители необычные, совсем не такие, какие в обычной жизни. А как вы думаете, почему?  

Чтобы я Вас узнала в этой стране, выберите, каким или какой будешь в этой стране (предлагаются контурные изображения портретов) и нарисуй такое лицо, какое у тебя будет там. Только помните, что это страна Цифляндия - Удивляндия. Подумайте, какие же там жители живут? Не забудьте поставить какой-нибудь знак на рисунке, чтобы я узнала вас в той сказочной стране (не обязательно писать имя).»

       Посмотрите, какие получились портреты. Назови, какое настроение у него?

Подумайте, каких жителей нет в стране Цифляндии -Удивляндии? Почему?

Ответы детей.  «Они там все удивляются.» «Они хорощо считают.» и т.д.

Дети рассматривают контурные изображения лиц

Каждый ребенок цветными карандашами дорисовывает лицо, которое выбрал.

Дети отвечают: «У жителей настроение веселое.», «Они добродушные» и т.д. (контроль полного предложения).

Дети отвечают «Там нет жителей, которые грустят.» , «Все жители веселые, а злые уходят» и т.д. (контроль полного предложения).

Вводная часть (мотивационный момент)

Взрослый и дети в кругу.

Дети встают друг за другом перед трубой, взрослый последний.

«Ваши рисунки я беру с собой. Положите их ко мне в папочку.

 

Ой, что это у меня выпало? Посмотрите. Это карта приключений! Начинаем наше путешествие. В страну Цифляндию - Удивляндию попадают через волшебную трубу.

Дети, не мешая друг другу, складывают рисунки в папку.

Дети рассматривают выпавший листок. «Это карта.»

Дети проползают. Педагог-психолог застревает, дети помогают ему проползти.

Основная часть. Проблемная ситуация

Дети и взрослый стоят в кругу.

(Кубик спрятан в корзинке и накрыт платком.) Дети перемещаются по группе.

Дети и взрослый в кругу.

Конверты с заданиями лежат в разных местах группы, указаны на плане «Карте приключений» - на экране.

Выбор заданий далее аналогичен.

Взрослый и дети сидят на стульчиках, мяч в руках.

Взрослый и дети стоят друг напротив друга. Дети стоят по линии на некотором расстоянии друг от друга.

Взрослый и дети сидят на полу.

Взрослый и дети стоят перед «классиками» из цифр 0,1,2.3.

Дети стоят на клетках «классиков» с цифрами.

Дети сидят за столами в парах. На столе лежит комплект из 5 разных картинок по 5 штук.

«Чтобы нам пройти все приключения в стране Цифляндии - Удивляндии, нам нужен волшебный кубик с цифрами. Но где же он?

Вот он. Этот кубик непростой - каждая цифра обозначает, какое приключение нас ждет. А цифры знаете? Называем все вместе.

Кто же первый начинает?

 Мы это  узнаем по карточке - это первый звук имени.

По цифре на кубике узнаем номер задания.

 Педагог-психолог совместно с детьми ищет цифру на карте.

«Назовите мне место на карте, где написана эта цифра».

Задание 1.

«Волшебные мячики»

«Глаза следят за мячом, а руки и ноги сами выполняют нужное движение.». Взрослый показывает задание:

- мяч вверх, 1 хлопок ,поймать,

- мяч вверх, 2 хлопка, поймать,

- мяч вверх, руки по коленям 1 раз, поймать,

- мяч вверх, руки по коленям 2 раза, поймать,

-мяч вверх, руки 1 раз по коленям, 1 раз хлопок, поймать,

-мяч вверх, руки «ответ в школе 1 раз», поймать,

- мяч вверх, руки «ответ в школе» 2 раза, поймать,

- мяч вверх, ноги 2 раза, поймать.

- Каждому задание отдельно (по образцу).

« Мяч кладем в корзину.»

Задание 2.

«Мешочек на голове» (стоя)

«Закройте глаза. Я Вам на голову положу волшебный мешочек. Вы будете выполнять задания, которые я Вам скажу.»

1) глаза закрыты (предварительно: дети одевают друг другу повязки на глаза.), мешочек на голове (кладет взрослый):

- стоим,

- 1 шаг вперед,

-2 шага вправо,

-2 шага назад,

-1 шаг влево. Дети снимают повязки.

2) глаза открыты, мешочки на голове: задания аналогичные.

Задание 3.

«Узнай цифру».

«Это задание выполняется с закрытыми глазами. Одеваем друг другу повязки на глаза.»

«Повязки снимаем и друг друга  проверяем».

Задание 4.

«Классики с цифрами», стоя.

«Каждый сейчас получит карточку с направлениями движения для впереди стоящего ребенка. Будьте внимательны, когда будете говорить, куда двигаться. Не торопитесь.»

Задание 5.

«Найди пару, если…» (стоя на клетках)

 «Посмотрите, на какой цифре стоите. Найдите себе пару так, чтобы получилась цифра 3.»

Задание 6.

«Логические ряды».

«Садитесь за стол по два человека. У Вас Сейчас необходимо выложить ряд слева направо так, чтобы картинки не повторялись. Второй ряд кладем так, чтобы фигуры друг под другом не повторялись. Следующие ряды также.

Проверьте себя: не должно быть одинаковых картинок в рядах и столбцах.»

Дети ищут нужный кубик.

«0,1,2,3.»

Ребенок узнает свое имя, кидает кубик.

Ребенок кидает кубик и называет цифру задания.

Дети совместно с педагогом-психологом находят нужную цифру и определяют местоположения конверта с заданием.

«В правом верхнем углу», «По середине карты» и т.д.

Дети выполняют задание с мячом по образцу.

Дети складывают мячи в корзину.

Дети выполняют задание по словесной инструкции.

Дети одевают друг другу повязки на глаза. У каждого ребенка цифра и вкладыш.

Дети наощупь без зрительного контроля вставляют цифры, определяют, какая цифра и называют ее «0,1,2,3».

Дети встают рядом друг с другом, получают по одной карточке, где указаны стрелками направления движения. Ребенок озвучивает впереди стоящему ребенку направления движения по «классикам» с цифрами 0,1,2,3.  «От цифры 3 (ребенок встает к цифре 3) вперед 2 шага, влево 1 шаг.» «От цифры 1 вперед 3 шага, назад 1 шаг» и аналогично далее. После выполнения задания ребенок остается на месте. Задание заканчивается, когда все дети встанут на клетки.

Дети смотрят на цифру. на которой стоят, и ищут пару, чтобы получилось число 3.

Дети, выбрав пару ,садятся за столы. Выкладывают ряд из картинок.

Выкладывают 2 ,3,4,5 ряд, согласуя решения между собой.

Физкультминутка \ динамическая пауза

Дети и взрослый, стоя в кругу

Сидя в кругу.

Встали.

                     Вариант 1 (речь с движением).

Один, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

                      Вариант 2 (речь с движением)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покружились. Повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгали

И работать продолжаем.

Дети проговаривают и выполняют движения по тексту.

Загибают пальцы

Ложатся на пол.

Руки за спину.

Поднимают голову.

Дышат.

Топают.

Хлопают.

Кружатся.

Руки «как в школе»

Закрыли глаза.

1,2,3,4,5

Открыли глаза, моргают.

Рефлексия: итог НОД

Оценка деятельности детей.

Взрослый и дети стоят в кругу.

Труба Альма.

Портреты крепятся на мольберте.

«Наши приключения подошли к концу, мы выполнили все задания карты. Нам пора возвращаться.

Мы очень изменились в той стране. Посмотрите на свои портреты. Вы уже не такие.  Дорисуйте, что Вы считаете нужным. Дети называют, кто какой стал.

«Что мы с Вами делали в стране Цифляндии -Удивляндии?»

«Все молодцы.»

Дети пролезают в трубу в обратном направлении.

Дети находят свой портрет, дорисовывают.

«Я дорисовала реснички. Мне весело.»

«Мы ходили по цифрам, мяч кидали и ловили.» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Под грибом» Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы с использованием игровых, информационно коммуникативных технологий

Цель: воспитывать отзывчивость, желание прийти другим на помощь.Задачи:-       Формировать умение считать до трёх на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1, ...

Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Дары осени» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Задачи:- Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов.- Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их.- Расширять представления о разнообразном использовании чело­веком...

Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Птицы» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Цель: прививать  интерес к миру птиц.Задачи:- Закрепить  знания детей о птицах родного края.- Формировать интерес к миру птиц.- Активизировать, расширять  словарь по теме, стимулировать...

« Зимний пейзаж » Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии для детей младшей группы

Задачи 1. Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома).2. Вызвать желание у детей подговаривать стихотворение во...