Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Этапы работы

Задачи

Название игры

Цель

Оборудование

1

узнавание и различение неречевых звуков

«Скажи, что ты слышишь»

Развитие слухового внимания

Звуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

по формированию фонематических процессов у детей с ОНР  через систему специальных игр и игровых упражнений.

Этапы работы

Задачи

Название игры

Цель

Оборудование

1

узнавание и различение неречевых звуков

«Скажи, что ты слышишь»

Развитие слухового внимания

Звуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)

«Угадай, что звучит?»

Развитие слухового внимания, различать громкие и контрастные звуки.

Колокольчик, барабан,

погремушки, бубен, губная гармошка.

«Узнай по звуку»

Развитие слухового внимания, накопление словаря

4-5 предметов (мет.коробка, стеклянная банка, дер.ложка, пластмас.стакан)

«Что я делаю?»

Развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи.

Карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага

«Продавец и покупатель»

Развитие коммуникативного общения, диалогической речи, слухового внимания.

Коробочки с крупой, горохом, песком, фасолью.

«Тихо -громко»

Развитие слухового внимания, учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма.

Бубен, барабан.

«Жмурки с колокольчиком»

Развитие слухового внимания, ориентация в пространстве.

Колокольчик, повязка.

«Найти игрушку»

Развитие слухового внимания, координация движений, определение силы хлопков на слух.

Небольшая яркая игрушка.

«Наседка и цыплята»

Развитие слухового внимания, чувства ритма, дифференциация кол-ва хлопков.

Шапочка курицы, маленькие карточки с разным кол-м цыплят.

2

Развитие речевого слуха, различение одинаковых звукокомплексов по высоте,

силе, тембру.

«Угадай,

чей голосок?»

Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу, различение тембра голоса.

«Улиточка»

Развитие речевого слуха, узнавание  товарища по голосу.

Шапочка – улитка.

«Угадай, кто я?»

Развитие слухового внимания.

Повязка на глазах.

«Лягушка»

Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу.

Шапочка – лягушка.

«Три медведя» -инсценировка.

Развитие речевого слуха. Учить определять высоту звучания голоса.

Настольный театр.

«Встречайте гостей»

Развитие слухового внимания, коммуникативного общения, фразовой речи.

Колпачок с бубенчиками для Петрушки, шапочки с ушками для разных зверей, звучащие игрушки.

«Солнышко и дождик»

Развитие слухового внимания, координация движений.

Любая музыкальная игрушка.

«Телеграф»

Развитие слухового внимания, воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании, отхлопывании.

Музыкальные молоточки.

3

Развитие фонематического слуха. Различение слов близких по звуковому составу.

«Красный-зеленый»

Учить слышать правильное название предметов, развивать речевой слух.

У каждого ребенка красный и зеленый кружок, картинки.

«Повтори так же» (телефон)

Развитие речевого слуха и памяти.

Телефон.

«Четвертый лишний»

1 вариант.

Развитие речевого слуха, учить определять непохожие по звуковому составу слова.

«Четвертый лишний»

2 вариант.

Развитие речевого слуха, учить определять непохожие по звуковому составу слова.

«Найди пару»

Развитие речевого слуха, сравнение слов по звуковому составу.

Картинки, наборное полотно

«Подскажи словечко»

Учить подбирать слова в рифму

Рифмованные двустишия.

«Договорки»

Учить подбирать слова в рифму

Без наглядной опоры.

«Расставь по местам»

Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово в соответствии с данным понятием.

Предметные картинки

«Кто внимательный?»

Учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию.

Предметные картинки, наборное полотно

«Далеко-близко»

Развитие речевого слуха, различение силы голоса (громко-тихо). Учить определять далеко или близко находится объект.

Картинки: дети, собака,         кошка, корова, петух, курица, лягушка, ворона.

«Догадайся кто я?»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.

Картинки: кот за дверью, кот около стола.

«Найди место своей картинке»

Учить подбирать похожие по звучанию слова, развивать внимание, речевой слух.

Предметные картинки, наборное полотно

«Лото»

Развитие речевого слуха, учить соотносить изображение с предметом.

Картинки к игре «Лото»

4

Дифференци-рование слогов.

«Телеграф»

1 вариант.

Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

Музыкальные молоточки.

«Телеграф»

2 вариант

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными.

Музыкальные молоточки.

«Дятел»

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним гласным и разными согласными.

Шапочка-дятел

«Какой слог лишний?»

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными.

Сигнальные флажки (красный, синий)

«Испорченный телефон»

Учить слушать и запоминать слоги, выделять среди слоговых рядов близкие по звучанию.

«Эхо»

 1 вариант

Развивать слуховое внимание. Учить различать слоги по звонкости-глухости.

«Эхо»

 2 вариант

Развивать слуховое внимание, память. Учить различать согласные по мягкости-твердости.

«Добавь звук»

Развивать слуховое внимание, память, учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков.

5

Учить различать фонемы родного языка.

«Гудит-поет-плачет»

Учить дифференцировать гласные звуки.

Предметные картинки  (девочка, мальчик,

птичка…)

«Кто внимательный»

Учить выделять гласные звуки среди других.

Звуковые ряды.

«Покажи правильно картинку»

Учить дифференцировать согласные звуки.

Звуковые ряды. Предметные картинки

«Звенит-жужжит»

Учить дифференцировать согласные звуки.

Шапочки комара и жука.

6

Вырабатывать навыки элементарного звукового анализа.

«Красный -белый»

Учить находить звук в словах, воспринятых на слух.

У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета.

«Где звук?»

Учить находить звук в словах, воспринятых на слух.

Полоски из картона, разделенные на 3 части, фишка

«Кто больше?»

Учить находить звук в названиях предметов на картинках.

Сюжетная картина.

«Кто внимательнее?»

Определение наличия звука в слове.

Картинки на определенный звук.

«Кто больше слов придумает»

Развитие фонематического слуха, активизация словаря.

Мяч, фанты.

«Поймай рыбку»

Развитие фонематического слуха, активизация словаря.

Предметные картинки с магнитами, ведерко, удочка.

«Найди место для своей картинки»

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря.

Предметные картинки

«Будь внимательным»

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря.

Предметные картинки

«Магазин»

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря

Предметные картинки, игрушки.

«Чудесный мешочек»

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря

Мешочек со знакомыми детям предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза

В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения...

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий

Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...

План самообразования "Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач логопеда, работающих с детьми с фонетико- фонематическим недоразвтием речи. Фонематисеское восриятие является важнейшим стимулом ф...