Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность в работте по ФЭМП у дошкольников с ЗПР"
статья по коррекционной педагогике

онсультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование театрализованной деятельности в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Кишова Виктория Вячеславовна

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

С/П «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ № 18

г.о. Новокуйбышевск

На сегодняшней день растет число детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. И как правило увеличивается количество  детей, имеющих сложную структуру дефекта. В связи с чем, важным и актуальным является вопрос организации и предоставления своевременной квалифицированной помощи детям данных категорий с целью преодоления имеющихся нарушений и предупреждения вторичных отклонений в развитии.

Задержка психического развития-  это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Для детей с задержкой психического развития характерны отклонения  в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. Детям данной категории свойственны: низкий уровень развития  познавательных процессов,  недостаточное развитие эмоционально волевой сферы, низкий уровень речевого развития.

Для математической деятельности дошкольников с задержкой психического развития  характерны отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность, низкий уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, недостаточное внимание к содержанию заданий. У этих детей отмечается своеобразие формирования количественных представлений и способов решения арифметических задач. И как правило формирование элементарных математических представлений происходит медленно и требует не малых усилий от педагогов, работающих с детьми.

На современном этапе развития системы дошкольного образования принцип интеграции образовательных областей является обязательным условием реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Каждый современный педагог, заинтересованный в результативности своей работы, находится в   постоянном творческом поиске методик и технологий, позволяющих повысить эффективность и результативность  коррекционного процесса, с учетом основных принципов, утвержденных стандартом дошкольного образования. Идея использования театрализованной деятельности в коррекционной работе   с детьми обусловлена ее возможностями. А также наличием эффективного практического опыта интеграции  социально – коммуникативной и познавательной деятельности в процессе коррекционно - развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности могут быть различными:

- Использование театра (различных его видов: кукольного, настольного, пальчикового и т.д)

- Театрализованное занятие

- Театрализованная игра на праздниках, развлечениях

- Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры-спектакли

- Совместная театральная деятельность взрослых и детей

Применение театрализованной деятельности в работе с  детьми с ОВЗ дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Она обеспечивает становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.

Театрализованная деятельность может являться лишь частью занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР. Например, при знакомстве с геометрической фигурой шар, дети вспоминают фрагмент сказки колобок, проигрывая ее и закрепляя свойства шара.

Возможны ситуации, когда все занятие представляет собой театрализованную деятельность, включающую в себя решение ряда коррекционных задач. К примеру занятие по овладению навыками порядкового счета, может быть проведено в форме драматизации на тему сказки «Репка» с использованием настольного театра. Причем математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание.

Сюжетно –ролевая игра, наполненная математическим содержанием, может стать превосходным способом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Так, например, материалом, закрепляемым в процессе игры могут стать количественные отношения. К примеру, мама зайчиха должна разделить морковку между зайчатами поровну или умный ёжик должна разложить орехи или грибы по двум лукошком.

Театрализованная деятельность позволяет формировать и закреплять в практической деятельности пространственные и временные представления. Примером может служить сказка «Двенадцать месяцев», используя которую можно закрепить представления детей о смене времен года, последовательности месяцев в году.

Возможны ситуации, когда театрализованные игры – спектакли, либо театрализованные досуги, развлечения наполнены математическим содержанием. Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Либо математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, решить которые должны герои либо сами дети. К примеру, Черепаха Тортилла отдаст ключ Буратино, если он  вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки).

При разработке и планировании непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, а также сценариев театрализованных представлений, игр, развлечений могут использоваться известные русские народные и авторские сказки, производится модификация этих произведений с целью решения тех или иных коррекционных задач, а также придумываться свои авторские сказки.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно – педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, коммуникативного и художественно эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование ее в коррекционной работе с детьми способствует повышению уровня познавательной активности, развитию эмоционально волевой сферы, речевому развитию. Но главное, что интеграции  социально – коммуникативной и познавательной деятельности приводит к тому, что математическое содержание осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки), но, прежде всего, оно становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка.

Список использованной литературы:

1.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. —— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с

2.Гуськова А.А. Формирование речевых и театральных умений у дошкольников с нарушениями речи: Методическое пособие. Самара 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника"

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В конспекте раскрыта тема по влиянию изобразительной деятельности на воспитание и ра...

Консультация для педагогов«Деятельность педагога в формировании познавательной активности дошкольников»

В консультации рассмотрена деятельность вопитателя в формировании и развитии познавательной активности дошкольников....

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Необыкновенное путешествие в мир математики».

Данное занятие направленно на:закреплять порядковый счёт, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством, закреплять представление  об изученных  прос...

Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"

Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением ...

ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности

Одной из состовляющих образовательной области является формирование элементарных математических представлений дошкольноков. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного ...

Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематич...