Использование песочной терапии в работе педагога-психолога
материал по коррекционной педагогике

Морозова Екатерина Андреевна

Использование световой песочницы в работе педагога-психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppesok1.docx20.85 КБ
Файл pesok.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия и игры с песком являются одним из самых распространённых, безопасных, простых и в тоже время эффективных способов общения с самим собой и с окружающим миром, снятия внутреннего напряжения, воплощенного на бессознательном уровне, что позволяет в свою очередь повысить уверенность в себе, развить творческие способности и открыть новые пути развития.

В настоящее время можно наблюдать возросший интерес к использованию данного метода работы со стороны многих специалистов и это не случайно, ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с давних времен. Принцип «терапии песком» был предложен  Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

В начале работы он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр.

Песочную терапию можно использовать как самостоятельную форму коррекции, так и включая ее элементы в другие формы работы (сказкотерапия, хромотерапия и т.д.) и она не ограничена тематическими рамками.

Формы и варианты песочной терапии разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игры на песке являются обучающими, познавательными, проективными.

Песочная терапия относится к методам арт-терапии и используется в качестве ведущего метода коррекционного воздействия в случаях эмоциональных и поведенческих нарушений, в качестве вспомогательного средства в ситуациях позволяющих в игровой форме стимулировать познавательные процессы и активность ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, то есть использование в качестве психопрофилактики, развивающего средства. Также песочная терапия используется в интеграции специалистов (педагога-психолога и учителя-логопеда) для наиболее эффективной коррекционно-развивающей работы.

Основные цели педагогической песочницы:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • саморазвитие ребенка посредством развития творческих способностей ;
  • развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • формирование коммуникативных навыков детей
  • развитие познавательных процессов

Для успешной организации работы с песком необходимо соблюдать ряд следующих условий:

1.   Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.

Для ребенка необходимо создать пространство  для  его  самовыражения,  не устанавливая  жестких рамок  и правил,  где дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.  

2.  Структуру  занятия  необходимо  адаптировать    под  интересы  самого ребенка.

•  поддерживать    ребенка  в  поиске  своих  ответов  на  вопросы,  а  не предлагать стандартные решения;

•  ценить  его  инициативу  и  мнение,  но  не  молчаливое  согласие  с Вами;

•  ценить  природную  мудрость  ребенка  и  его  уникальность.

К основным принципам игр с песком относятся:

  • Наличие стимулирующей среды (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности);
  • Доступность;
  • Безопасность
  • Эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).

Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Работа с песком:

Для создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия "неправильно". Поэтому, во время песочной терапии (игр с песком), ребёнок чувствует себя более раскованно, ему комфортно и используя дополнительные средства (игрушки, фигурки, палочки и тд) ребенок может творить и создавать.

 Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными. Неважно чем и как ребенок будет рисовать, будь то палочка, камешек, пальчик все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.

Некоторые игры и упражнения, которые я использую в работе:

  1. Игра «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п.
  2. Упражнение  «Найди ручки»: Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  3. Упражнение «Радуга»: Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.
  4. Игра «Волшебное превращение»
  5. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.

Также очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок на занятии сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.

В песочную терапию я включаю и элементы сказкотерапии в ходе которой осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот. Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.

После прочтения сказки я прошу ребенка ее нарисовать на песке. Ребенок рисует и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения.

Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»

Эффективность и незаменимость песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраст заключается в том, что:

Развиваются такие процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, речь;

Навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

Формируются у ребенка представления об окружающем мире;

Развивается мелкая моторика, глазомер;

Снимая эмоциональное, психическое и общее напряжение.

Играя и занимаясь с песком, ребенок в непринужденной и игровой форме избавляется от лишних и негативных переживаний, начинает более ясно осознавать свою личность, становится более спокойным, уравновешенным и более самостоятельным.  Как сказал Фридрих Шиллер «В игре детей есть часто смысл глубокий».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование песочной терапии в работе педагога-психолога

Слайд 2

Принцип «терапии песком» предложен Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич -Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр. Формы и варианты песочной терапии разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игры на песке являются обучающими, познавательными, проективными.

Слайд 3

Основные цели педагогической песочницы : снятие эмоционального напряжения; саморазвитие ребенка посредством развития творческих способностей ; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; формирование коммуникативных навыков детей развитие познавательных процессов

Слайд 4

Условия для успешной организации работы: 1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Для ребенка необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил, где дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. 2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. • поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; • ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами; • ценить природную мудрость ребенка и его уникальность.

Слайд 5

Принципы организации игр с песком : Наличие стимулирующей среды (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности); Доступность ; Безопасность Эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).

Слайд 6

Формы и методы работы с песком: Сказкотерапия Хромотерапия Рисование на подсвеченной поверхности, на которой создаются «песочные картины» Использование дополнительно материала, элементы игровой терапии (игрушки, куклы, палочки и так далее) Использование музыкального сопровождения Дыхательные упражнения Упражнения на развитие познавательных процессов Пальчиковые игры Формы работы: индивидуальная и подгрупповая.

Слайд 8

Лексические темы

Слайд 9

Занятие с использованием песка

Слайд 11

Эффективность песочной терапии : Развиваются такие процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, речь; Навыки самоконтроля и саморегуляции , творческого мышления, воображения и фантазии; Формируются у ребенка представления об окружающем мире; Развивается мелкая моторика, глазомер; Снимая эмоциональное, психическое и общее напряжение.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).

Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

«Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ»

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психолог...

Песочная терапия в работе педагога – психолога с детьми с ЗПР.

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало, так как, либо многим детям данные методы могут не подойти, либо они не смогут полностью усвоить предлагаемый материал. Такие дет...

Мастер – класс «Магия песка» песочная терапии в работе педагога – психолога»

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это нео...

Доклад: "Песочная терапия в работе педагога-психолога"

Доклад: "Песочная терапия в работе педагога-психолога"...