Нейродинамический подход с использованием технологии песочной терапии в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данной статье представлены форма и приемы работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ с использованием песочной терапии и применения нейроигр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейродинамический  подход с использованием технологии песочной терапии в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Учиель-логопед: Тихоновцева О.Г.

МАДОУ №322 «Морозко»,Красноярск, ул.Гусарова, 31.

Цель: Создание условий для активизации и коррекции речевой деятельности и у дошкольников с ОВЗ по средствам тактильно-ориентированных и арттерапевических техник.

Ключевые задачи:

-стимулировать речевую активность;

-коррегировать недостатки речи (автоматизация и дифференциация звукопроизношения, обогащение словарного запаса и совершенствование грамматической стороны речи);

-развивать слухоречевое внимание;

-активизировать процессы головного мозга, отвечающие за речь;

-снижать уровень тревожности у детей (страхи, застенчивость);

-учить преодолевать трудности в общении через повышение самооценки ребенка;

-создавать условия для положительного эмоционального фона;

-формировать уровень произвольности в поведении у детей;

-формировать пространственные представления;

-развивать мелкую моторику рук.

         На сегодняшний день сложности дошкольного возраста включают затруднения в общении (проявление скованности, заторможенности или импульсивности), наличие эмоционально-волевых нарушений, проблемы с речевым недоразвитием, задержкой психического развития ребенка. А также нарушения в поведении детей и их неспособность вступать в игру со сверстниками.

        Поэтому задача педагога создать такие условия, которые могли бы обеспечить успешность в развитии всесторонней личности ребенка, его когнитивных функций, общего речевого развития, эмоционально-волевой сферы. В этом случае успешность и эффективность повысит применение сочетание одновременно нескольких здоровьесберегающих технологий: применение песочной терапии в сочетании с использованием нейроигр с целью коррекции и развитии речевых навыков и эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ.

       Применение нейроигр и упражнений дает возможность быстрее и качественнее развивать высшие психические функции, интеллектуальные возможности, речь ребенка, эмоционально-волевые качества, т.к. происходит улучшение мозгового кровообращения, осуществляется развитие новых нейронных связей в коре головного мозга. А это в свою очередь приведет к повышению обучаемости, произвольности, адаптированности, снижению конфликтности, тревожности и возбудимости, облегчает процессы обучения чтению и письму, что является важными факторами в обучении ребенка на следующей ступени образования.

       Использование песочной терапии дает детям прекрасную возможность для самовыражения, и является простым и действенным способом для проживания своих чувства, эмоций, переживаний. С ее помощью педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы ребенка, а так же высвобождения заблокированной энергии, активизируя возможности самоисцления.

        Организация занятий строится в свободной форме, что создает ситуацию безопасности, комфорта и расслабления. Педагог перед детьми ставит общую задачу (пара или подгруппа детей). В данном случае детям предлагается совместно договориться, и используя кинетический песок создать любое  живое существо. Когда животное создано, детям предлагается пофантазировать и презентовать свою работу: кто это, как какой категории живых существ относится, сколько ему лет, девочка или мальчик и т.д. Далее детям предлагается позаботится о своем животном и построить ему защищающий заборчик, используя бруски (лего). Но существует условие для постройки забора, бруски выкладываются поочередно то левой, то правой рукой. На каждый брусок проговаривается слово, характеризующее созданное живое существо. Далее дети кормят свое животное. Из набора картинок выбирают либо только овощи, либо фрукты, либо ягоды. Картинки выкладывают также поочередно левой и правой рукой перед животным, при этом называя картинку. По окончанию занятия задается вопрос детям: как сейчас чувствует себя ваше животное? Хочется ли ему еще чего-то. Может оно о чем- то мечтает. И если дети называют то, чего не достает животному, тогда им предлагается слепить это из оставшегося песка. Учитель-логопед преследует цель речевой мотивации, активизации всех речевых умений и навыков. Педагог-психолог создает условия для того, чтобы дети получали положительный опыт взаимодействия друг с другом,  стремились к самостоятельному поиску общих решений,  совместно преодолевали трудности, что способствовало бы их сплочению и развивало умение слушать и слышать друг друга. Наблюдение и опыт показывают, что использование песка на занятиях позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию их социального поведения.

      Применение интегрированного подхода в коррекционно-образовательной деятельности с использованием нескольких технологий, мы достигаем улучшение качества речевой деятельности детей, снижение речевого негативизма, повышения уровня творческих и интеллектуальных возможностей, коммуникативных навыков, стабилизации психо-эмоционального фона в развитии личности каждого ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).

Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...

Использование песочной терапии в работе педагога-психолога

Использование световой песочницы в работе педагога-психолога ДОУ...

Песочная терапия в работе педагога – психолога с детьми с ЗПР.

Работать с детьми ЗПР обычными традиционными методами и приемами, мало, так как, либо многим детям данные методы могут не подойти, либо они не смогут полностью усвоить предлагаемый материал. Такие дет...

Практика в рамках городской акции «Педагогические открытия» 2017-2018 г на тему «Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

В данном материале представлено описание практики, которая была представленаив рамках городской акции "Педагогические открытия 2017-2018 г....

Использование технологии песочной терапии в работе учителя-логопеда

Использование технологии песочной терапиив работе учителя-логопеда «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &ndash...

Песочная терапия – метод работы педагога-психолога в дошкольной организации

В данной статье рассматривается вопрос применения песочной терапии в работе педагога-психолога дошкольной организации...

Песочная терапия – метод работы педагога-психолога в дошкольной организации

В данной статье рассматривается воспрос применения песочной терапии в работе педагога-психолога дошкольной организации....