Программа социально-личностного развития дошкольников «Красочный мир»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Морозова Екатерина Андреевна

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка, формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, совершенствование познавательных способностей и навыков позитивного социального поведения через эмоционально-чувственный опыт.

Задачи:

Образовательные: -Формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доверия к людям и т.д.) -Формирование регуляции деятельности, общения в опоре на чувственное ощущение и образы. -Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Развивающие: Развитие познавательных процессов: - визуального, кинестического и аудиального восприятия; - активного воображения, овладение способами синтезировать образы и представления в процессе воображения (усиления, гиперболизация и т.д.); - развитие зрительной, слуховой, двигательно-моторной памяти скорости запоминания, точности, длительности сохранения; - развитие основных видов внимания (непроизвольное, произвольное), его свойств (избирательность, скорость, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость) Развитие эмоционально-личностных качеств: - эмоционально-личностных и внутри-личностных (понимание внутреннего мира, своих эмоций, мотивов поведения) способностей; - субъективных ощущений (внутренние переживания) - средств выражения эмоций (невербальных - мимика, жесты, вербальных - интонация, выбор слов, темп речи, громкость голоса и т.д.) Развитие коммуникативных навыков: - Совершенствование навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и другими людьми.

Воспитательные:  Поддержание устойчивых избирательных привязанностей (дружба, бескорыстие, сердечность, сочувствие, любовь) - Смягчение негативных поведенческих проявлений (негативизм, упрямство, капризность, повышенная конфликтность). - Обеспечение детям ощущения успеха через позитивную оценку достижений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx68.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш»

Программа

Социально-личностного

развития дошкольников «Красочный мир»

 

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план программы
  3. Список использованных источников
  4. Перспективный план  работы с детьми дошкольного возраста

                                             

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. 

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: 

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; 
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; 
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); 
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; 
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; 
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; 
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; 
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. 

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно: 
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников; 
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию; 
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию; 
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем. 

Данная программа для детей 3-7 лет разработана на основе программ: «Я, Ты, Мы» по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, «Давайте поиграем!» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4 лет, «Давайте познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И.А. Пазухиной, «Волшебные обводилки» Программа формирования графомоторных навыков под редакцией Зегебарт Г.М., Ильичева О.С., «Социально- личностное развитие дошкольников» автор составитель Л.А.Загуменная.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых ―маугли‖, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему.

 Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.

Во-вторых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребѐнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов (самопознание, саморегуляция, саморазвитие и т.д.) и их роли в развитии личности.

 Овладеть этими необходимыми психологическими знаниями самостоятельно практикам довольно сложно. Поэтому на помощь должны прийти педагоги-психологи, знающие основы социально-личностного развития, которые зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

 Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

 - развитие положительного отношения ребѐнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребѐнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребѐнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

 - воспитание положительного отношения ребѐнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

 - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнѐрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; - создание коммуникативной компетентности ребѐнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерѐдность, устанавливать новые контакты.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.). Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку. Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры- драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

 Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий охватывает целый комплекс игр и упражнений социально-личностной направленности, включающей в себя задачи развития положительного отношения ребѐнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий. Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий. Исходя из основных положений гуманистической педагогики и реализации личностно- ориентированной модели взаимодействия с детьми, актуальность выбранной нами темы видится в определенной степени решения проблемы обновления содержания образования, в том числе преодоление когнитивного диктата в его содержании и создание условий для социально – эмоционального развития детей, т. е. обеспечения сочетания двух образовательных парадигм: интеллектуально-умственной и эмоционально-волевой. Опираясь на эти источники, мы сформулировали, рабочее определение социально – эмоционального развития дошкольника. Под ним мы понимаем целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а также развитие социально - значимых навыков поведения в обществе. Сформированность этих качеств к концу дошкольного возраста обеспечит основу для дальнейшего развития таких значимых личностных образований, как: способность к творческому самовыражению, самореализации и саморазвитию. В конечном итоге - обеспечение социально - эмоционального благополучия человека это – формирование чувства уверенности в своих силах, гармоничное взаимодействие с социумом и жизненные успехи. Другими словами, под социально – эмоциональным развитием мы понимаем развитие коммуникативной, эмоциональной и социальной сферы у дошкольников. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.  Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастают добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.

Вывод: Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему, социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

 Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка, формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, совершенствование познавательных способностей и навыков позитивного социального поведения через эмоционально-чувственный опыт.

Задачи: 

Образовательные: -Формирование позитивных качеств личности (эмпатия, доверия к людям и т.д.) -Формирование регуляции деятельности, общения в опоре на чувственное ощущение и образы. -Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Развивающие: Развитие познавательных процессов: - визуального, кинестического и аудиального восприятия; - активного воображения, овладение способами синтезировать образы и представления в процессе воображения (усиления, гиперболизация и т.д.); - развитие зрительной, слуховой, двигательно-моторной памяти скорости запоминания, точности, длительности сохранения; - развитие основных видов внимания (непроизвольное, произвольное), его свойств (избирательность, скорость, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость) Развитие эмоционально-личностных качеств: - эмоционально-личностных и внутри-личностных (понимание внутреннего мира, своих эмоций, мотивов поведения) способностей; - субъективных ощущений (внутренние переживания) - средств выражения эмоций (невербальных - мимика, жесты, вербальных - интонация, выбор слов, темп речи, громкость голоса и т.д.) Развитие коммуникативных навыков: - Совершенствование навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и другими людьми. Воспитательные:  Поддержание устойчивых избирательных привязанностей (дружба, бескорыстие, сердечность, сочувствие, любовь) - Смягчение негативных поведенческих проявлений (негативизм, упрямство, капризность, повышенная конфликтность). - Обеспечение детям ощущения успеха через позитивную оценку достижений.

Практически реализация программы состоит из следующих этапов:  Диагностический 

Коррекционно-развивающий 

Диагностический 

1 Этап Диагностический. Диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь). Цель диагностики - выявление уровня развития коммуникативных и познавательных способностей, детей 4 - 5 лет.

2 Этап Коррекционно-развивающий. Развивающая программа- это практический курс обучения основам коммуникации, совершенствования когнитивного развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Создание условий для естественного психологического развития ребенка, формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, совершенствование познавательных способностей и навыков позитивного социального поведения через эмоционально-чувственный опыт.

3 Этап Диагностический. Проводится повторная диагностика в конце учебного года (май) с применением тех же методов, что и в первой диагностике.

Структура всех занятий одинакова на протяжении всего курса.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

 - Мотивация (ритуал приветствия).

- Игры, упражнения, техники, задания направленные на решение поставленных задач

 - Физкультурная пауза.

- Игры, упражнения, техники, задания направленные на решение поставленных задач

- Эмоциональная установка на успешность (подведение итого встречи, ритуалы, самооценка.

                              Структура совместной деятельности

Деятельность

Ср.дошк.возраст

Ст.дошк.возраст

Мотивация (ритуал приветствия)

2 минуты

3-4 минуты

Продуктивная деятельность

10 минут

15 минут

Физкультурная пауза

2 минуты

3 минуты

Продуктивная деятельность

4 минуты

5минут

Эмоциональная установка на успешность

2 минуты

3-4 минуты

Всего

20минут

25-30минут

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу курса улучшаются графические навыки и зрительно- моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

Предполагаемый результат: к концу года дети должны:

Средняя группа:

1. Уметь участвовать в совместной продуктивной и игровой деятельности с другими детьми: уметь уступать сверстникам, делиться игрушками, уметь вести короткие диалоги, внимательно выслушивать рассказы другого ребенка или взрослого о его наблюдениях и размышлениях.

2. Различать эмоциональные состояния радости, грусти, обиды, удивления, страха.

3. Знать и использовать правила поведения (мерам предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественных местах (в детском саду и за его пределами).

4. Использовать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей.

 5. Стремиться выражать свои эмоции и чувства через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, а главное — через практические действия.

6. Объем зрительной памяти увеличивается до 5 предметов, слуховой до 5 звуков, слов.

 7. Объем внимания увеличивается до 5 предметов, концентрация до 5 контуров, увеличивается устойчивость внимания до 15-20 минут.

 Старшая группа:  

Знать и применять на практике основы взаимоотношений с взрослыми.

2. Проявлять активное участие в сопереживание и понимание проблем, осознавать какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.

3. Уметь участвовать в совместной игре с другими детьми: уметь уступать сверстникам, вести диалоги, самостоятельно пробовать решать спорные ситуации.

 4. Уметь рассказать и описать свое настроение, понимать настроение других, выражать чувство и понимать чувство другого, пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека. 5. Осознавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции).

6 Объем зрительной памяти увеличивается до 6 предметов, слуховой до 6 звуков, слов.

7. Объем внимания увеличивается до 6 предметов, концентрация до 7-8 контуров, увеличивается устойчивость внимания до 20-25 минут.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы предполагает мониторинг промежуточных результатов и оценку итоговых результатов ее освоения. Достижения детьми промежуточных результатов оцениваются путем наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания проблемных ситуаций, бесед с родителями.

Требования к проведению диагностики:

 - забота об эмоциональном комфорте;

 - индивидуальный подход к ребѐнку, уважение его личности;

- учѐт интересов и уровня развития.

Мониторинг проводится в конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста.

 Основная цель психодиагностики — создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов (внимания, памяти) и социально-личностного развития ребенка. Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится два раза в год. Первичная диагностика проводиться в сентябре, контрольная в мае.

При реализации программы педагог-психолог осуществляет взаимодействие со всеми сотрудниками детского сада. При составлении программы участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач, придерживаясь циклограммы образовательной деятельности детского сада. Предоставляет администрации детского сада на утверждение индивидуальную программу, а так же документацию установленного образца (мониторинг по итогам года, аналитические справки о реализации программы). Реализуя программу развивая чувства, желания и взгляды, психолог учит внимательно относиться к настроениям друг друга, понимать и ясно выражать свои эмоции, считаясь с настроением и мнениями окружающих. Самостоятельная деятельность ребенка в специально организованной среде дает ему возможность выразить себя, приобрести социальные навыки в общении со сверстниками. Взаимодействуя в первую очередь, с воспитателями детского сада, в группах создаются такие условия, чтобы каждый ребенок смог: *найти свою нишу и реализовать социальные потребности и творческие возможности; *чувствовал уют, комфорт и свою персональную значимость для всех окружающих его людей. Психолог совместно с воспитателями формирует и создает социальный уклад жизни групп: *символика (название группы, девиз, герб), *правила группы, *ритуалы, обычаи, традиции Все это эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями, формирует групповую принадлежность. Размещение в группах «копилок настроения» позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришѐл», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками. По дороге в детский сад родители с детьми обсуждают настроение, достижения, эмоции. Таким образом, развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми. Проводит консультации с музыкальными работниками детского сада по вопросу подбора музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на занятиях. Совместно в ходе проводимых занятий учат детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений. Педагог-психолог принимает участие в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев. Взаимодействуя с инструктором по физической культуре обсуждается подбор игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья. В ходе занятий обращается внимание на формирование у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.). Совместно с воспитателем по ИЗО-деятельности на занятиях обращается внимание на отражение эмоций и переживаний в цвете, на воплощение в рисунках эмоциональных состояний. Деятельность одного педагога-психолога направленная на социально-личностное развитие дошкольников была бы мало продуктивной и неэффективной без взаимодействия со всеми специалистами детского сада и родителями.

Учебный план программы «Красочный мир» для детей средней группы

Разделы

Количество часов

1

Диагностика

4

2

Развитие познавательных способностей

8

память

2

внимание

2

восприятие

2

Наглядно-образное мышление

2

Коррекция социальных отношений и эмоциональное развитие

20

Активное слушание

2

Умение сотрудничать, договариваться

6

Задавать открытые вопросы собеседнику

2

Определять и отображать эмоциональное состояние другого человека

6

Согласовывать своих действий с действиями собеседника

6

Развитие умения использовать для расслабления приемы релаксации

2

Всего

36

Учебный план программы «Красочный мир» для детей старшей группы

Разделы

Количество часов

1

Диагностика

4

2

Развитие познавательных способностей

8

2.1

память

2

2.2

внимание

2

2.3

восприятие

2

2.4

Наглядно-образное мышление

2

3

Коррекция социальных отношений и эмоциональное развитие

18

3.1

Снижение порога тревожности

2

3.2

Формирование адекватной самооценки

6

3.3

Формирование умения действовать по правилам

2

3.4

Формирование позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим

6

3.5

Формирование чувства принадлежности к группе, обучение правилам общения

4

4

Развитие умения использовать для расслабления приемы релаксации

2

5

Формирование координации движений и графических навыков, активизация межполушарного взаимодействия

2

Итого

36час

Список использованных источников

1 Алябьева Е А. Коррекционные и развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - Москва: Творческий центр, 2002.

2. Аралова М А. Справочник психолога ДОУ. - Москва: Творческий центр, 2010.

3. Бабаева Т.И., У школьного порога. - Москва: Просвещение, 1993.

4. Бабкина Н В. Оценка психологической готовности детей к школе. – Москва: Айрис Пресс, 2005. 5. Загуменная Л А. Социально-личностное развитие дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2012.

6. Зегебарт Г.М, Ильичева О.С. Учение без мучения. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – Москва: Генезис, 2009.

7. Калинина Р Р. Тренинг развития личности дошкольника. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. 8.Катаева Л И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.- Москва; Книголюб, 2004.

 9. Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. «Я, ты, мы». Социально-эмоциональное развитие детей 3-6 лет. Москва.: Просвещение, 2004.

10. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2012.

11.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.,Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик ». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2012.

12.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.,Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик ». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет.- СПб.: Речь; М.; Сфера, 2011

13. Пазухина И А. «Давай поиграем!» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – СПб: Детство - Пресс, 2005.

14. Пазухина И А. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. – СПб: Детство - Пресс, 2004.

15. Семаго Н Я, Семаго М М Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. – Москва: Айрис Пресс, 2005

16.Ундзенкова А.В., Колтыгина  Л.С. Графемика. Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет. Екатеринбург: Литур, 2006

Перспективный план работы

с детьми средней группы

Сентябрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 Диагностика

Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

2 Диагностика

Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

3 «Давайте дружить»

Упражнение «Приветствие» Игра «Незнайка» Динамическая пауза «Покажи отгадку» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Упражнение «Прятки» Игра «Раздувайся пузырь» Упражнение «Прощание»

Кукла, колокольчик, листы с именами, Мыльные пузыри, игрушка заяц, мяч, листы с заданиями по количеству детей. цветные карандаши, колокольчик. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.17 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника (4 года) стр. 23

4 «Волшебные слова»

Упражнение «Приветствие» Беседа «Зачем нужно быть вежливым?» Игра «Театр» Подвижная игра «Пожалуйста» Игра «Вежливо-невежливо» Игра «Вежливый мячик» Упражнение «Прощание»

Мяч, резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка, послание от зверей. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.20

Октябрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Правила поведения на занятиях».

Упражнение «Приветствие» Игра «Размышляйка» Игра «Давай поздороваемся» Динамическое упражнение «Танец в кругу» Игра «Кто позвал?» Подвижная игра «Пожалуйста» Упражнение «Найди перепутанные предметы» Упражнение «Прощание»

Игрушка заяц. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.25 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника (5 лет) стр. 2

2 «Радость и грусть»

Упражнение «Приветствие Облако»» Упражнение «Я радуюсь когда» Динамическая пауза «Веселые мартышки» Игра «Как доставить радость?» Упражнение «Притворщик» Игра «Найди» Упражнение «Прощание»

Карандашики настроения, грустные и веселые пиктограммы, картинки с веселыми и грустными персонажами, пейзажи разной цветовой гамме, радостное и грустное облачка. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.30

3 «Гнев»

Упражнение «Приветствие Облако»» Упражнение «Я радуюсь когда» Динамическая пауза «Веселые мартышки» Игра «Как доставить радость?» Упражнение «Притворщик» Игра «Найди» Упражнение «Прощание»

Сердитое облако, сердитый карандаш, цветные карандаши, игрушка Притворщик, карточка эмоций, «подушка- колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева». «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.35 Дидактическое пособие «Дошкольные прописи в клетку» стр.11

4 «Удивление»

Упражнение «Приветствие Облако» Стихотворение «Чудо» Р.Сеф Упражнение «Я удивляюсь когда…» Упражнение «Притворщик» Подвижная игра «Удивительная газета» Графическое упражнение «Удивительное облачко» Пальчиковая гимнастика «Облака» Графическое упражнение «Дорисуй картинки» Упражнение «Прощание Облака»

Удивлѐнное облако, удивительный карандашик, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.39 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр.12

Ноябрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Мы так похожи»»

Упражнение «Приветствие» Упражнение «Чем я похож на соседа справа» Игра «Обезьянки» Игра «Люблю – не люблю» Физкультминутка «Превращения» Игра «Волшебник» Упражнение «Прощание»

Клубок ниток, карточки с изображением жвижений. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 35

2 «Мы такие разные»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Что тебе нравится?» О.Князева, Р.Стеркина Игра «Клубочек» Игра «Я люблю» Подвижная игра «Дотронься до…» Игра «Что не так?» Упражнение «Прощание»

Клубок ниток, тарелка, картинки различных продуктов. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 38

3 «Давайте жить дружно»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Почему так говорят?» В.Товарков. Упражнение «Назови соседа ласково» Подвижная игра «Поезд» Игра «Котенок» Игра «Передай мяч» Игра «Рукавички» Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Мяч, пары рукавичек по количеству детей, карандаши 3 цветов. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 45

4 «С кем я живу»

Упражнение «Приветствие» Беседа «С кем ты живешь?» Игра-беседа «Кто мы» Подвижная игра «Карусели» Беседа «Мамина красота» Этюд «Маме улыбаемся» Графическое упражнение «Подарок для мамы» Упражнение «Прощание»

Сюжетная картина «Семья», кукла Маша, заготовки рисунков по количеству детей, цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 85 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 10

Декабрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Испуг»

Упражнение «Приветствие Облачко» Упражнение «Я боюсь, мне страшно когда…» Упражнение «Притворщик» Подвижная игра «Совушка-сова» Графическое упражнение «Зайки испугались» Пальчиковая гимнастика «Облака» Упражнение «Прощание»

Испуганное облако, «испуганный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.42 Дидактическое пособие «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» стр. 22

2 «Спокойствие»

Упражнение «Приветствие Облако» Беседа «Спокойные люди» Упражнение «Я спокоен когда» Упражнение «Притворщик» Графическое упражнение «Какая фигура потерялась?» Пальчиковая гимнастика «Облака» Графическое упражнение «Спокойный Зайка» Упражнение «Прощание Облака»

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, задание «Логический квадрат» «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.46 Дидактическое пособие «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» с.1 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» с. 14

3 «Горе»

Упражнение «Приветствие» Чтение сказки «Теремок» Упражнение «Зеркало» Этюд «Стрекоза замерзла» Упражнение «Тренируем эмоции» Графическое упражнение «Нарисуем горе» Упражнение «Прощание»

 Пиктограмма «горе», «радость», картинка с изображением грустной девочки, зеркало, лист бумаги и цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 66

4 «Интерес»

Упражнение «Приветствие» Чтение рассказа «Самый лучший подарок» Упражнение «Зеркало» Этюд «Кузнечик» Упражнение «Тренируем эмоции» Упражнение «Прощание»

Пиктограмма «интерес», картинка с изображением заинтересованного мальчика, лист бумаги и цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 69

Январь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Наши эмоции»

 Упражнение «Приветствие» Беседа-анализ изученных эмоций Игра «Кубик» Упражнение «Выбери такое же настроение» Игра «Хоровод» Игра «Волны» Игра «Зеркало» Этюд «Разные настроения» Игра «Облако» Графическое упражнение «Нарисуй облако своего настроения» Упражнение «Прощание»

Кубик эмоций, пиктограммы настроений, листы бумаги, цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 69

2 «Мои помощники глазки»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «С добрым утром глазки» Игра «Глазастик» Гимнастика для глаз Упражнение «Запомни своих друзей» Игра «Прятки» Пальчиковая гимнастика «Прогулка» Упражнение «Путаница» Игра «Запрещенное движение» Упражнение «Прощание»

Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, бланки с заданиями, цветные карандаши, картинки с контурным изображением. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.67 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр.2

3 «Мой помощник носик»

Упражнение «Приветствие» Игра «Путешествие в лес» Гимнастика для носа Упражнение «Запахи» Пальчиковая гимнастика «Замок» Упражнение «У кого лучше нюх» Графическое упражнение «Понюхай цветок» Упражнение «Прощание»

Фигурка человечка с большим носом, коробочка с запахами, цветные карандаши, бланки с заданиями, пособие «Ароматический набор». «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.73 Дид. пособие «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» стр.1 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр.27

4 «Мой помощник ротик»

Упражнение «Приветствие» Игра «Путешествие в лес» Гимнастика для языка Упражнение «Вкусы» Игра «Угощение» Пальчиковая гимнастика «Пальчики» Упражнение «Кто, что любит кушать» Графическое упражнение «Пройди по дорожке, съешь вкусняшку» Упражнение «Прощание»

Фигурка человечка с длинным языком, тарелка с кусочкам разных по вкусу продуктов, зубочистки, карточки с продуктами на тарелке, карточки с надписью (горький, сладкий, солѐный, кислый), бланки с заданиями, цветные карандаши. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.77 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр.26 (4

Февраль

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Мои помощники ушки»

 Упражнение «Приветствие» Игра «Путешествие в лес» Игра «Лесные звуки» Игра «Тишина и шум» Игра «Чей голосок?» Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» Графическое упражнение «Тихо в реке» Упражнение «Прощание»

Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей», набор картинок «Домашние животные», бланки с заданиями, нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 82 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» стр. 14

2 «Мои помощники ручки»

Упражнение «Приветствие» Игра «Путешествие в лес» Игра «Волшебные дощечки» Игра «Ищем клад» Игра «Волшебный мешочек» Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчика» Упражнение «Найди пару» Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Упражнение «Прощание»

Фигурка человечка с большими руками, дощечки 15х10 см., на них наклеены: мех, фотобумага, спички, верѐвка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага, схема кабинета, мешочек «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 87 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр.6

3 «Мои помощники ножки»

 Упражнение «Приветствие» Игра «Путешествие в лес» Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» Упражнение «Найди пару» Игра «Веселый хоровод» Упражнение «Прощание»

Фигурка человечка с большими ногами, бланки с заданиями, цветные карандаши. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 91 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр.7

4 «Из чего же сделаны наши мальчики»

 Упражнение «Приветствие» Беседа «День защитника Отечества» Упражнение «Спортсмены» Физкультминутка «Все выходят по порядку» Упражнение «Транспорт» Пальчиковая гимнастика «Кораблик» Упражнение «Настоящий защитник» (обведи, зачеркни) Упражнение «Запуск ракеты хорошего настроения»

Корректурные пробы по количеству детей со звездой и флагом, простые карандаши, мяч. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 95

Март

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Из чего же сделаны наши девочки?»

 Упражнение «Приветствие» Беседа «Особенный день – 8 марта» Игра «Клумба» Релаксация «Цветок дружбы» Пальчиковая гимнастика «Цветок» Упражнение «Подбери пару», какую обувь носят только мамы? Упражнение «Бусы» Динамическая пауза «Уборка» Игра «Помоги бабушке отгадать загадки» Упражнение «Прощание»

Бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка цветок, игра «клумба», музыкальное сопровождение, карточки с отгадками. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 99 Дидактическое пособие «Упражнения для развития внимания, памяти, мышления» ч.2, стр.29, ч.1, стр.2

2  «Мальчики и девочки»

 Упражнение «Приветствие» Демонстрация картинок мальчика и девочки, обсуждение отличий. Игра «Мальчик или девочка» Игра «Знакомство» Игра «Цветы и пчелки» Игра «Наши прически» Этюд «Игрушки» Упражнение «Прощание»

Сюжетные картинки с изображением мальчиков и девочек. Аудиозапись легкой музыки, принадлежности для ухода за волосами. Несколько игрушек. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дош 4-6 лет. Автор-составитель И.А.Пазухина. стр. 48

3 «Язык жестов и движений»

 Упражнение «Приветствие» Беседа «Страна молчания» Игра «Покажи руками» Игра «Походки» Игра «Расскажи стихи руками» Игра «Расскажи сказку без слов» Этюд «Тише» Упражнение «Прощание без слов»

Карточки к игре «Покажи руками», театральные маски к сказке «Курочка Ряба» «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 40

4«Страна Вообразилия»

 Упражнение «Приветствие» Игра «В сказку вместе с Гномиком» Физкультминутка «Поплыли» Упражнение «Загадочные животные» Чтение стихотворения «Путаница» К.И.Чуковского, обсуждение. Пальчиковая гимнастика «Помощник капитана» Упражнение «Найди клоуна» Упражнение «Волны» Подвижная игра «Море волнуется» Упражнение «Прощание»

Игрушка гномик, сказка Путаница», изображение животных с перепутанными частями тела, бланки с заданиями, цветные карандаши. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 103 Дид.пос«Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр. 4 Дидактическое пособие «Развиваем графические навыки малыша» с. 15

Апрель

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1  «День смеха»

 Упражнение «Приветствие» Беседа «1 апреля день смеха» Игра «Трамвайчик» Упражнение «Билеты» Игра «Аплодисменты» Упражнение «Найди клоуна» Упражнение «Цирковое настроение» (вставь недостающие смайлики и зачеркни смайлики с нецирковым настроением) Динамическая пауза «Жил да был веселый гном» Игра «Жонглеры» Упражнение «Прощание»

Упражнение «Приветствие» Беседа «1 апреля день смеха» Игра «Трамвайчик» Упражнение «Билеты» Игра «Аплодисменты» Упражнение «Найди клоуна» Упражнение «Цирковое настроение» (вставь недостающие смайлики и зачеркни смайлики с нецирковым настроением) Динамическая пауза «Жил да был веселый гном» Игра «Жонглеры» Упражнение «Прощание»

2 «Прогулка по городу»

 Упражнение «Приветствие звуками города» Упражнение «Ремонт космического корабля» Игра «Кушать подано» Физкультминутка «Сломанная кукла» Пальчиковая гимнастика «Приглашение в театр» Упражнение в «Магазине» Упражнение «Помогай-ка, собирай-ка» Упражнение «Пожелания»

«Инопланетянин», разрезанная картинка «Летающая тарелка», карточки с изображением различных продуктов, карточки с заданием «назови одним словом». «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 110 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр. 23

3«В гостях у сказки»

 Упражнение «Приветствие» Беседа «Сказки» Игра «Волшебный сундучок» Задание «Лабиринт» Игра «Дружные предметы» Подвижная игра «Буратино» Игра «Собери картинку» Пальчиковая гимнастика «Лягушки» Упражнение «Сказочные герои» Упражнение «Прощание»

Игрушки сказочных персонажей, сундучок, лабиринт, карточки из игры « Логический поезд», разрезанная картинка «Царевна- лягушка», карандаши, бланки с заданиями. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 122 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (5 лет) стр. 31

4 «Мой внутренний мир»

 Упражнение «Приветствие» Игра «Клубочек» Упражнение «Назови свои сильные стороны» Игра «Мой зверь» Игра «Кто это?» Упражнение «Прощание»

Клубок ниток, альбом и цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 29

Май

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Тайна моего имени»

 Упражнение «Приветствие» Беседа «Страна Имен» Игра «Паровозик с именем» Игра «Поем Имя» Игра «Колокольчик» Игра «Потерялся мальчик» Игра «Соседи» Игра «Ветер шепчет имя» Упражнение «Прощание»

2 куклы, колокольчик, музыка «Звуки леса», листы с заданиями, цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 23

2 «Правила домашнего этикета»»

 Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Медвежонок-невежа» А.Барто Игра «Найди свою маму» Этюд «Любящие родители» Рисунок «Счастливая семья медведей» Упражнение «Прощание»

Музыка «Звуки леса», листы с заданиями, цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 89

3 Диагностика

 Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

4 Диагностика

 Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

Перспективный план работы с детьми средней  группы (5-6лет)

по программе

сентябрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 Диагностика

Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

2 Диагностика

Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

3 «Тайна моего имени»

Упражнение «Приветствие» Беседа «Что такое имя?» Игра «Эхо» Подвижная игра «Маленькое имя» Игра «Объясни имя» Игра «Ласковое имя» Упражнение «Изготовь визитку» Упражнение «Прощание»

Мяч, листы и цветные карандаши на каждого ребенка. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 102

4 «Автопортрет».

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Еще одно эхо» Р.Сеф. Игра «Радио» Подвижная игра «Ветер дует на…» Упражнение «Мой портрет» Упражнение «Прощание»

Зеркало, листы и цветные карандаши на каждого ребенка. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 105

Октябрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Правила поведения на занятиях».

Упражнение «Приветствие» Проблемная ситуация Игра «7 тайн»: 1.«Приветствие с улыбкой 2.«Обращение друг к другу по имени» (игра «Подарок») 3.«Говорим спокойно, вежливо, глядя в глаза» 4.«Не бегать не драться не мешать другим» 5.«Внимательно слушать» (упражнение «Повтори ключ», пальч. гимн «Замок», упр «Обведи ключ») 6.«Хочешь сказать – дай об этом знать» 7.«Прощание»

Шкатулка, 7 ключей, письмо от феи, картинки со схематическим изображением правил, мяч, листы с заданиями, карандаши. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (5-6 лет). Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.22 Диагностический альбом Н.Я.Семано, М.М.Семаго. лист 13 (путаница) Дидактическое пособие «Рисуем по клеточкам» ч.2, стр.10

2 «Мой внутренний мир»

Упражнение «Приветствие» Упражнение «Слушаем себя» Игра «Свет мой, зеркальце скажи!» Подвижная игра «Ветер дует на…» Игра «Знакомство – представление» Упражнение «Мне это нравится» Упражнение «Прощание»

Музыкальное сопровождение, листы бумаги по количеству детей, карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. с. 108

3 «Страна ПСИХОЛОГИЯ»

Упражнение «Приветствие» Игра «Горячо-холодно» Упражнение «Карта» Игра «Болото» (город Дружбы) Рассказ про «Нос и язык» Е.Пермяк (город Помощников) Пальчик. гимнастика «Помощники» Упражнение «Коврик» Игра «Театр настроения» (город Настроения) Подвижная игра «Топ-хлоп» (город Смышленышей) Упражнение «город Впечатлений»

Игрушка Петрушка, карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», смайлики, листы с заданиями, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», 3 пары следов. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.27 Дид. пособие «Дошкольные прописи в клетку» стр.11

4 «Язык жестов и движений»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Лучше нет родного края» П.Воронько. Игра «через стекло» Упражнение «Артисты пантомимы» Упражнение «Расскажи стихи руками» («В лесу под елкой» П.Воронько) Подвижная игра «Кто я?» Игра «Говорящая рука» Упражнение «Расскажи стихи руками» («Две мартышки» И.Токмакова)

Карточки к игре. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 120Упражнение «Прощание»

Ноябрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Мы так похожи»»

Упражнение «Приветствие» Упражнение «Чем я похож на соседа справа» Игра «Ассоциация» Игра «Подарок» Подвижная игра «Мыльные пузыри» Игра «Конкурс хвастунов» Игра «Доброе животное» Упражнение «Прощание»

Клубок ниток, карточки с изображением жвижений. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 35

2 «Мы такие разные»»

Упражнение «Приветствие» Игра «Башенка из игрушек» Игра «Мы - разные» Игра «Заяц хваста» Игра «Знакомство-представление» Игра «Встань на мое место» Упражнение «Прощание»

Набор изображений игрушек, башенка с окошками по количеству детей. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 117

3 «Давайте жить дружно»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Шарик» З.Александрова. Игра «Путанка» Игра «Поворята» Игра «Психологическая лепка» Подвижная игра «Волны» Игра «Доброе животное» Упражнение «Прощание»

«Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 125

4 «С кем я живу»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Кто чей?» О.Бедарев Беседа «Что такое семья?» Упражнение «Кто кому кто?» Беседа «Чем порадуем родителей» Подвижная игра «Карусели» Игра «Мы очень любим» Упражнение «Особый день моей семьи» Упражнение «Прощание»

Сюжетная картина «Семья», карточки членов семьи листы бумаги по количеству детей, цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 167

Декабрь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Радость. Грусть»

Сказка - упражнение «Приветствие Страна Настроений» Динам пауза «Путешествие в лес» Упражнение «Ягоды» Упражнение «Нарисуй радость» Беседа по пиктограмме «Радость» Упражнение «Нарисуй грусть» Беседа по пиктограмме «Грусть» Физминутка «Покажи наоборот» Игра «Будь внимателен» Упражнение «Прощание»

Сюжетные картины «Радость», «Грусть», муляжи и карточки с изображением разных ягод, по листы на каждого ребенка цветные карандаши. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр.31

2 «Гнев»

Упражнение «Приветствие» Сказка - упражнение «Приветствие Страна Настроений» (продолжение) Упражнение «Нарисуй гнев» Беседа по пиктограмме «Гнев» Упражнение «Избавление от гнева» Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» Пальчиковая гимнастика «Помиримся» Граф. упражнение «Повтори клоуна» Упражнение «Прощание»

Сюж. картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки, большая труба наполненная поролоном, 2 воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (на каждого), «Цветик-семицветик» Программа псих-пед зан. для дошкольников. Н.Ю.Куражевой. стр. 38 Дид. пособие «Дошкольные прописи в клетку» стр.19

3 «Удивление»

Упражнение «Приветствие» Сказка - упражнение «Приветствие Страна Настроений» (продолжение) Упражнение «Нарисуй удивление» Беседа по пиктограмме «Удивление» Упражнение «Удивительный ковер» Пал. гимнастика «Удивительно» Подвижная игра «Есть или нет?» Упражнение «Фокус» Упражнение «Прощание»

Сюжетная картина «Удивление», стакан с водой, цветные карандаши персонаж Удивлинка. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. с. 42 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) стр.17

4 «Испуг»

Упражнение «Приветствие» Сказка - упражнение «Приветствие Страна Настроений» (продолжение) Упражнение «Нарисуй испуг» Беседа по пиктограмме «Испуг» Упражнение «Страшные звуки» Пал. гимнастика «Храбрые моряки» Граф. упражнение « Кораблик» Подвижная игра «Я страшилок не боюсь в кого хочешь превращусь» Упражнение «У страха глаза велики» Упражнение «Прощание»

Пиктограмма «страх», набор цветных карандашей и листы бумаги, персонаж Пуглинка. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. с. 48 Дидактическое пособие «Дошкольные прописи в клетку» стр.21 или 3

Январь

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Спокойствие»

Упражнение «Приветствие» Сказка - упражнение «Приветствие Страна Настроений» (продолжение) Упражнение «Нарисуй спокойствие» Беседа по пиктограмме «Спокойствие» Подвижная игра «Медвежата в берлоге» Пальчиковая гимнастика «Спокойные цветы» Упражнение «Спокойный цвет» Упражнение «Прощание»

Кубик эмоций, пиктограммы настроений, листы бумаги, цветные карандаши. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 52 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) стр 2

2 «Страх»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Трусов Федя» И.Демьянов Игра «Расскажи свой страх» Подвижная игра «Гуси – лебеди» Игра-ассоциация «Страх» Упражнение «Нарисую страх» Чтение рассказа «Как побороть страх» Подвижная игра «Жмурки» Упражнение «Прощание»

Пиктограмма страх. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 140

3 «Горе»

Упражнение «Приветствие» Чтение отрывка из сказки «Волк и семеро козлят» Подвижная игра «Море волнуется» Игра-ассоциация «Горе» Этюд «Северный полюс» Упражнение «Грустный человек» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Упражнение «Прощание»

Пиктограмма горе, лист бумаги, цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 144

4 «Интерес»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Скворушка» Е.Тараховская Подвижная игра 2Море волнуется» Игра-ассоциация «Интерес» Этюд «Что там происходит?» Упражнение «Интересное занятие» Упражнение «Прощание»

Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 147

Февраль

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Наши эмоции»

Упражнение «Приветствие» Рассказ «Жил-был сказочный лес» Игра «Кривые зеркала» Игра «Повтори Фразу» Игра «Профессии» Игра «Азбука настроения» Упражнение «Разные человечки» Упражнение «Прощание»

Мягкие игрушки, пиктограммы с изображениями эмоций, разноцветные кусочки ткани, круги для обводки, листы бумаги, цветные карандаши, карточки к игре «Азбука настроения». «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошк 4-6 лет. И.А.Пазухина. стр. 149

2 «Страна Вообразилия»

Упражнение «Приветствие» Упражнение «Загадочное послание» Игра «Средства передвижения» Игра «Чудо-дерево» Пальчиковая гимнастика «Маланья» Упражнение «Моделирование замков из геометрических фигур» Упражнение «Дорисуй фигуру» Упражнение «Нелепица» Упражнение «Прощание»

Зашифрованное послание, игрушка- кукла жителя Вообразилкина, геометрические фигуры, карандаши, мелки, фломастеры, карточки с изображением «несуществующих» животных. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошк. Н.Ю.Куражевой. стр. 60 Дид. пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) стр.26 Дид. пос «Рис по клеточк» ч.2, с.14

3 «Мой любимый сказочный герой»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Присказка» Игра «Хоровод сказочных героев» Игра «Любимый сказочный герой» Упражнение «Мой любимый сказочный герой» Упражнение «Прощание»

Цветные карандаши, листы на каждого ребенка «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 110

4 «Защитники Отечества»

Упражнение «Приветствие» Беседа «День защитника Отечества» Упражнение фотовыставка «Расскажи про…» Игра «Профессии» Физкультминутка «Товарищ командир» Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок» Упражнение «Топографическая карта» Упражнение «Путаница» Подвижная игра «Разведчик» Упражнение «Прощание»

Фотографии пап, листы с заданиями, карандаши, обруч, мяч. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 108 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) стр.7 Диагностический альбом Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, лист 11 (путаница)

Март

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Мальчики и девочки»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Подружки» Игра «Петушки» Упражнение «Приглашение на танец» Подвижная игра «Лужа» Игра «Найди свою пару» Упражнение «Прощание»

Листы, цветные карандаши, стул. «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. с. 128

2 «Мамины помощники»

Упражнение «Приветствие Весенняя капель» Беседа «Женский день» Упражнение фотовыставка «Расскажи про…» Чтение сказки «Про маму» Подвижная игра «Мамины помощники» Пальчиковая гимнастика «Помощники» Графическое упражнение «Букет для мамы» Упражнение «Прощание»

Фотографии мам, бабушек, сестренок, простые и цветные карандаши, заготовка «Мамино солнышко» «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 112 «Графемика» Развитие графомоторного восприятия у детей 5-7 лет. А.В.Удзенкова, Л.С.Колтыгина стр. 79

3 «Этикет. Внешний вид»

Упражнение «Приветствие» Стихотворение «Этикет» Беседа о культуре внешнего вида. Физминутка «Мы проснулись утром рано» Упражнение «Шнуровка» Упражнение «Зачеркни лишнее» Пал. гимн. «У Петиной сестры» Игра «Правильно – неправильно» Упражнение «Прощание»

Игрушка кот, картонные ботинки для шнуровки «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 76 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) стр.21

4 «Общественный этикет»

Упражнение «Приветствие» Игра «Займи правильное место» Упражнение «Правила поведения в автобусе» Игра – инсценировка «На улице» Игра – инсценировка «В театре» Упражнение «Займи правильное место» Пальчиковая гимнастика «Магазин» Упражнение «Магазин» Упражнение «Доктор» Упражнение «Прощание»

Игрушки для сценок, простые и цветные карандаши, листы бумаги, памятки, карточки с изображением предметов. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 82 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) ч.1 стр. 3

Апрель

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «День смеха»

Занятие-развлечение.

Конспект занятия Приложение №8

2 «Столовый этикет»

Упражнение «Приветствие Этикет» Беседа о культуре поведения за столом Игра-инсценировка «Вас позвали на обед» Упражнение «За столом» Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» Пал. гимн «Приготовили обед» Упражнение «Склеим разбитую таретку» Упражнение на внимание «Праздничное блюдо» Физкультминутка «Правильно – неправильно» Упражнение «Прощание»

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды для каждого ребѐнка, цветные карандаши, листы с заданиями. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 87 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) стр. 2

3 «Подарочный этикет»

Упр. «Приветствие Этикет» Беседа «Как дарить и принимать подарки?» (правила) Физкультминутка «Настроение» Релакс-упражнение «Подарок» Динамическая игра «Подарок» Пал. гимнастика «Подарки» Упражнение на внимание «На день рождения к двойняшкам» Упражнение «Что за подарок?» (дорисуй) Упражнение «Прощание»

Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, листы с заданиями, цветные карандаши, задание «Разложи подарки» «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 94 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) с. 3, 26

4 «Гостевой этикет»

Упражнение «Приветствие Этикет» Беседа «Как ходить в гости?» Упражнение «Угадай время суток. Когда лучше ходить в гости» Подвижная игра «День и ночь» Игра «Комплименты» Беседа «Как принимать гостей?» Пал. гимнастика «В гости» Упражнение «Наведи порядок» (найди лишний предмет) Подвижная игра «Правильно или неправильно» Упражнение «Прощание»

Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, картинки с изображением времени дня, цветные карандаши, листы с заданиями, памятки с правилами «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 99 Дид пособие «Проверяем знания дошкольника» (7 лет) ч.1 стр. 29 Дид пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) ч.2 стр. 20

Май

№ занятия

Структура занятия

Оборудование, источники

1 «Кто такой «Я»? Черты характера»

Упражнение «Приветствие» Игра «Зеркало» Упражнение «Мой портрет» Упражнение «Угадай кто это?» Игра «Сказочные герои» Игра «Какой Я?» Пальчиковая гимнастика «Смелый капитан» Упражнение на внимание «Раскрась листочки» Игра «Противоположности» Упражнение «Прощание»

Магнитофон, разрезанные картинки с Листы с заданиями, простые и цветные карандаши, мяч, зеркало, бусины и нитка. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. Под редакцией Н.Ю.Куражевой. стр. 130 Дидактическое пособие «Проверяем знания дошкольника» (6 лет) ч.2 стр. 5

2 «Я знаю, я умею, я могу»

Упражнение «Приветствие» Сказка «Про зайца» Игра «Заяц хваста» Игра «Я и другие» Игра «Колдун» Игра «Я знаю» Упражнение – коллаж «Наш дом» Упражнение «Прощание»

Мяч, большой лист бумаги, цветные карандаши «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Автор- составитель И.А.Пазухина. стр. 184

3 Диагностика

 Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария

4Диагностика

 Индивидуальные занятия с использованием тестового инструментария


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...

План – программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Паспорт программы дополнительного образования социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир» №Реквизиты паспортаСодержание программы1.Год разработки программы2013 год2.АвторПолегаева ...

Программа социально-личностного саморазвития по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность".2011-2014гг.

Программа социально-личностного саморазвития по теме:" Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"...

Программа Социально-личностного развития дошкольников «Я познаю мир»

Данная программа для детей 3-7 лет разработана на основе программ : " Я, ты, мы" по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, психолого - педагогическ...

План – программа социально-личностного развития дошкольников

          Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год

Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду»

Комплексно-целевая программа «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через духовно-нравственное воспитание по программе А.В. Бородиной « Культура и творчество в детском саду» ...