Дидактические принципы инклюзивного обучения
методическая разработка по коррекционной педагогике
Представлены модели интеграции детей с ОВЗ, описаны принципы их обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontr.rabot-obuch.detej_s_ovz_word.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольные работы по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия и интеграция»
Общие вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде
Задание 1.
Заполните таблицу «Дидактические принципы инклюзивного обучения»:
Принцип | Краткое содержание |
систематичности и последовательности | Этот принцип важен для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными умственными способностями. |
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся | Во время учебного занятия по любой дисциплине важно давать образование всему классу, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке. |
связи обучения с реальными жизненными условиями | При обучении моделируются и воспроизводятся условия, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни, их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в рамках деятельности учеников, осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. |
сознательности и активности учащихся в обучении | Предполагает обеспечение эмоциональной сопричастности учащихся к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, сочувствий в связи с учебной деятельностью через использование различных приемов в процессе обучения. Переживания стимулируют развитие интеллекта, эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они сохранны у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его переносить в свою самостоятельную практическую деятельность, что невозможно сделать без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению. |
Задание 2.
Представьте в виде схемы или таблицы алгоритм составления календарно-тематического планирования для интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Тип урока | Количество часов | Дата | Планируемые результаты (УУД) | |
план | факт | |||||
Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
Задание 1.
Заполните таблицу:
Модели интеграции | Интернальная интеграция (внутри системы специального образования) |
Экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования) | |
Формы интегрированного обучения | комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога; |
частичное, когда обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня – в обычных классах; | |
временное, когда дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения; | |
полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие или дети с кохлеарным имплантатом); эти дети по уровню психофизического, речевого развития более менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов | |
Варианты инклюзивного образования | Постоянная, полная интеграция |
Постоянная, неполная интеграция. | |
Временная, частичная интеграция. | |
Эпизодическая интеграция. | |
Дистанционное обучение. |
Задание 2.
Представьте в виде схемы или таблицы особенности интеграции на разных возрастных этапах развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы развития ребёнка с ОВЗ | Требования |
Период раннего детства | комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощью ребенку |
проведение консультаций и специальных занятий с детьми | |
возможность корректировки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута с учётом динамики развития проблемного ребёнка | |
организация перехода ребёнка в адаптационную группу или группу кратковременного пребывания на базе ППМС центра или дошкольного образовательного учреждения | |
Период дошкольного детства | обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной программы для ребёнка |
необходимость создания адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды | |
наличие специальной образовательной помощи | |
чёткое разделение функционала всех специалистов | |
обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком | |
психолого-педагогическое сопровождение | |
Период школьного обучения | обучение в условиях общеобразовательного класса |
обучение в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки | |
система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении | |
развёрнутая сеть услуг дополнительного образования | |
Период профессионально-трудовой адаптации | учёт состояния умственной и физической трудоспособности |
раннее начало профориентационной деятельности | |
сопоставление психофизиологических возможностей подростка с параметрами конкретной профессии и рабочего места | |
постоянное обновление данных о вакансиях и расширение спектра профессиональных занятий | |
наличие системы психолого-педагогического сопровождения и постинтернатной поддержки | |
развитие дистантного образования | |
подготовка и переподготовка педагогических кадров, мастеров трудового обучения и социальных педагогов |
Организация образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде
Задание 1.
Заполните таблицу, разграничивающую понятия:
Образовательная среда | это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В. А.). Категория «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Баева И. А.). |
Инклюзивная образовательная среда | вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. |
Задание 2.
Заполните таблицу:
Условия организации инклюзивной образовательной среды | Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. |
Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители, волонтеры). | |
Техническое обеспечение образовательного процесса как параметр безбарьерной среды. | |
Принципы построения инклюзивной образовательной среды | Раннее включение в инклюзивную среду. |
Коррекционная помощь. | |
Индивидуальная направленность образования. | |
Командный способ работы. | |
Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. | |
Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. |
Проектирование индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Задание 1.
Заполните таблицу:
Индивидуальная образовательная программа | - это документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. |
Цель ИОП | построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. |
Характеристики ИОП | - наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика; - обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата; - возможность адаптации программы к меняющимся запросам; - ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей учащихся. |
Условия проектирования и реализации ИОП | 1) Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. 2)Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по ИОП. 3) Наличие подготовленных педагогических кадров. |
Категории обучающихся, для которых разрабатывается ИОП | 1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды. 2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды. 3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения. 4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения во фронтальном режиме в рамках реализации инклюзивной практики. |
Задание 2.
Представьте в виде схемы или таблицы структуру индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Структура ИОП | Содержание |
Титульный лист программы | с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной образовательной программы). |
Пояснительная записка | в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи). |
Индивидуальный учебный план | инвариантная и вариативная части |
Содержание программы | в которой указаны планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР, система оценки достижения обучающимися с ЗПР, содержательный раздел, учебно – методический комплекс. |
Мониторинг достижений обучающегося | в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. |
Заключение и рекомендации | в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. |
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
Задание 1.
Заполните таблицу «Психолого-педагогическое сопровождение»:
Компоненты психолого-педагогического сопровождения | Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения. |
Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребёнка, успешности его обучения. | |
Создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ (в образовательной парадигме – особыми образовательными потребностями). | |
Этапы психолого-педагогического сопровождения | Первый этап - диагностический (предполагает первичную экспертизу всех компонентов, составляющих основу сопровождения). К таким компонентам следует отнести: оценку имеющихся ресурсов образовательного учреждения для запуска инклюзивных процессов, включая прогноз количества детей с ОВЗ, которые в целом способно «потянуть» образовательное учреждение(подготовительный подэтап); оценку состава детей во всех параллелях, в первую очередь, поступивших в школу на начало учебного года, по наличию среди них детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий и индивидуализации образовательного маршрута, разработки индивидуальной образовательной программы, ее компонентов (подэтап выявления); углубленную оценку выявленных детей с особыми образовательными потребностями то есть тех детей, которые (по решению школьного консилиума, подтвержденного рекомендациями ПМПК, в ситуации, когда ребенок прошел тамобследование) нуждаются в разработке индивидуальной образовательной программы и специальных образовательных условиях. Сюда же должно быть включено коллегиальное консилиумное обсуждение детей, прошедших углубленное обследование всеми специалистами школьного консилиума. Таким образом, диагностический этап психолого-педагогического сопровождения может быть описан рядом важных подэтапов. |
На втором поисково-вариативном этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного сопровождения в рамках разрабатываемой здесь же индивидуальной образовательной программы. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, с учетом «стратегических» рекомендаций ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения вначале обсуждаются, а затем разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами школьного консилиума. Каждый специалист в пределах собственной профессиональной компетенции и с учетом проведенного им же обследования ребенка предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны, с одной стороны, обеспечить ребенку компенсацию и «доразвитие» имеющихся особенностей в рамках профессиональной деятельности того или иного специалиста сопровождения, а с другой не только «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения, но и быть в определенной степени включенными непосредственно в образовательную деятельность педагога в ситуации фронтального обучения ребенка наравне с другими детьми класса. Результатом этого этапа являются целостная индивидуально ориентированная образовательная программа во всех своих компонентах, а само психолого-педагогическое сопровождение приобретает характер междисциплинарного, учитывающего общность аналитических подходовразличных специалистов, последовательность подключения к сопровождению специалистов школьного консилиума. Важным моментом, который должен быть рассмотрен на этапе разработки целостной индивидуальной образовательной программы, является определение срока, на который она разрабатывается. | |
На третьем практико-действенном этапе совершается реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы психолого-педагогического сопровождения включаемого ребенка, других субъектов инклюзивной практики в соответствии с прописанными в индивидуальной образовательной программе направлениями деятельности специалистов сопровождения, методами и формами, в целом организацией деятельности консилиума ОУ. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику изменений, как состояния ребенка, так и степени амплификации (присвоения) им образовательных воздействий. Точно также важным является поддержание необходимых (прописанных в рекомендациях ПМПК и детализированных в коллегиальном заключении школьного консилиума) ребенку специальных образовательных условиях, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы. | |
На следующем аналитическом этапе психолого-педагогического сопровождения происходит, как это следует из самого его названия, анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах. Совершенно очевидно, что подобная оценка эффективности сопровождения, не имеющая на настоящий момент четко обозначенных критериев, может определяться лишь опосредованно через аттестационные показатели овладения ребенком адаптированного учебного материала, сформированности школьно значимых умений и навыков, традиционных показателей социализированности включенного ребенка. Подобную оценку эффективности следует рассматривать как еще одну не менее значимую технологию психолого-педагогического сопровождения. В то же время, каждый специалист школьного консилиума должен предоставить на заседание консилиума, которое назначается по завершению очередного этапа реализации индивидуальной образовательной программы, данные по результативности собственной профессиональной деятельности, «заложенные» в программу сопровождения ребенка в качестве планируемых результатов. На этом консилиуме, который имеет характер планового всеми специалистами должны быть проанализированы результаты сопровождения, факторы оказавшие как негативный, так и позитивный эффект на мероприятия по сопровождению ребенка с ОВЗ. На основании полученных результатов и дальнейшем прогнозе динамики образования и социализации инклюзивного ребенка проводится коррекция всех компонентов индивидуальной образовательной программы, корректируется дальнейшая деятельность всех специалистов сопровождения. В зависимости от полученных результатов процесс психолого-педагогического сопровождения в рамках подвергшейся коррекции индивидуальной образовательной программы, либо продолжается, либо встает вопрос о кардинальном изменении образовательного маршрута выведении ребенка в другое образовательное учреждение. | |
Технологии психолого-педагогического сопровождения | построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету; |
технологии проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического сопровождения как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения; | |
технологии выделения детей группы риска по различным видам дизадаптации (образовательной и/или поведенческой); | |
технологии оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов (психологической, клинической и педагогической типологизации состояния ребенка) его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи; | |
технологии оценки внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения; | |
технологии собственно коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства; | |
технологии психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, старшеклассниками, администрацией), в том числе и крайне специфической психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование принципов развивающего обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
Формирование способности планировать свои действия, ...
Принцип развивающего обучения по правилам дорожного движения
Ознакомить и раширить представление педагогов о проектной деятельности по ПДД. Дать рекомендации по созданию в группе развивающеей среды по ПДД, организация учебной деятельности используя пробле...
Принципы инклюзивного дизайна в организации коммуникативно - рекреационных помещений ДОУ.
Дизайн концепция ДОУ оперирует не только отдельными предметами, технологиями, материалами, функциями и т.д., но формирует образовательную и коммуникативную среду, обеспечивает доступ к социальным и см...
Реализация основных принципов инклюзивного образования
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях...
«Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»...
Деловая игра для воспитателей «Обще дидактические принципы в обучении детей элементарных математическим знаниям».
Развитие умения воспитателей обсуждать и согласовывать предложенные вопросы между собой.- Контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.- Умение слушать дру...
Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.
Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащих...