Методическая разработка к интегрированному занятию по развитию эмоционально-волевой сферы и речевого творчества в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Как мы сказку сочиняли»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Зуева Ирина Юрьевна

В данной методической разработке представлен алгоритм проведения занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями развития эмоционально-волевой сферы. В тексте формулированы задачи проведения подобных занятий, дано описание стимульного материала, проведенной подготовительной работы, а также примерный перечень вопросов, задаваемых детям и стимулирующих дошкольников к творческому взаимодейстивию, раскрывающих возможности для фантазирования и свободного речевого творчества. Пользуясь данным алгоритмом можно в совместной работе с детьми и родителями сочинять сказки или рассказы на различную тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_k_int_zanyatiyu.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к интегрированному занятию по развитию эмоционально-волевой сферы и речевого творчества в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

«Как мы сказку сочиняли»

Зуева И. Ю., педагог-психолог ГБДОУ д/с №89 Красносельского района СПб «Бригантина»

Обоснование:

Сущность деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС, заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». На примере данного занятия видно, что дети не просто читают, слушают сказку, которая поможет понять моральные и нравственные ценности, принятые в обществе, научиться коммуникации с людьми, сформировать эмоциональный интеллект и отзывчивость. Дети сами принимают активное участие в создании сказки, а педагог, опираясь в своих действиях на основные принципы деятельностного подхода, помогает им и направляет их побуждения, активность в нужное русло.

Конспект отредактирован по окончании итогового занятия. Занятие разбито на два этапа: на первом этапе (длительность 25-30 минут) дети самостоятельно и с помощью наводящих вопросов придумывают сюжет сказки (завязка, основное действие, положительные и отрицательные сказочные персонажи, качества и действия персонажей, чудеса и волшебные предметы, счастливый конец). Педагог постепенно подводит детей к развязке, задавая вопросы, подготовленные заранее. Затем следует рефлексия: дети обсуждают героев, их поступки и чувства. На втором этапе (длительность 25-30 минут) педагог читает детям полученную сказку (полученный «сырой» материал отредактирован и облечен в «литературную» форму заранее) – продукт коллективного творчества. Дети еще раз обсуждают прочитанное и создают свои рисунки – иллюстрации к сказке. В конспекте приведены вопросы педагога, многие из которых возникли по ходу занятия, и ответы детей (выбирались первые наиболее соответствующие сюжету ответы; также учитывался принцип участия каждого ребенка).

Цель: вовлечь детей в творческий процесс созидания, опираясь на полученные в процессе НОД знания, и выпустить книжку-сказку.

Коррекционно-образовательные задачи: 
-закрепить знания об основных эмоциях (радость, грусть, страх, удивление);
-закрепить знания о положительных и отрицательных качествах характера, о возможных путях преодоления своих негативных качеств;
-совершенствовать грамматический строй речи (построение предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных и существительных в роде и числе, закрепление умения делить слова на слоги)

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать умение распознавать чувства других людей, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать;
-развивать речевое творчество;
-развивать креативность, творческое мышление, воображение;
-развивать связную речь, умение вести диалог;
-развивать мелкую моторику

Воспитательные задачи:

-формировать коммуникативные навыки, инициативность, самостоятельность; -укреплять дух сотрудничества, поддерживать умение работать в команде; -продолжать формирование первичных представлений о себе, других людях, уважительного отношения к семье;

Оборудование: 
1 этап: пиктограммы основных эмоций, черные и белые кружочки из картона для обозначения качеств человека; шарики Су-Джок по количеству детей; цветные фишки, мяч.
2 этап: картинки с изображением овощей, альбомные листы, цветные карандаши.

Предварительная работа: 
чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», сказки Ш. Перро «Золушка», рассказов В. Осеевой «Печенье», «Сыновья», «Волшебное слово», «Сказки по Сережу и Лену» С. Седова, рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных»; игры-импровизации «Продолжи предложение», «Продолжи рассказ», «Что случилось дальше?»

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.
Ведущий (педагог-психолог). Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы превратимся в писателей. А кто такой писатель?

Дети. Тот, кто пишет книги, сочиняет сказки.

Ведущий. Да, верно. Хотите тоже попробовать?

Дети. Да!

Ведущий. Что мы будем сочинять?

Дети. Волшебную историю. Сказку.

Ведущий. Давайте придумаем с вами сказку.

Дети. А ее напечатают? Мы прославимся? Про нее все узнают?

Ведущий. Может быть. Только всем надо постараться. Ну, начнем… С каких слов часто начинаются сказки?

Дети. В некотором царстве… Жили-были…Однажды жила…

Ведущий. Жила-была…кто?

Дети. Девочка…Маленькая…Ее звали Вика…

Ведущий. Хорошо! Пусть Вика. Придумайте имя поинтереснее!

Дети. Вика-Клубника…

Ведущий. Почему девочку так звали?

Дети. Она любила ягоды…клубнику

Ведущий. С кем она жила?

Дети. С мамой и папой…нет, только с мамой.

Ведущий. Какая была Викина мама?

Дети. Добрая, хорошая…любимая…она болела.

Ведущий. Была ли Вика счастливой девочкой? Почему?

Дети. Не совсем, ее мама болела. Она хотела помочь маме, вылечить ее, но не могла, у них не было лекарства…и врачи не помогали…

Ведущий. Где они жили?

Дети. В маленьком домике…далеко от города…

Ведущий. Что Вике приходилось делать?

Дети. Работать… Ведь мама не могла…Мыть посуду, подметать.

Ведущий. Что случилось однажды?

Дети. Вика пошла в лес.

Ведущий. Зачем Вика пошла в лес?

Дети. За грибами и за ягодами…чтобы приготовить еду маме…и себе.

Ведущий. Кто встретился Вике?

Дети. Серый волк…два волка.

Ведущий. Кто помог девочке?

Дети. Маленький говорящий кролик.

Ведущий. Как помог кролик?

Дети. Обещал исполнить ее желание!

Ведущий. Где очутилась Вика?

Дети. В подземелье.

Ведущий. Что чувствовала Вика?

Дети. Страх, испуг…удивление (показ пиктограмм).

Ведущий. Куда привела ее дорожка?

Дети. В волшебный город…

Ведущий. Кто там жил?

Дети. Жители…огурцы…овощи! Морковь, кабачок, тыква, помидор, капуста…

Ведущий. Как назовем город?

Дети. Город Овощей.

Ведущий. Что делали жители, как они выглядели?

Дети. Ходили по улицам в шляпах, в платьях, на каблуках… наряжались, ходили в костюмах с галстуками, в длинных юбках…делали модные прически… катались на велосипедах, ходили парами, катались на мопеде…смеялись…играли…как люди выглядели…

Ведущий. Какие они были?

Дети. Веселые, смешные, необычные, добрые, радостные, приветливые, ласковые, как друзья или как мама и папа.

Ведущий. Что чувствовала Вика? Она стала счастливой?

Дети. Радость и немного грусть…хотела, чтобы они ей помогли… не стала счастливой…скучала по маме (подбор и показ пиктограмм детьми).

Ведущий. Вика поделилась своей бедой?

Дети. Да.

Ведущий. Кто захотел ей помочь?

Дети. Все, все! А как?

Ведущий. Давайте подумаем. Помните фильм-сказку «Золушка»? Там говорится, что «дружба помогает нам делать настоящие чудеса».

Дети. Они подружились, и друзья помогли Вике. И случилось чудо… они дали ей волшебную палочку…

Ведущий. Волшебная палочка уже была в других сказках. Попробуем придумать другое волшебство?

Дети. Они дали ей волшебный овощ…огурец.

Ведущий. Пусть будет огурец! Он исполнял желания?

Дети. Да, сколько откусишь раз, столько и желаний…Нет, сколько семечек в огурце, столько и желаний!

Ведущий. Много можно пожелать?

Дети. Много.

Ведущий. Какое первое желание было у Вики?

Дети. Попасть домой, к маме.

Ведущий. А еще?..

Дети. Клубники… новое платье… шоколадный торт… новую куклу… золотую бабочку… новую юбочку и новые туфельки… и птичку в золотой клетке… и букет цветов… лошадку… роликовые коньки… серебряную брошку…корону принцессы … клубничное мороженое… конфет…красивое колечко… нарядный платочек и бусики… аквариум с золотыми рыбками…

Ведущий. Какой Вика была в этот момент?

Дети. Жадной…все мне и больше никому…не делилась ни с кем.

Ведущий. Семечки кончаются, осталось одно… Что почувствовала Вика?

Дети. Испугалась, грусть…не нужны игрушки…Стало стыдно, что забыла про маму (подбор и показ пиктограмм детьми)

Ведущий. Что она сделала?

Дети. Последнее желание, чтобы мама выздоровела. Вика успела и стала счастливой!

Ведущий. Каким нужно быть, чтобы стать счастливым?

Дети. Не жадным, добрым, трудолюбивым, дружить со всеми, помогать, не бояться…смелым, не грустным (отметить «плохие» и «хорошие качества» - показать соответствующие кружочки).

Ведущий. Хорошая получилась у нас сказка?

Дети. Да!

2 этап

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня я прочитаю вам нашу сказку. Слушайте внимательно!

Педагог читает сказку.

Ведущий. Мне кажется, чего-то не хватает у нашей сказки…

Дети. Надо сказку назвать… Названия нет.

Ведущий. Что сделало нашу сказку волшебной?

Дети. Огурец…Назовем ее «Волшебный огурец»!

Ведущий. Отличное название! А что нужно книжке, чтобы она получилась интересной и красивой, и чтобы ее захотели прочитать все дети?

Дети. Картинки!

Ведущий. Да, верно, нужны красивые рисунки.

Я предлагаю вам нарисовать яркие иллюстрации к нашей сказке.

Дети рисуют.

Ведущий. Спасибо, ребята! Вы все настоящие молодцы и вполне возможно, кто-то из вас станет в будущем настоящим писателем и напишет книги для детей и взрослых.

Волшебный огурец

Сказка

Давным-давно в одной маленькой деревушке жила-была девочка. Девочка была славная, добрая, и звали ее Вика-Клубника. Звали ее так потому, что девочка эта очень любила свежую сладкую, душистую клубнику. Но ела она клубнику не часто. Мама девочки болела, не работала, и Вике-Клубнике приходилось много делать самой. Она и еду готовила, и стирала, и мыла пол, и даже копала грядки в огороде, но клубника на них не росла, а рос только зеленый лук. Вкусными ягодами иногда угощали девочку добрые соседки.

Вот однажды пошла Вика-Клубника в лес за грибами, чтобы сварить к обеду грибной суп. Вышла она на лесную опушку. И вдруг откуда ни возьмись на опушку выбежал серый кролик. Со всего разбегу он запрыгнул в корзинку девочки и замер там. Через мгновение из корзинки показалась дрожащая мордочка кролика, которая внезапно заговорила человеческим голосом: «Спаси меня, добрая девочка! За мной гонятся злые волки! Выручай! А я расскажу тебе один секрет. Кто знает этот секрет, может стать самым счастливым!»

 Кроличья мордочка исчезла в корзинке, и в тот же миг на опушку выскочили два огромных волка с зелеными от злости глазами. Вика-Клубника действительно была доброй девочкой и к тому же очень находчивой. Она не растерялась и, махнув рукой в сторону реки, пустила волков по ложному следу. Волки стремглав убежали за своей добычей.

Вика-Клубника вздохнула с облегчением и заглянула в корзинку. Кролик как ни в чем не бывало поедал морковку. Увидев девочку, протянул ей морковный огрызок и сказал: «Угощайся!». – «Спасибо!» - сказала Вика-Клубника – «Но ты обещал рассказать мне про какой-то секрет». – «Секрет…секрет…какой секрет? ...ах секрет! Ну, слушай! Обернись три раза вокруг себя и ты узнаешь мой секрет!» - с этими словами серый кролик исчез, как-будто его и не было.

Вика-Клубника стояла одна посреди лесной опушки и думала, уж не приснилось ли ей все это? Но она очень хотела стать счастливой, и, не долго думая, она обернулась три раза вокруг себя и… не поверила своим глазам! Перед ней была большая, тяжелая, красивая и скорее всего волшебная дверь. «Но как же ее открыть?» - подумала девочка. И вдруг в кустах неподалеку что-то сверкнуло. Это был серебристый ключик – ключик от волшебной двери. Вика-Клубника скорее побежала к кустам, подняла ключик и открыла дверь. Дверь заскрипела. Девочка вошла в длинный темный коридор, освещенный только факелами, висящими на стенах. На мгновение ей стало страшно, и она оглянулась, чтобы выбраться поскорее из этого мрачного места, но дверь со скрипом захлопнулась за ее спиной. Что делать?

Однако Вика-Клубника не была трусихой. Она решительно пошла вперед по коридору и увидела впереди широкую лестницу с золотыми перилами, ведущую вниз, под землю. Вдруг из глубины земли раздался голос: «Спускайся вниз, девочка! Ты найдешь свое счастье!» Вика-Клубника послушалась и стала спускаться по лестнице.

И вдруг перед ней распахнулись огромные ворота, а за ними – целый город. Здесь было очень светло, солнечно и тепло. И жили здесь необычные жители. По улицам ходили огурцы в шляпах, морковки в нарядных платьях, помидоры в жилетках и шортах, луковицы на каблуках, баклажаны в костюмах с галстуками, кукурузы в длинных юбках, капусты в банных халатах и свеклы с модными прическами. Редиски ехали на велосипедах, кабачки ходили парами, а на мопеде ехала тыква в кожаной куртке и темных очках. От всего этого у Вики-Клубники закружилась голова. «Куда я попала?» - со страхом подумала девочка.

Но вскоре ее страх исчез, так как все вокруг улыбались и вели себя вполне дружелюбно. Уже через несколько минут Вика-Клубника сидела на лавочке, ела мороженое и весело болтала с задорной курносой морковкой, которая рассказывала ей о городе овощей. А добродушный помидорчик показывал им забавные фокусы. В скором времени Вика-Клубника подружилась со всеми овощами, все они ее полюбили и даже сделали ее своей принцессой. Недаром она звалась Клубникой, будто тоже выросла вместе с ними на грядке.

И все же Вика-Клубника все чаще вспоминала свою маму и думала о словах кролика, который обещал сделать ее счастливой. Наконец она собралась домой к маме. Все овощи вышли провожать Вику-Клубнику и подарили ей на прощание маленький огурец. «Это волшебный огурец, - сказали они. – В нем есть семечки, которые исполняют желания. Используй их только для хороших и нужных желаний».

Вика-Клубника горячо поблагодарила своих новых друзей, достала из огурца одно семечко и загадала первое желание… И в тот же миг оказалась дома! Как обрадовалась мама, рада была и сама Вика-Клубника. Но девочке не терпелось еще и еще попробовать силу волшебного огурца. Вот так подарок! Она достала еще одно семечко и попросила две чашки клубники. Потом она попросила новое платьице, потом шоколадный торт, потом новую куклу, и еще золотую бабочку, потом новую юбочку и новые туфельки, и птичку в золотой клетке, и букет цветов, и еще лошадку, и роликовые коньки, и серебряную брошку, и корону принцессы, и клубничное мороженое, и конфет, и красивое колечко, еще нарядный платочек и бусики, и аквариум с золотыми рыбками, и еще, и еще… Вика-Клубника не могла остановиться! Пока в огурце не осталось всего одно семечко. «Ах, что я наделала!» - подумала девочка. Исполнилось все, что она пожелала, но девочка не чувствовала себя счастливой.

Села Вика-Клубника в уголок и заплакала. В окно заглянуло солнышко. На дворе запела птичка. И вдруг радостная улыбка осветила лицо девочки. Она схватила волшебный огурец, достала последнее семечко, зажала его в кулачке и прижала к сердцу. Закрыв глаза, она прошептала заветные слова. Когда Вика-Клубника открыла глаза, перед ней стояла ее мама – здоровая, веселая, молодая и красивая. И не было в тот момент на свете девочки, счастливее, чем Вика-Клубника.

Приложение 1. Сказка «Волшебный огурец» с иллюстрациями (см. презентацию PowerPoint)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по развитию речи.

Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по теме "Транспорт"....

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование)  в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых ...

Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе

Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Город настроения" для детей старшей группы

обучающие занятие, развивает мышление, учит детей строить сложноподчиненные предложения, активизируется словарь детей....

План-конспект комплексного занятия по ознакомлению с трудом взрослых и художественное творчество в подготовительной к школе группе «Ознакомлению детей с профессией художника-ювелира».

Цель: формирование позитивного отношения к профессии художника-ювелира, создание условий для реализации творческого потенциала дошкольников в художественной деятельности....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения "Зимняя сказка"Рассматривание картин И.И. Шишкина "Зима" и И.Э. Грабаря "Сказка инея и ...