Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-Зиме» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дудченко Наталья Юрьевна

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3   села Коноково

муниципального образования Успенский район

Конспект интегрированного занятия

по развитию речи

«В гости к Зимушке-Зиме»

в подготовительной к школе группе

Разработала

 ст. воспитатель

Дуденко Н.Ю.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-Зиме» в подготовительной к школе группе

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к Зимушке-Зиме»

Подготовительная к школе группа.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Цель : обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь и развивать связную речь, учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Познакомить детей с буквой Ь и ее назначением.

Задачи.

1. Образовательные:

- Формировать преставление о мягком знаке «ь».

- Учить читать слова, изменяя их смысл посредством использования

«ь»- мягкого знака.

- Учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову,

- Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с воспитателем,

активно включаться в коллективную игру, оказывать помощь сверстнику в случае необходимости.

- Формировать умения добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля.

2. Развивающие:

- Развивать внимание при чтении слов и связную речь детей при объяснении смысла слов. - Развивать лексическую сторону речи детей с помощью мнемотаблиц;

-- Закреплять знания о временах года и месяцах.

- Совершенствовать звуковой анализ слов. Развивать мелкую моторику

3. Воспитательные:

- Воспитывать интерес к занятиям грамотой.

- Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитатель.

- Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование и материалы: Магнитная доска, мольберт, МР3 проигрыватель, картинки анимации буквы Ь, на что похожа буква Ь, мнемотаблица, магнитные буквы, снежинки, схема для звукового анализа слова, фишки (квадраты зеленого, синего и красного цвета, пропись, карандаши

Предварительная работа:

разучивание стихотворений, использование загадок.

рассматривание предметов и иллюстраций с Ь - мягким знаком.

упражнение со схемами.

подбор иллюстраций; создание презентации.

Словарная работа: пушистая, снежная, волшебная, искристая

Индивидуальная работа: создание условий для формирования умения связно выражать свои мысли

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, вопрос – ответ, показ, объяснение

Ход занятия

1. Вводная часть (7 мин.):

(воспитатель заходит с детьми, они здороваются с гостями)

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём занятие по развитию речи. Вы покажете свои знания и умения, а гости посмотрят на вас и послушают вашу красивую и правильную речь. А что это за красивая снежинка сундучок у нас на столе? Они раньше были у нас в группе? (ответ детей) Кто же мог их у нас оставить? (предположения детей). А на снежинке что-то написано! (воспитатель читает вслух): «Здравствуйте ребята. Я заглядывала к вам в окно, и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на занятие, я бы хотела, чтобы вы посвятили его мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания, выполнив их вы получите от меня подарок. Удачи и до свидания, я обязательно приду к вам в гости. С уважением Зима».

Воспитатель: Ну как ребята, вы согласны посвятить наше занятие Зиме?

Дети (да).

Воспитатель: Так и назовем наше занятие по развитию речи «В гости к зимушке - зиме». Тогда начинаем! желаю вам быть внимательными, умными, и находчивыми. Напоминаю, что свои мысли вы должны выражать полным ответом.

Ребята, а чтобы красиво четко говорить, что мы проводим в начале занятия по развитию речи?

Дети: Речевые упражнения - _чистоговорки

Воспитатель: Наша чисто говорка будет о зиме:

МА-МА–МА - наступила вновь зима

РА – РА – РА – снежная гора

ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ - бабу снежную лепили

ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик

РИ – РИ – РИ - прилетели снегири

КИ–КИ–КИ - поиграем мы в снежки

РЫ–РЫ–РЫ - катаемся с горы

ТА – ТА – ТА – зимою красота

2. Основная часть (20 мин.)

Воспитатель: Ребята, а я хочу начать наше с вами путешествие по зиме со стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя, на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(выставляется картина с изображением зимнего леса)

Воспитатель : А что сказано про лес? Прозрачный лес один чернеет. Почему лес прозрачный и почему он чернеет.

Дети: Потому что зимой деревья голые, без листьев, и в зимнем лесу темные деревья выделяются и видны издалека. Через ветки можно смотреть в глубину, увидеть, что происходит в лесу.

Воспитатель : Но у природы есть свои причуды, когда лес из черного и прозрачного превращается в белоснежный и сверкающий. Деревья, ветки покрываются драгоценными камнями, или пушистым одеяльцем. Как называются эти явления природы?

Дети: (мороз,иней)

Воспитатель : Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты в стихах, художники в своих картинах, композиторы в музыке передают характер, настроение зимы, природные явления. Это ребята Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор (показ портрета, который сочинил целую композицию под названием «Времена года». Отрывок, с которым мы с вами сейчас познакомимся называется «Декабрь». Давайте послушаем. Закройте глаза, что вы себе представляете? Что вам хочется делать под эту музыку? Целый лес вальсирует, ребята, вместе со снежинками. И они красивые, сверкающие, мягкие, пушистые в танце ложатся на ветки деревьев.

- Да, ребята, действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью.

Воспитатель : И так первое задание - какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Декабрь, январь и февраль.

Восп: Назовите первый месяц.

Дети: Первый зимний месяц – это декабрь.

Восп: Какой праздник в декабре?

Дети: Новый год!

Восп: Правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.

Дети: Второй месяц зимы – это январь.

Восп: Какой же праздник мы празднуем в январе?

Дети: В январе мы празднуем Рождество.

Восп: Хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?

Дети: Третий месяц зимы – это февраль.

Восп: Какой праздник мы отмечаем в этом месяце?

Дети: 23 февраля-День защитников отечества.

Задание №2. Сейчас мы с вами поиграем – Зима передала снежок из снега, я буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте, какая бывает зима?

Дети: Снежная, холодная, красивая, морозная, сказочная и т. д.

Задание №3: Игра «Придумай слово».

Образование родственных слов к слову снег (снежок-снежинка-снегопад-снеговик-снеговичок-снежки-снегоход-снегокат-снежный-снежище-снегурочка-снегирь-белоснежный-Белоснежка-подснежник)

Задание №4: Работа с мнемотаблицей «Зима»

Мнемотаблица "Зима"

Воспитатель : Предлагаю всем отдохнуть.

Физминутка.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,

Там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места!

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с одной буквой. Садитесь поудобнее и слушайте:

Жили – были в азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Пришла как – то «с» к букве «я». Получилось «ся». (буквы появляются на доске, и дети их читают). «Л» к «е» - «ле», «д» к «и» - «ди». Буквы жили не тужили, потому что все дружили. Но была среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначала звука. «Что ты за буква? - возмущались они. Не умеешь говорить!». Жилось «ь» очень одиноко. Как – то взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Все у них получалось замечательно, пока не решили они составить слово «букварь». Что они ни делали, получалось у них только «буквар». «Встану я и обозначу мягкость, - сказала буква «и». «И» быстро пристроилась в конце. Что получилось? «Буквари». «Лучше я встану, - сказала «я». «Букваря» - читают дети. Опять ничего не получилось. Тогда решили буквы позвать этого молчуна «ь». Он с радостью согласился. Получилось слово «Букварь». Развеселились буквы и стали приглашать «ь» в гости.

Воспитатель: Давайте и мы ближе познакомимся с этой буквой. Рассматривание анимационных картинок с изображением Ь. Из скольки элементов состоит буква? на что похожа? (ответы детей)

Мягкий знак, мягкий знак.

Не звучит совсем никак,

Но есть правило простое,

Мы легко его усвоим –

Если знак к согласной встанет,

Буква сразу мягкой станет.

Задание № 5: Самостоятельная работа детей

Обвести по штрихпунктирным линиям букву мягкий знак и сделать звуковой анализ слова «Олень». Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика с использованием текста из мнемотаблицы:

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошат хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катились, (ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли. (движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)

Заключительная часть (3 мин)

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы! Со всеми заданиями Зимушки-зимы справились. Итак, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? С какой буквой познакомились? Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце. А что же приготовила вам Зимушка зима? Давайте скажем все вместе: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! (воспитатель заглядывает в сундучок).Зимушка-зима оставила вам подарок, вы ей очень понравились.

Дети получают конфеты в виде снежных шариков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование)  в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых ...

Конспект игрового занятия на развитие речи с использованием оборудования ЛЕГО для детей подготовительной к школе группы «Я – будущий первоклассник»

Цель. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в зв...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животн...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники с детьми в подготовительной к школе группы по теме "Весна".

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники с детьми в подготовительной к школе группы по теме "Весна". В форме игры "Звездный час"....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием инновационной технологии "Ай - стоппер " во второй младшей группе "Зимушка - зима"

Данное занятие развивает активность, любознательность, вызывает интерес к познавательной деятельности....