Цикл занятий по развитию познавательных процессов у старших дошкольников.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Туренко Ольга Алексеевна

Цикл занятий представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике. Способствует развитию памяти, внимания, мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_po_razv_pozn_spos_u_st_doshkolnikov.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по развитию познавательных процессов
у старших дошкольников.

Цикл занятий представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике. Способствует развитию памяти, внимания, мышления. Развивает коммуникативные навыки детей. У детей вырабатываются такие качества как терпение, самостоятельность, аккуратность, усидчивость. Развивается эмоционально-волевая сфера и формируется необходимый уровень психологической готовности к школе.

Упражнения рассчитаны на дошкольников шести - семилетнего возраста, носят игровой характер, во время занятия малоподвижные  (интеллектуальные) игры чередуются с подвижными играми.

Цель:

Формирование у детей шести летнего возраста необходимого уровня

психологической готовности к школе.

Задачи:

  • Развитие интеллектуальных способностей детей
  • Развитие связной речи, обогащение словаря
  • Развитие коммуникативных навыков детей

Количество занятий: 20

Время проведения: 2 раза в неделю

Продолжительность занятий: 30 минут

Наполняемость группы: не более 10 человек

Этапы реализации:

Вначале учебного года проводится входная диагностика уровня готовности к школьному обучению детей шести летнего возраста. Дети, показавшие недостаточный уровень интеллектуального развития, или имеющие затруднения в коммуникативном плане, после собеседования с родителями по результатам диагностики, приглашаются на коррекционные занятия.

После 10 занятий, снова проводится диагностика детей (контрольный срез), чтобы проследить динамику развития и провести коррекцию занятий.

По окончанию работы с группой – проводится заключительная диагностика детей. Родители приглашаются на собеседование, где им  даются рекомендации.

Планируемые результаты:

  • Сформировать у ребенка готовность к принятию новой социальной позиции – школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе.
  • Сформировать позитивное отношение ребенка к школе, учителям, учебной деятельности.
  • Развить коммуникативные навыки ребенка
  • Достичь высокого уровня развития интеллектуальных способностей каждого ребенка.

Занятие № 1.

Цель:  Создание условий для плодотворной работы в микро группе. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Материал: мягкий мяч.

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа (зачем и чем будем заниматься).
  2. «Знакомство», по кругу передавая мяч назвать свое имя. Затем повторить все имена.
  3. Разминка: «Встань впереди – сзади».
  4. «Путаница».
  5. «Кто как кричит».
  6. «Угадай, что это за животное» (живая картинка).
  7. «Кто летает?».
  8. «Паровозик»
  9. «Слушаем тишину» (обнявшись за плечи).
  10. Рефлексия занятия: С чем познакомились на занятии;

                                  Что понравилось?

                                 Что не понравилось? (Почему!)

                               Для чего мы играем в эти игры?

Занятие № 2.

Цель: Стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа над словарным запасом.

Материал: мягкий мяч.

Ход занятия:

  1. Что было на первом занятии?
  2. Аналогия: цвет – предмет.
  3. «Сегодня в порт корабль придет»
  4. На классификацию (ведущий – эталон): обувь, дом. животные, мебель.
  5. «Капитаны»
  6. «Пианино» (сидя на стульчиках по кругу, руки на коленях соседа).
  7. «Что вверху».
  8. «Что я люблю».
  9. Рефлексия.

Занятие № 3

Цель: Развитие коммуникативных навыков, развитие тактильной памяти, внимания, словарный запас.

Материал: мяч, шарф.

Ход занятия:

  1. Чем занимались на предыдущем занятии?
  2. «Конспиратор» (с завязанными глазами узнать ребенка).
  3. «Закончи слово»: ра -, зем -, го -, па -.
  4. «Вверху – внизу» (ведущий перечисляет предметы – дети, стоя в кругу должны правильно показать верх или низ).
  5. «Что я не люблю».
  6. Слова со значение «Твердый».
  7. «Домашний – дикий».
  8. «Пианино».
  9. Рефлексия.

Занятие № 4.

Цель: Развитие коммуникативных навыков, развитие наблюдательности, внимания, памяти, конвергентного мышления.

Материал: Мяч, шарф.

Ход занятия:

  1. Чем занимались на предыдущем занятии?
  2. «Конспиратор».
  3. «Встань впереди – сзади» (в колонне).
  4. Обобщение – цветы, одежда, обувь, посуда.
  5. «Часть – целое у предмета» (машина, человек, цветок).
  6. «Молекулы» (по 2, 3 – бег и стоп).
  7. «Добрый – злой мяч».
  8. Все виды использования кирпича.    
  9. «Пианино».
  10. Рефлексия.

Занятие № 5.

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, памяти, словесно-логического мышления (обобщение, конкретизация), словарный запас, корректное поведение.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. ------------------.
  2. «Выполни точно указания» (указания всем детям сразу, затем исполняют).
  3. На классификацию: овощи, фрукты, деревья.
  4. Переключения внимания: «Четыре стихии»- проиграл – выбыл.
  5. «Закончи предложение».
  6. «Угадай по признакам» (водящий уходит – загадать животное: где живет, какой…).
  7. «Вырвись из круга».
  8. «Пианино».
  9. Рефлексия.

Занятие № 6.

Цель: Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, словарный запас.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. --------------------.
  2. «Запомни порядок» (в колоне – водящий смотрит 1 мин., отвернулся …, кто где стоит?).
  3. «Угадай предмет по признаку».
  4. «Путаница».
  5. «Кто я такой» (по кругу).
  6. Расскажем сказку «Репка» - по кругу.
  7. «Дракон кусает свой хвост».
  8. «Слушаем тишину».
  9. Рефлексия.

Занятие № 7.

Цель: Работа над словарным запасом, развитие логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. ------------------------.
  2. Расскажем сказку наоборот  «Репка».
  3. «Слушаем хлопки»: 1- зайчик, 2- мишки, 3- птички.
  4. Рисование в воздухе – «Угадай, что нарисовал?».
  5. «Какого цвета?» (с мячом).
  6. «Какой я хороший!» - похвалить себя.
  7. «Молекулы».
  8. « Если бы рыба могла летать, тогда ..» - рассказы.
  9. «Слушаем тишину».
  10. рефлексия.

Занятие № 8.

Цель: Развитие произвольного внимания, творческого и логическоо мышления, воображения.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. ------------------------.
  2. «Слушай хлопки».
  3. «Монолог картошки».
  4. «Четыре стихии» переключение внимания.
  5. «Что бывает белым?» (зеленым).
  6. «Капитаны».
  7. Закончим вместе «В черной, черной комнате …».
  8. «Пианино».
  9. Рефлексия.

Занятие № 9.

Цель: Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственная ориентация, восприятие, памяти, внимания.

Материал: предметные картинки.

Ход занятия:

  1. --------------------------.
  2. «Запомни и выполни» (ориентация в окружающем).
  3. «Определение» (связать в предложения 2 картинки).
  4. «Наша Таня громко плачет» - распределение внимания (с движениями).
  5. «Тише – громче» (ветер, дождь, комар, кот).
  6. Эмоциональные этюды (картинки).
  7. Продолжи «Потому, что …».
  8. «Путаница».
  9. Рефлексия.

Занятие № 10.

Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения. Закрепление навыков счета, развитие видовой памяти..

Материал: репродукция портрета.

Ход занятия:

  1. -----------------.
  2. «Невидимый рисунок» (рисование в воздухе).
  3. «Запомни и выполни».
  4. «Дракон кусает свой хвост».
  5. «Запретный номер» (по кругу – хлопок).
  6. «Монолог портрета» (рассмотреть 5-7 мин.).
  7. «Тише – громче» (хлопки, топот ног).
  8. Продолжи «Из-за того, что ..».
  9. Рефлексия.

Занятие № 11.

Цель: Развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, беглости мышления, развитие коммуникативных способностей.

Материал: набор карточек «Азбука настроений».

Ход занятия:

  1. -------------------------.
  2. «Запретный номер» ( обратный счет).
  3. «Нос, пол, потолок».
  4. «Пасьянс» (персонажи с одинаковым настроением).
  5. «Жил-был кот…» (закончить рассказ, называя все предыдущее).
  6. «Капитаны».
  7. Придумай слово на последнюю букву (по кругу).
  8. «Я не знаю!» (с помощью жестов показать).
  9. Рефлексия.

Занятие № 12.

Цель: Развитие памяти, внимания, коммуникативных способностей.

Материал: мяч, «Азбука настроений».

Ход занятия:

  1. Чем занимались на предыдущем занятии.
  2. «Я знаю 5 названий ..».
  3. «Пасьянс» (1 ребенок – всех веселых, 2 – грустных).
  4. «Ниточка, иголочка, узелок».
  5. «Жил-был кот ..».
  6. «Живые картинки» (мимика) или «Скульптура».
  7. Противоположные значения.(высокий-низкий…)
  8. «Море волнуется ..».
  9. Рефлексия.

Занятие № 13.

Цель: Развитие восприятия, внимания, умение определять чувства и настроения других; снятие агрессивности, корректировка страхов.

Материал: Бумага, кисточки, краска – гуашь.

Ход занятия:

  1. ----------------------.
  2. «Море волнуется».
  3. «Кляксы».
  4. Расскажи на, что похожа твоя клякса.
  5. «Нос, пол, потолок».
  6. «Подарок» (слова или мимика).
  7. Рефлексия.

Занятие № 14.

Цель: Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления; работа по снятию страхов перед школой.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. -----------------------.
  2. «Я знаю 5 названий».
  3. «Дракон кусает свой хвост».
  4. Сочиним рассказ: «Маша пошла в школу».
  5. Аналогии.
  6. «Жмурки».
  7. «Старый предмет по – новому».
  8. «Пианино».
  9. Рефлексия.

Занятия № 15.

Цель: Развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, снятие напряженности, страхов.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. ------------------------.
  2. Сочиним рассказ: «Петя пришел в класс».
  3. «Ниточка, иголочка, узелок».
  4. «Что бывает круглым?» (квадратным).
  5. Аналогии.
  6. «Я боюсь» (что, чего, кого).
  7. «Мне страшно» (мимика).
  8. «Слушай команду» (1 хлопок – зайчики, 2 – мишка, 3 – бабочки).
  9. Рефлексия.

Занятие № 16.

Цель: Снятие страхов, агрессивности; развитие воображения, восприятия, наблюдательности.

Материал: гуашь, бумага, игрушки.

Ход занятия:

     1. ---------------------------.

  1. «Слушай команду».
  2. «Что ты не сделал, потому что боялся?»
  3. «Что ты не можешь делать, когда боишься?».
  4. Рисуем: «Мне страшно».
  5. «Солнышко и дождик».
  6. Рефлексия.

Занятие № 17.

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности, памяти; развитие произвольного внимания.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. ------------------.
  2. «Я знаю пять названий».
  3. «Сначала – потом» (составление коллективного рассказа: утро –день –вечер).
  4. «Дракон кусает свой хвост».
  5. «Кто чей» (детеныши животных).
  6. Что значит быть глупым.
  7. «Слушаем хлопки (птица, заяц, гусеница).
  8. Рисунок в воздухе.
  9. Рефлексия.

Занятия № 18.

Цель: Развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности; формирование внутреннего плана действий; развитие координации, развитие дивергентного мышления.

Материал: мелкие игрушки.

Ход занятия:

  1. ----------------------.
  2. «Послушай и исполни» (несколько действий).
  3. «Подарок» (мимика и жесты).
  4. Что такое хорошо, и что такое плохо.
  5. «Ниточка, иголочка, узелок».
  6. Придумай слово на «А».
  7. Запомни, кто что положил (дети берут по игрушке и кладут на стол – 1 запоминает).
  8. «Когда я вырасту…».
  9. Рефлексия.

Занятие № 19.

Цель: Развитие мышления, зрительной памяти, воображения, внимания; работа над словарным запасом; внутренний план действия; творческое мышление.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. --------------------------.
  2. «Послушай и выполни» (3-4 задания).
  3. «Испорченный телефон».
  4. «Части тела» (в кругу: указать на части тела – другой называет, и далее, чтобы не повторялось).
  5. Разговор обезьяны и крокодила.
  6. Сегодня – завтра.
  7. Поиск аналогий (из чего сделано, классиф., применение и пр.).
  8. «Встанем по – порядку» (у каждого свой номер).
  9. Рефлексия.

Занятие № 20.

Цель: Развитие памяти, внимания, умение устанавливать логические связи между словами; словарный запас.

Материал: мяч.

Ход занятия:

  1. Чем занимались на прошлом занятии.
  2. Поиск аналогии (арбуз, платье, сахар).
  3. «Кто летает» (с мячом: да-нет).
  4. «Охотник» (шаг – животное).
  5. «Цепочка слов» (на последнюю букву).
  6. «Займи свое место» ( сидя на стульях, меняются местами, кого назвали).
  7. Использование предмета (ручка, мяч, карандаш).
  8. «Вопросы – ответы» (быстрота реакции).
  9. Рефлексия – прощание.

(Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Составитель: Ленько Л.И.)

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/20/programma-razvitie-poznavatelnoy-sfery-starshikh-doshkolniko

При составлении программы использовалась литература:

  1. Битянова М.Р. «Адаптация ребенка в школе» коррекционно-развивающее обучение М., «Пед.Поиск», 1998г.
  2. ЛаврентьеваГ.П. «Практическая психология для воспитателей» сборник тестов, Киев, 1992г.
  3. Кряжева Н.Л. «Готов ли ребенок к школе», Ярославль, «Академия К», 1999г.
  4. Журнал «Философия для малышей»
  5. Кабанова М.Н. «Готовимся к школе», С-Пб., «Нева», 2001г.
  6. Польянова Т. «Шире круг», УГПУ-Ек., 2001г.
  7. Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», М., «ВЛАДОС», 2001г.
  8. Васильева Н.Н. и Новоторцева Н.В. «Развивающие игры для школьников», Ярославль, 1996г.
  9. Парамонова Л.А. «Воспитание и обучение детей шестого года жизни», М. «Просвещение», 1987
  10.  Велиева С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», С.-П. «Речь», 2005
  11.  Волков Б.С. «Задачи и упражнения по детской психологии», М. «Просвещение», 1991
  12.  Воскобойников В.М. «Как определить и развить способности ребенка», С.-П. «Респект», 1996
  13.  Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе», «Питер», 2004
  14. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», М. «Сфера», 2003
  15. газета «Дошкольный психолог» №1/ 2005г. – Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста.
  16. Н.Е.Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве», пособие для педагогов, М., «Мозаика-Синтез», 08.
  17. Т.В.Белова, В.А.Солнцева «Готов ли ребенок к обучению в 1 классе?» (психологическая готовность к школе), М. «Ювента», 07.
  18. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха», /сост.: В.Н.Нохрина, Н.А.Уварова, Н.А.Штырц; - - Ект. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» 2006.

Занятие 1. 4. «Путаница»

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".

Спросить у детей: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

5.  «Кто как кричит?»

Петух – кукарекает.

Курица – кудахчет.

Цыплята – пищат.

Утка – крякает.

Гусь – гогочет.

Индюк – болбочет.

Собака –лает.

Корова – мычит.

Баран- блеет.

Мышь – пищит.

  1.  "Кто летает?". 

Цель: развитие концентрации внимания.

Дети садятся на полу полукругом, инструктор называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки, если не летает - руки у детей опущены. Когда инструктор сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку.

Ребенок, который не удержался, поднял руку не во время, должен заплатить фант и выкупить его в конце игры, выполнив какое-либо задание.

  1. Упражнение «Паровозик»
    Цель: эмоциональная разрядка участников группы.
    Инструкция: встаньте и постройтесь друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Стоящий впереди выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами.
    Машинист ведет состав.
    По команде начинается движение, вначале медленно, а потом ускоряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.
    Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

Занятие 2. 3. «Сегодня в порт корабль придет…»

Цель - закрепление позитивного настроя членов группы.

Ход игры: дети рассаживаются на стулья по кругу и, взяв друг друга за руки, начинают мерно покачиваться из стороны в сторону, словно корабль на волнах. Водящий произносит ключевую фразу: «Сегодня в порт корабль придет, груженный…» - и называет дальше некоторые предметы. Ребята же должны изображать определенные действия, связанные для них с названым предметом. Например, если говориться «…груженный веерами», все делают вид, будто отмахиваются веером, который держат в правой руке; затем снова произносится ключевая фраза, только концовка другая «…груженный ножницами» - и все участники игры, помимо того, что обмахиваются воображаемыми веерами, левой рукой изображают движение при резании ножницами. При следующем повторении конечной фразы добавляется не только новая концовка «… груженный швейными машинами», но и новое движение: ноги участников игры нажимают на ножную педаль невидимой швейной машины. Затем следует «… груженный качалками», и, помимо описанных выше движений, которые выполняются одновременно, ребята должны попробовать добавить к ним еще и покачивание всем телом взад-вперед. Когда же в последний раз звучит ключевая фраза, заканчивающаяся словами «… груженный часами с кукушкой», то играющие не только проделывают все четыре разнородных движения, но еще и кричат время от времени «ку-ку».

5. Игра «Капитаны»

Предлагается для поднятия эмоционального тонуса в группе. По желанию из детей выбирается «капитан». Задача «капитана» – как можно больше перевезти на своем корабле пассажиров. Корабль – сдвинутые вплотную два стула спинками наружу. «Капитан» по одному подводит к кораблю пассажиров и размещает их так, чтобы никто не касался земли ногами. Когда останется место для одного «капитана», он занимает место и кричит: «Вперед!» В течение 1 минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт (коснуться пола). После этого «капитан» запоминает, сколько пассажиров удалось ему перевезти. Смена «капитана».

Занятие 4. 6. Игра "Атомы-молекулы»

Ход игры:

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами. 

8.Упражнение на активизацию «Добрый – злой мяч».


Участники становятся в круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый – злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи. Тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».

Занятие 5. 4. «Четыре стихии»

      Дети стоят вокруг ведущего (или сидят на стульях). По команде ведущего они выполняют определенные движения руками. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из игры.

      Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2-3 участника, которые объявляются победителями.

      эту игру можно проводить индивидуально.

Команда

Движение

Земля!

Дети опускают руки вниз.

Вода!

Дети вытягивают руки вперед и делают ладонями волнообразные движения.

Воздух!

Дети поднимают руки вверх.

Огонь!

Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

 

7. Упражнение «Вырвись из круга»

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из них находится внутри круга, его задача – вырваться. Затем, проходит обсуждение – как вёл себя участник, чтобы вырваться из круга и почему; как вели себя участники, образующие круг и почему и т. п.

Занятие 8.

3. Игра «Монолог картошки»

Представьте, что картошка оживает. Сейчас вы должны за 6 минут придумать монолог картошки. А потом нам его рассказать от имени картошки.

Если дети затрудняются, то можно рассказать несколько возможных вариантов. В конце игры выделяют лучшие монологи.

Занятие 9. Упражнение «Путаница»

Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Описание:

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

Занятие 11.

3. Игра «Нос - пол - потолок»
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно.

Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.

Занятие 12. Игра «Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Занятие 13.  

Упражнение 3. «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.
Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 6.  «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать ("вручить") молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Заняти 14.6

Жмурки

Описание игры

Водящего игрока называют "жмуркой".

Жмурке завязывают глаза (обычно шарфом или платком). Раскручивают его и после спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?- На квашне.- Что в квашне?- Квас.- Лови мышей, а не нас.После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит.Игроки, убегая от жмурки, хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание.Жмурка, с завязанными глазами, должен поймать любого другого игрока и опознать.В случае успеха, пойманный становиться жмуркой.

Правила игры. Жмурке завязывают глаза платком (шарфом и тп). Отводят на середину комнаты (если действие происходит в помещении). Жмурку крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он(а) немного потерял ориентация в пространстве. Жмурка должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать. Если жмурка правильно опознал игрока, то игроку завязывают глаза и он становится жмуркой, а жмурка становится обычным игроком (меняются местами). Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы. Игрокам нельзя ставить подножки или как-то толкать жмурку - это может привести к травмам.Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока.

Примечания. Из дополнительных предметов для игры вам потребуются плотный платок или шарф. Оптимальное количество игроков - 4-7. Необходимо следить, чтобы жмурка не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку). Вместо хлопков ладонями можно использовать колокольчики (если столько наберется).

Заняти 14.7

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

Занятие 18. 5. Игра «Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Занятие 19.

5. Игра «Разговор обезьяны и крокодила»

Дети разбиваются на пары, где один ребенок будет играть роль обезьяны, а другой – крокодила. В течение нескольких минут пары должны придумать диалог, который может произойти между этими животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию познавательных процессов

Данная работа содержит методические рекомендации по развитию познавательной активности и эмоционально-волевой сферы детей 6 – 8 лет. Работа включает технологические карты и конспекты занятий для старш...

Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП

Развитие познавательной  активности старших дошкольников на занятиях по ФЭМП Познавательная активность детей до­школьного возраста выражается в за­интересованном принятии информа­ции...

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи.

Проектирование цикла занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников средствами акварельной живописи. Изостудия в детском саду дает возможности для углубленного занятия рисование...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ НАШЕГО КРАЯ»

     Программное содержание:         Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края....

Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»

Основной целью данного занятия является оказание помощи  ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...