Занятие по профориентации «Профессиональная проба».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Романова Елена Александровна

  Занятие по профориентации «Профессиональная проба».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        «Профессиональная проба».

                      Занятие со старшеклассниками по профориентации

«Если человек не знает,

 к какой пристани он держит путь,

 для него ни один ветер

 не будет попутным.»

 Сенека

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
  2. Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
  3. Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.

Развивать представление о саморазвитии и самореализации.

Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, работа с инструкционными картами; частично-поисковый

Дидактические материалы: инструкционные карты,  презентация

Теоретическая часть: основные характеристики профессий

Тип урока : деловая игра

Ход занятия

  1. Организационно-подготовительная часть

 Приветствие, контроль посещаемости

(Можно, чтобы  каждый ученик  представился ,называя свое имя , произнес профессияю на  туже букву, что и  первая буква имени )

2.Повторение пройденного материала:

-Сколько профессий существует в мире?

(В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.)

- Почему существует такое многообразие профессий?

В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Проще сказать: «Спрос рождает предложение».

Вы все хотите в будущем стать успешными в своей профессиональной карьере. Для этого вы должны приложить немалые усилия и стать профессионалом.

-Кто же такой профессионал?

Ответ уч-ся:  Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.

-Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?

Ответ уч-ся:  Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.

Современный мир предлагает нам огромный выбор профессий и способов реализации своей профессиональной деятельности. Как влияет профессиональный труд на человека? В профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.

Рассмотрим виды профессиональной деятельности.

Наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, бухгалтер исследователь, конструктор, юрист.

Существуют и менее распространенные профессии,  которые могут подразделяться на  редкие и свободные и необычные профессии?

  1. Редкие (очень единичные профессии) - сурдопереводчик, дегустатор, эмбриолог, ювелир – огранщик., сомелье.
  2. Свободные (хочет работает, хочет нет, свободный график) - фрилансер, художник, писатель, скульптор.
  3. Необычные - нюхатель освежителей,  дегустатор кошачьего корма, ловец шаров,

Большинство из вас уже определились с выбором профессии? Что повлияло на ваш выбор?

На экране надпись:

 

Что повлияло на твой выбор :

  • Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
  • Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
  •  Хочу носить военную форму.
  • Полезность профессии для самого человека : « Будешь поваром – голодным не останешься » . « В семье должен быть собственный доктор.. » и т.д.
  • Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
  • Опираюсь на свои способности, личные качества и здоровье.
  • В этой профессии много свободного времени.
  • Нет привязки к одному месту.
  • Люблю сидячую работу.
  • Это моя давняя мечта.

Просьба к детям, пояснить свои ответы.

Минута отдыха.

 Какую пословицу должен знать каждый закройщик?

(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»)

2. Какую пословицу должен знать каждый водитель?

(«Тише едешь - дальше будешь»)

3.Что должен знать каждый рыбак?

(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”

4.Что должен знать каждый ученик?

( «Ученье – Труд, а не ученье – Тьма»)

- А теперь проверим , соответствует ли выбранная вами профессия вашему  сладу характера

Классификация профессий по предмету труда (презентация)

Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)

Домашнее задание для детей.

  • «Человек-техника»

Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

  •  «Человек – природа»

Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

  • «Человек - человек»

Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:

  • воспитание и обучение;
  • здравоохранение;
  • организация и управление;
  • правовая защита;
  • торгово-сервисное обслуживание;
  • культурно-просветительская работа.

 «Человек - знаковая система

Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.

  • Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
  • Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
  • Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер).
  • Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист.

  •  «Человек – художественный образ»

Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно выделить следующие направления:

  • Организаторские (режиссер, балетмейстер);
  • Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
  • Исполнительские (кондитер, портной);
  • Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

Диагностические методики

1. «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

1. Легко знакомлюсь с людьми.

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

 

 

 

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

 

 

1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

 

2

 

 

 

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности.

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных.

1

 

 

 

 

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах.

 

 

 

1

 

13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

 

 

2

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

 

2

 

 

 

17. Людям нравится мое художественное творчество/

 

 

 

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными.

2

 

 

 

 

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

 

 

2

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

 

 

 

 

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

 

1

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки.

 

 

1

 

 

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

 

 

 

1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных.

2

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

 

1

 

 

 

27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

 

 

 

 

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными.

1

 

 

 

 

29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

 

 

1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

 

 

 

1

 


РЕЗУЛЬТАТЫ
 

П

Т

З

Х

Ч

Обработка и интерпретация результатов

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:

П (природа),

Т (техника),

З (знак),

Х (художественный образ),

Ч (человек).

Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.

Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.

Упражнение «Найди профессию для сказочного героя»

Задача обучающихся – подобрать профессию для каждого из предложенных сказочных героев и обосновать выбор именно этой профессии.

Предлагается трудоустроить следующих героев:

  • Дюймовочка;
  • Незнайка;
  • Конек-горбунок;
  • Кощей Бессмертный;
  • Царевна-лягушка;
  • Змей Горыныч;
  • Колобок;
  • Чебурашка;
  • Баба-яга;
  • Василиса Прекрасная.

Домашнее задание. Каждому ученику подготовить по сообщению о любой редкой или новой профессии.

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профориентации «Профессий много на Земле, выбирай по душе».

Цель: расширить знания учащихся о различных профессиях, формировать интерес к профессиям, развивать память, мышление, воображение, связную речь, расширять словарный запас, прививать любовь и уважение ...

Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...

конспект открытого занятия по профориентации на занятии по физкультуре

НОД на зазнятии по физкультуре в средней группе по профориентации...

Программа ранней профориентации "Профессиональный компас"

Педагогическая диагностика освоения программы «Профессиональный компас»Средняя группа...

Программа профессиональной пробы: испытание в профессии Тема: Профессия инспектор ГИБДД

Дошкольный возраст 6-7 лет – благоприятный возраст для формирования профессионального самоопределения. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновре...

Профессиональная проба для обучающихся старших классов «Воспитатель».

Профессиональная проба для обучающихся старших классов «Воспитатель»....