К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по коррекционной педагогике

Байдикова Ольга Владимировна

В статье представлена трактовка понятия «инклюзивная культура» и ее роль в образовательном пространстве образовательной организации; обозначена важность формирования готовности к толерантным отношениям между субъектами образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      УДК 376

Болотова Е.А. канд.психол.наук,

педагог-психолог МБДОУ д/c №79 г. Белгорода,

Белгородская обл., РФ

Байдикова О.В.
учитель – логопед
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ

Дементьева Е.А.

педагог-психолог

МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье представлена трактовка понятия «инклюзивная культура» и ее роль в образовательном пространстве образовательной организации; обозначена важность формирования готовности к толерантным отношениям между субъектами образовательного процесса.

Ключевые слова

Дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзивная культура, формирование инклюзивной культуры.

В современном образовании актуальным и стремительно развивающимся направлением является инклюзия. Это происходит в силу того, что обществом все в большей мере осознается тот факт, что психофизические нарушения ребенка не отменяют его человеческой сущности, способности переживать, чувствовать, получать новый социальный опыт. Инклюзия подразумевает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения и адаптацию к совместному «бытию» участников образовательного пространства. Предполагается, что такая адаптация должна стать ресурсной для развития всех детей, получающих образование в определенной организации.

Достаточно новым понятием, развивающимся сегодня в контексте совмещенного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без особенностей развития, является понятие инклюзивной культуры.

Инклюзивная культура – это особая философия, подразумевающая принятие, разделение и реальное воплощение в жизнь ценностей инклюзии всеми участниками образовательного пространства. Инклюзивная культура в образовательной организации предполагает создание особого микроклимата, позволяющего реализовывать принцип уважения к человеческому разнообразию, основанный на преодолении дискриминации по признаку специфичности психического, психологического и физического здоровья, а также социально-культурных особенностей индивида.

Инклюзивная культура предполагает толерантное, гуманном, терпимое, безопасное отношение людей друг к другу, при котором разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимаемые инклюзивные ценности. Такое понимание инклюзивной культуры впервые описано в практическом пособии Т.Бута и М.Эйнскоу [2]. По мнению авторов, ключевым в создании инклюзивной культуры является формирование установок на принятие и понимание разнообразия и равноправия всех членов общества, а также инклюзивных ценностей.

Заслуживает внимания подход к инклюзивной культуре У. Йонсона, который в своих работах «говорит» о наличие различных ее видов: культуры обучения, культуры ухода, культуры сверстников. Автор подчеркивает, что особое место в процессе создания инклюзивной развивающей среды занимает формирование здоровых отношений между сверстниками [по 1, с.8].

Соглашаясь с У.Йонсоном, мы также считаем, что культура взаимоотношений между сверстниками занимает первостепенное место в процессе создания инклюзивной образовательной модели. Проявляясь в гармоничном и комфортном для всех установлении связей между детьми, культура взаимоотношений предполагает, прежде всего готовность к установлению таких отношений. К сожалению, у многих детей без особенностей развития такая готовность не сформирована. По нашему мнению, включать в единую инклюзивную среду субъектов образовательного процесса целесообразно по их собственному глубокому убеждению. Только в этом случае будет очевидна польза как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для детей без особенностей развития. Несмотря на это, стоит отметить, что ненавязчивое формирование такого убеждения – и есть главная задача инклюзивного образования.

Список использованной литературы:

  1. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алехина// Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 5-16.
  2. Бут.,Т., Эйнскоу, М. Показатели инклюзии. Практическое пособие/ под ред. М.Вогана, пер. с англ. И.Аникеев.- М.: РООИ Перспектива, 2007. – 124 с.
  3.  Старовойт, Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.    

©Байдикова О.В., Болотова Е.А., Дементьева Е.А., 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»...

Круглый стол для педагогов "Формирование инклюзивной культуры"

Круглый стол для педагогов "Формирование инклюзивной культуры"...

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...

Игры на формирование инклюзивной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно с уважением и всех одинаково лю...

Проект развития инклюзивной культуры в образовательной организации

Проект направлен на развитие инклюзивной культуры в образовательных учреждениях, которая помогает включить в процесс обучения всех детей на равных условиях....