Как добиться нужной реакции от ребёнка с аутизмом?"
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

Люди с аутизмом умны, но иногда родителям аутичного ребенка трудно это заметить. Когда мы просим детей что-то сделать, а они никак не реагируют, то причина не в недостатке ума, а в том, что мозгу аутичного ребенка требуется время, чтобы обработать информацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_dobitsya_nuzhnoy_reaktsii_ot_rebenka_s_autizmom.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Как добиться нужной реакции от ребенка с аутизмом?

Люди с аутизмом умны, но иногда родителям аутичного ребенка трудно это заметить. Когда мы просим детей что-то сделать, а они никак не реагируют, то причина не в недостатке ума, а в том, что мозгу аутичного ребенка требуется время, чтобы обработать информацию. Как сказала однажды Темпл Грандин: «Аутичный мозг не воспринимает вербальную и визуальную информацию одновременно».

1. Используйте короткие предложения, акцентируя то действие, которое вы ожидаете
Не усложняйте. Когда вы говорите «Перестань бить по телевизору», то ваш ребенок может понять только последнее слово: «Бла-бла-бла телевизору». В то время как если сказать «Опусти руки», то вам будет легче научить его понимать, чего вы от него хотите.

Не обязательно использовать такие короткие фразы во всей вашей коммуникации с ребенком, только в тех случаях, когда вам нужно, чтобы он сделал что-то конкретное. Когда ребенок начал делать то, что вы говорите, вы можете перейти к более длинным предложениям и посмотреть, что получится. Время от времени ребенок может игнорировать вас, испытывать трудности с пониманием речи или может быть неспособен сосредоточиться: в этих случаях вам следует вернуться к фразам из двух слов.

2. Дайте ребенку время, чтобы осознать сказанное

Когда вы просите вашего ребенка что-то сделать, то подождите, чтобы у ребенка было время понять ваши слова. Дайте ему время, чтобы отфильтровать то, что вы говорите. Мы видим, слышим и воспринимаем мир не так, как они, и они могут иметь дело с множеством сенсорных стимулов, которые нейротипичный человек даже не замечает. После того, как вы сказали инструкцию, вы можете МЕДЛЕННО сосчитать в уме до пяти или до десяти и, возможно, именно это было нужно вашему ребенку — больше времени, чтобы понять, что вы сказали.

3. Двигайтесь

Очень важно, чтобы ВАШЕ тело двигалось, когда вы просите ребенка что-то сделать. Когда ваш ребенок бьет кого-то или что-то, трогает то, чего не следует трогать, или лезет на не предназначенный для этого предмет мебели, то недостаточно крикнуть из другого конца комнаты: «Спускайся!» или «Убери руки!», вам нужно двигаться. В противном случае ваш ребенок не воспримет вас серьезно.

Ненужно быть грубой и стоять у ребенка над душой. Просто скажите ребенку, чего вы от него хотите, строгим, но добрым голосом, при этом направьтесь к нему. Если будете стоять на месте и повторять инструкцию снова и снова, то ваш ребенок решит, что ваши слова можно игнорировать и продолжит свое поведение.

4. Используйте подсказку «рука на руке», когда учите вашего ребенка

Для детей с аутизмом часто бывает эффективным обучение с рукой на руке. Этот метод нельзя использовать в качестве постоянного контроля или для того, чтобы «успокоить» стереотипии, когда ребенок хлопает в ладоши, трясет кистями рук и так далее. Если ваш ребенок не понимает, чего вы от него хотите, либо ему трудно следовать устным инструкциям, то скажите инструкцию и тут же мягко положите свои руки на его руки и направьте их. Например, если ребенок слишком грубо обращается с животным, то положите свои руки на его руки и ласково погладьте животное его рукой, говоря: «Гладь осторожно» или «Легче». Всегда следите за тем, чтобы использовать одни и те же слова для одной и той же инструкции.

Вы можете сказать: «Но это не научит моего ребенка хорошим манерам». Вы можете использовать длинные предложения, говорить «пожалуйста» и «спасибо» в других ситуациях с вашим ребенком, но когда вы хотите научить его новым и базовым действиям, то нормально забыть на время о правилах вежливости.

5. Будьте последовательны

Родители аутичных детей знают, как важна последовательность и ежедневная рутина для наших детей, а если нет, то вы только что об этом узнали.  При обучении  ребенка последовательность ЧРЕЗВЫЧАЙНО важна. Невозможно преувеличить ее значение. Если вы будете сдаваться и позволять ребенку не делать то, что вы считаете важным (с учетом его аутизма и сенсорных особенностей), то ваш ребенок вернется к более комфортному для себя образу действий: будет ходить по дому с едой в руке, прыгать на мебели, бить по вещам.

6. Хвалите за конкретные действия и только искренне

Хвалите своего ребенка за конкретные действия и будьте искренни. Хвалите его, когда он сделал то, что от него требовалось: «Спасибо, ты так хорошо это сделал». Хвалите его даже в те моменты, когда ваш ребенок просто не делает чего-то нежелательного, например, спокойно сидит за столом во время обеда или прыгает на батуте, вместо того, чтобы пытаться убежать со двора.

Воспитание такого ребенка требует любви, работы, работы и еще большей работы, чтобы помочь ему, и мы с легкостью можем поплыть по течению и проигнорировать поведение ребенка, потому что в этот момент мы сдались. Я знаю, что я больше обращаю внимания на ребенка, когда он устраивает бардак, чем когда он ведет себя хорошо. Мы можем  так замотаться, что мы начинаем только руководить и забываем сказать ребенку: «Спасибо, что остался внизу» или «Ты так хорошо меня послушался».

Как писала Джесс в блоге «Diary of a Mom»: «… Всегда предполагайте компетентность и пытайтесь понять наших детей, ведь верите вы в это или нет, они все воспринимают, запоминают, хранят и осознают в своем собственном темпе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Нужно ли учить ребёнка музыке"

В рекомендациях обосновывается необходимость эстетического воспитания, приобщения к искусству и музыке детей с раннего детства....

КОГДА МОЖНО И НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ?

КОГДА  МОЖНО  И  НУЖНО  НАЧИНАТЬ  УЧИТЬ  РЕБЁНКА  ГРАМОТЕ?...

КОГДА МОЖНО И НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ?

КОГДА  МОЖНО  И  НУЖНО  НАЧИНАТЬ  УЧИТЬ  РЕБЁНКА  ГРАМОТЕ?...

Родительское собрание в I младшей группе общеразвивающей направленности ТЕМА: «Знаете ли вы своего ребёнка? Или что нужно знать о ребёнке, чтобы понимать его»

В ходе родительского собрания освящаются вопросы психолого-педагогического развития детей 2-3 лет, что необходимо знать родителям, чтобы понимать своего малыша....

Реакции аутичного ребёнка

Консультативный материал для педагогов и родителей которые столкнулисьс проблемой РАС...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...