ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Бережная Евгения Николаевна

С каждым годом в нашей стране наблюдается существенный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), зачастую в эту категорию входят дети с речевыми нарушениями. Очень часто нарушения речи сопровождаются нарушениями в эмоционально – волевой сфере, несформированностью пространственных представлений, у таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность. Традиционные методы обучения не стимулируют в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. Для того чтобы сделать обучение детей интересным, нужны нестандартные, инновационные подходы в воспитании, коррекции и развитии детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Е.Н. Бережная,

учитель-дефектолог,

МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г.Грайворон

С каждым годом в нашей стране наблюдается существенный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), зачастую в эту категорию входят дети с речевыми нарушениями. Очень часто нарушения речи сопровождаются нарушениями в эмоционально – волевой сфере, несформированностью пространственных представлений, у таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию и обучению.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений.

Традиционные методы обучения не стимулируют в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей. Для того чтобы сделать обучение детей интересным, нужны нестандартные, инновационные подходы в воспитании, коррекции и развитии детей с ОВЗ. В настоящее время одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование информационно-коммуникативныхтехнологий обучения – это педагогические технологии, применяющие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией.

Использование ИКТ в работе открывает следующие возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии.

Отметим педагогическую целесообразность при использовании информационных и коммуникационных технологий: гармоничное развитие личности, усиление мотивации обучения за счет решения игровых ситуаций, развитие наглядно-образного и теоретического мышления,умение принимать оптимальное или вариативное решение…

Ученые экспериментально установили, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У детей старшего дошкольного возраста лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересен изучаемый материал, потому что он отличается наглядностью, яркостью и вызывает у дошкольника положительные эмоции.

Как гласит древняя китайская мудрость:

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне–и я запомню, дай мне действовать самому–я научусь»

В наше время педагоги имеют неограниченный доступ к информационным ресурсам в образовании. В России существует Федеральная целевая программа информатизации образования, которая содержит девять электронных образовательных порталов, они объединены в консорциум, возглавляет который Федеральный портал «Российское образование». Получить информацию педагоги могут на сайтах порталов сети Интернет, в универсальных каталогах Рунета.

В практической деятельности педагогам полезно совершать виртуальные экскурсии вместе с обучающимися по мировым и российским музеям, городам, памятным историческим местам .На детском портале «Солнышко», который содержит сетевой ресурс образовательного назначения, предложены разнообразные практические материалы для самостоятельной работы дошкольников(рисование, раскрашивание, отгадывание загадок).

В нашем дошкольном учреждении педагоги используют следующие учебно-методические разработки:«Незнайка на Луне», «Мышка Мия – юный дизайнер», «Игры дляТигры» Лизуновой Л.Р. Данный материал короткий по объему, но содержит много информации.

Использование виртуальных проектов в работе специалистов помогает развитию познавательной деятельности обучающихся.

Во время самоизоляции, когда дети находились дома, мультимедийные презентации помогали родителям разучить, закрепить комплексы гимнастик, артикуляционные комплексы, сделать с ребенком задание.

Компьютерные игры и задания, представленные ребенку, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ.

Использование информационных и коммуникационных технологий в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья способствует успешной социализации обучающих с ОВЗ к жизни в условиях современного информационного общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азамова М. Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 385.
  2. Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровье сберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г.- Ч.5. – Витебск. – C.4.
  3. Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ/ авт. сост. Алещенко С. В. - Томск, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Долженко Д.В. МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова В н...

статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР"

laquo;Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»Подготовила воспитатель Горская Н.А    В настоящее время ИКТ прочно охватывают ...

План самообразования по теме: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» на 2019-2020 учебный год

В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогае...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ

В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы уч...

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ В ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В данной статье указывается какие информационно-коммуникативные технологии могут применяться в коррекционной работе педагогов дошкольных образовательных учреждений с детьми с ОВЗ....