Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Адаптированная образовательная  программа ( АОП )  для ребенка с ОВЗ составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_na_auta.docx113.52 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное   Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное

учреждение центр развития ребенка детский сад № 86 г.Сочи

Принята на заседании

Педагогического совета

От «    »    -----------------2016г.

                                                                             

                                                                                                                                                              «Утверждено»:

                                                                                                                                                  Заведующая  МДОБУ ЦРР д\с № 86

                         

                                                                                                                                                                        ___________ Л.С. Новак                                                                                            

                                                                                                                                                                                «   »------------2016г.

Индивидуальная образовательная  программа развития

Саадуева  Руслана Магомедовича(28.06.2011г.)

  Тьюторское сопровождение учителем-дефектологом Фоминой И.Ю.

 

Срок реализации ИОП : 1 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2..Цели и задачи индивидуальной образовательной  программы

1.3.Планируемый результат освоения индивидуальной образовательной  программы

2. Содержательный  раздел.

2. 1. Характеристика ребенка с РАС Саадуева Руслана  

 2.2. Особенности взаимодействия  тьютора (учителя-дефектолога) с семьей воспитанника

2.3Содержание коррекционно-развивающей работы

2.4 Мониторинг коррекционно-разивающей работы Саадуева Руслана  

3. Организационный раздел

3.1Особенности организации развивающей предметно-пространственной

  среды группы

3.2.Материально- техническое обеспечение ИОП

3.3. Планирование образовательной деятельности

3.3.1. . Индивидуальный  учебный план

3.3.2 Календарно – тематическое планирование работы   с Саадуевым     Русланом

3.4 Методическое обеспечение

  1. Целевой раздел

                                                                                         1.1 Пояснительная записка

     Общие сведения о ребенке:

     Ф.И.О. ребенка: Саадуев  Руслан  Магомедович

     Возраст ребенка: 28.06.2011г.

     Индивидуальная образовательная  программа ( ИОП )  для ребенка с расстройством  аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития (умеренной и тяжелой умственной отсталостью) и расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

В октябре 2016 года в МБДОУ  ЦРР д/с № 86  по заключению  ПМПК было принято решение о тьюторском сопровождении   Саадуева Руслана Магомедовича 28.06.2011года рождения , которому был присвоен статус ребенка с ограниченным возможностями( ОВЗ ) для  детей с расстройством аутистического спектра ( РАС). Ему необходимы специальные образовательные условия обучения и воспитания  в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения (сопровождение тьютором- учителем-дефектологом) , который определит оптимальный  образовательный маршрут  и обеспечит индивидуальное коррекционное сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.  ИОП для Руслана  составлена на 1год с опорой на обучения комплексной основной образовательной программы « Детство» дошкольного учреждения (с учетом программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание .Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта » Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряевой Л.Б.,Гаврилушкиной О.П.)

                                                                           1.2 Цели и задачи ИОП

Цель: помочь адаптироваться  Саадуеву Руслану  с выраженным нарушением умственного развития и с расстройством аутистического спектра( РАС) к социуму, создать условия  для развития коммуникативных навыков

и содействовать всестороннему максимально возможному его развитию, включение его в среду нормально развивающих сверстников

Основными задачами коррекционной помощи Руслану являются:

• воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении.

• формировать коммуникативные умения и навыки;

• формировать сенсорное развитие;

• формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;

• развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;

• развивать и корректировать детско-родительские отношения;

• повышать двигательную активность ребенка;

• стимулировать звуковую и речевую активности.

1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ    ИОП

 С учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведение, восстановление социального  статуса

ЧАСТИЧНО :

К 6-ти  годам в соответствии с ФГОС ДО:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, конструировании и других видах детской активности

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе,. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- ребенок  овладевает начатками общеоупотребительной  устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств  

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

                                                                            2. Содержательный раздел.

                                                                                2.1  Характеристика Саадуева Руслана

Результаты комплексного дефектологического  обследования Саадуева Руслана: Воспитывается Руслан  в полной семье из 5-ти человек. У него есть 2 брата, имеющие проблемы в развитии. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Детский сад посещает регулярно.

  У Руслана наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере и аутистические нарушения речи (мутизм). А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи.  Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. У Руслана наблюдается полное отсутствие речи (мутизм) Кроме того  он не способен понимать обращенную к нему речь (только элементарные команды – «садись, пойдем, возьми»), Руслан не отличает сьедобное от несьедобного (может  пробовать, поедать несьедобные предметы .  Руслан не в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами).  У него  наблюдается типичная аммимическая маска лица.   Руслан  склонен  к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловищем, взмахи и зажимания рук) и с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (может внезапно ударить, укусить, схватить окружающих, поцарапать себя, нанести себе удары).    

 Игровая деятельность представлена манипулятивными стереотипными действиями (крутит колеса машинки). Поведение полевое, в глаза не смотрит, в контактах не заинтересован; подолгу может концентрировать внимание на привлекательном для себя занятии.

Отмечаетя стереотипность в еде (хлебобулочные изделия) , постоянно засовывает в рот мелкие предметы.   Основным способом деятельности являются  сопряженные  действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

    Ребёнок сличает 2 основных цвета,  сличает парные предметы и парные картинки, сличает  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), выделяет две величины.   Временные и пространственные представления  у ребёнка не сформированы: в пространстве и на листе бумаги не ориентируется. Мелкая моторика развита недостаточно.       Уровень обучаемости ребёнка низкий,  нуждается в постоянной обучающей помощи (показ способа действия). Перенос способа на аналогичное задание не осуществляет

  Ребенок запоминает отдельные способы действия с интересующими его предметами (как открывается коробка с конструктором, выкладывает числовой ряд с 1- до10 в строгой последовательности ). Отмечаются особенности моторики: неловкость походки, вычурность отдельных движений ;хождение на носочках.. Бытовая адаптация на крайне низком уровне: мальчик себя  обслуживает частично, навыки опрятности не сформированы. Требуется постоянно сопровождение взрослого в процессе любой деятельности. 

      С конструктивным материалом выполняет действия предметно-манипуляционного характера. Под контролем педагога может построить «башенку», «дорожку». К конструированию и к конструктивным играм детей интерес не проявляет. Собирает знакомую разрезную картинку из 2-3 частей с организующей помощью педагога.

Выполняет действия с предметами (неспецифические): берет в руки предмет, стучит им, удерживает в руке; ситуативно по показу и с помощью педагога катает мяч, ловит мыльные пузыри. Предметно-игровую деятельность в свободную деятельность не переносит. В свободной деятельности предпочитает музыкальные книги и манипуляции с игрушками.

   Групповым занятиям предпочитает индивидуальные, интерес к  занятиям – отсутствует. На занятиях двигательно возбужден, на месте удерживается с трудом, периодически смеется, кричит, визжит; на стуле сидит стереотипно раскачиваясь, импульсивно падает на пол, начинает размахивать руками. Наблюдается  гиперсензитивность на громкие, резкие звуки (закрывает глаза, прикрывает уши).        Все сказанное выше свидетельствует о необходимости разработки индивидуального коррекционно-развивающего программного обеспечения и сопровождение тьютором 

2.2. Особенности взаимодействия  тьютора (учителя-дефектолога) с семьей воспитанника Саадуева Руслана

. В процессе оказания коррекционной помощи Руслану работа с родителями включает следующие виды деятельности: изучение опыта семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений; формирование педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи. Тьютор обучает родителей созданию особой адаптивно-адаптирующей среды, способствующей сглаживанию аутизма у ребенка, помогает в решении его проблемного поведения

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка с РАС. Тьютор

поддерживает семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекает или рекомендует других специалистов  (консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.).. С помощью семьи и педагогов ДОУ ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Родителям ребенка ежемесячно выдаются памятки, буклеты и рекомендации. Также проводятся различные мероприятия:

• консультации;

• индивидуальные беседы;

• тренинги.

Родители должны быть твердо нацелены на результат и на успех, проявлять терпение:

- ребенку необходимо создать психоэмоциональный комфорт, чувство уверенность и безопасности. И только после этого можно приступать к обучению

- при занятиях с ребенком следует правильно ставить цели и все решать постепенно. Сначала ребенку нужно избавиться от страхов, научиться справляться со вспышками агрессии, подключайте ребенка к общественным делам и занятиям

- родителю нужно понять, что их ребенку тяжело жить в этом мире и научиться его понимать, причем постоянно комментируя словами то, что он делает. Называйте вслух те предметы, которые он трогает, дайте ребенку подержаться за предмет, таким образом, вы будете развивать сенсорное развитие - зрение, осязание. Дети с аутизмом требует многократного повторения названия предметов, его описания и назначения. Такой метод расширяет внутренний мир ребенка и подталкивает ребенка к выражению своих эмоций;

- вовлекайте ребенка в совместную деятельность с помощью игр

 например, лото, домино, мозаика, пазлы;

- когда ребенок очень занят каким-то предметом, игрушкой или действием, начинайте комментировать, но «пропустите» какое-то название и это будет провоцировать ребенка произнести нужное слово;

- во время игр с предметами, создавайте смысл игры. Например, при игре с кубиками, стройте поезд, дом, из бумаги можете сделать салют;

- играйте не в сюжетно-ролевые игры, которых боятся дети-аутисты, а в игры, где есть четко установленные правила. Повторять такую игру нужно много раз и сопровождать это своими комментариями. Ребенок запомнит правила и игра станет для него неким ритуалом, ведь дети с аутизмом любят строго определенную последовательность и правила;

- аутисты не понимают мимики, поэтому их нужно этому учить. Включайте ребенку мультфильмы, где у героев понятная и выразительная мимика. Пусть ребенок учится угадывать мимику, используйте стоп-кадр, пусть ребенок увлечется процессом, тогда вы сможете поиграть в игру вместе и без мультфильма. Угадывайте настроение по выражению лица другу друг;

- старайтесь приобщать ребенка к театральным представлениям. Сначала ребенок будет отказываться, причем с бурным сопротивлением, но при постоянной настойчивости ребенок подчинится вам. Не забудьте поощрить своего малыша;

- для того, чтобы ребенок понимал, что такое хорошо и плохо, начните читать сказки и комментируйте действия, почем это плохо или хорошо. Потом предлагайте ребенку поиграть и придумать истории самому. В ход игры задействуйте куклы или другие игрушки

                                                                2.3 Содержание коррекционно-развивающей работы

Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:

1. Социально-коммуникативное развитие - реализует педагог-психолог.

2. Познавательное развитие – реализует учитель-дефектолог

3. Речевое развитие – реализует воспитатель

4. Художественно-эстетическое развитие- реализует музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие - реализует инструктор по физической культуре.

1.Социально-коммуникативное развитие

 Задачи:

 - учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);

-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;

-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;

- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;

- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.

- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);

-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.

- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

- развивать мимику лица, позы и жесты тела.

- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

 Набор дел для занятий_

1.

Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.

2.

Игры направленные на выделение части и целого(разрезные картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».)

3.

Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине

4.

Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.- «Кто теперь?»

5.

Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.завязывать шнурки и застегивать пуговицы, Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины

6.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

7.

Игры на формирование знаний частей тела.

Планируемые результаты : начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.

2. Познавательное развитие:

   Сенсорное воспитание:

- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);

- учить соотносить предметы с их изображением;

- учить сличать парные предметы и картинки;

- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);

- учить сличать геометрические фигуры;

- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- учить различать объёмные  формы – кубик, шар;

- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);

- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;

- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;

- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);

- учить дифференцировано, реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).

Формирование мышления:

- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);

- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;

- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.

Формирование количественных представлений:

- учить составлять группы из одинаковых предметов;

- учить выделять один и много предметов из группы;

- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.

  Ознакомление с окружающим:

- знакомить с  животными  и частями их  тела  (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);

- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;

- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.

- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;

- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе. 

Развитие ручной и мелкой моторики:

- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;

- учить выполнять действия  с крупной шнуровкой;

- учить выполнять движения кистями и пальцами  рук по подражанию действиям взрослого;

- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);

- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;

- учить откручивать детали игрушек, конструктора;

- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд. 

Набор дел для занятий_

1.

Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

2.

Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3.

Формировать у ребенка представление о собственном теле.

4.

Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

5.

Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

6.

Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

7.

Нанизывание шаров на шнур («бусы»).

8.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

9.

Знакомство с цветами радуги.

10.

Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и .т.д

11.

Выбор предметов игрушек по картинке

12.

Группировка различных парных предметов по величине.

13.

Собирание вкладных кубов.

14.

Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей

15.

Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец)

16.

Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

17.

Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.

18.

Постройки из детских наборов строительного материала.

19.

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.

20.

Выкладывание "чередующегося ряда" через один элемент: синий - красный -синий и т. д. на усложнение.

21.

Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.

22.

Учить узнавать круг. Рисование фигуры - круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении.

23.

Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка).

24.

Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.

Планируемые результаты: смотрит в лицо; исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую, берет два предметы со стола, стучит двумя предметами друг о друга;  следит взглядом за движущимся предметом, фиксируя на нем взгляд; трогает руками собственное отражение в зеркале; с удовольствием разглядывает яркие картинки; наблюдает за строительством башни,  реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу.

3.   Речевое развитие

    Задачи:

 - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди,  возьми, на...);

- учить выполнять простые игровые  действия, соответствующие  тексту знакомых стихотворений, потешек;

- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;

- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).

- учить способности к подражанию движений и звуков;

- учить способности к зрительному  контакту  во время общения;

- развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

- расширять словарный запас;

 Набор дел для занятий_

1.

Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2.

Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

3.

Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп).

4.

Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5.

Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; папа; баба).

6.

Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.

7.

Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один по-называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

8.

Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами {сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

9.

Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.

10.

Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

 Планируемые результаты  работы:  понимает  свое имя и соотносит  с самим собой;  понимает  речевые и жестовые указания  взрослого.

Соотносит  предметы  с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту).

 Произносит  звуки и  повторяет  звуки , воспроизводящие голос животного, произносимые взрослым; осознание собственных движений рта и более четкой артикуляции при произнесении звуков. При игре использует  игрушки, затем картинки домашних животных, голоса которых легко воспроизводятся: кошка, собака, корова, коза

4.    Художественно - эстетическое развитие

Задачи:

 - учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;    

- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;

- развивать микромоторику пальцев рук;

- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);

- вовлекать в хороводные игры с детьми.

• формировать   умение   правильно   извлекать   звуки   с   использованием   музыкальных инструментов;

• развивать   способность       визуального   контакта   через   привлечение   внимания   с использованием звуковых эффектов; 

Набор дел для занятий_

1.

Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка-косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).

2.

Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. При этом учитываем, что мальчик может быть очень чувствительным к слабым раздражителям.

3.

Знакомство с музыкальными инструментами

4.

Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов.

5.

Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию.

6.

Работа над дыханием.

7.

Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами

8.

Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки;

9.

Обучать различению звуков, производимых предметами.

10.

Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка)

Планируемые результаты: умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку.

5.Физическое развитие

 Задачи:

-  учить выполнять элементарные движения  и действия по подражанию,  с помощью педагога;

-  обучать элементарным  правилам подвижных игр;

- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом;

- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;

- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;

- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;

- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.

Набор дел для занятий_

1.

Упражнения в равновесии:

Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом; Ходьба по узкой рейке прямо; Ходьба по веревке прямо и боком;

Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.

2.

Ползание, лазание:

Ползание на четвереньках по полу:

пролезание в обруч;подлезание под дугу;

лазание по гимнастической стенке, перелезание с пролета на пролет.

3.

Прыжки:

Прыжки на двух ногах на месте разными способами; Прыжки на одной ноге;

Подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь вперед

4.

Бросание, ловля, метание:

Перебрасывание мяча друг другу;

Бросание мяча вверх, в стороны; метание в цель.

5.

Учить выполнять общеразвивающие упражнения:

Поднимать руки вверх, вперед, в стороны; Опускать и поворачивать голову  в сторону;

Наклоняться вперед; Приседать.

6.

Учить прыгать на батуте.

7.

Выполнять упражнения на большом гимнастическом мяче.

8.

Упражнения на гимнастическом мате.

9.

Упражнения с мешочком, мячом сидя на лавке.

10.

Упражнение на балансировочной доске.

Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.

Формирование деятельности:

  Обучение игре 

- учить брать и ставить предметы на место;

- учить использовать игрушки по функциональному назначению;

- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать,  разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);

- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.

Лепка:

- учить сидеть за столом  в процессе выполнения работы;

- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;

- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;

- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.

 Аппликация:

- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;

- учить наклеивать простые заготовки  с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);

- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.

Рисование:

- учить правильно удерживать  кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;

- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);

- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.

Конструирование 

- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по  подражанию педагогу;

- учить выкладывать из счётных палочек простые  изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).

- учить собирать макси-пазлы из 5-7 частей.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;

- учить снимать и вешать на место своё полотенце;

- учить  застёгивать большие пуговицы;

- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;

- учить развешивать вещи на стульчик;

- учить пользоваться салфеткой;

- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;

- учить проситься в туалет, указывая жестом;

- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;

- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь

  1.  Мониторинг коррекционно-разивающей работы  

                                                      Саадуева Руслана  

В начале года

В середине года

В конце года

Социальное развитие

Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого.

Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции;

Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки);

Понимание указательного жеста руки  и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым:

-  принимать помощь взрослого,

-  разрешать дотрагиваться до своих рук,

-  принимать поглаживание по голове,

Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.)

Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней,

Прослеживать  перемещение игрушки по горизонтали   на расстояние до 30 см;

Прослеживать  перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см;

Откликаться на свое имя

 Называть свое имя,

Узнавать себя в зеркале,

Узнавать себя на индивидуальной фотографии

 Положительно реагировать на приход в группу воспитателя  и взаимодействовать с ним;

Положительно реагировать на одного из сверстников (друга, подругу),  выделять его среди других  детей;

Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

Выполнять предметно-игровые  действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения

Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками.

Развитие речи и коммуникативных  навыков

Пользоваться невербальными формами коммуникации;

Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Проявлять интерес к окружающему:

- людям,

-  действиям с игрушками и предметами

Рассказывать об окружающем;

Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых:

- рассказам,

- стихам,

- потешкам,

- песенкам.

Воспроизводить знакомые звукоподражания,

Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы;

Выполнять действия по простым речевым инструкциям,

Отвечать на простые вопросы:

- о себе,

- ближайшем окружении.

Обучение игре

Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;

Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;

Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной;

Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске;

Нагружать в машинку игрушки,  перевозить их.

Сенсорное развитие

Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

Различать свойства и качества предметов:

- мокрый – сухой,

- большой – маленький,

- сладкий – горький,

- горячий – холодный.

Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов:

- большой – маленький,

- горячий – холодный,

- кубик – шарик.

Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;

Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх);

Складывать разрезную картинку из двух частей;

Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится,  кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой.

Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок).

Лепка

Активно реагировать на предложение взрослого полепить;

Соотносить лепные поделки с реальными предметами;

Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку).

Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок).

Положительно относиться к результатам своей работы;

Аппликация

Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;

Наклеивать заготовку

Соотносить аппликацию с реальными объектами;

Положительно относиться к результатам своей работы.

Рисование

Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать,

Изображать знакомые предметы;

Обследовать предмет перед рисованием,

Обводить по контуру;

Проводить прямые линии,

Проводить прерывистые линии,

Проводить волнистые линии,

Закругленные линии различными изобразительными   средствами;

Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их;

Положительно относиться к результатам своей работы.

Конструирование

Положительно относиться к процессу и результатам конструирования;

Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций;

Создавать простейшие постройки и конструкции;

Создавать простейшие постройки из строительного материала;

Создавать простейшие постройки из палочек;

Проявлять интерес к выполнению коллективных построек

Совместной игре с ними;

Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе;

Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;

Играть, используя знакомые постройки.

Ознакомление с окружающим

Называть свое имя

Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»

Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

Показывать на фотографии (выделив из трех)

- себя

- маму

- папу

Показывать или называть отдельные предметы

- одежды,

- посуды,

- игрушки

Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых

- животных,

-  птиц

Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом  (где солнышко, дом, машина, вода, дерево).

Физическое развитие

Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит

Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку

Выполнять движения по подражанию взрослому

Бросать мяч по мишени

Ходить стайкой за воспитателем

Ходить друг за другом, держась за веревку рукой

Ходить по дорожке и следам

Спрыгивать с доски

Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске

Проползать под верёвкой

Проползать под скамейкой

Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе

Культурно-гигиенические навыки

Проситься на горшок;

Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок;

Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами;

Мыть руки;

Пользоваться своим полотенцем;

Самостоятельно вытирать руки;

Садиться за стол на свое место;

Не есть руками;

Не пить из тарелки;

Не наполнять ложку руками;

Вытирать рот и руки салфеткой;

Не выходить из-за стола, не окончив еды;

Знать свой шкафчик для одежды;

Снимать колготки самостоятельно;

Надевать колготки с помощью воспитателя или няни;

Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни;

Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы,

Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь;

Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место;

Пользоваться помощью взрослого

Благодарить за оказанную помощь

Музыкальное воспитание

Различать знакомые музыкальные произведения,

 Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух);

Узнавать знакомые мелодии;

Прислушиваться к словам песен;

Подпевать отдельные слова и слоги песен;

Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);

Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности;

Участвовать в коллективной досуговой деятельности.

Критерии оценивания:

+   выполняет      

#  с помощью педагога

-   не выполняет

3.Организационный раздел 

3.1Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды  старшей группы, которую посещает Саадуев Руслан

Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ. Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Поэтому в детском саду созданы все условия для детей с ОВЗ: При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда в группе ,которую посещает Руслан  безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна. Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями. Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.

Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.

Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.

Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.

Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.

В группе имеется уголок уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.

Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.

У детей, имеющих РАС, как правило, речь либо совсем отсутствует (только отдельные звуки), либо речь спонтанная без смысловой направленности. Поэтому, для эффективного воздействия на  речевое развитие детей, для стимулирования их познавательной активности, в группе используют сочетание традиционных и современных методов представления образовательного материала, совмещают разные игровые приемы.

                                            3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ    ИОП        

К методическим материалам и средствам обучения и воспитания по обеспечению ИОП  относятся: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение наглядными и техническими средствами.

В детском саду имеется оборудованный физкультурный и музыкальный залы, кабинет психолога, кабинет учителя – дефектолога (тьютора),  спортивная площадка на участке детского сада.  

Группа, которую посещает Руслан  достаточно обеспечена наглядными средствами обучения и оборудованием для организации обучения и воспитания ребенка с РАС .

В соответствии с ИОП, с целью ее реализации, с учетом возрастных особенностей ребенка с РАС  в дошкольном учреждении создана материально-техническая база, призванная обеспечить достаточный уровень физического, речевого, познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка.                                         

                                                   Материально-техническое  обеспечение кабинета учителя-дефектолога

                                                                (тьютора, сопровождающего  Саадуева Руслана )

Оборудование кабинета.

Наименование

Количество

1.

Стол компьютерный

1

2.

Персональный компьютер

1

3.

Стул компьютерный большой

1

4.

Стол детский

3

5.

Стул  детский

6

6.

Набор методической мебели

1

7.

Полка напольная

1

8.

Доска магнитная

1

2: Критерии организация рабочего пространства:

*    Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
*    Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели ребенка с ОВЗ; профилактика перегрузок; удовлетворение двигательной активности дошкольников, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).

*    Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям дошкольников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.)

 *    Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

3. Организация пространства

А) По отношению к детям

- учебная зона
- игровая зона

Учебная зона обеспечивает место проведения подгрупповых занятий и содержит: 3 стола и 6 стульев в соответствии с численностью в подгруппах (до 5 человек), магнитную доску, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа к учебному помещению.

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона использоваться так же для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре. Под игровую зону выделено пространство в кабинете - шкаф с игровым материалом и местом для игры.

Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

- диагностическая зона

- коррекционно-развивающая зона

- консультативная зона

-методическая зона (пособия, программы, документация) 

Диагностическая зона оснащена специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции познавательной деятельности.   Консультативная зона включает рабочее место для проведения консультаций.

 Методическая зона оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона содержит также рабочий стол, шкафы для хранения материалов

Наглядно-демонстрационный, дидактический материал

Материалы для развития высших психических функций

  Комплект пирамидок из 3-12 колец, матрешки, доски Сегена «Почтовый ящик» (1шт.), набор кубиков разного цвета, наборы цветных предметов; мозаики; наборы геометрических фигур; парные картинки, разрезные картинки (пазлы) и на кубиках; зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями, сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; развивающие игры Никитин   «Сложи узор»; игровые упражнения «Установление закономерностей»,  «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний».

Дидактические игры на развитие памяти и внимания

 «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты».

Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Цветные коврики», «Радуга», «Улетающие шары», «Лоток», «Цветные квадраты», «Найди цветок».

Материалы по сенсорному воспитанию

Разноцветные шары, кубики, кирпичики. Пирамидки разного размера и разной конструкции.  Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, и другие.

 Неваляшки разного размера,машины и куклы разных размеров, разнообразные матрёшки. Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек. Лото-вкладки.  Коробки-вкладыши разных размеров. Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей. Доски Сегена, логические блоки Дьенеша,цветные счётные палочки Кюизенера. Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие). «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горохом, фасолью, орехами, пуговицами) и мелкими игрушками. Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур, тактильные коврики. Разрезные и парные картинки. Кубики. «Чудесный мешочек». Объёмные формы. Наборы из геометрических фигур. «Озорные прищепки»

 Материалы для формирования элементарных математических представлений

Часы «Времена года, месяцы, дни недели, части суток». Плоскостные геометрические фигур (самоизготовление) Геометрические тела. Карандаши цветные. Счётные палочки (в достаточном количестве). Материал для сравнения по величине (самоизготовление). Счетный демонстрационный материал (природный, муляжи, игрушки). Счетный материал для наборного полотна и фланелеграфа (груши, яблоки, домики матрешки и т п). Мелкие игрушки (матрешки, ежи, елочки, бельчата…). Карточки с предметами для счета.

Обучающие пособия:  «Волшебные времена года»; «Волшебная геометрия»; круговые модели: «Времена года», «Дни недели», «Части суток

изучению программой. Развивающие игры

Материалы для развития речи, ФЦКМ

Муляжи «Овощи и фрукты». Наборы домашних и диких животных

Папки по тематическому планированию с предметными и сюжетными картинками. Т.А. Ткаченко Опорные схемы для пересказов, «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» и «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

Материалы для развития мелкой моторики

Наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами. Наборы для двуручного манипулирования. Наборы мелких предметов (круп, пуговиц, камешков и ракушек, прищепок шнурков, ленточек), природный материал. «Сухой бассейн». Трафареты, обводки. Пособия для рисования по манке. Массажные мячи, счетные палочки. Пособия для развития графомоторных функций (штриховки)

Материалы для развития общей моторики

Каталог физкультминуток, мячи.

Диагностический материал

Пирамидки 5-7 колец. Почтовый ящик. Матрешки 5-7 местные. Набор «Цветные кубики». Счетные палочки. Цветные карандаши (фломастеры)

 Сюжетные картинки, сюжетные ряды, предметные картинки, разрезные картинки (2-6 частей). Серии сюжетных картинок с фабульным развитием сюжета (4-9 ч.). Игра” Цветик - семицветик” (для соотнесения цвета). Разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена. Игра «Времена года» 

                                             3.3. Планирование образовательной деятельности

                                           3.3.1. Индивидуальный  учебный план

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия воспитателя согласно расписанию (включение Руслана в НОД ) сопровождение тьютором

5

Ежедневно

Индивидуальные занятия учителя-дефектолога

5

Ежедневно

Индивидуальные занятия воспитателя

2

Понедельник

среда

Индивидуальные занятия педагога-психолога

2

Вторник

Четверг

Фронтальные  занятия реализует инструктор по физической культуре, согласно расписанию (включение Руслана в НОД) сопровождение тьютором

2

Понедельник,

 Четверг

Фронтальные занятия музыкального руководителя согласно расписанию (включение Руслана в НОД) сопровождение тьютором

2

Среда

Пятница

3.3.2. Календарно – тематическое планирование работы  с Саадуевым Русланом по направлению «Познавательное развитие» (реализует учитель-дефектолог)      

   Количество часов  по темам не определяется, поскольку оно зависит от их результативности, что сложно спрогнозировать.

Дата

Тема

Количество часов

Проведение дефектологического обследования Изучение анамнестических данных, медицинской документации. Оформление календарно-тематического планирования на год

Пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.

Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций — улыбки, ответного взгляда и др.

Обучение  умению фиксировать взгляд на предмете, прослеживать за движением яркого предмета в разных направлениях, следить за тем, куда взрослый кладет предмет;

Формирование  зрительно-моторную и зрительно-слухомоторной координации: тянуться рукой за предметом, привлекшим внимание ребенка цветом или звуком (яркая игрушка, погремушка).                                                                     

Формирование  слухомоторной координации (поворачивать голову на звук);

Обучение  реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося в непосредственной близости (колокольчик, погремушка);

Обучение   соотнесению слова с соответствующим ему действием («дай» — просит игрушку, «на» — дает игрушку, «хлоп-хлоп» — хлопает руками).

Стимулирование реакций  при помощи прикосновения холодных, теплых, шершавых и других предметов к его рукам.

Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

Формирование  представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

Побуждение  смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

Формирование   представлений о собственном теле.

Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении.времени наблюдения, начиная от 10—15 сек. до 2—3 мин. Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте.

Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря. Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах.

Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции “сделай вместе”: движения рук, кистей (“Птички”, “Кулачки-ладошки”, “Молоток” и пр.). В 1 классе не требуется выполнения упражнений для пальцев и других движений, требующих точности работы мелких мышц (“пальчики здороваются”).

Выполнение подражательных действий со сменой видов движения («Стучим - прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя).

Обучать   тонкомоторным действиям для целенаправленного использования рук и пальцев, массаж и упражнения с целью укрепления мускулатуры пальцев и рук.

Обучать правильному расположению рук и ладоней для соответствующего удержания предмета.

Совершенствование захвата пальцами, подготовка к удержанию ложки для последующего самостоятельного приема пищи.

Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с платком»).

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:

катание шариков в определенном направлении;        

бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком;

перекладывание предметов из одной коробки в другую;

складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;

открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек;

заполнение отверстий втулками, грибками;

закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой;

нанизывание предметов с отверстиями на стержень;

нанизывание шаров на шнур («бусы»).

Знакомство с цветом: красный.

Учить  выбрать цвет по   названию, давать предметы названного цвета.

Учить четко соотносить красный цвет  только с предметами красного цвета.

Демонстрация мела, доски, губки, показ свойства мела и губки, черкание штрихов, определение позиции мела в руке;

Учить ставить точки мелом, карандашом.

Дорисовка и рисование красной ленты, нитки, дорожки, салюта.

Учить сравнивать два предмета по размеру больше- меньше. При сравнении по размеру учить пользоваться приемами наложения и приложения их друг к другу.

Учить узнавать и называть круг

Рисование  фигуры – круг  на листе бумаги при помощи трафарета.

Штриховка круга  в заданном направлении.

Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка), сочетать прямые и наклонные линии (геометрические фигуры, мяч).

Знакомство с цветом: желтый .

Учить  выбрать цвет по   названию, давать предметы названного цвета.

Учить четко соотносить желтый цвет  только с предметами желтого цвета.

Активизировать  визуальное внимание через  формирование способностей различать предметы домашнего обихода (кроватка, стул, стол).

Обучать ориентироваться в пространстве, находить и приносить заданный предмет (куклу, яблоко);

Обучение пониманию и реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося на некотором расстоянии (колокольчик, бубен);

Обучение   использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки;

Обучать различению звуков, производимых предметами.

Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).

Обучать выполнению тонкомоторных действий, координируя движения глаз и рук (собирание пирамидки из 2—3 колец).

Самостоятельное складывание двух-трех предметов один на один (башня, пирамидка).

Знакомство с цветом: синий.

Учить  выбрать цвет по   названию, давать предметы названного цвета.

Учить четко соотносить синий цвет  только с предметами синего цвета.

Побуждение   к самостоятельным действиям, направленным на завершение небольшой постройки, начатой взрослым.

 Соотнесение движений рук со словами «туда», «сюда» (используется методика «обратной последовательности», т. е. когда ребенок завершает действие, начатое взрослым по постройке поезда из кубиков).

Работа с краской (демонстрация краски и кисти, наблюдение за появлением цветовых пятен, продолжение красной ленты краской на бумаге, рисование вертикальных линий – забор, лестница, тесьма)

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар-паллелепипед («брусок>, «кирпичик»); куб-конус («башенка»).

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (Раскладывание, подбор, раздача по образцу).

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм).

Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг-квадрат, круг-треугольник по образцу и инструкции «Дай такой». Раскладывание этих плоскостных форм.

Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.

Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур.

Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем): башня из 4-х кубов одинакового размера; дорожка из брусков одинакового размера;

Диагностическое обследование по итогам обучения.

Коррекционно-развивающие занятия в традиционной форме в программе не представлены. Так как они имеют гибкую структуру. В их основе лежит набор дел, который меняется в зависимости от доминирующих интересов ребенка и стереотипных пристрастий.

Общий мониторинг коррекционно-развивающейся деятельности показал, что Руслан  достиг следующих результатов:

- Появился контакт «глаза в глаза»;

- На индивидуальных занятиях со специалистами сидит за столом и занимается;

- Научился дуть на салфетку, снежинку, на ватку, в трубочку;

- Появились гласные звуки  [а],  [у],  [и]  и согласные  [б],  [м] требуют дальнейшей автоматизации;

- Различает цвета, геометрические фигуры;

- Появился указательный жест;

- Частично приобрел навыки самообслуживания;

- Избирательно играет с детьми;

- Откликается на свое имя и выполняет инструкции;

- Фиксирует взгляд на звучащих игрушках, подносит их к уху;

- Стал более усидчив

- Стал пользоваться туалетом;

- Понимает обращенную речь, активная речь отсутствует.

Результаты, полученные в ходе нашей работы дали положительную динамику в развитии ребенка.

  1.  Методическое обеспечение программы

1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2003.  

2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и               воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009

3.Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряевой Л.Б.,Гаврилушкиной  Издательство-Союз 2003

4 Комплексная  образовательная программа  дошкольного образования

 « Детство» Т.И.Бабаева,А.Г.Гогоберидзе Детство-Пресс 2016г.

5.Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. 2005. №2. с.46-67                      6. Аутичный ребенок - проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. /Под ред. С.А. Морозова.М. 1998.92с.

7. Детский аутизм. Хрестоматия/Сост.Л.М. Шипицына. СПб., 1997.254 с.

8. Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения.М. Просвещение. 1991.190 с.

9. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми // Дефектология 1998. №2. с.63-73.; №9. с.45.; №1. с.76

10. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом // Дефектология. 2003. №2. с.57

11. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е. Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм.М. Просвещение. 1989.95 с.

12. Лебединская К.С., Никольская О. С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления.М. Просвещение. 1991.96 с.

13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.М. Теревинер. 1997.342 с.

14. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В. Ковалец. Мн. 1998.32 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...