Организация эффективной коррекционной помощи дошкольникам с ЗПР во взаимодействии специалистов ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Баулина Светлана Евгеньевна

В данной статье описано , как добиться эффективной коррекционной помощи при работе с детьми ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

 Понятие ЗПР употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками её функциональной незрелости. С 1990 года в систему образования включены дошкольные учреждения для детей с задержкой психологического развития .

Эффективность коррекционной работы с детьми данной категории определяется, прежде всего, четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе всех специалистов детского сада.

Основные задачи:

1) создание ребёнку возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

2) обеспечение охраны и укрепления здоровья;

3) коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

4) стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

5) профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Для того, чтобы процесс коррекционно – педагогической работы был более успешным, необходимо не только скоординировать свои действия, но и объединить их всем участникам образовательного процесса. Взаимодействие в работе начинается с психолого – медико – педагогического обследования, которое проводится всеми участниками педагогического процесса. Учитывается не только то, что ребёнок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, то есть учитывается зона его ближайшего развития. После завершения комплексного обследования, на заседании ПМПк, педагоги обсуждают результаты диагностики и приступают к планированию коррекционной работы. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребёнка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приёмы педагогического работы. С этой целью, необходимо разрабатывать индивидуальный маршрут коррекционной помощи каждому ребёнку с задержкой психического развития, который заполняется всеми участниками педагогического процесса в начале учебного года и в конце.

В чем же заключается работа логопеда при работе с детьми с ЗПР?

-постановка диафрагмального-речевого дыхания;

-укрепление мышечного аппарата посредством массажа;

-развитие и совершенствование общей,артикуляционной моторики;

-развитие слухового восприятия, внимания;

-коррекция нарушений звукослоговой структуры;

-развитие навыков связной речи;

-обогащение коммуникативного опыта.

Обязательным условием при проведении коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей, является непосредственное участие родителей, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного (дошкольного) воспитания, развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как консультации, анкетирование, тестирование, совместные досуги, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Эффективная коррекционная помощь детям с задержкой психического развития может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, направленного на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста

Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского ...

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...

Организация логопедической помощи дошкольникам.

Для организации в ДОУ логопедической помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии....

ИОМ-современный подход в организации логопедической помощи дошкольнику

Индивидуализация.Индивидуальный подход. Индивидуальное обучение.ИОМ....

Доклад «Взаимодействие специалистов при организации проектной деятельности по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России»

Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из самых актуальных задач в работе воспитателей на базах современных ДОУ. В детях с дошкольного возраста необходимо формировать чувства гордости...