"Организация специализированной помощи дошкольникам с ТНР. Опыт работы"
статья по логопедии по теме

Чубаха Надежда Юрьевна

Выступление на координационном совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), находятся сейчас в центре интересов государства и общественных организаций. Таким образом, первостепенное значение приобретает решение задач организации и осуществления своевременной комплексной коррекционной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Это требует разработки многоплановых программ, построенных на основе системно-целостного подхода, новых подходов воздействия на личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей раннего возраста в дальнейшем могут наблюдаться нарушения психофизического развития и системные недоразвития речи, а так же наблюдаются нарушения восприятия, образования понятий, внимания, эмоционально личностного и социального поведения.

Особенностью раннего возраста является взаимосвязь соматического здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Очень важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей, возраст ребенка. Это поможет сформировать у этих детей не только азы общения, но и развить психические функции, личность ребенка в целом, осуществить профилактику вторичных отклонений, будет способствовать интеграции.

Раннее начало коррекционной работы – один из важнейших факторов успешной адаптации детей к жизни, в нем заложен значительный потенциал по устранению отягощающих жизнь малыша патологических проявлений.

Известно, что освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии со взрослым. В совместной деятельности ребенок объясняется с другими людьми, вступает в контакт, получает информацию.

Поэтому проблема поиска путей активизации восприятия и внимания приобретает социальную значимость, а в аспекте педагогического воздействия, применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность.

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях общего типа.

Большое количество  таких детей рассредоточено и в нашем дошкольном образовательном учреждении. Это дети – инвалиды, дети с ЗПр, дети с тяжелыми нарушениями речи, с проблемами психо-эмоционального характера. Часть детей находится в массовых группах, им оказывается логопедическая помощь при логопункте. Некоторая часть детей зачисляется в группы компенсирующей направленности после прохождения территориальной ПМПК. В нашем саду функционирует 3 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (2 подготовительные, 1 старшая). О работе такой группы я хочу рассказать. Группа подготовительная к школе, работает второй год. Основной формой коррекционного обучения являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Количество этих занятий (и их соотношение) варьируется в зависимости от периода обучения. В группе работают разные специалисты. Каждый специалист разрабатывает свою стратегию, свою индивидуальную программу сопровождения на особенных детей. А таких детей в группе трое. Речевые диагнозы детей группы (ОНР, ФФН). Разработаны индивидуальные программы воспитателями группы, учителем-логопедом, педагогом-психологом, руководителем музыкального образования. В конце года подводится результат работы с детьми. Активное привлечение родителей к сотрудничеству с педагогами является немаловажным фактором и несет положительные результаты. Резервы совершенствования коррекционной психолого-педагогической, логопедической работы с детьми кроются в повышении их активизации при развивающем взаимодействии с семьей. Родителям, имеющим особенных детей, должны быть доступны методики коррекционно-развивающей работы.

Формы работы с родителями разнообразны – это родительский клуб «Школа заботливых родителей», родительские собрания, индивидуальные консультации, доверительные беседы, информационные стенды, уголки, экраны звукопроизношения, папки-передвижки («Советы логопеда»), тетради с домашними заданиями.

Родители являются не простыми исполнителями назначений психологов и логопедов. Они являются равноправными партнерами в борьбе за успех своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...

"Социальное развитие дошкольников посредством музыки" опыт работы

        В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандар...

Организация логопедической помощи дошкольникам.

Для организации в ДОУ логопедической помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии....

Организация речевого общения дошкольников (сообщение из опыта работы)

Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР  проявляются  в  бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития ...

Проект в старшей группе "Здоровый дошкольник - счастливая семья". Опыт работы СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Солнышко". Подготовила руководитель СП Махова С.В.

В статье представлен опыт работы СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Солнышко" по формированию здорового образа жизни дошкольников....

ИОМ-современный подход в организации логопедической помощи дошкольнику

Индивидуализация.Индивидуальный подход. Индивидуальное обучение.ИОМ....