Программа по коррекции познавательных процессов
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

В нашей стране создана единая дошкольная и школьная система воспитания и обучения аномальных детей. Однако, в эту систему до настоящего времени не были включены дети, страдающие ранним детским аутизмом (РДА или ДА).

Вместе с тем, последние исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что частота этой аномалии развития достаточно велика -от 10 до 15 случаев на 10 000 детей младшего школьного возраста (больше, чем глухих и слепых).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ira_zpr.docx130.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

центр развития ребёнка детский сад № 86г. Сочи

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом

№______от______2016г

Заведующая МДОБУ ЦРР – д/с № 86

  _______________ Л.С. Новак

Программа кружка по коррекции познавательных процессов

Составила:

 Фомина И.Ю.

учитель – дефектолог

высшей категории

г. Сочи 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1.Цели и задачи программы

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

1.2.Планируемый результат освоения программы

2. Содержательный  раздел.

2. 1.  Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

2.2. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1.Психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка

3.2. Организация развивающей предметно- пространственной среды

3.3.Материально- техническое обеспечение Программы

3.4. Планирование образовательной деятельности

3.4.1. Учебный план

3.4.2 Календарно- тематический план кружка по коррекции познавательных процессов

3.5.. Методическое обеспечение

3.6  Список литературы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

                                                                             1.1. Пояснительная записка

     Период дошкольного детства – наиболее интенсивный период развития, фундамент дальнейшего развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребенка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Уровень развития познавательных процессов определяет легкость и быстроту в познании окружающего мира, усвоения новых знаний и умений, что имеет особое значение для  подготовки ребенка к обучению в школе.   Познавательные процессы активно развиваются на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, аппликации, конструирования, чтения книг, наблюдений и т.п. Поэтому очень важно, чтобы ребенок занимался разнообразными видами деятельности, проявлял интерес к различным явлениям окружающего мира, задавал вопросы и обязательно получал на них ответы.   Дошкольный  возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. К началу этого периода у него уже сформировались непроизвольное внимание, ощущения, предметное восприятие, активная речь. Благодаря этим достижениям дошкольник активно осваивает окружающий мир, и в процессе этого освоения у него продолжают развиваться познавательные процессы.  Получается, что без познания окружающего мира дальнейшее развитие ребенка может привести к задержке в развитии и без развития познавательных процессов познать мир ребенку будет сложно, что также приведет к задержке в развитии. Для успешного обучения в школе ребёнок должен иметь определенный уровень личного, умственного и физического развития – все, что составляет психосоциальную готовность. Умственная готовность подразумевает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, память, мышление и речь.

Развитость восприятие- это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (участвуют разные анализаторы: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах).

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться подражать действиям взрослого, и действовать по образцу, а так же  выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал разными эффективными способами запоминания, сохранения  и воспроизведения материала.

Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Память бывает долговременная (определённый запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти человека всю жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени). Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить вербальную, образную, двигательную память и т. д.

Мышление  это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности. Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных проблем. Выделяют три вида мышления:

- наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов);

- наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений);

- словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений)

 Речевое развитие детей к обучению в школе прежде всего предполагает умение пользоваться словом для произвольного управления познавательными процессами, как средства общения и предпосылки к усвоению письма.  Развитие мелкой  моторики рук -  помогает  быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития  мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно  хорошо развиты внимание, память, связная речь. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, обобщение, то есть то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно–следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования и науки РФ: «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет» Е.О.Севостьянова, научно-методическими рекомендациями, методическими разработками ряда известных авторов   «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении « И. А. Крестинина ,а также собственными разработками, инструктивными письмами, представленными в библиографии.Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в познавательном развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

Программа кружка по развитию и коррекции познавательных процессов составлена для детей 5-7лет.

Данная программа  разработана в соответствии с Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации” №273-ФЗ от 29.12.2012г. и составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик, которые направлены на коррекцию и развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики, обеспечение эмоционального контакта внутри группы.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на  один год обучения и включает в себя 64 занятия.

Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью  25-30 минут, с группой детей 3-5 человек.

 Форма проведения занятий: подгрупповая

Количество занятий в неделю: 2

Количество занятий в месяц: 8

Количество занятий в год: 64

1.1.1.Цели и задачи программы

Цель реализации  программы –преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, коррекцию и развитие познавательных процессов  у детей, а также определенного круга знаний и умений.

Для реализации цели намечены следующие задачи:

1. Воспитание познавательного интереса и активности к познанию окружающего мира

2.- формирование учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста

3. развитие произвольности  познавательных процессов:

- развитие различных свойств внимания: объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения

- развитие различных видов памяти: образной (зрительной и слуховой), словесно-логической

-развитие  наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и его свойств.

-развитие речи для произвольного управления познавательными процессами и как средство общения.

- развитие мелкой моторики рук

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

Программа построена на следующих принципах:

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного воздействия – с другой;

2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4) принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные коррекционные  технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения; 

5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;

6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

8) принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; 
9)принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. 


При разработке программы учитывалось, что процесс развития  познавательных процессов  детей должен осуществляться с учётом общедидактических и специальных принципов: 
1)Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. 

2)Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию познавательных процессов. 

3)Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 

4)Принцип обогащения мотивации познавательной  деятельности. 

5)Комплексность воздействия на ребенка. 

6) Воздействие на все стороны познавательного развития. 

7)Опора на сохранные звенья. 

8)Учет ведущей деятельности. 

9)Учет индивидуальных особенностей ребенка. 
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов определяется индивидуально, в соответствии с особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

1.2.Планируемый результат освоения программы:

  1.    Повысить у воспитанников  познавательный интерес и активность в познании окружающего мира.

2.     Расширить  запас сведений и знаний об окружающем мире.

3.     Научить правильно, организовывать свою деятельность.

4.     Повысить уровень развития зрительного и слухового восприятия:

- умение выделять и классифицировать фигуры, предметы по форме, размеру, цвету и другим признакам.

- умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

- умение находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме).

- различать пространственное расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу, справа, слева и т.п.).

– умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

5. Повысить  уровень развития внимания:

- в среднем объем внимания увеличился с 3-4 единиц до 5-6.

-умение работать, не отвлекаясь 5-10 минут, даже если деятельность не очень интересна или трудна.

Внимание стало более устойчивым:

- умение переключиться с одного вида деятельности на другой.

- умение найти различия на 2-х похожих картинках.

6. Повысить уровень развития зрительной и слуховой памяти.

- в среднем уровень развития зрительной и слуховой памяти  повысился с 3-4 единиц до  5-6.

- хорошо запоминать  сюжеты прочитанных сказок, увиденных мультфильмов, экскурсий и спектаклей.

- умение легко учит стихи.

7.  Повысить уровень развития логического, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

- умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

- умение обобщать и классифицировать (находит общее, различие предметов, явлений, процессов; способен выделить лишний предмет).

– умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

– умение ориентироваться на заданную систему требований.

– умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

8. Научить дошкольника  использовать речь для произвольного управления познавательными процессами и как средство общения.

-умение самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить связный рассказ по картинкам.

- обладать хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос и т.п.

- умение грамматически правильно строит предложения, правильно использует предлоги, приставки, союзы.

9.  Повысить уровень  развития зрительно-моторной координации.

- умение правильно держать карандаш и чертить прямые ровные линии (вертикальные и горизонтальные).

- ребенок не устает при выполнении письменных заданий, разукрашивании и т.п.

- умение копировать фигуры, буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

- умение срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов

2.Содержательный раздел

2. 1. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д. Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.  

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими  качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном  и    повествовательном монологах способны  передать  состояние  героя,  его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений

об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению  задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.Внимание детей становится более устойчивым и произвольным.

 Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин. вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу,которое задается взрослым.

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей   становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться  восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Из трёх видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического-то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6-7 годам.

2.2. Особенности взаимодействия учителя- дефектолога  с семьями воспитанников

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

*оказание родителям квалифицированной помощи;

*вовлечение родителей в коррекционную работу с ребёнком;

*формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и детьми;

*создание комфортной среды для познавательного развития ребёнка;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, используемые в работе с родителями

• консультативно – рекомендательная работа (проведение групповых и индивидуальных консультаций);

• лекционно-просветительская работа (консультации дефектолога в информационных уголках групп и систематическое обновление рекомендаций на нём);

• практические занятия для родителей

• индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком

3.Организационный раздел

3.1.Психолого- педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка

1) уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

4) поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

3.2. Организация развивающей предметно- пространственной среды

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-дефектолога   в соответствии с Программой повышает эффективность в работе с детьми по коррекции познавательных процессов:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей,

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, общей моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Организуя РППС кабинета в соответствиис требованиями ФГОС ДОУ, руководствовалась принципами:

доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт кабинета дефектолога;

интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;

мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться и сдвигаться

.вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);

эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, эстетически оформлены, легко обрабатывающихся материалов;

предметно-пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития» ребёнка.

                                           3.3 Материально-техническое  обеспечение кабинета

Кабинет располагается по адресу: г. Сочи, улица Абрикосовая, дом 2, МДОБУ ЦРР - д/с №86.

Оборудование кабинета.

Наименование

Количество

1.

Стол компьютерный

1

2.

Персональный компьютер

1

3.

Стул компьютерный большой

1

4.

Стол детский

3

5.

Стул  детский

6

6.

Набор методической мебели

1

7.

Полка напольная

1

8.

Доска магнитная

1

2: Критерии организация рабочего пространства:

*    Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
*    Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели ребенка с ОВЗ; профилактика перегрузок; удовлетворение двигательной активности дошкольников, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).

*    Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям дошкольников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.)

 *    Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

3. Организация пространства

А) По отношению к детям

- учебная зона
- игровая зона

Учебная зона обеспечивает место проведения подгрупповых занятий и содержит: 3 стола и 6 стульев в соответствии с численностью в подгруппах (до 5 человек), магнитную доску, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа к учебному помещению.

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона использоваться так же для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре.Под игровую зону выделено пространство в кабинете - шкаф с игровым материалом и местом для игры.

Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

- диагностическая зона

- коррекционно-развивающая зона

- консультативная зона

-методическая зона (пособия, программы, документация) 

Диагностическая зона оснащена специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции познавательной деятельности.   Консультативная зона включает рабочее место для проведения консультаций.

 Методическая зона оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона содержит также рабочий стол, шкафы для хранения материалов

.Наглядно-демонстрационный, дидактический материал

Материалы для развития высших психических функций

  Комплект пирамидок из 3-12 колец, матрешки, доски Сегена «Почтовый ящик» (1шт.), набор кубиков разного цвета, наборы цветных предметов; мозаики; наборы геометрических фигур; парные картинки, разрезные картинки (пазлы) и на кубиках; зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями, сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; развивающие игры Никитин   «Сложи узор»; игровые упражнения «Установление закономерностей»,  «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний».

Дидактические игры на развитие памяти и внимания

 «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты».

Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Цветные коврики», «Радуга», «Улетающие шары», «Лоток», «Цветные квадраты», «Найди цветок».

Материалы по сенсорному воспитанию

Разноцветные шары, кубики, кирпичики. Пирамидки разного размера и разной конструкции.  Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, и другие.

 Неваляшки разного размера,машины и куклы разных размеров, разнообразные матрёшки. Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек. Лото-вкладки.  Коробки-вкладыши разных размеров. Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей. Доски Сегена, логические блоки Дьенеша,цветные счётные палочки Кюизенера. Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие). «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горохом, фасолью, орехами, пуговицами) и мелкими игрушками. Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур, тактильные коврики. Разрезные и парные картинки. Кубики. «Чудесный мешочек». Объёмные формы. Наборы из геометрических фигур. «Озорные прищепки»

 Материалы для формирования элементарных математических представлений

Часы «Времена года, месяцы, дни недели, части суток». Плоскостные геометрические фигур (самоизготовление) Геометрические тела. Карандаши цветные. Счётные палочки (в достаточном количестве). Материал для сравнения по величине (самоизготовление). Счетный демонстрационный материал (природный, муляжи, игрушки). Счетный материал для наборного полотна и фланелеграфа (груши, яблоки, домики матрешки и т п). Мелкие игрушки (матрешки, ежи, елочки, бельчата…). Карточки с предметами для счета.

Обучающие пособия:  «Волшебные времена года»; «Волшебная геометрия»; круговые модели: «Времена года», «Дни недели», «Части суток

изучению программой. Развивающие игры

Материалы для развития речи, ФЦКМ

Муляжи «Овощи и фрукты». Наборы домашних и диких животных

Папки по тематическому планированию с предметными и сюжетными картинками. Т.А. Ткаченко Опорные схемы для пересказов, «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» и «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»

Материалы для развития мелкой моторики

Наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами. Наборы для двуручного манипулирования. Наборы мелких предметов (круп, пуговиц, камешков и ракушек, прищепок шнурков, ленточек), природный материал. «Сухой бассейн». Трафареты, обводки. Пособия для рисования по манке. Массажные мячи, счетные палочки. Пособия для развития графомоторных функций (штриховки)

Материалы для развития общей моторики

Каталог физкультминуток, мячи.

Диагностический материал

Пирамидки 5-7 колец. Почтовый ящик. Матрешки 5-7 местные. Набор «Цветные кубики». Счетные палочки. Цветные карандаши (фломастеры)

 Сюжетные картинки, сюжетные ряды, предметные картинки, разрезные картинки (2-6 частей). Серии сюжетных картинок с фабульным развитием сюжета (4-9 ч.). Игра” Цветик - семицветик” (для соотнесения цвета). Разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена. Игра «Времена года» 

                                                          3.4.Планирование образовательной деятельности

3.4.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

РАЗДЕЛЫ

ТЕМАТИКА

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

ВНИМАНИЕ

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ

  Формировать устойчивость внимания, т.е., способность ребёнка в течении длительного времени сохранять внимание на каком-либо объекте через различные игры и упражнения

2

КОНЦЕНРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

 Развивать способность сосредотачиваться на одном объекте

2

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

 Формировать переключение внимания у ребенка – переход с одного вида деятельности на другой с помощью игр и упражнений.

2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Развивать способность рассредоточить свое внимание, на значительном пространстве параллельно выполняя несколько видов деятельности.

2

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

Развивать объём внимания, т.е. размер информации, которую ребенок способен сохранить в сфере повышенного внимания.

2

2.

ПАМЯТЬ

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

 Развивать зрительную память у детей связанную с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

4

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

Развивать слуховую память  с запоминанием и воспроизведением разных звуков.

4

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Развивать словесно- логическую память у детей – это когда большую роль в процессе запоминания играет слово, логика, мысль.

3

ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ПРЕДМЕТОВ

 Развивать целостный образ предметов с помощью различных игр и упражнений.

3

3.

ВОСПРИЯ

ТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА, ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ

Развивать восприятие цвета, формы и величины с помощью различных игр и упражнений

3

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Развивать у детей понимания отношения временной последовательности (части суток, времена года).

3

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Развивать у детей пространственные представления (ориентировка в пространстве и на листе бумаги)

3

4.

МЫШЛЕНИЕ

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

 МЫШЛЕНИЕ

 Развивать у ребёнка наглядно- действенное мышление, через манипулирование предметов, посредством исследования руками всех предметов и объектов, которые они видят.

3

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

 Развивать у ребёнка наглядно- образное мышление, через предметно- орудийную деятельность (рисование, конструирование и т.д.), что позволяет ему наметить способ действия исходя из особенностей конкретной ситуации или задач.

6

ЭЛЕМЕНТЫ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ: СРАВНЕНИЯ,   КЛАССИФИКАЦИИ,ОБОБЩЕНИЯ                                                                      

Развивать у ребёнка словесно- логическое мышление, с помощью способности мыслить понятиями, которые выражаются посредством слов.

Развивать у ребёнка мыслительную деятельность припомощи мыслительных операций (сравнения, обобщения, классификации и т.д.),

6

5.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Обогащать речь детей  тематическими группами слов, активизация в речи новых слов.

Развивать  умение свободно  пользоваться грамматическими  конструкциями (грамотно связывать слова и предложения  по смыслу в соответствии с речевой ситуации )  

4

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Развивать связную речь у детей , учить правильно формулировать и излагать свои мысли при

составлении  рассказов по картине и серии сюжетных картин)

4

6.

ТОНКАЯ МОТОРИКА РУК

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Развивать графомоторные навыки , с помощью которых ребенок учится штриховать, копировать простейшие узоры, соединять точки т. д., правильно удерживать пишущий предмет.

8

Итого:

 64

3.4.2. .Календарно- тематический план

Дата

       

Количество

часов

Задачи

Содержание коррекционно - развивающей работы

Октябрь

Занятие № 1

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

Кинезиологические  упражнения (« флажок»,  «очки», «бинокль»)

Развитие наглядно-действенного мышления

д\игра «собери геометрическую дорожку»

Развитие  восприятия геометрических фигур:цвет, форма, величина

Блоки Дьенеша «Назови фигуру»

Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры, и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.

 Развитие способности к  устойчивости  внимания

«Найди такой же» - дидактическая игра с

использованием  материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных. (5карточек)

Развитие  зрительной памяти                                      

Запомни картинки (4-5картинок)

Занятие № 2

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

Кинезиологические  упражнения: (« флажок» «очки», «бинокль», «стол»)

Развитие графомоторных навыков

Нарисовать обеими руками одновременно разные элементы (2 круга , 2 квадрата и т. д.) и заштриховать их по выбору

Развитие способности к  устойчивости  внимания

«Что неправильно?» Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет,  то топают ногами. (У собаки сиреневый хвост.  и т.д.)

Развитие словесно-логической памяти (умения  использовать мнемонические приемы для запоминания текста)

«У оленя дом большой »стихотворение

Развитие грамматических конструкций языка

Назови сколько? (согласование числительных с существительными)

Занятие № 3

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

кинезиологические  упражнения: (« стул», «очки», «гнездо », «стол»)

Развитие  концентрации  внимания, стимулирование работоспособности

Копирование по образцу

Развитие слуховой памяти

«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет слово и т д.),

Развитие мыслительных операций: Обучение составлению сериационных рядов с определением  принципа сериации

Выложи сериационный ряд.

Развитие связной речи (умений свободно пользоваться словами, связывать их по смыслу, употреблять их в соответствии с речевой ситуацией)

Работа над рассказами цепной структуры. Рассказ: «Мой сад»

Занятие № 4

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

Кинезиологические  упражнения: («улитка  »,  « гусь», «гнездо»,

 «елка »)

Развитие пространственных представлений

Отгадай, где лежит предмет (пространственная  ориентировка)

Развитие переключения внимания, снижение утомляемости

На определенное слово хлопни в ладоши, подними руку т.д.

Развитие словесно- логической памяти (умения использовать приемы ассоции для запоминания)

Запоминание и понимание пословиц с помощью ассоциаций

Развитие элементов логического мышления             (умений устанавливать причинно-следственные связи)

д\игра «что сначала, что потом».( из 3-х картинок)

Занятие № 5

1

Активизация

 межполушарных

 связей головного мозга

Кинезиологические  упражнения: (« бочка», «мостик», «елка» , «стол»)

Развитие точности тактильного обследования  предметов

Развитие самоконтроля как произвольного внимания

Д\игра «Угадай, что в мешочке»,

 д/игра «Найди, кто спрятался.

Развитие умения описывать предмет с использованием карт-моделей.

Опиши предмет по плану.  

Развитие умения устанавливать технологическую цепочку создания некоторых предметов: книга, стол и т.д.

Откуда пришла книга. Сделай по образцу.  

Занятие № 6

1

Развитие  – дифференцированной моторики рук

Кинезиологические  упражнения: («улитка  »,  « гусь», «мостик»,

 «кораблик»)

Развитие восприятия пространственных представлений

д/и«Где сидит мишка какая игрушка стоит перед.слева. справа и т. д.,

Развитие концентрации, устойчивости внимания. Снижение утомляемости

д\и «Что          задумал  художник  ». Найди 2 одинаковых предмета

Развитие  элементов словесно- логического мышления (умений устанавливать причинно-следственные связи)

«Что сначала, что потом»(из 3-4 х картинок)

Занятие № 7

1

Графомоторные умения

Проведение линий по точкам по заданному образцу

Развитие  восприятие  временных представлений

Заучивание стихотворения «дни недели»

Развитие кратковременной зрительной  и слуховой памяти

Расположи предмет по словесной инструкции.

Мышление  Развитие умений сравнивать предметы, находить общее и отличное, уметь выделять главное в воспринимаемом.

д\и».Найди общее и отличное »

Формирование элементарных знаний

о структуре текста

.текст:» Белочка и зайчик»

Занятие № 8

1

Развитие  – дифференцированной моторики рук

Кинезиологические  упражнения:»Кулак-ладонь»

Развитие переключения внимания

д\и «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение»:

Развитие зрительной памяти

д\и«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

Развитие лексико-грамматических конструкций

д\и.Закончи фразу, каждый раз подбирая новые слова.

  • Каждый знает, что желтым бывает…
  • Каждый знает, что сильным бывает…

Развитие наглядно-образного мышления

Кубики  Кооса « Сложи узор»

                                                                                    Ноябрь  

                                                                                Занятие № 9

1

Активизация

 межполушарных

 связей головного мозга

.кинезиологические упражнения :

« кулак-ребро-ладонь»

Развитие концентрации внимания

.«Копирование образца»

Детям предлагается составить дорожку из фигур, начинают с 3-4

Развитие восприятия целостного образа предметов

д\и « Собери картинки из 3-4»

Развитие наглядно-образного мышления

.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)» использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

.«Заштрихуй картинку по заданному образцу». (овощи-фрукты)

Игры с кинетическом песком, с сухим бассейном( с фасолью,горохом)

                                                   Занятие № 10

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

кинезиологические упражнения : «колечко –упражнения выполняются каждой рукой отдельно,а потом вместе;

Развитие графомоторных навыков

«Раскрась фрукт или овощ»

Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и предлагают раскрасить только фрукт соответствующим

Развитие восприятия цвета

«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

Педагог просит детей найти пять предметов  вокруг себя одинакового цвета и изобразить один из них на листе бумаги карандашом такого же цвета.

Развитие зрительной памяти

д\и «Запомни картинки»( 4-5 картинок )

Развитие наглядно-действенного мышления

д\и « Собери пирамиду и матрешку из 4-5 частей»

                           

                                                                                    Занятие № 11

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

кинезиологические упражнения : «зайчик –упражнения выполняются каждой рукой отдельно, а потом вместе;

Развитие концентрации , устойчивости внимания

.снижение утомляемости

д\и « Найди такой же»

Развитие восприятия пространственных представлений

д\и  « Куда ускакал зайчик»( ориентировка на листе бумаги)

Развитие слуховой памяти

д\и « Повтори и добавь слов»

Развитие умений понимать речевые средства в художественной литературе

Рассказ Л.Толстого «Два товарища»

                           

                                                                               Занятие № 12

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

Кинезиологигеские упражнения «елка», «гнездо», «лиса»

Развитие графомоторных навыков

.«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»

Развитие восприятия формы предметов

«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба ит.д.».

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие умений классифицировать предметы по их свойствам , назначению и т. д.

Развитие словесно-логической памяти

д\и»Назови слова ,относящиеся к спорту»

                                                                                   Занятие №13

1

Развитие мелкой моторики и снятие эмоциональого напряжения

Игры с кинетическим песком (выложи форму)

Игры с сухим бассейном (найди игрушку)

Развитие восприятия временных  представлений

Беседа по картинкам (части суток)- дидактические картинки по времени день, ночь, утро - вечер.

Развитие слухоречевой и речедвигательной памяти с помощью мнемических приемов

«Дружные пальчики»-заучивание стихотворения

Развитие словесно-логического мышления

д\и .«Бывает – не бывает»

(Лягушка красного   цвета,  попугай без крыльев и т.д. )

                                                                                             Занятие №14

1

Развитие мелкой моторики

«Кошка и собака»(пальчиковая гимнастика)

Развития зрительной памяти в условиях уменьшения времени

д\и «Запомни картинки»(5 картинок)

Развитие восприятия временных  представлений

.д\и«Разложи картинки»

Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по частям  суток.

Развитие концентрации внимания, преодоление импульсивности

д\и « Выложи кружочки»

Развитие лексико-грамматических категорий

д\и «Составь предложения по картинкам и дополни его с помощью наводящих вопросов»

                                                                                            Занятие № 15

.

1

Развитие согласованных  движений рук , двигательно-пространственных-автоматизмов

инсценировка сказки « Колобок» ( с помощью пальчиков , шарика , платочка)

Развитие самоконтроля как произвольного внимания

«Расставь крестики, нолики, галочки»

Развитие умения использовать приемы ассоции для запоминания

д\и» Зпомни пословицы и загадки с помощью ассоциаий»

Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи

«Разложи серию картинок из 3-х»

                                                                                          Занятие № 16

1

Развитие речедвигательных движений

Сопряженная гимнастика «У зайки ушки»

Развитие зрительной памяти

Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должны  его повторить.

Развитие слухового внимания

Педагог несколько раз ударяет в ладоши или карандашом о стол. Дети должны сказать сколько раз.

Развитие временных представлений

 д\и «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»

Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяцев  , сколько месяцев в году.

Развитие связной речи

Составление рассказа по картине(по выбору)

                                                                                      Декабрь

                                                                               Занятие № 17

1

Развитие мелкой моторики

«Красим забор» пальчиковая гимнастика

Восприятие целостного образа предметов

д\и «Собери картинки из 4-5»

Развитие зрительной памяти

«Смотри и делай».

.Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели.

Развитие словесно-логического мышления

д\и «Назови одним словом»

Развитие связной речи

Текст со скрытым смыслом «Осел и муравей»

                                                                                           Занятие № 18

1

Развитие пространственного анализа и синтеза

Засели домики( ориентировка на листе бумаги)

Развитие слухоречевой и речедвигательной памяти

д\и « Делай как я» ( разные движения на определенное слово)

Развитие концентрации , устойчивости внимания . снижение утомляемости

д\и «Что изменилось»

Развитие умений устанавливать закономерности

Установи закономерность.( из 2-3 предметов)

Развитие умений понимать тексты со скрытым смыслом

Текст со скрытым смыслом «Галка и голуби »

                                                                                              Занятие № 19

1

Обучение использованию сенсорных эталонов для познания действительности

Блоки Дьенеша ( работа по схемам)

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

д\и «Найди предмет по плану».

Обучение воспроизведения материала в соответствии с поставленными мнемическими целями ( запомнить и вспомнить )

Заучивание наизусть загадок по заданной теме

Развитие умений классифицировать предметы по их свойствам , назначению и т. д.

д\и «Разложи по группам»

Обогащение речи тематическими группами слов , активизация в речи новых слов .

д\и «Родственные слова»

                                                                   

                                                                                Занятие № 20

1

Развитие  графомоторных навыков .

Проведение прямых и наклонных линий

Развитие устойчивости внимания ,стимулирование работоспособности

« Зачеркни по образцу»( 1предмет)

Обучение составлению сериационных  рядов с определением  принципа сериации

д\и « Выложи сериационный ряд» ( из 3-4 геометрических фигур)

Развитие слуховой памяти

«Каскад слов» (4-5)

Развитие грамматических конструкций

д\и « Посчитай с 1-5»

                                                                                 Занятие № 21

1

Развитие мелкой моторики

« Замок» пальчиковая гимнастика

Развитие произвольного внимания и самоконтроля

«Нарисуй 5 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники»

Развитие зрительной памяти

« Зрительный диктант»

Развитие зрительного восприятия

.«Найди пару», «Найди такой же»

Активизация словаря

«Подбери слово»(противоположности)

                                                                                                Занятие  № 22    

1

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика « Кораблик»

Развитие зрительного восприятия

«Что недорисовано?»

Н-р: чайник без ручки, петух без хвоста

Развитие словесно-логического мышления

 «Четвѐртый лишний» - дидактическая игра с картинками

Развитие внимания

. «Найди отличия»

Развитие слуховой памяти

« Повтори за мной»

                                                                                                   Занятие № 23

1

Развитие мелкой моторики

«Помоги Золушке»(разложить фасоль,горох,пуговицы)

Развитие устойчивости внимания

«Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»

Развитие наглядно-образного мышления

.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)» использование кубиков, пирамидок и геометрических фигур.

Развитие слуховой памяти

« Цепочка слов»(3-4 слова)

Развитие связной речи

Рассказ « Елка в детском саду»(цепная структура)

                                                                                       Занятие № 24

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

Кинезиологигеские упражнения « Заяц –Кольцо»

Развитие произвольного внимания

.«Копирование образца»

Развитие наглядно-образного мышления

д\и « Полянки»

Развитие слуховой памяти

«Запомни и повтори»

Развитие грамматических категорий

«Назови ласково»

                                                                                         Январь

                                                                                          Занятие № 25

1

развитие зрительного восприятия, мелкой моторики

«Посмотри и узнай».

развитие  объема и  распределения внимания

«Найди и вычеркни».

развитие слуховой и двигательной памяти,

«Цепочка действий

развитие  наглядно-образного мышления, речи, расширение запаса знаний об окружающем

. «Кто кем будет? Что чем будет?». 

развитие умения анализировать, обобщать.

«Четвертый лишний». 

                                                Занятие № 26

1

Развитие графомоторных навыков

Штриховка предметов

развитие зрительного  внимания

«Найди предмет». 

 развитие восприятия целого по его частям,   развитие самоконтроля, организации деятельности.

«Составь фигуру ». 

 развитие  словесно-логического мышления, речи.

«Конструирование фраз»

 развитие наглядно-действенного мышления,

. «Пройди через лабиринт». 

                                                                                 Занятие № 27

1

Активизация межполушарных связей головного мозга

Кинезиологические упражнения « Игра на рояле»

 развитие  объема слуховой памяти.

«Добавь слово». 

развитие зрительного восприятия, внимания

. «Незаконченные рисунки». 

 развитие двигательного, слухового и зрительных анализаторов.

. «Раз-два-три». 

развитие  связной речи.

«Что может произойти». 

                                                                                  Занятие № 28

1

Развитие мелкой моторики

Игры с сухим бассейном

 развитие зрительного восприятия

«Найди спрятавшихся зверей». 

 развитие внимания объема, распределения,

«Найди и вычеркни». 

развитие   опосредованного запоминания

«Запомни слова по рисункам». 

развитие образно-логического мышления.

«Продолжи ряд». 

                                                                                  Занятие № 29

1

развитие умения сравнивать.

«Помоги найти портрет». 

 развитие образной и двигательной памяти

. «Вспомни и покажи». 

Развитие наглядно-образного мышления

. «На что похоже». 

Развитие графомоторных навыков

Копирование по образцу

развитие   логического мышления и речи.

«Последовательность событий». (2-3 картинки)

                                                                                    Занятие № 30

1

развитие устойчивости внимания и мелкой моторики.

 Упражнение  «Макароны». 

развитие смысловой памяти, речи.

. «Вспомни рассказ»(Осел и муравей) 

 развитие двигательного, слухового и зрительных анализаторов.

«Будь внимателен». 

развитие  зрительного  восприятия концентрации внимания

«Залатай коврик».

 «Найди отличия». 

                                                                          Занятие № 31

1

 развитие восприятия формы и цвета,  мелкой моторики.

«Найди и раскрась». 

 развитие  устойчивости внимания.

«Помоги найти тень».

развитие слуховой памяти.

. «Запомни слова». (5-6 слов)

Активизация словаря

«Укрась слово». 

 развитие умения анализировать, обобщать.

«Раздели на группы»(3-4 группы) 

                                                                         Занятие № 32

1

 развитие  распределения внимания,  мелкой моторики

«Найди и вычеркни».(3 фигуры) 

 развитие  наглядно-образного мышления,

«Нелепицы». 

развитие способности удерживать в памяти заданные

инструкции

«Цепочка действий». 

 развитие словесно- логического мышления и речи.

. «Последовательность событий»(3-4 серии сюжетных картин)

развитие умения анализировать, обобщать.

. «Четвертый лишний». ( посуда ,мебель)

                                                                                      Февраль

                                                                              Занятие № 33

1

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн с фасолью ( найди игрушки)

Развитие зрительной опосредственной памяти

«Запомни фигуры»

развитие концентрации внимания.

. «Заштрихуй картинку по заданному образцу». 

Развитие наглядно-действенного мышления

Палочки Киюзенера( собери по образцу)

Развитие грамматических конструкций

« Посчитай с 1-6»

                                                                                        Занятие № 34

1

развитие  внимания, умения сравнивать.

«Найди одинаковых человечков». 

Развитие восприятия временных отношений

«Угадай время года по описанию (вариативность)»

развитие словесно- логического мышления и речи

« Отгадывание загадок о временах года»

 

Развитие лексико-грамматических конструкций

д\и « Как дружат слова»

Развитие мелкой моторики и снятие эмоционального напряжения

Игры с кинетическим песком

                                                                                     Занятие № 35

1

развитие зрительного восприятия

. «Найди предмет». 

  развитие слуховой памяти.

«Запомни и повтори». 

 развитие наглядно-образного мышления, развитие самоконтроля, организации деятельности.

. «Составь фигуру ». 

развитие внимания, сплочение детей в группе. 

. «Кого не хватает». 

Развитие  речи.

«Скажи наоборот». 

                                                                                 Занятие № 36

1

Развитие мелкой моторики

.Пальчиковые игры с движением

Развитие слухового внимания

Расположи предметы согласно словесной инструкции

развитие  наглядно-образного мышления,

Сравни предметы по схеме

Развитие слухового восприятия

Узнай по голосу

Развитие связной речи

Составление рассказа  «Кот Васька»,по серии картинок.

                                                                                  Занятие № 37

1

развитие   наглядно-образного  мышления, мелкой моторики.

«Раскрась бусы». 

развитие внимания, объема, распределения, темпа деятельности.

. «Найди и вычеркни». 

 развитие устойчивости внимания, мелкой моторики,

«Вырежи фигурки и выложи изображение ». 

Развитие умения анализировать, обобщать.

Блоки  Дьенеша «Раздели на группы». 

Активизация словаря

« Дополни предложения»

                                                                                    Занятие № 38

1

развитие двигательного, слухового и зрительных анализаторов.

. «Будь внимателен». 

развитие смысловой памяти, речи.

«Вспомни рассказ». (Галка и голуби)

развитие образно-логического мышления, речи.

« Найди общие признаки»

развитие умения анализировать, обобщать

«Найди отличия»

снятие эмоционального напряжения

Игры с кинетическим песком

                                                                                      Занятие № 39

1

умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.

. Игра «Внимание, флажок».

Развитие зрительного восприятия

Игра «Что перепутал художник».

 Развитие образных представлений, наблюдательности,

. Игра «Сложи картинку».

Развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентации

Игра «Лабиринт».

Развитие мелкой моторики

Игра «Обведи и раскрась»

                                                                Занятие № 40                        

                                                                                           

1

развитие речи (активизация словаря ),

развитие тактильной чувствительности, перцептивных  действий  

Игра «Назови как можно больше…».

Игра «Угадай на ощупь».

Развитие устойчивости внимания

Игра «Найди такой же»

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

. Игра «Дорисуй картинку».  

Развитие словесно-логического мышления и речи

Рассказ со скрытым смыслом «Маленький Саша»

                                                                                         Март

                                                                               Занятие № 41

1

Развитие стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.

Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика).

Развитие умения запоминать многокомпонентную инструкцию

«Соедини точки»

развитие   наглядно-образного  мышления.

Игра «Танграм».

Развитие слухового внимания

«Запомни позу»

Развитие связной речи

Пересказ «Белочка и зайчик»

                                                                          Занятие № 42

1

Развитие моторной координации кисти руки

Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика)-закрепление

развитие , зрительного восприятия

«Разгладим платочки»

развитие образных представлений и речи

Игра «Назови как можно больше…»

развитие тактильной чувствительности, перцептивных действий

Игра «Волшебный мешочек».

Развитие умения сравнивать

Игра «Найди отличия»

                                                                                    Занятие № 43

1

Развитие моторной координации кисти руки

Игра «Кто больше завяжет узелков?»

Развитие восприятия цвета, формы ,величины предмета

Игра «Выложи фигуру»

Развитие стимулирования аналитико-синтетической деятельности.

. Игра «Последовательность событий».

Развитие способности переключать и регулировать внимание

д\и «Хлопай в ладоши»

Развитие связной речи

д\и «Послушай, ответь и расскажи»

                                                                                   Занятие № 44

.

1

Развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентации

«Птицы и птенчики» (пальчиковая гимнастика).

развитие  дифференцированного восприятия

Игра «Нарядные бусы».

развитие умения анализировать, обобщать

Игра «Сравни картинки»

развитие образных представлений и речи

. Игра «Назови  как можно больше…»

создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу.

. Игра-шутка «Воробышки».

                                                                                Занятие № 45

1

Развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентации

. Игра «Соедини точки и раскрась».

развитие наглядно-образного мышления, развитие самоконтроля, организации деятельности.

Игра «Ловкие руки».

Развитие логического мышления

Игра «Что перепутал художник»"

Развитие целостного восприятия предмета

Игра «Разрезные картинки».( 4-6 частей)

 

Развитие связной речи

Составление рассказа по схеме ( по выбору)

                                                                              Занятие № 46

1

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики

Игра «Раскрась рисунок»

Развитие произвольного внимания

Игра «Рисование по клеточкам»

развитие словесно- логического мышления и речи

Игра «Последовательность событий».

Развитие словесно-логической памяти

Запомни загадку с помощью мнемонических приемов

Развитие коммуникативных способностей.

« Передай другу»

                                                                                     Занятие № 47

1

 Развитие устойчивости внимания

. Игра «Будь внимательным».

 Развитие устойчивости и концентрации внимания

Игра «Не ошибись!»

Развитие произвольного запоминания посредством приема группировки

Игра «Группировка».

Развитие словесно-логического мышления, сообразительности.

Игра «Четвертый лишний».

Развитие наглядно-образного мышления

Игра «На что это похоже?»

                                                                               Занятие № 48

1

Развитие произвольного внимания

. Игра «Найди двух братцев»

развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация)

Игра «Конкретизация понятий»

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

Игра «Почемучки».

Развитие лексико-грамматических конструкций

«Незаконченное предложение».

Развитие пространственной ориентировки

д\и « Муха»

                                                                                            Апрель

                                                                                       Занятие № 49

1

Развитие перцептивных действий обнаружения

Игра «Кто, где спрятался»

Развитие  мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация

Игра «Четвертый лишний».

развитие сообразительности, наглядно-образного мышления

. Игра «Загадки-отгадки»

Развитие слухового внимания и памяти

Игра «Телеграмма».

Развитие лексических категорий

« образование  сложных прилагательных»

                                                                                        Занятие № 50

1

развитие произвольного внимания

Игра «Четыре стихии».

Развитие логического мышления

Игра «Что лишнее и почему?»

Развитие наглядно-образных представлений

Игра «На что это похоже?»

развитие произвольной памяти

. Игра «Запомни картинки».

Развитие мелкой моторики

Игры с кинетическим песком

                                                                             Занятие № 51

1

развитие произвольного внимания

Игра «Внимание, можно начинать»

развитие произвольного  

запоминания

Игра «Повторяем друг за другом».

Развитие логического мышления

Игра «Лишнее слово».

Развитие связной речи

Игра «Продолжи предложение»

Развитие лексико-грамматических конструкций

Игра «Найди в комнате предметы из дерева, пластмассы»

                                                                               Занятие № 52

1

Развитие произвольного внимания

Игра «Что изменилось?»

развитие логического мышления, любознательности

«Что лишнее и почему?»

Развитие произвольной памяти  

Игра «Сгруппируй и запомни».

Развитие наглядно-образного мышления

Игра «Танграм».

Развитие словесно-логического мышления

. Игра «Последовательность событий».

                                                                                      Занятие № 53

1

Развитие тонкой моторики руки

Игра «Мы в лес ходили» (пальчиковая гимнастика).

развитие произвольной памяти и внимания

Игра «Непрерывный рассказ».

Развитие словесно-логического мышления и речи

Игра «Четвертый лишний».

развитие  волевых процессов.

Игра «Кто быстрее заполнит баночку».

Пополнение словаря

« Опиши предмет по схеме»

                                                                              Занятие № 54

1

Развитие умения действовать согласно правилу.

Игра «Графический диктант».

Развитие слуховой памяти

. Игра «Запомни слова парами».

Развитие восприятия целостного предмета

Игра «Разрезные картинки».(4-6)

Развитие лексико-грамматических конструкций

д\и « Кто у кого»

Развитие логических операций анализа и синтеза

д\и « Подскажи словечко»

                                                                                  Занятие № 55

1

Развитие мелкой моторики

Игра «Дорисуй узоры».

развитие наблюдательности

Игра «Кто живет в аквариуме?»

Развитие слуховой памяти

Игра «Запоминали».

Развитие связной речи

Игра «Продолжи предложение».

Развитие грамматических категорий языка

« Измени слова по образцу»

                                                                          Занятие № 56

1

Развитие зрительного восприятия

Игра «Зеркало».

развитие наблюдательности

Игра «Чем отличаются клоуны»

Развитие логического мышления

Игра «Последовательность событий».

Развитие  произвольной памяти

Игра «Запоминаем вместе».

Развитие пространственной ориентировки

Игра «Найди по описанию».

                                                                                         Май

                                                                                          Занятие № 57

1

Развитие слухового восприятия

. Игра «Дружные хлопки».

Развитие зрительного восприятия

Игра «Узнай фигуры (предметы)».

Развитие мыслительных операций

Игра «Сколько фигур нарисовано?»

Развитие грамматических категорий языка

Игра «Говори наоборот».

развитие наблюдательности, логического мышления

Игра «Что сначала, что потом?»

               Занятие № 58

1

Развитие слухового восприятия и внимания

 Игра «Оркестр».

Развитие устойчивости внимания

Игра «Что изменилось?»

Развитие лексико-грамматических конструкций

Игра «Из какого материала?»

Развитие слуховой памяти

Игра «Вспоминалки»

Развитие логических операций анализа и синтеза

Игра «Продолжи предложение».

                                                                            Занятие № 59

1

Развитие пространственных представлений

д\и « Снежинки»

Развитие способности устанавливать закономерность

д\и «Чего не хватает»

Развитие целенаправленного запоминания

д\и «Спрячь игрушки»

Развитие способности переключать внимание

д\и «Корректурные пробы»

Развитие конструктивного праксиса

д\и «Сложи из палочек»(солнышко,домик)

                                                                                         Занятие № 60

1

Развитие конструктивного праксиса

д\и «Сложи из палочек»(елочку, человечка )

Развитие слухового и  внимания

д\и «Узор»

Развитие памяти на события

д\и «Свет зажгись»

Развитие словесно-логического мышления и речи

д\и « Угадай, что я загадала»

Развитие умения правильно употреблять предлоги

д\и «Где галчонок?»

Развитие хватательных движений

д\и «Поймай рыбку»

                                                                         Занятие № 61

1

Развитие пространственных представлений на листе бумаги

д\и « Поставь точки по образцу»

Развитие мышления

Упр «Классификация»

Развитие распределения и переключения внимания

« Шифровка»

Развитие произвольности и самоконтроля

« Передай мяч»

                                                                            Занятие № 62

1

Развитие умения действовать согласно правилу

Игра «Графический диктант».

Развитие временных представлений

« Отгадай загадки»

Развитие переключения внимания

« Ухо-нос»

Развитие мыслительных операций сравнения

«Чем похожи – не похожи»

Развитие связной речи

Рассказ цепной структуры « У Маши день рождения»

                                                                              Занятие № 63

1

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика « Белка»

Развитие логического мышления

« Логические задачи»

Развитие зрительного

восприятия

« Исключения лишнего»

Развитие памяти

« Я возьму с собой в лес»

Активизация словаря

« Кто больше назовет

                                                                    Занятие № 64

1

Развитие способности решать нестандартные задачи

« Сложи узор» (кубики Никитина)

Развитие слуховой памяти

« Послушай и повтори»

Развитие способности устанавливать закономерность

« Установи закономерность»

Развитие навыка словообразования

« Превращение слов»  

Развитие логического мышления

« Тонет- не тонет»

 

 

 

 

 

 

 

.

.

.

                                                                              3.5  Методическое обеспечение

Коррекционные программы и технологии:

 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

1. Подготовка к школе детей с ЗПР книга 1, книга 2 под редакцией С.Г. Шевченко /М., 2005

2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития./ Под ред. Л. Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой. 2010.

3. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., «Просвещение», 2010

4. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2015 .

Перечень диагностического литературы:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 

2. Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

3. Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в средней группе. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

4. Верещагина Н. В. Диагностика образовательного процесса в старшей группе. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

5. Верещагина Н. В. Диагностика образовательного процесса в подготовительной к школе группе. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

6. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М., 1998.    

7. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
8. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. – Санкт – Петербург, « Детство- Пресс», 2011

9. Изучение особенностей психофизического развития детей в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений / под редакцией  Сековец Л.С. /2009 

10  Стребелева Е.И. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».- М., «Просвещение»,  2014/

                                           3.6 Список литературы по коррекционно-развивающей работе

1. Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР / М. 2008

2. Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/  Венгер Л.А, Пилюгина Э.Ю., Венгер Н.Б. - М.: Просвещение, 1998.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи -  М.: Мозаика-синтез, 2010

4. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет. Под ред. Столяра А.А., - М.: Просвещение, 1991

5. Дидактические игры в детском саду /  Бондаренко А.К. -  М.: Просвещение, 1985.

6. Дыбина  О.В. Ребенок и окружающий мир - М.: Мозаика-синтез, 2008

7. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи – М.: Центр педагогического образования, 2008

8. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет.сада / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985

9. Играем пальчиками и развиваем речь/ В.В. Цвынтарный, Нижний Новгород «Флокс» 1995

10. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников/ И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова М., 2008

11. Как обеспечить безопасность дошкольников/ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, М., «Просвещение» 1998

12. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. Гербова В. В., Ильчук Н. П. и др. - М., 2005.

13. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. Гербова В. В., Ильчук Н. П. и др. — М., 2005 

14. Комплексные занятия в ДОУ. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, 2011г. М.:  Мозаика – синтез, 2008

15. Комплексное планирование для групп детей разноуровневого развития по программам М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной/ Волгоград 2010

16. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие./Сековец Л.С. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999

17. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2008.

18. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева, О.В. Суворова. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003

19. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами/ Гордеева Т.В. М.: Книголюб, 2008

20. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях PDF. М.: ТЦ Сфера, 2009.

21. Михайлова З.А. Игровые занимательные  задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990

22. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми  с ЗПР /М. 2007

23. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми  с ЗПР /М. 2007 29. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

24. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

25. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

26. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015

27. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/ Л.В. Артемова, М., «Просвещение» 1992

28. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/Л.П.Савина, М., Астрель  «АСТ» 2001

29. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

30. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие для ВУЗов. - М.,. Владос. 2004

31. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет/ Алябьева Е.А., М., 2005

32. Развивающие игры для дошкольников 2-7 лет/ А.В. Печерога, М., «Вакс» 2010

33. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам/ М., 2008

34. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей /М., 2000 

35. Учите детей отгадывать загадки  / Илларионова Ю.Г. – М.: Просвещение, 1985.

36. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада / Т.Д. Рихтерман - М.: Просвещение, 1991.

37. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет// Е.О. Севостьянова -  М., 2005

38. Что плавает? Что тонет?  - Сборник занимательных игр развивающего характера/ Парамонова Л.М., Чебоксары 1991

39. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников  с нарушением интеллекта / М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по коррекции познавательных процессов в подготовительной группе Тема: «Дом и его части»

Конспект учителя - дефектолога работающего с детьми с нарушением зрения...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

ПРОГРАММА коррекции познавательных процессову детей 3-5 лет«ШАГ ЗА ШАГОМ».«Формирование мышления».«Развитие зрительного восприятия и внимания».В основе программы:«Программа дошкольных образовательных ...

Коррекция познавательных процессов

Коррекция позновательных процессов...

Пескотерапия как средство коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений и развития мелкой моторики рук у слабовидящих детей

Игры с песком необходимы для слабовидящих детей, так как они:·     развивают познавательные процессы;·     развивают тактильно-кинетическую чувств...

Проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

В данном материалы рассматриваются аспекты психологической диагностики детей к школьному обучению...

План индивидуального развития и коррекции познавательных процессов у детей.

Данный  план, направлен на систематизацию  деятельности педагога-психолога в детском саду....