ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
рабочая программа на тему

Гуркина Мария Борисовна

ПРОГРАММА коррекции познавательных процессов

у детей 3-5 лет

«ШАГ ЗА ШАГОМ».

«Формирование мышления».

«Развитие зрительного восприятия и внимания».

В основе программы:

«Программа дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелекта». Авторы программы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsii_poznavatelnykh_protsessov.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласованно»                                                «Утверждаю»

МИОО___________________                                Директор ЦППРиК «Детская личность»                        

«____»___________________                                «____»___________________________

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

«ШАГ ЗА ШАГОМ».

«ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ».

«РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ».

В основе программы:

«Программа дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелекта». Авторы программы: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.

Составитель:

Учитель-дефектолог Гуркина М.Б.

Москва 2014-2015

Пояснительная записка

Актуальность.

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Коррекционный блок задач направлен, во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка) которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Целенаправленное обучение позволяет умственно отсталому ребенку перейти на тот уровень способностей, который делает возможным перенос усвоенных способов действия (в рамках учебной ситуации) на другие виды практической деятельности. Изменение деятельности ребенка приводит к изменению его психики, что в свою очередь создает предпосылки для дальнейшего развития деятельности.

Цель программы:

        Программа направлена на формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком, раскрытию его потенциальных возможностей и способностей.

Задачи программы:

•        развитие сенсорного восприятия;

•        развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;

•        формирование и обогащение общих представлений детей об окружающем;

•        развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

•        обогащение речевой и коммуникативной функции;

•        развитие мелкой моторики;

•           формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки
  изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия,
  классифицировать, делать выводы и обобщения.

Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при
целенаправленном влиянии педагога-дефектолога и родителя на ребенка. Заботясь
о развитии ребенка, педагоги совместно с семьей должны стремиться создать
необходимые условия, в которых будет осуществляется коррекционно-развивающая работа.

Целевая аудитория

     Данная программа коррекционно-развивающей работы рассчитана на детей в
возрасте от 3 до 5 лет, имеющих те или иные нарушения, отставание или
особенности в развитии познавательной сферы.

Методы, используемые в программе

       Эффективность коррекционной работы зависит от использования
разнообразных методов работы. По источникам передачи и характеру восприятия информации выделяются следующие методы:

-        словесные методы (с опорой и без опоры на наглядность);

-        наглядные методы;

-         практические методы (орудийно-манипулятивный, конструктивный, изобразительно-графический).

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год: Формирование мышления (подгрупповые занятия) - 2 раз в неделю (72 часа), развитие зрительного восприятия (фронтальные занятия) – 1 раз в неделю (36 часов).

       

Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Диагностика психомоторного и интеллектуального развития детей. Заполнение дефектологических карт,

документации дефектологического кабинета.

15 сентября – 15 мая

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию.

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психомоторного и интеллектуального развития детей. Заполнение документации.

Индивидуальная или мини-группа: предполагает работу педагога с отдельным ребенком индивидуально или с двумя-тремя детьми.

Подгрупповая: В подгрупповой работе учитель-дефектолог должен определить состав группы, выделить 2 подгруппы по 7-8 детей, и в соответствии с этим строить учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста и развития.

Групповая: групповая работа дошкольников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя-дефектолога; четкий инструктаж; владение учителем-дефектологом приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Структура занятия

     

Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе.

  1. Ритуализированное начало занятия: приветствие.
  2. Упражнение на формирования мышления. (Упражнения на развитие зрительного восприяттия).
  3. Динамическая пауза «Веселая переменка».
  4. Подвижная коммуникативная, конструктивная игра.
  5. Итог.

В дошкольных группах и индивидуальной работе с дошкольниками применяются следующие виды организации занятий:

-работа по образцу;

-работа по карточкам;

-работа по инструкции (схеме);

-работа по иллюстрациям, рисункам;

-работа с игровым материалом.

Учебно-тематический план.

Тема

Содержание

Кол-во часов

Форма работы

1.

Формирование мышления

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное значение.

10

Подгрупповая.

Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных  средств  в проблемной практической ситуации.

21

Подгрупповая.

Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач.

21

Подгрупповая.

Игры-упражнения на определение причинно-следственных зависимостей.

20

Подгрупповая.

2.

Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия и внимания).

Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов.

14

Групповая.

Восприятие цвета, формы, величины.

Групповая.

Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения.

14

Групповая.

Формирование представлений о воспринятом.

8

Групповая.

Предполагаемый результат

Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных
дефектологического обследования (первичная диагностика) и состояния познавательного развития на заключительном тестировании (итоговая диагностика) за каждый учебный год.
Ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка всякое положительное
изменение в развитие познавательной деятельности, замеченное учителем-
дефектологом и родителями, фиксируется как успешность в обучении.
Успешным в обучении можно считать и умение использовать полученные знания.

При завершении программы дети могут:

Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия и внимания):

Формирование мышления.

Различать объемные формы (куб, шар)
Узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других)
Складывать из двух частей разрезную предметну картинку.
Воспринимать (сличать) цвет и знать название: красный, желтый.

Воспринимать величину (большой, маленький).
Соотносить предметы с их изображением в пределах двух-трех предъявленных образцов.
Находить парные предметы, расположенные в разных местах игровой комнаты.

Пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях, использовать в знакомой обстановке вспомогательные средства или предметы-орудия (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе высоко или далеко лежащих предметов).

Пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных высказывания.

Оценка эффективности коррекционной работы

Результаты первичной и итоговой диагностики фиксируется в листе динамики коррекционной работы учителя-дефектолога.

Оценка качества усвоения программы:

Количественный анализ – посещаемость, фиксация занятий в рабочем журнале, отслеживание результата, статистические данные.

Качественный анализ – диагностика формирования навыков, анализ успешности деятельности в достижении целей, сравнительный анализ исходного и актуального состояния ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции фонематических процессов у детей подготовительной группы с ОНР

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Программа индивидуальных занятий по коррекции позновательных процессов у детей 4-6 лет "TEACCH".

TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped CHildren).TEACCH - это целостная педагогическая концепция развития, обучения и терапевтической поддержки, направленная...

Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Пояснительная записка.Большинство игр, представленных программой тематической направленности, можно включать в обучающие занятия с детьми. Например, игру «Найди пару», «Запомни свое место», «Найди пут...

Программа по коррекции познавательных процессов

В нашей стране создана единая дошкольная и школьная система воспитания и обучения аномальных детей. Однако, в эту систему до настоящего времени не были включены дети, страдающие ранним детским аутизмо...

Проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

В данном материалы рассматриваются аспекты психологической диагностики детей к школьному обучению...

План индивидуального развития и коррекции познавательных процессов у детей.

Данный  план, направлен на систематизацию  деятельности педагога-психолога в детском саду....

Коррекция познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Перед педагогом, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.Низкий уровень учебных знаний служит ...