Статья.Консультативная группа. Важная роль в образовании детей с ограниченными возможностями.
статья по коррекционной педагогике

Юлия Валерьевна Федоренко

Родители детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) это особая группа, они играют большую роль в жизни своего ребёнка, на них возлагается ответственность за его будущее и его успехи, они могут сделать очень многое для успешного его развития. В помощь таким семьям в системе образования создаются и поддерживаются особые образовательные условия.

В настоящее время в России законодательно закреплено право каждого человека на получение образования.

Статья 5 п. 5 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» гласит:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

  1. создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья <...>»

Особое значение в данном контексте приобретает возможность получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как возраст начала обучения в большинстве случаев оказывает прямое влияние на возможности коррекции и компенсации, существующих особенностей психофизиологического развития, а так же определяет вероятность формирования вторичного дефекта.

Важно отметить, что существует ряд обстоятельств в связи с которыми право на образование детей  с ОВЗ не может быть реализовано в формах, предполагающих регулярное посещение дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Таким образом существует необходимость создания специальных условий, обеспечивающих возможность получения качественного доступного дошкольного образования.

В рамках решения данной задачи в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга создана и успешно функционирует консультативная группа для детей с нарушениями слуха. Возрастная категория такой группы широкая начиная с 1 года до 8 лет.

Контингент воспитанников данной группы составляют:

  • Часто болеющие дети и дети с тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями (помимо сенсорных нарушений);
  • Дети со сложной структурой дефекта;
  • Дети в возрасте до ясельного возраста;
  • Дети после кохлеарной имплантации на первом этапе реабилитации.

 Для обучающихся, включенных в данную группу, разрабатываются индивидуальные маршруты, которые включают в себя:

  • комплекс корреционно-развивающих мероприятий с ребенком, которые могут проводится, как в ДОУ так и дома у обучающегося,
  • рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды на территории проживания ребенка,
  • план информационно-просветительской работы с семьей.

Одной из важнейших задач  консультативной группы является оказание психолого-педагогической поддержки семьям детей с ОВЗ. Работа специалистов, в первую очередь, направлена на формирование правильного представления у родителей об особенностях их ребенка, помощь в установлении контакта и выработки эффективных способов взаимодействия с ребенком.

На первом этапе обучения, проводится комплексное психолого-педагогическое обследование, которое включает в себя проведение диагностики  следующими специалистами: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед. На основе полученных результатов, а так же с учетом мнения родителей, разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка. В зависимости от психофизиологических особенностей ребенка, данный маршрут может включать в себя карту непосредственной образовательной деятельности, проходящей в ГБДОУ, в которую ребенок может быть включен. Так возможными вариантами могут стать посещения ребенком занятий по физическому развитию или музыкальному воспитанию  совместно с группой детей соответствующего возраста или более младшего/старшего возраста. С целью определения динамики развития ребенка, а так же для корректировки индивидуального образовательного маршрута обследование ребенка может быть проведено повторно в середине и в конце года.

Ведущим специалистом, обеспечивающим координации деятельности всех специалистов, работающих с обучающимися консультативной группы, является учитель-дефектолог (сурдопедагог). Занятия, которые проводит учитель-дефектолог строятся на комплексном подходе. Они включают в себя:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие двигательных навыков (крупная, мелкая моторика);
  •  сенсорное развитие (зрительного, слухового, тактильного, обогащение проприоцептивной базы);
  • развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
  • развитие речи (речевое дыхание, артикуляционного аппарата, стимуляция речи, ритм, интонация, накопление пассивного и активного словаря).

Важной особенностью работы специалистов с детьми в консультативной группе является то, что родитель ребенка принимает непосредственное участие во всем что происходит. Данное обстоятельство обеспечивает ребенку эмоциональную поддержку в ходе выполнения заданий, а так же дает возможность родителю на практике освоить новые формы взаимодействия с ребенком.

 Важной особенностью занятий в консультативной группе в том что в процессе обучения обязательно принимает участие родитель не важно кто это будет мама ,папа или бабушка, во первых это хорошо так как  есть эмоциональная поддержка близкого человека а так же радость ребенка от того что они взаимодействуют и находятся в едином образовательном процессе. Пользя для родителя работая в таком ключе, является то что он наблюдая и видя действия педагога перенимает опыт общения и обучения со своим ребеноком . Учитель-дефектолог выполняет  двойную задачу  научить  не только ребёнка но и дать практические навыки родителю, так как он тоже берет на себя роль ведущего, чтобы учесть особенность выполнения заданий и рекомендаций от педагога для выполнения их уже дома.

Работа в консультативной группе это увлекательный, творческий и многокомпонентный процесс, задания могут быть разной направленности, различного вида деятельности и формы, но имеют    четкие поставленные задачи. СОЗДАВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА С ОВЗ И ЕГО СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ дети успешно адаптируется в окружающей среде, и родители получают колоссальную поддрежку.    

Таким образом каждый воспитанник консультативной группы является полноценным участником жизни детского сада.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....