Литотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №3 «СОЛНЫШКО» с. БУРАЕВО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БУРАЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Литотерапия в психокоррекционной работе с детьми»
Выполнила: педагог-психолог
Гильванова Г.К.
Бураево, 2020
В настоящее время для педагогов и психологов остро встает проблема роста количества детей с проблемами поведения, а также личностного развития. Психологи используют разные нетрадиционные методы психокоррекционной работы с детьми – сказкотерапия, арттерапия, песочная терапия.
Сегодня я хочу рассказать про малоизученный, но очень интересный метод психокоррекционной работы – литотерапию. Литотерапия — (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение камнями. Она применяется в психологии, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Почему именно камни? Камешки нравятся детям, они красивые и интересные на вид, приятные по ощущениям, бывают разного размера, с ними можно играть и заниматься. Дети с удовольствием их перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д.
Камнетерапию полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности:
- конфликтность, агрессивность;
- замкнутость, тревожность;
- невротические и эмоциональные расстройства;
- кризисные состояния;
- низкая самооценка.
Каковы же полезные свойства литотерапии? Игры с камнями:
- развивают мелкую моторику рук, творческое воображение;
- оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
- способствуют развитию элементарных навыков общения, развитию связной речи;
- способствуют коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе;
-способствуют снятию психоэмоционального напряжения.
Занятия с камешками я провожу в малых группах (не больше 3-5 человек) или индивидуально. Для проведений таких занятий у меня имеется коллекция камней разных размеров и цветов, камни с изображением предметов, различные маленькие фигурки для придумывания историй и обыгрывания их на песке. Камни имеют гладкую поверхность, что совершенно безопасно при работе с детьми разного возраста. Просто выполнять упражнения детям скучно, поэтому я использую интересные игры, совместно с детьми придумываем сюжеты, обыгрываем всё это на световом столе с песком под музыкальное сопровождение.
Хочу представить Вам варианты упражнений с применением камней:
- камушки можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме, группе;
- закапывать камни в песке и устраивать «поиски сокровищ»;
- придумывать сказки, фантазировать о том, на что похож тот или иной камень, откуда он произошел;
- камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;
- с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела;
- камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать;
- камни можно считать, выкладывать дорожки на шаблонах, выкладывать цифры и буквы.
В заключении я хочу сказать, что игры с камнями в сочетании с песком и водой дают мощный психотерапевтический эффект. Перебирая камешки в руках, дети становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Эмоциональное состояние нормализуется, снимаются тревожность, страхи, агрессивность, конфликтность, дети обретают уверенность в своих силах, получают положительные эмоции.
1. «Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет» под редакцией Анны Валерьевны Черняевой
2. Зайцева А. А. «Роспись по камешкам»- М.: Эксмо, 2011.
3. Пляскина Е. П. Программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
Изотерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовл...
«Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Педагогика и методика дошкольного образования Детская практическая психологияПрезентация на тему:«Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...
"Игровые методы в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Традиционно психологическая работа с ребенком в детском саду оказывается в рамках индивидуальной и групповой работы с педагогом-психологом.Одним из основных принципов ФГОС являетс...
Психокоррекционная работа с детьми дошкольного возраста с помощью физических упражнений.
В настоящее время в связи с физиологической незрелостью большинства новорожденных и социальной уязвимостью детей наблюдается тенденция снижения уровня их психосоматического здоровья ...
Психокоррекционная работа с детьми дошкольного возраста с помощью физических упражнений.
В настоящее время в связи с физиологической незрелостью большинства новорожденных и социальной уязвимостью детей наблюдается тенденция снижения уровня их психосоматического здоровья ...
Литотерапия или камнетерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
Статья об использовании камнетерапии в работе педагога-психолога дошкольного возраста...