«Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
презентация по коррекционной педагогике

Бурматова Анжела Васильевна

Педагогика и методика дошкольного образования
 Детская практическая психология

Презентация на тему:
«Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогика и методика дошкольного образования Детская практическая психология Презентация на тему: « Игротерапия в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста» Выполнила: Бурматова Анжела Васильевна Ярославль, 2017

Слайд 2

Игровая терапия — это психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы тем самым содействовать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Непосредственно сам процесс игротерапии включает в себя выполнение группой или отдельным клиентом специальных упражнений, предполагающих и стимулирующих вербальное (выраженные словами) и невербальное (бессловесные) общение, игровое проживание ситуационных задач. Во время игротерапии в группе происходит коррекция и создание межличностных отношений среди участников, за счёт чего снимается напряжённость и страх перед другими людьми, повышается самооценка. Игротерапия также является основным методом для работы с детьми от 2 до 12 лет вследствие ограниченного возрастом их когнитивного развития и способности вербализовать свои мысли и чувства. Игра — это неотъемлемая часть жизни детей, которая представляет собой средство обучения общественным правилам, а также установления отношений с окружающими людьми. Метод может считаться эффективным, если ребёнку удаётся играть раскрепощено и с радостью.

Слайд 3

Немного истории Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд , описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания . М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии . Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному . Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии : психоаналитически ориентированную ; недирективную и директивную ; построения отношений ; поведенческую ; терапию отреагированием ; индивидуальную и групповую и др.

Слайд 4

Когда эффективна игротерапия ? Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание , нарушения поведения, вредные привычки и др . Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм . Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает: для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей; при агрессивном поведении; при выдергивании волос; для профилактики и лечения страхов; для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей; при трудностях в чтении; для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении; при отставаниях в развитии речи; для ускорения развития детей с умственной отсталостью; при лечении заикания; для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.); при многих других проблемах.

Слайд 5

С кем лучше играть: с игротерапевтом или с мамой? Конечно, получить специализированный курс игротерапии можно в кабинете детского психолога. Он сможет подобрать методики, наиболее подходящие для вашего ребенка, в зависимости от его потребностей и задач, которые вы перед ним поставите . Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту. Но , тем не менее, специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек . Кроме того, польза от занятий , которые проводят с ребенком родители, очевидна . При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях , меняются детско-родительские отношения .

Слайд 6

С чего начинается игра? Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это : уважительное отношение к желаниям малыша; недопущение насильного принуждения к игре; дозировка эмоциональной нагрузки на малыша; создание радостной игровой атмосферы; наблюдение за самочувствием ребенка . Разные игры – для разных целей 1. Игры для улучшения психологического самочувствия (жмурки, пятнашки, прятки, полоса препятствий) Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия . Такие игры помогают: наладить контакт между ребенком и родителями; снять нервное напряжение; зарядить оптимизмом и жизнерадостностью; уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства; улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.

Слайд 7

2. Игры , помогающие в коррекции агрессии(Сражение, з лые – добрые кошки, каратист, боксер, обзывалки овощами, фруктами, ягодами и цветами) Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию . 3. Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление (Снеговик, буратино , солдат и тряпичная кукла, насос и мяч, ласковые лапки, цветные ладошки, лепка из солёного теста) Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают. Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие. 4. Игры, помогающие в коррекции страхов (смелые мыши, привидение, сова и зайцы) Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий эффект, снимающий скованность и напряженность, для третьего – стать школой общения со сверстниками. Богаты коррекционные возможности также игр-драматизаций. Разыгрывая трудные ситуации в играх, дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях. Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью! Самая полезная психотерапия – это любовь мамы и папы.

Слайд 8

1.В зависимости от роли в игре взрослого: директивная – направленный процесс (во время игры ребенок сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов); недирективная – ненаправленная игровая терапия (взрослый старается не вмешиваться). 2.По структуре материалов для игры: структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие), выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон); неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы. 3. По форме организации процесса: групповая; индивидуальная. Виды и формы игротерапии :

Слайд 9

Помимо применения игры с использованием игрушек, в работе психолога с детьми можно применять различные виды игр: игры-развлечения; игры-упражнения; сюжетно-ролевые игры ; процессуально-подражательные игры ; традиционные народные игры Не стоит забывать, что игрушки и игры , которыми увлечен ребенок, оказывают огромное влияние на развитие его личности . Игротерапия становится важным средством в арсенале современных родителей и педагогов. Игрушки могут как обострить негативные черты , спровоцировать проявления агрессии, грубости, так и сгладить их при умелой организации игры и участии в ней взрослого. Уделите в нимание игрушкам

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Слайд 11

Список литературы Малахова А.Н. «Небесное путешествие. Программа Игротерапии для дошкольников изд-во «Сфера».2008.90с. Игротерапия для дошкольников / Н.В. Зеленцова-Пешкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014.-156с., ил. – (Школа развития). Выгодский Л.С. « Психология развития человека». М.:ЭКСМО, 2003г.