Обучение грамоте детей с нарушением зрения
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Наумова Людмила Владимировна

Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими патологию зрения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_s_narusheniem_zreniya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте детей с нарушением зрения

Обучение грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) является важной коррекционной задачей. 

Исследования показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста препятствует спонтанному накоплению им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи

Психофизическая основа чтения и письма – это взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, речедвигательного и моторного анализаторов. При таких заболеваниях как астигматизм, амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное восприятие у детей имеет некоторые особенности:

  • снижение поля зрения;
  • смешение сходных форм;
  • неустойчивость фиксации взора;
  • неравномерность движения глаза;
  • нарушение зрительно – моторных координаций;
  • сокращение и снижение скорости зрительного восприятия.

В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех структурных компонентов речи, что может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.

Сложности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка, быстрое утомление при зрительных нагрузках, низкая работоспособность – далеко не все проблемы, с которыми сталкивается педагог при работе со слабовидящим  ребенком.

Для успешного усвоения грамоты, детям с нарушениями зрения необходимы эффективные вспомогательные средства. 

Элементы занимательности, игры, шуточные песенки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках, позволят усвоить учебный материал, и необходимые понятия, поддержат мотивацию к обучению.

Игры «Живые слова», «Путаница», «Разрушенное слово», «Слоговые домики», «Чем отличаются слова», «Добавь (убери) звук», «На что похожа буква», «Выложи букву из палочек», «Буква заблудилась», «Назови братца» «Пишущая машинка» и др сделают процесс обучения грамоте легким, ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.

Работу по обучению грамоте невозможно отделить от системы всей коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия, направленной на формирование системы сенсорных эталонов цвета, света, размера, формы, ориентации, коррекцию недостатков прослеживающей функции глаз, зрительно-моторных координаций, фоновых различий.

Здесь на помощь придут различные игры и упражнения коррекционной направленности: обводки, штриховки, мозаики, лабиринты, траектории с буквами, слогами и словами, специальные графические упражнения.

Большое значение в работе с детьми, имеющими зрительные нарушения, имеет соблюдение офтальмо-гигиенического режима. Занятия по обучению грамоте строятся в соответствии со следующими требованиями:

  • дети рассаживаются по местам с учетом диагноза и остроты зрения;
  • длительность занятия не превышает 25 минут;
  • темп занятия снижен;
  • обязательный этап – специальная гимнастика для глаз, физминутка, пальчиковая гимнастика;
  • зрительная нагрузка четко регламентируется соответственно возрасту и возможностям зрительного анализатора;
  • освещение, мебель соответствуют гигиеническим нормам.

Подбор наглядных пособий, используемых на занятии, осуществляется в соответствии с офтальмо-педагогическими требованиями:

  • каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст (до 60 % - 100 %);
  • хроматические объекты должны иметь насыщенные цвета;
  • размеры изображений подбираются индивидуально в зависимости от остроты зрения и состояния поля зрения.

Обучение грамоте включает в себя комплексное развитие всех компонентов родного языка, психических процессов, различных параметров зрительных функций и пространственной ориентировки на макро- и микроплоскости. Успех обучения и развития слабовидящего ребенка зависит от применения индивидуальных форм работы с каждым учащимся и использования специальных методических приемов. И тогда знания и навыки, полученные в детском саду, позволят детям успешно продолжить обучение и быстро адаптироваться к новым условиям обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"

В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...

Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»

Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Особенности обучения грамоте детей с нарушением зрения.

             Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письмен...